УДК 159.9.07
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.8
РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ДИАГНОСТИКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛА ТЕЛЕСНОСТИ (ДЭТ)
М.Ю. Луцик1, A.B. Дронго2
1,2Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614000, г. Пермь, ул. Букирева, 15 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
Аннотация
Экзистенциальные данности являются основными категориями, с которыми происходит работа в экзистенциальном анализе для актуализации бытия клиента. Несмотря на это они имеют малую операционализацию и слабо доступны количественным способам измерения, зачастую исследуются лишь феноменологическим путем, что ограничивает возможности работы с ними. Особенно это касается измерения телесности, которое в последнее время отбрасывается в угоду онтоцентрическим сферам. Из-за этого не всегда получается достаточно точно и доступно понимать феноменологию внутреннего мира, ведь не учитывается основной экзистенциал, выражающийся в возможности физически быть в этом мире. Также невозможно стандартизировать метод работы и исследовать его эффективность без специальных инструментариев. На основе этих проблем была разработана диагностика экзистенциала телесности (ДЭТ) как многомерного феномена переживания клиента своей физической явленности в мире. Были выделены конкретные методологические основы для создания диагностики, на их основе разработана дальнейшая структура методики и стимульный материал, которые в большинстве своем подтвердили свое значение в факторном анализе, лишь сфера Umwelt-предметного мира не во всем соответствует предполагаемым характеристикам. Была установлена конвергентная валидность, что подтвердило предмет этого инструментария, а также изучена структура телесного экзистенциала, который затрагивает все остальные онтологические характеристики, что подтверждает гипотезу о его основании для бытия. Все основные психометрические показатели были установлены, ДЭТ имеет высокие показатели конвергентной, прогностической и структурной валидности и надежности. Данная диагностика может быть использована в практической работе психолога в роли скрининговой диагностики либо же как референтный стимульный материал, подлежащий обсуждению на сессии и позволяющий непосредственно столкнуться с экзистенциальной сферой бытия.
Ключевые слова: экзистенциальный анализ, данности, бытие, диагностика телесности, экзистенциалы, umwelt, mitwelt, eigenweit.
Благодарности: Выражаем признательность анонимным рецензентам редакции журнала «Вестник СамГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки».
Введение
Экзистенциальный анализ представляет собой направление психотерапии, ориентирующееся на исследование, описание и объяснение тех способов, с помощью которых человек бытийствует в мире. В данном направлении исследование бытия или, как пишет Л. Бинсвангер, - миропроекта осуществляется за счет анализа фено-
1 Луцик Максим Юрьевич, магистрант философско-социологического факультета.
2 Дронго Анна Владимировна, студент философско-социологического факультета.
менов, которые могут структурировать переживания клиента патологичным образом [3]. Этими феноменами являются экзистенциалы - определенные категории, которые позволяют быть возможным какому-либо опыту, но не гарантируют его; они определяют доступность бытия и открытость миру, возможность в нем находиться и реа-лизовывать себя. Это данность, без которой индивид немыслим [3]. Если же структура экзистенциала становится суженной, искаженной, то человек ограничивает доступный ему опыт и бытие становится неподлинным, неаутентичным. Таким образом, способ бытия становится патологичным, если человек, сознательно или нет, не позволяет какому-то из его экзистенциалов быть, если появляются какие-то ограничения или какой-то из них становится доминирующим. Поэтому анализ данных феноменов является главным для понимания внутреннего мира клиента и его структуры переживаний [24]. В рамках психотерапии осознание своего индивидуального способа бытия позволяет клиенту взять за него ответственность и при необходимости изменить, что является главной целью экзистенциальной практики [10].
М. Босс предлагает осуществление этой цели через анализ 7 экзистенциалов [4] в психотерапевтических сессиях: 1) пространственность как возможность человека реализовать себя, свои свободы в этом мире; 2) темпоральность - отношение клиента ко времени и к способности его замечать; 3) событийность - умение устанавливать подлинный контакт с другим человеком; 4) настроенность как возможность испытывать спектр эмоций и настроений; 5) историчность - осознание своей жизненной истории и ответственности за нее; 6) смертность - неизбежность конечности жизни, здесь зачастую происходит анализ отношения человека к его смерти, к мыслям об этом; 7) телесность - то, чем человек является, что есть он сам, может ли он считать себя самим собой и реализовывать свое бытие через тело [4].
1. Обзор литературы
В настоящее время в психотерапии нет такого четкого разделения на работу с конкретным экзистенциалом, но можно отметить тенденцию, что большее предпочтение отдается анализу и работе с духовным способом бытия человека в мире [17]. Это обусловлено онтоцентрическим подходом к анализу личности и ее бытия. И если большинство экзистенциалов могут располагаться в этой плоскости, то телесность зачастую не рассматривается в анализе как то, что не является онтологическим в представлении многих авторов. Однако человек не может находиться в полном контакте с миром, если он реализует лишь часть своего Я, находясь в отчуждении от телесной сферы, пытаясь «преодолеть» ее [18]. Телесность представляет собой феноменологическое единство, определяющее мироощущение индивида [20]. Поэтому обращение внимания на этот экзистенциал необходимо, и оно должно встраиваться в структуру сессий. А. Лэнгле указывает, что обращение к духовному измерению Я, а точнее, к смыслообразующей сфере должно быть последовательным и происходить лишь как итоговый этап терапии [17]. Э.В. Дорцен добавляет, что «нет смысла работать с другими измерениями до тех пор, пока человек не научится переживать базовое чувство - ощущение того, что он способен самостоятельно управлять своим фи -зическим бытием» [10]. Поэтому начинать следует с анализа способов обращения клиента с его экзистенциалом телесности, возможности физически быть в этом мире. Иначе он не сможет обрести возможность реализации этого модуса. Именно это и является первой проблемой исследования, которая выражается в том, что экзистен-
циал телесности рассматривается реже всего и лишь немногие признают его как часть онтологической сферы бытия.
Второе противоречие относится к исследованию телесности. Если данный феномен анализируется в психотерапевтическом взаимодействии с помощью диагностик, то в этом случае идет изучение лишь отношения человека к своему телу, к его различным зонам, исследуется восприятие телесного Я, удовлетворенность им [1]. Как будет видно в дальнейшем, таким способом исследуется лишь измерение Eigenwelt [4], при этом не затрагиваются остальные сферы бытия. Помимо этого не изучается диссоциация или слияние с частями тела - то, где человек «находится», может ли считать себя целостным, отождествляет ли он себя с телом и способен ли использовать его для полной жизни. Соответственно, изучение телесного экзистенциала сразу в трех сферах позволит полнее устанавливать картину мира клиента, чего нельзя осуществить за счет диагностик, к которым прибегают в современной практике, и это является второй проблемой и актуальностью данного исследования.
На основе обозначенных выше проблем цель исследования - создание диагностики наиболее полной структуры телесного экзистенциала как многомерного феномена, являющегося и онтическим [24], и онтологическим по отношению к бытию клиента.
2. Методы исследования
Фундаментом разрабатываемой диагностики являются следующие методологические положения.
Первое положение основывается на понятии экзистенциала. В соответствии с воззрениями М. Босса, экзистенциалом является данность - то, с чем человек приходит в этот мир, с чем обязательно сталкивается и через что может дать бытию проявить себя. Это характеристика человека, которая делает доступной возможность появления опыта, но полностью не обеспечивает этого [6]. Именно от обращения с экзистенциалами, от формирования их структуры зависит возможность возникновения опыта. Например, суженная структура экзистенциала, где человек не имеет возможности получать иного опыта, кроме патологического, ведет к утрате бытия. Таким образом, применительно к исследуемому феномену путь к полноте бытия, т. е. к максимально полному присутствию в жизненной ситуации самым непосредственным образом связан с полнотой присутствия в собственном теле [20]. И изучение конкретных зон, в которых человек отсутствует, и того, как его в них нет, -главная задача этой диагностики.
Второе положение описывает необходимость анализа любого экзистенциала через призму трех миров, трех отношений [6]. Это Umwelt - предметный, биологический мир, Mitwelt - описывающий отношения с другими людьми и Eigenwelt -свой собственный мир, отношения со своим Я, с самим собой [19]. В создаваемой диагностике использование такого детального анализа является принципиально важным, потому что это позволит разделить желание и возможность получения опыта через исследуемый экзистенциал. Например, в мире собственного Я по результатам может получиться такая картина, где индивид свободно мог бы использовать зону рук для получения опыта и взаимодействия с миром. В предметном мире возможна такая же ситуация, но в совместном мире с другими людьми может оказаться, что нет человека или возможности, через которую этот опыт мог бы реализоваться.
С одной стороны, это укажет на зону ближайшего развития, а с другой - послужит поводом для обсуждения данного феномена и разногласия, что поможет лучше прояснить миропроект клиента.
Третьим положением является понимание телесности. Она является данностью, многомерным феноменом, проявляющимся на разных уровнях бытия, к которому можно обращаться и переживания которого можно пытаться избегать, испытывая невротические чувства [21]. К тому же телесность понимается не просто как физический объект, а как сфера, через которую может быть исполнена экзистенция [8]. В разрабатываемой диагностике происходит не только анализ тела как физического объекта, но и феноменальный опыт восприятия [15], осознания нахождения в своем теле и отношения к нему. При обращении к этой категории человек полнее переживает свое бытие и становится открытым и доступным новому опыту, значит, он должен находиться в теле, являться им, чтобы была возможность использовать эту данность. Сформированный экзистенциал телесности является «бытийной опорой» человека [13]. Р. Лэйнг описывал нахождение в теле и возможность использования телесности как онтологическую уверенность, при которой человек воплощен в своем теле, является им [12]. Это утверждение поддерживает Ж. Лакан, обозначающий тело человека как то единственное реальное, что в нем есть [22]. Тогда неполное нахождение в «единственно реальном» в человеке ведет к отстранению его от уверенности в своем существовании, возможности управлять своим бытием и брать за него ответственность [22]. В связи с этим потеря ощущения тела, отсутствие соединения и воплощенности в нем - это потеря связи с реальностью, невозможность быть доступным бытийному опыту, а значит, нахождение в состоянии онтологической. неуверенности.
На основе представленных выше положений фундаментом данной методики является гипотеза о том, что человек в течение жизни сознательно и большей частью бессознательно структурирует и определяет воплощение своего Я в телесности. Какие-то телесные зоны он считает частью своей личности, а какие-то отвергает и иногда даже не может называть собой. Нормой же является полная воплощенность в теле и возможность использовать этот экзистенциал для нахождения в позиции dasein [24] - открытости миру и опыту, что проявляется и в других аспектах бытия.
Для проверки этой гипотезы использована авторская методика - диагностика экзистенциала телесности (ДЭТ). Успешность разрабатываемого инструмента определяется следующими критериями:
1. Наличие конвергентной валидности с диагностиками онтологической уверенности (Коптева Н.В., 2009), а именно - шкалы ДЭТ, связанные с umwelt и mitwelt, в гипотезе должны иметь значимую корреляцию со шкалами витальных контактов с миром и с людьми. Общий балл по воплощенности в телесном экзистенциале также должен коррелировать с уровнем онтологической уверенности. Помимо этого опросник образа собственного тела (ООСТ Скугаревского O.A.) может иметь взаимосвязи с измерением eigenwelt.
2. В критериальной валидности ожидается устойчивая взаимосвязь между отчуждением от конкретных зон своего тела и привычными механизмами защиты, которые позволяют удерживать искаженное представление о структуре экзистенциала. Также разра-
батываемая диагностика сможет делить респондентов на различные кластеры по уровню онтологической уверенности и субъективному благополучию (К. Рифф, 2009).
3. Установленные психометрические показатели смогут помочь сделать вывод о надежности разрабатываемой диагностики, согласованности ее шкал, устойчивости результатов во времени.
4. На основе данной диагностики может быть получен эмоционально окрашенный, референтный стимульный материал с изображением воплощения своего Я в теле, который сможет помочь понять переживания и миропроект клиента.
Разрабатываемая диагностика представляет собой инструкцию к заполнению и стимульный материал (см. приложение), с которыми будут взаимодействовать респонденты. Стимульный материал представляет собой 9 прямоугольников, названных различными главными зонами тела, выделяемыми В. Райхом и другими авторами при диагностике телесности [20], а также интегративной зоной всего тела. Абстрактность этих фигур и не конкретное обозначение частей тела, а лишь обозначение зон позволят респондентам спроецировать именно свое отношение к телесности. Обозначенные прямоугольники поделены на 4 части, и респонденту следует закрасить то количество частей фигуры, которое соответствует тому, насколько он согласен с утверждениями относительно своего тела. По инструкции следует закрасить: 0 частей - совсем не согласен, 1 часть - согласен хотя бы с одним положением, 2 части - согласен с двумя утверждениями, 3 части - согласен почти со всем, 4 части -согласен со всем. Закрашивание зон в противовес простому выбору цифр позволит стимульному материалу быть более референтным, и индивиду будет проще отождествить это со своей жизненной ситуацией и отметить то, как он это чувствует и организует на самом деле. Утверждения в диагностике распределены по трем модусам мира, выделенным из экзистенциальной методологии, описанной выше.
1. Umwelt - с помощью этой части тела я могу взаимодействовать с предметами; эта часть тела поддерживает мою жизнедеятельность; я могу ее украсить, выделить, одеть; я могу ею успешно пользоваться.
2. Eigenwelt - эта часть тела является мной и моей; я могу ее почувствовать, если это необходимо; я положительно к ней отношусь, через нее я могу получать удовольствие.
3. Mitwelt - с помощью этой части тела я могу вступать в контакт с другими людьми; у меня есть человек, который может дотрагиваться до этой части тела; у меня нет неприятных ощущений, тяжести или зажимов в ней, когда я вступаю в контакт с другими людьми; я замечаю ее в других людях при нашем взаимодействии.
Как итог, результатом диагностики является конкретная структура телесного экзистенциала клиента, где будет видна воплощенность Я клиента в каждой телесной зоне. Критерием воплощенности в мире Umwelt будет возможность использовать все свое тело и его части для взаимодействия с предметным миром и возможность обращения с телом как с объектом для достижения целей в мире, реализации экзистенции. В Eigenwelt главной является возможность отождествить себя с телесностью, чувствовать, осознавать эту зону и иметь положительное к ней отношение. Для мира Mitwelt основой является возможность вступать в контакт с людьми через свою телесность и способность привносить и замечать ее во взаимодействии. На основе результатов, полученных в этих трех сферах телесности, можно будет полнее
понимать миропроект клиента, его способы реализации бытия через телесность, а значит, открывать это знание клиенту в наглядном виде, что может способствовать более быстрому инсайту, а впоследствии и взятию ответственности за реализацию этого экзистенциала.
3. Результаты исследования
Основная выборка включала в себя 95 человек среднего возраста 23,5 лет - студентов и жителей г. Перми. Респонденты были равномерно распределены по половому признаку: m = 46, f = 49. Для изучения ретестовой надежности из основной выборки был выбран 41 человек среднего возраста 21 год: m = 23, f=18. Все респон-денты дали согласие на процедуры проведения и обработки данных.
1. Исследование конвергентной, критериальной и прогностической валидности. Исследование психометрических характеристик ДЭТ началось с установления конвергентной валидности. Для ее оценки использовались диагностики: онтологической уверенности (Коптева Н.В., 2009), в данной концепции опросник является репрезентацией идей Р. Лейнга о воплощенности индивида как главного показателя онтологической уверенности; опросник образа собственного тела (ООСТ Скугаревско-го O.A.), ориентированный на отношение к телу, а значит, на сферу Eigenwelt - взаимосвязи с ним помогут подтвердить наличие данного измерения в ДЭТ; шкалы экзистенции А. Ленгле, показывающие осмысленность жизни и онтологическую сферу бытия клиента [17].
Проведенный корреляционный анализ между шкалами разрабатываемой диагностики и методиками на определение онтологической уверенности, отношения к своему телу и умения осмыслять жизнь и быть «исполненным» подтверждает гипотезу о признаках, которые могут быть диагностированы с помощью ДЭТ.
Как следует из конструкта онтологической уверенности, витальные контакты с миром и людьми предполагают ощущение устойчивости, надежности этого мира, а значит, и чувство воплощенности в своем теле [23]. Почти все шкалы анализируемой методики имеют прямые значимые корреляции с этими признаками, позволяя через описание телесного экзистенциала делать вывод о сущностных связях человека с миром, о его отношениях и возможности быть воплощенным. Такая же логика наблюдается и в остальных взаимосвязях со шкалами диагностики онтологической уверенности. «Ложное Я» же свидетельствует об отчуждении от своего тела, от себя, от своей жизни [23], поэтому оно имеет обратные взаимосвязи с изучаемой диагностикой, которая направлена на исследование подлинного воплощения в телесности. Неудовлетворенность образом собственного тела имеет обратные значимые корреляции с каждой шкалой диагностики экзистенциала телесности. Это говорит о том, что разрабатываемая методика все же исследует телесную сферу и отношение к ней, но связи находятся в среднем значении -0,47 (p < 0,01). Из этого можно сделать вывод, что конструкты методик не полностью идентичны, и в диагностике экзистенциала телесности это лишь одна из сфер исследования - Eigenwelt, которая и имеет наиболее значимую взаимосвязь -0,62 (p < 0,01) .
Помимо этого, телесный экзистенциал, являясь целостной сферой бытия, указывает и на отношение человека к миру и к смыслу [14], что можно увидеть по корреляциям со шкалами экзистенции. Меньше всего взаимосвязей имеет шкала самодистанцирования - возможно, это связано с тем, что ощущение своего тела, нахожде-
ние в нем не позволяет выйти из ситуации, дистанцироваться от нее [2]. Но данное положение не относится к самотрансценденции. Хотя это также является выходом за пределы себя, но это происходит с опорой на телесность, на целостное ощущение своего Я, что наблюдается в представленных взаимосвязях. Свобода и ответственность - это показатели исполненного человека, который может, полагаясь на себя [25], делать выбор, и ощущение телесного экзистенциала укрепляет эти характеристики, что наблюдается в табл. 1.
Таблица 1
Корреляционный анализ Спирмена для установления конвергентной валидности
Диагностики Шкалы
Онтологическая уверенность Образ тела Экзистенция
Контакты с миром Контакты с людьми Автономия Ложное Я Онтологическая уверенность Неудовлетворенность телом Дистанцирование Трансценденция Свобода Ответственность
Mitwelt 0,37** 0,45** 0,31* -0,33* 0,43** -0,40** 0,21 0,23 0,27* 0,18
Umwelt 0,25* 0,26* 0,26* -0,31* 0,31* -0,39** 0,22 0,29* 0,30* 0,26*
Eigenwelt 0,35** 0,37** 0,26* -0,35** 0,39** -0,62** 0,31* 0,33* 0,24* 0,38**
Зона глаз 0,33* 0,41** 0,29* -0,36** 0,41** -0,39** 0,28* 0,35** 0,37** 0,39**
Зона рта 0,34* 0,39** 0,26* -0,33* 0,39** -0,47** 0,29* 0,25* 0,28* 0,30*
Зона шеи 0,22 0,36** 0,23 -0,25* 0,31* -0,28* 0,21 0,19 0,24* 0,14
Область груди 0,41** 0,41** 0,25* -0,41** 0,44** -0,50** 0,23 0,32* 0,35** 0,33*
Зона рук 0,11 0,28* 0,21 -0,23 0,24* -0,25* 0,12 0,23 0,14 0,21
Область живота 0,33* 0,32* 0,26* -0,27* 0,34* -0,38** 0,15 0,22 0,12 0,15
Зона таза 0,33* 0,35** 0,31* -0,33* 0,38** -0,51** 0,17 0,30* 0,30* 0,28*
Область ног 0,30* 0,16 0,25* -0,30* 0,29* -0,49** 0,14 0,27* 0,20 0,30*
Все тело 0,51** 0,56** 0,49** -0,46** 0,59** -0,47* 0,24* 0,51** 0,32* 0,46**
Где при p < 0,05*, <0,01**, <0,001***.
Все представленные гипотезы подтвердились. В некоторых случаях количество взаимосвязей даже чрезмерно большое, что можно объяснить самой структурой телесного экзистенциала, который затрагивает и в некотором роде определяет все остальные онтологические характеристики [7]. Это означает, что разрабатываемая диагностика изучает то, на что она направлена, и может раскрывать исполненность и воплощенность в телесном экзистенциале как интегративной характеристике ми-ропроекта клиента.
Следующим этапом является изучение прогностической валидности. Это позволит проверить гипотезу о том, что экзистенциал телесности является целостным феноменом, взаимосвязанным с переживанием благополучия, осмысленностью жизни, удовлетворенности ею. И значит, с помощью этой диагностики будет возможно дифференцировать людей на различные группы. Данное положение можно прове-
рить с помощью Т-критерия Стъюдента. Помимо этого с помощью регрессионного анализа (МЛ1ЧОУЛ) можно установить, насколько изучаемый инструмент сможет предсказать нахождение респондента в кластере благополучия или неблагополучия, а значит, насколько воплощение в телесности влияет на удовлетворенность жизнью.
С помощью Т-критерия (табл. 2) сравнивались две выборки людей: с низким уровнем воплощенности в телесном экзистенциале (группа 2) и с высоким уровнем (группа 1).
Таблица 2
Изучение особенностей групп с разной степенью выраженности телесного экзистенциала
Шкалы методик Среднее 1-й группы Среднее 2-й группы /-значение Р
Позитивные отношения с окружающими 40,1739 32,9444 2,67692 0,010812
Автономия 40,0435 39,6667 0,18099 0,857313
Управление средой 36,8696 28,2778 3,67520 0,000713
Личностный рост 45,1304 40,3333 2,66018 0,011276
Цели в жизни 43,8696 35,8889 3,06934 0,003893
Самопринятие 36,8261 28,1667 3,80483 0,000489
Благополучие 242,9130 205,2778 4,11046 0,000197
Вытеснение 6,7261 8,6889 -2,06816 0,045302
Регрессия 7,6957 9,4444 -2,00593 0,051836
Замещение 5,9870 7,0833 -0,94805 0,348942
Отрицание 6,4948 7,1867 -0,63697 0,527864
Проекция 9,6861 10,7317 -0,91458 0,366030
Компенсация 7,2435 7,7444 -0,49623 0,622519
Гиперкомпенсация 5,2478 7,5556 -2,49828 0,016804
Рационализация 9,9926 9,0083 1,03223 0,308323
Неудовлетворенность телом 13,3043 30,1111 -5,35946 0,000004
Самодистанцирование 21,2174 16,3333 2,54012 0,015177
Самотрансценденция 39,5217 29,8889 2,68852 0,010502
Свобода 27,1304 21,0000 2,78613 0,008194
Ответственность 33,9130 23,3889 3,15419 0,003095
Удалось обнаружить различия по всем шкалам, связанным с субъективным благополучием. Это может говорить о том, что телесный экзистенциал, являясь целостной характеристикой бытия, связан с ценностями удовлетворенности жизнью, возможностью взаимодействовать с окружающими и возможностью реализовать свой потенциал. Как и в табл. 1, шкалы экзистенции значимо различаются у двух выборок, но в механизмах психологической защиты в основном не наблюдается подобного. Только лишь в двух шкалах - вытеснение и регрессия - есть значимые различия; возможно, это связано с тем, что телесный экзистенциал является той сферой, через которую может вытесняться материал, угрожающий личностному благополучию и устойчивой Я-концепции [11].
В целом приведенный анализ подтверждает гипотезу о критериальной валидно-сти ДЭТ. Далее для того, чтобы установить степень влияния воплощенности в телесном экзистенциале на уровень психологического благополучия, был проведен регрессионный анализ (табл. 3).
Таблица 3
Анализ влияния предикторов на степень выраженности благополучия
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты т Значение
B Стандартная ошибка Бета
1 (константа) -,609 ,343 -1,776 ,080
шИтс'еИ ,036 ,017 ,411* 2,128 ,037
иштс'еИ ,010 ,020 ,132 ,531 ,598
Глаза ,064 ,031 ,340* 2,055 ,044
Рот -,005 ,030 -,031 -,184 ,854
Шея ,032 ,035 ,164 ,921 ,360
Грудь 019 ,039 ,097 ,496 ,621
Руки ,018 ,036 ,070 ,510 ,612
Живот 068 ,032 ,346* -2,112 ,039
Таз ,028 ,044 ,146 ,640 ,525
Ноги -,017 ,030 -,092 -,577 ,566
Тело ,100 ,031 ,469* 3,230 ,002
*3ависимая переменная: Степень_выраженности_благополучия
Значимых предикторов (см. табл. 3), описывающих уровень благополучия, не так много, но самый значимый показатель «тело» является интегративной оценкой. Следовательно, подтверждается гипотеза о том, что воплощенность клиента в телес -ном экзистенциале оказывает влияние на его установки, ценности, отношения и ми-ропроект. Можно утверждать, что это базовое чувство укорененности в своем физи-ческом Я, прогнозирующее и опосредующее дальнейшие характеристики [5]. Среди отдельных шкал наиболее значимыми являются:
- Mitwelt (0,411), которая позволяет вступать в социальные отношения и контак-ты через телесность и замечать ее в других людях. Скорее всего, именно социальное измерение в данной диагностике и определяет уровень благополучия, в котором есть шкалы, связанные с удовлетворенностью контактами с другими людьми;
- зона глаз (0,34), которая, возможно, связана со способностью обнаруживать области материального и идеального плана; также зона глаз в целом получала высокие баллы в диагностике телесного экзистенциала;
- воплощенность в животе (0,346) может быть соотнесена с устойчивостью своего положения, нахождения своего Я в центре организма [5]. Эта позиция труднодостижима, многим люди проще избегать нахождения в этой зоне, но, как можно увидеть из анализа, успешное ее использование, воплощенность в ней влияют на ощущение благополучия. Данное положение можно использовать и в психотерапевтических сессиях, обращая внимание клиента на его обхождение конкретно с этой зоной; на то, что именно подобное обращение дает, а что не позволяет реализовать.
Соответственно, ДЭТ успешно различает людей по уровню благополучия, экзистенциальным характеристикам и по уверенности в своем Я (т. е. по всем основным характеристикам самоактуализирующейся, целостной, онтологически уверенной личности).
2. Исследование надежности и конструктной валидности теста. Для исследования дискриминативности пунктов изучаемого инструмента использовался коэффициент произведения моментов Пирсона. Все пункты имеют значение от 0,46 до 0,77 (р < 0,05).
Коэффициент Альфа Кронбаха применялся для определения согласованности результатов теста. Стандартизированное альфа - 0,933 подсчитывалось как взаимосвязь между данными шкал и суммой баллов по остальным пунктам. Соответственно, все шкалы ДЭТ имеют значение альфа от 0,93, что указывает на согласованность изучаемой диагностики.
Ретестовая надежность ДЭТ проверялась спустя 3 месяца на выборке из 46 человек (табл. 4).
Таблица 4
Изучение устойчивости диагностики воплощения в телесных зонах
Первый выбор Значение Повторный выбор
Mitwelt 0,94** Mitwelt 2
Umwelt 0,93** Umwelt 2
Eigenwelt 0,97** Eigenwelt 2
Зона глаз 0,81** Зона глаз 2
Зона рта 0,85** Зона рта 2
Зона шеи 0,94** Зона шеи 2
Область груди 0,85** Область груди 2
Зона рук 0,65* Зона рук 2
Область живота 0,75** Область живота 2
Область таза 0,85** Область таза 2
Зона ног 0,79** Зона ног 2
Все тело 0,83** Всё тело 2
Где при р < 0,05*, <0,01**, <0,001***.
Все шкалы имеют высокие значения ретестовой надежности, что говорит нам о том, что данная диагностика измеряет не ситуативное отношение к своему телу, а устойчивую онтологическую сферу, которая является итогом структурирования своего Я в теле, и без психотерапевтической работы изменения в ней минимальны. Наименьший показатель имеет зона рук (0,65) - скорее всего, это связано с возможностью дистанцироваться от этой зоны и достаточно успешно манипулировать, а значит, отношение к данной области зависит в большей мере от внешнего поля, чем от собственной структуры и репрезентации, и в психотерапии она может быть метафорой, ориентиром, с которым можно сравнивать остальные телесные зоны.
Помимо изучения надежности, согласованности и дискриминативности пунктов, требуется психометрическое подтверждение структуры разрабатываемого инструмента. Она проверялась с помощью факторного анализа с вращением (веримакс нормализированный) (табл. 5).
Таблица 5
Проверка структуры ДЭТ с помощью факторного анализа
Шкалы для анализа Полученные факторы
Фактор 1 (Eigenwelt) Фактор 2 (Mitwelt) Фактор 3 (Umwelt)
Область рта Eig. 0,82
Грудная клетка/грудь Eig. 0,76
Все тело Eig. 0,73
Руки Eig. 0,72
Область таза Eig. 0,70
Область глаз Eig. 0,68
Область живота Eig. 0,66
Ноги Eig. 0,66
Область шеи Eig. 0,65
Грудная клетка/грудь Mit. 0,78
Область таза Mit. 0,77
Область шеи Mit. 0,76
Область живота Mit. 0,68
Ноги Mit. 0,67
Область рта Mit. 0,61
Все тело Mit. 0,58
Область глаз Mit. 0,50
Руки Mit. 0,21
Область живота Um. 0,84
Область таза Um. 0,80
Грудная клетка/грудь Um. 0,73
Область рта Um. 0,68
Область шеи Um. 0,66
Ноги Um. 0,44
Все тело Um. 0,34
Область глаз Um. 0,33
Руки Um. 0,28
Доля объясненной дисперсии 0,29 0,22 0,20
Для проведения факторного анализа каждый ответ респондента на утверждение брался в роли отдельной шкалы в соответствии с той сферой, которую он измерял (Mit. Um. Eig.). На основе проведенного анализа была получена трехфакторная структура изучаемой диагностики. Эти три фактора соответствуют трем сферам бытия, как и предполагалось в теоретическом анализе. Первым фактором является сфера Eigenwelt, объясняющая большую часть дисперсии (29 %); из этого можно сделать вывод, что диагностика в большей части направлена на исследование отношения человека к своей телесности. Все шкалы диагностики, связанные с измерением Eigenwelt, имеют значимые взаимосвязи с этим фактором.
Следующий фактор 2 Mitwelt также объясняет значительную долю дисперсии (22 %), и это позволяет сделать вывод, что хотя ДЭТ изучает отношение к телесному экзистенциалу, но это только лишь одна из шкал, остальные измерения Mitwelt
и Umwelt также изучается в ДЭТ, что подтверждается в этом анализе. В данный фактор не вошла лишь одна шкала, соответствующая ему, - руки. Возможно, это связано с тем, что в социальном и объектном измерении руки воспринимаются объективно и не вызывают какого-то особого отношения, все так или иначе могут использовать эту часть тела. В измерении Eigenwelt же спрашивается о субъективном отношении к этой зоне [9], что выявить намного сложнее, чем ее практическую значимость.
Последний фактор Umwelt объясняет сопоставимый с остальными факторами процент дисперсии (20 %). Но сюда вошли 5 из 9 соответствующих шкал. Такая ситуация могла возникнуть из-за неточности конструкта данного измерения: многим людям было тяжело ответить на вопросы этой сферы, и проработка этого последнего измерения является дальнейшей перспективой исследования и разработки данной диагностики. Еще одной гипотезой может быть то, что в третий фактор не вошли шкалы, наиболее удаленные от середины тела, те части тела, которые не содержат никаких органов и у которых есть устойчивые функции в предметном мире. Глаза -зрительное восприятие, руки - манипулирование, ощущение, ноги - передвижение. И тогда низкие баллы (меньше 3) по этим шкалам будут отчетливее указывать на патологию и искаженную структуру экзистенциала.
Помимо подтверждения изучения трех сфер бытия были получены результаты анализа необходимости использования именно этих 8 телесных зон. Был осуществлен кластерный (см. рисунок) и дискриминантный анализ (табл. 6).
Дендрограмма для 8 перемен Метод одиночной связи Евклидово расстояние 28 -.-.----------
26
« 24
Ф М
ю о
0
1 22
0
1
о со
20
18
16---------
руки ноги хивот таз грудь шея рот глаз
Кластерный анализ на предполагаемых для изучения телесных зонах
На приведенной дендрограмме (см. рис. 1) для изучаемых телесных зон можно отметить, что некоторые шкалы объединяются в одну на достаточно низком рассто -янии (18.5). Такое замечание подталкивает к сокращению количества выделяемых зон и объединению живота, груди и таза в одну - тело. Но на основе дискриминант-
ного анализа (см. табл. 6) было выявлено, что грудь и живот отдельно являются одними из самых дискриминативных шкал, а значит, их объединения не требуется. В обратной связи респонденты также отметили абсолютно различное отношение к этим зонам.
Таблица 6
Определение дискриминантности телесных зон
Шкалы Переменных в модели: 8; Группир.: все тело (2 гр.) Лямбда Уилкса: ,52846 прибл. Б (8,35) = 3,9038 р < ,0022
Уилкса Частная Б-исключ. р-уров. Толер. 1-толер.
Область глаз 0,53 0,99 0,23 0,63 0,39 0,60
Зона рта 0,52 0,99 0,04 0,84 0,28 0,71
Зона шеи 0,55 0,95 1,82 0,18 0,20 0,79
Область груди 0,59 0,89 4,18 0,04 0,21 0,78
Зона рук 0,52 0,99 0,004 0,94 0,49 0,50
Область живота 0,68 0,77 10,33 0,002 0,22 0,77
Зона таза 0,54 0,97 0,84 0,36 0,18 0,81
Область ног 0,65 0,80 8,47 0,006 0,29 0,70
Зона шеи, которая объединяется на достаточно низком расстоянии, возможно, требует замены. 60 % респондентов свободные прямоугольники называли «зоной головы», «головой», многие хотели отождествить себя именно с этой частью тела и пытались привнести ее в ДЭТ. Сама же зона шеи не имеет ярко выраженной дис-криминативности и особых взаимосвязей и нагрузок в предыдущих результатах, поэтому можно предложить два пути. Первый путь связан с исключением зоны шеи из диагностики ДЭТ и заменой ее на «голову». Второй же путь - использование сразу двух этих зон, т. е. добавление зоны «головы» в диагностику без замены имеющихся шкал. Это является одной из основных перспектив дальнейшего исследования ДЭТ.
4.Обсуждение и заключение
Попытка преодолеть телесность, придавая ей значение онтической материи, не содержащей в себе ничего бытийного, ведет к потере целостного открытого бытия. Невозможно быть собой, отчуждаясь от части своего существа [16]. Разработанная методика - диагностика экзистенциала телесности - ответ на вызов общества и практикующих специалистов, которые замечают эту проблему. Этот инструмент позволяет рассматривать и диагностировать сферу телесности как онтологический феномен, являющийся одним из главных базисов для формирования ценностных и смысловых ориентиров [12].
Конструкт ДЭТ, предполагающий исследование телесности в трех сферах бытия: mitwelt, umwelt и eigenwelt, получил свое эмпирическое подтверждение. Результаты, полученные с помощью этого инструмента, могут помочь понять миропроект клиента, а также быть наглядным референтным материалом для дальнейшей работы.
Критерии проверки психометрических характеристик ДЭТ были достигнуты и подтверждены. В данном исследовании не удалось лишь установить взаимосвязь между отчуждением от конкретных зон своего тела и психологическими механизмами защиты. Это может быть связано с особенностью выборки (у всей выборки были завышенные результаты по диагностике механизмов защиты), и тогда изучение диагностики на более разнородной выборке является одной из дальнейших перспектив исследования
ДЭТ. Еще одной перспективой может быть добавление телесной зоны - «сфера головы» и проверка ее дискриминативности вместе с «зоной шеи» и отдельно.
Несмотря на это, как было видно из результатов психометрических проверок, уже сейчас данный инструмент может быть успешно применен в практической деятельности. ДЭТ имеет высокие показатели конвергентной, прогностической и структурной валидности и надежности. К применению рекомендуется как терапевтическая диагностика, результаты которой подлежат обсуждению на сессии.
Приложение. Стимулъный материал диагностики
Пожалуйста, внимательно прочитайте утверждения и закрасьте столько частей прямоугольника (рис. 2), насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу: 0 частей - совсем не согласен; 1 часть - согласен хотя бы с одним положением; 2 части - согласен с двумя утверждениями; 3 части - согласен почти со всем; 4 части - согласен со всем.
Утверждения Umwelt (UMW): с помощью этой части тела я могу взаимодействовать с предметами; эта часть тела поддерживает мою жизнедеятельность; я могу ее украсить, выделить, одеть; я могу ею успешно пользоваться.
Утверждения Eigenwelt (EIG): эта часть тела является мной и моей; я могу ее почувствовать, если это необходимо; я положительно к ней отношусь ; через нее я могу получать удовольствие.
Утверждения Mitwelt (MIT): с помощью этой части тела я могу вступать в контакт с другими людьми; у меня есть человек, который может дотрагиваться до этой части тела; у меня нет неприятных ощущений, тяжести или зажимов в ней, когда я вступаю в контакт с другими людьми; я замечаю ее в других людях при нашем взаимодействии.
Зона глаз
Зона рта
Зона шеи
ÜM.W EIS MIT
UMW
EIS MIT
UMW
Ш MIT
Зона груди
Зона таза
UMW EIG MIT
UMW EIG MIT
UMW. EIG MIT
Зона рук
Область ног
UMW EIG MIT
Область живота
UMW EIG MIT
UMW. Ш MIT
Все тело
Рис. 2. Стимулъный материал
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. - L.; NY, 1979. 220 p.
2. Laing R.D. Existential Study in Sanity and Madness. Penguin Books, 2010. 218 p.
3. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 272 с.
4. Бланкенбург В. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4. - М.: Когито-Центр, 2004. - 588 с.
5. Босс М. Недавние размышления о дазайн-анализе // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - № 2. - С. 147-167.
6. Бурханов А.Р. Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2013. - № 6. - С. 41-56.
7. Гайденко П.П. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. B.C. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - 736 с.
8. Дасаееа О.О. Экзистенция, экзистенциал и телесность человека: основные точки пересечения // Ученые записки Казанского университета: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 41-49.
9. Дорцен Э.В. Парадокс и страсть в психотерапии. - М.: ИОИ, 2017. - 392 с.
10. Дорцен Э.В. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. - М.: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. - 216 с.
11. Konmeea Н.В. Онтологическая уверенность как экзистенциальное измерение психологического здоровья / A.A. Волочков, Н.В. Коптева, А.Ю. Попов и др. // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. - Пермь: ПГГПУ, 2015. - С. 135-160.
12. Коптева Н.В. Понятие онтологической уверенности в феноменологической концепции Р. Лэйнга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. - 2011. - № 3. - С. 20-26.
13. Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Кн. 17. - М.: Логос, 2008. - 272 с.
14. Лейнг Р. Я и другие / Пер. Е. Загородной. - 2007. - 192 с.
15. Лейнг РД. Расколотое «Я». - СПб.: Белый Кролик, 1995. - 352 с.
16. Леонтьев ДА. Психология смысла. - М.: НПФ «Смысл», 2007. - 487 с.
17. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. статей / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006. - 159 с.
18. Мерло-ПонтиМ. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 602 с.
19. Мэй Р. Открытие бытия / Пер. А. Багрянцевой. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 225 с.
20. Сахарова В. Психология тела. Диагностика отношения к телу. - М.: Речь, 2011. - 112 с.
21. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм // Вопросы философии. - 1966. - № 12. - С. 286-345.
22. Соловьева Ю.М. Телесно-ориентированное направление в психотерапии // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Сер. Медицина. -2005. - № 2. - С. 61-72.
23. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 238 с.
24. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. И.Г. Глуховой. - Вильнюс: ЕГУ, 2012. - 406 с.
25. Шумский В.Б. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия текста экзистенциальных мотиваций // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - № 4. - С. 763-788.
Поступила в редакцию 25.07.2019 В окончательном варианте 09.09.2019
UDC 159.9.07
DEVELOPMENT AND PSYCHOMETRIC VERIFICATION OF BODY EXISTENCE DIAGNOSTICS (BED)
M. YU. Lutsik1, A. V. Drongo2 1,2Perm State National Research University 15, Bukireva st., Perm, 614000, Russia 1E-mail:[email protected] 2E-mail: [email protected]
Abstract
Existential givenness is the main categories with which work takes place in existential analysis for the actualization of client being. Despite this, they have little operationalization and are poorly accessible to quantitative measurement methods. They are often investigated only through phenomenological means, which limits the possibilities of working with them. Especially it concerns the measurement of physicality, which has recently been discarded in favor of ontocentric spheres. Because of this, it is not always possible to understand the phenomenology of the inner world fairly accurately and in an accessible way, because the main existential, expressed in the possibility of being physically in this world, is not taken into account. It is also impossible to standardize the method of work and explore its effectiveness of psychotherapy without special tools. On the basis of this, the diagnosis of existential corporeality was developed. It investigated as a multidimensional phenomenon of the client's experience of its physical manifestation in the world. Specific methodological foundations were identified for creating diagnostics. The structure of the methodology and stimulus material was developed, which for the most part confirmed in factor analysis, only the Umwelt sphere - the objective world does not fully correspond to the expected characteristics. Convergent validity was established, which confirmed the subject of this tool, and also revealed the structure of bodily existential, which affects all other ontological characteristics. It confirms the hypothesis of necessary physicality basis for being. All major psychometric parameters were established, DET has high rates of convergent, prognostic and structural validity and reliability. This diagnosis can be used in practical work of a psychologist in the role of screening diagnosis, or the same as the reference stimulus material to be discussed at the session and allowing client to directly face the existential sphere of being.
Key words: existential analysis, givenness, being, diagnostics of corporeality, existentials, umwelt, mitwelt, eigenwelt.
REFERENCES
1. Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. L.; NY, 1979. 220 p.
2. Laing R.D. Existential Study in Sanity and Madness. Penguin Books, 2010. 218 p.
3. Binsvanger L. Ekzistentsial'nyy analiz [Existential analysis]. Per. pod red. S. Rimskogo. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2014. 272 p.
4. Blankenburg V. Entsiklopediya glubinnoy psikhologii [Encyclopedia of depth psychology]. Vol. 4. Moscow: Kogito-TSentr, 2004. 588 p.
5. Boss M. Nedavniye razmyshleniya o dazayn-analize [Recent thoughts on dazine analysis]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy]. 2009. No. 2. Pp. 147-167.
6. Burkhanov A.R. Martin KHaydegger ob ekzistentsii i ekzistentsialakh chelovecheskogo bytiya [Martin Heidegger on the existence and existential of human being]. Vestnik Buryatskogo
1 Maksim YU. Lutsik, Master's Degree student of the Faculty of Philosophy and Sociology.
2 Anna V. Drongo, Student of the Faculty of Philosophy and Sociology.
gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya [Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy]. 2013. No. 6. Pp. 41-56.
7. Gaydenko P.P. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]. 4 volumes. Pod red. V.S. Stepina. Vol. 4. Moscow: Mysl', 2001. 736 p.
8. Dasayeva O.O. Ekzistentsiya, ekzistentsial i telesnost' cheloveka: osnovnyye tochki peresech-eniya [Existential, existential and corporeal man: the main points of intersection.]. Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta: Gumanitarnyye nauki [Scientific notes of the Kazan University: Humanities]. 2015. No. 1. Pp. 41-49.
9. Dortsen E. V. Paradoks i strast' v psikhoterapii [Paradox and passion in psychotherapy]. Moscow: IOI, 2017. 392 p.
10. Dortsen E.V. Prakticheskoye ekzistentsial'noye konsul'tirovaniye i psikhoterapiya [Practical existential counseling and psychotherapy]. Moscow: Assotsiatsiya ekzistentsial'nogo kon-sul'tirovaniya, 2007. 216 p.
11. Kopteva N.V., Volochkov A.A., Popov A.YU. i dr. Ontologicheskaya uverennost' kak ekzistentsial'noye izmereniye psikhologicheskogo zdorov'ya [Ontological confidence as an existential dimension of psychological health]. Aktivnost', tsennostnaya napravlennost' i psikholog-icheskoye zdorov'ye studenchestva [Activity, value orientation and psychological health of students]. Perm: PGGPU [PSHPU], 2015. Pp. 135-160.
12. Kopteva N.V. Ponyatiye ontologicheskoy uverennosti v fenomenologicheskoy kontseptsii R. Leynga [The concept of ontological confidence in the phenomenological concept of R. Laing]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology]. 2011. No. 3. Pp. 20-26.
13. Lakan ZH. Iznanka psikhoanaliza [The reverse side of psychoanalysis]. Kniga 17. Moscow: Logos, 2008. 51 p.
14. LeyngR. YA i drugiye [Self and others]. Per. E. Zagorodnoy. 2007. 192 p.
15. Leyng R.D. Raskolotoye «YA» [The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness]. Saint Petersburg, Belyy Krolik [White Rabbit]. 1995. 352 p.
16. Leont'yevDA. Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow: NPF «Smysl», 2007. 487 p.
17. Lengle A. Person: Ekzistentsial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti: sb. statey [Existential-analytical theory of personality]. Per. s nem. Moscow: Genezis, 2006. 159 p.
18. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of perception]. Saint Petersburg: YUventa; Nauka, 1999. 602 p.
19. Mey R. Otkrytiye bytiya [Discovery of being]. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issle-dovaniy, 2004. 225 p.
20. Sakharova V. Psikhologiya tela. Diagnostika otnosheniya k telu [Body psychology. Diagnosis of the relationship to the body]. Moscow: Rech', 2011. 112 p.
21. Solov'yevE.YU. Ekzistentsializm [Existentialism]. Voprosy filosofii, 1966. No. 12. Pp. 286-345.
22. Solov'yev a YU.M. Telesno-oriyentirovannoye napravleniye v psikhoterapii [Body-oriented direction in psychotherapy]. Vestnik KHar'kovskogo natsional'nogo universiteta imeni V.N. Karazina. Ser. Meditsina [Bulletin of the Kharkiv National University. V.N. Karazin. Series "Medicine"]. 2005. No. 2. Pp. 61-72.
23. Tikhonravov YU.V. Ekzistentsial'naya psikhologiya [Existential psychology]. Moscow: Biznes-shkola "Intel-Sintez", 1998. 238 p.
24. KHaydegger M. TSollikonovskiye seminary [Zollikon's seminars]. Vil'nyus: EGU, 2012. 406 p.
25. SHumskii V.B. Diagnostika ekzistentsial'noy ispolnennosti: original'naya russkoyazychnaya versiya teksta ekzistentsial'nykh motivatsiy [Diagnostics of existential execution: the original Russian version of the text of existential motivations]. Psikhologiya: ZHurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology: Journal of Higher School of Economics]. 2016. No. 4. Pp. 763-788.
Original article submitted 25.07.2019 Revision submitted 09.09.2019