УДК 37.031.4
Мехнин Александр Михайлович
Аспирант кафедры «Теоретической, экспериментальной физики и компьютерных методов физики» Курганского государственного университета, ammh@mail.ru, Курган
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Mekhnin Alexander Mihaylovich
Graduate student «Theoretical, experimental physics and computer methods of physics» Kurgan State university, ammh@mail.ru, Kurgan
CONTENTS POLYTECHNIC EDUCATION IN THE COMPETENCY APPROACH
Требования к квалификации молодого специалиста технического профиля предъявляемые работодателем, сегодня, достаточно высоки, они касаются того, личностного политехнического инструментария, которым должен быть вооружен модой специалист научно-технического профиля для решения физико-технических задач в профессиональной деятельности, успешного получения естественно-научного или технического образования. Существующая система образования должна обеспечивать соответствие образовательного потенциала трудовых ресурсов, техники, технологии, методам управления производством, которые сегодня развиваются очень быстро. В этом состоит одна из основных задач политехнического образования учащихся, которое должно начаться еще в школе.
В настоящее время отсутствует единый подход к определению содержания политехнического образования, как в средней, так и в высшей школе. Содержание этого образования определяется исходя из содержания изучаемых наук техники и технологии производства, а сегодня еще автоматики, кибернетики и информационных технологий. В дидактике пока не сложилось единого подхода к отбору содержания политехнического образования, который определял бы содержание политехнического образования на основе функционального подхода, исходя из инвариантных составляющих деятельности, специалиста широкого научно-технического профиля.
В научной и методической литературе недостаточно освещены роль и возможности общеобразовательных и специальных дисциплин в политехнической подготовке обучающихся, это приводит к значительным недостаткам в практике обучения. Авторы ряда работ рекомендуют использовать при изучении специальных дисциплин обширный естественнонаучный материал, т. е. опираться на определенные знания, сформированные у учащихся при изучении курсов этих дисциплин. В противоположность этому авторы других работ рекомендуют вводить этот же специальный материал в курсы естественнонаучных дисциплин для иллюстрации использования того
или иного физического закона на практике. При этом авторы не указывают, какими критериями они руководствовались в выборе временного фактора межпредметных связей, реализуя их как предшествующие или последующие.
Большинство авторов, определяют структуру политехнического образования, через рассмотрение ее не в систематизированном виде, а лишь через отдельные компоненты политехнических понятий. При рассмотрении политехнических умений авторы не обращают внимание, на такие, как изучение технических объектов и технологических процессов с помощью специальной справочной литературы, умение изучать политехнические объекты в неизвестной учащимся модификации.
Достаточно много работ, посвященных исследованию межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин. Как известно, особенностью этих связей является то, что в основе их реализации должны лежать принцип политехнизма и принцип профессиональной направленности.
Кроме того, необходимо отметить, что без специальной подготовки преподавателя реализация любой методики будет недостаточно эффективной. Например, в процессе подготовки учителя физики в педагогических вузах на рассмотрении вопроса политехнизации обучения отводится всего 2 часа в общем курсе методики физики, а на практических занятиях (семинарах) этот вопрос не рассматривается. Поэтому, приступая к практической деятельности, подавляющее большинство молодых специалистов не могут с достаточной степенью эффективности организовать политехническое обучение в школе.
Анализ учебных пособий, научных статей, посвященных структуре и составу политехнического образования, показал, что содержание и методика целенаправленного формирования политехнических знаний, умений и навыков условиях современной школы разработаны слабо.
Изучение процесса обучения физике в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования на основе анкетирования учащихся и учителей физики, педагогов дополнительного образования города и области, а также анализ опыта педагогической работы и статистики региона по занятости детей в объединениях научно-технического направления позволили выявить следующие проблемы:
1) Низкий уровень развития комплекса физико-технических знаний, умений и навыков у большинства учащихся и выпускников общеобразовательных школ;
2) Отсутствие чётко поставленной задачи целенаправленного формирования у учащихся политехнических знаний, умений и навыков в старших классах общеобразовательной школы;
3) Отсутствие системы целенаправленного формирования политехнической компетенции у учащихся общеобразовательной школы;
4) Недостаток учебного времени для проведения регулярной целенаправленной работы по формированию политехнической компетенции в рамках базовой школьной программы по физике;
5) Отсутствие образовательных программ для старшеклассников соответствующих современным запросам обучающихся в области политехнического образования и способных сформировать полноценный комплекс знаний по конструированию, физике, информатике, технике и др.
При определении структуры политехнического образования предлагается воспользоваться компетентностным подходом, который поможет определить содержание образования при помощи совокупности компетенции, в области политехнического образования, необходимых современному специалисту.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблеме профессиональной компетентности отводится одно из ведущих мест, о чем свидетельствуют материалы научных конференций, серии статей и монографий, исследующие сущность и структуру данного феномена, его значение для практической деятельности по подготовке современного специалиста. Подобное внимание к данной теме связано с необходимостью формирования новых подходов к определению содержания образования, в том числе к разработке требований к выпускникам школы.
В психолого-педагогической теории и практике представлены различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Общим для всех определений компетенции является понимание ее как способности (или готовности) индивида справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Соответственно, статус знаний, умений и навыков (явно или неявно) трансформируется из итоговых в разряд промежуточных целей образования или из целей образования переходит в инструментарий для достижения новых целей. Овладение базовыми компетенциями является показателем социальной и психологической зрелости личности.
Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций - способностей, позволяющих успешно адаптироваться и действовать в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, на его роль в изменении внешних условий развития.
Главной идеей развития компетентности личности является приобретение не только знаний и умений в условиях формального образования, но и увязывание этих знаний с теми, которые человек приобретает вне формального образования.
Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, но отличаются от них. От знаний компетенции отличаются тем, что существуют в виде деятельности, а не только в виде информации о ней. От умений - тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач (обладают свойством переноса); от навыков - тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации.
С данных базовых позиций анализируется понятие «политехнической компетенции», специфика которого обусловлена действием общих, особенных и единичных требований к уровню политехнических знаний, а сущность и структура определяются сформированностью у будущего специалиста комплекса качеств, отвечающих требованиям, целям, задачам и характеру деятельности современного специалиста, будущего инженера, в состав которой входят:
- Информационно-коммуникационная - определяется умениями получать, обрабатывать, перерабатывать, анализировать, транслировать, информацию различными способами, получать знания в воде общения;
- Логистическая - включает в себя организационные и управленческие качества личности как будущего специалиста;
- Инструментально-техническая определена совокупностью грамотного и эффективного использования технического инструментария.
В таблице 1 описан состав и структура политехнической компетенции, отражающий особенности деятельности специалиста научно-технического профиля.
Набор представленных в таблице компетенций определяет структуру политехнической компетенции и помогает сформировать содержание политехнического образования. Формирование полного комплекса политехнических компетенций требует организации целенаправленной комплексной системы политехнического образования.
Исходя из структуры политехнических компетенций, можно представить следующие показатели и критерии их сформированности.
Показатели:
1) наличие политехнических знаний;
2) сформированность политехнических умений;
3) приоритетность ценностных ориентаций на обучение в техническом вузе и применение политехнических компетенций в будущей профессиональной и др. деятельности;
4) наличие потребностей и мотиваций в саморазвитии политехнических компетенций;
5) развитые политехнические способности.
Критерии:
1) системность, глубина, объем, прочность политехнических знаний;
2) эффективное применение политехнических умений и знаний в типовой, измененной и творческой ситуации;
3) определенная структура ценностных ориентаций;
4) интерес к процессу обучения: выраженная потребность в обучении в техническом вузе, высокая мотивация при изучении и применении политехнических знаний;
5) системность политехнического мышления: прогностичность ума, перенос и интеграция технических знаний, рефлексия, свернутость операций при решении технических задач и др.
Таблица 1 - Состав политехнической компетенции
Составляющие политехнической компетенции
Информационно- коммуникационная Логистическая Инструментально- техническая
- теоретические знания; - представления о технологическом аспекте современной научной картины мира; - работа в коллективе; - навыки работы со справочной литературой; - работа с сетью Мегпе1: - чтение и составление технической документации; - оперирование технической терминологией; - работа со справочной и специальной литературы на иностранном языке; - коммуникабельность; - эффективное общение с коллегами; - публичные демонстрации презентации результатов труда и др. - самоорганизационная; - исследовательская; - организационная; - прогностическая; - технико-экономическое обоснование и оценка проектных решений; - управленческая; - креативная; - мобильность - проведение прямых и косвенных измерений; - безопасность использования приборов и инструментов; - знание принципов работы приборов и инстументов; - работа с высокотехнологичной техникой; - эффективность использования приборов и инструментов; - обслуживание и использования приборов, оборудования, инструментов; - технологии обработки различных материалов; - работа по алгоритму; - способность упрощения, совершенствования, рационализации, взаимозаменяемости; - определение оптимальных методов работы; - конструкторская
Актуальность выделения данных компетенций подтверждает тенденции развития систем образования развитых зарубежных стран. В условиях интеграции науки и производства усиливается роль проблемно ориентированных научно-технических дисциплин, направленных на определенные комплексные проблемы, виды социально-технической деятельности (эргономика, информатика, инженерная экология и т. д.), методологии инженерной, изобретательской мысли, как формы непосредственного сближения научного и технического творчества, преодоления противоречия между логикой науки и логикой производства. Такие знания, наряду с традиционными предметами, прикладными разделами естественных и общественных наук, следует рассматривать в качестве источников содержания политехнического образования. Данный вид обучения может быть реализован в системе дополнительного образования.
Рассматривая структуру политехнического образования, с точки зрения компетентностного подхода, большое внимание следует уделить практическому содержанию образования, которое нужно будущему специалисту, это измерительные и вычислительные умения, умение использовать наибо-
лее распространенные виды орудий труда, развитие научно-технического мышления и обшей трудовой культуры учащихся. Поэтому инструментально-техническая составляющая политехнической компетенции требует наличия в составе содержания политехнического образования достаточного количества учебного материала способствующего получению обучающимися соответствующих знаний.
Перечень профессионально важных качеств, необходимых специалисту научно-технического профиля для успешного обучения в высшем учебном заведении и решения профессиональных задач, в соответствии с требованиями сгруппированы следующим образом:
- качества, научно-исследовательских специалистов;
- качества организатора, руководителя;
- качества технического специалиста.
В различных отраслях при разнообразии профессиональной деятельности в современном обществе (в любой из них) из состава ключевых компетенций на первый план выступают те или другие.
Таким образом, политехнические компетенции специалистов научно-технического профиля представляют собой сложную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют между собой, поскольку функционирование каждого из них является необходимым условием для эффективности работы всех остальных.
Библиографический список
1. Атутов, П. Р. Концепция политехнического образования в условиях технологического этапа научно-технического прогресса//Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент [Текст]/Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.
2. Курилёва, Н. Л. Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе текст [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Н. Л. Курилёва. -М.: МПГУ-2007.-264 с.
3. Коровин, В. А. Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение: 9-11 кл. текст. [Текст]/ В. А. Коровин. - М.: Дрофа, 2005. - 125 с.
4. Современные требования к компетенциям и содержанию высшего профессионального образования [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. Н. А. Читалина. -Чувашия: Шумерлин. изд. дом, 2009.
5. Читалин, Н. А. Проблемы обновления содержания и технологий высшего технического образования [Текст]/ Н. А. Читалин, Е. Л. Матухин, А. В. Чугунов // Высшее образование в России. 2008. - № 8.