Научная статья на тему 'Формирование политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «Физика, математика»'

Формирование политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «Физика, математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ/

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Ю. И.

В статье рассматриваются особенности политехнической компетентности врача и алгоритм проектирования содержания дисциплины «физика, математика», как средство ее формирования. Раскрываются особенности преподавания дисциплины «Физика, математика» в медицинском вузе для будущих врачей. Так же рассматривается вопрос новейших методик преподавания физики, особенно актуальных для нетехнических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «Физика, математика»»

УДК 378: 61

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА,

МАТЕМАТИКА»

Ю.И.Никитина

В статье рассматриваются особенности политехнической компетентности врача и алгоритм проектирования содержания дисциплины «физика, математика», как средство ее формирования. Раскрываются особенности преподавания дисциплины «Физика, математика» в медицинском вузе для будущих врачей. Так же рассматривается вопрос новейших методик преподавания физики, особенно актуальных для нетехнических вузов.

Ключевые слова: медицинское образование, политехническая компетенция, проектирование содержания, фундаментализация и профессионализация/

Политехническая подготовка врача является современным требованием и социальным заказом к системе медицинского образования. Научно-технический и социальный прогресс обуславливают новые требования и, соответственно, новое содержание подготовки врача. Проведенный анализ диссертационных исследований, литературы по проблемам теории и практики политехнического образования позволяет нам определить политехническую подготовку как процесс формирования политехнической компетентности будущих специалистов. Политехническая компетентность - это знания, умения, навыки, политехническая ориентация, способности и мотивация, готовность личности к преобразовательной технической и технологической деятельности. Политехнические компетенции, на наш взгляд, - это составные части (элементы) политехнической компетентности. Таким образом, компетентность - это освоенные (присвоенные) личностью (студентами) компетенции, предусмотренные в той или иной деятельности; характеристика личности (профессионала). Компетенции - это деятельностная характеристика профессии; т.е. обладание компетенциями и есть компетентность. Умения - это освоенные личностью способы деятельности.

Таким образом, политехническая компетентность занимает все более значимую часть в подготовленности врача. Политехническая компетентность необходима при применении новой техники и технологии в медицине. Высокий

уровень подготовки врача к практической и рационализаторской работе с техническими объектами, включающими технику, технологии, совокупность устройств и технологических процессов, обеспечит конструктивное и плодотворное их использование. Анализ факторов формирования политехнической компетентности врача начинается с анализа его профессиональной деятельности. Включение политехнических знаний в систему целостной профессиональной подготовки позволит будущему специалисту эффективно выполнять профессиональные и социальные функции и непрерывно повышать квалификацию, овладевать смежными специализациями, что особенно актуально для современного врача в условиях высокой технической оснащенности. Основная цель политехнической подготовки - формирование политехнической компетентности как способности и готовности аккумулировать, развивать и применять совокупность соответствующих знаний, умений, навыков. Политехническая подготовка обеспечивает базовый уровень готовности к технологическому освоению окружающей среды и преобразовательной деятельности с использованием новейших технико-технологических разработок и достижений науки. При рассмотрении научно-технических факторов формирования политехнической компетентности особое внимание необходимо уделить анализу современных медицинских технологий и техники, качественных изменений всех сторон профессиональной врачебной деятельности. Этот фактор непрерывно усиливается вместе с интеллектуализацией труда, усложнением техники и возрастанием ее многообразия.

В общем виде, политехническая подготовка в медицинском вузе включает в себя формирование фундаментальных знаний физики и математики, необходимых для формирования гармонично развитой личности с четким представлением целостности картины мира и технологического прогресса, и прикладные физические знания, применяемые в профессиональной деятельности. Результатом политехнической подготовки является сформированная политехническая компетентность.

Нами предлагается рассматривать политехническую компетентность как совокупность трех компонент (научно-фундаментальной, техно-фундаментальной и профессионально-фундаментальной), каждая из которых включает в себя соответствующие компетенции [2]. К научно-фундаментальной компоненте относятся компетенции, необходимые для теоретической научно-исследовательской деятельности: поиска и анализа научной информации, научное обоснование и формулирование выводов, способности прогнозировать, распознавать, анализировать и решать естественнонаучные (физико-математические) технические проблемы и процессы в различных видах профессиональной деятельности, т.е. использовать соответствующий физический и математический аппарат, способности увидеть естественнонаучную суть проблемы, теоретически разработать и рассчитать план по ее решению, прогнозировать деятельность и развитие сложных систем, способность и готовность предотвратить нежелательные последствия и рецидива проблемы. К техно-фундаментальной компоненте относятся компетенции, необходимые для успешной профессиональной технической и технологической деятельности: умение работать с медицинской аппаратурой, способность рассчитывать необходимые пациенту и допустимые дозы, концентрации и т.д. (применять биофизические знания в медико-технологической деятельности). К профессионально-фундаментальной компоненте относятся профессиональные компетенции, необходимые для узкой (специфической) профессиональной деятельности. Например: более глубокие знания и понимание действия ультразвука на организм, на плод, для специалистов, работающих на УЗИ-установках. Таким образом, политехническая компетентность объединяет в себе более узкие компетенции, умения, знания и способности, необходимые для их реализации.

Рассматривая компетенции (которые по нашему мнению входят в состав политехнической компетентности) с точки зрения их места в структуре компетентностной модели врача, которая представлена во ФГОС ВПО [1], можно отметить, что они разбиты на общекультурные компетенции и

профессиональные компетенции. Мы же предлагаем отдельно выделить еще и политехническую компетентность в связи с ее значимостью. Учитывая концепцию многоуровневой фундаментализации содержания

профессионального образования, к научно-фундаментальной компоненте политехнической компетенции относятся:

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (политех-1);

- способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (политех-2);

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (политех-3);

- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (политех-4);

- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (политех -5);

К техно-фундаментальной компоненте политехнической компетенции относятся:

- способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами - детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять

возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (политех-6);

- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (политех-7)[1].

Профессионально-фундаментальная компонента не содержится в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в результате это нарушает целостность и гармоничность политехнической подготовки врача. Так как формирование компетенции - это цель и ожидаемый результат образования, то компоненты образовательного процесса должны обеспечивать достижение этой цели. Таким образом, необходимо, чтобы содержание образования в целом и дисциплины «физика, математика» в частности способствовали формированию политехнической компетентности. Усиление профессионально-фундаментальной компоненты политехнической компетентности как уточнение результата, автоматически должно учитываться при проектировании содержания дисциплины «Физика, математика».

Рассматривая содержание дисциплины «Физика, математика» с точки зрения концепции многоуровневой фундаментализации содержания профессионального образования [2], можно разбить его на научно-фундаментальную, техно-фундаментальную и профессионально-фундаментальную компоненты, которые в свою очередь будут вносить вклад в формирование соответствующих компонент политехнической компетентности.

Таким образом, изменение в одной из компонент политехнической компетентности влечет за собой оптимизацию соответствующей компоненты содержания дисциплины «Физика, математика». Тесная взаимосвязь политехнической компетентности и содержания дисциплины «Физика, математика», с одной стороны, и необходимость сохранения логики и структуры самой науки, с другой стороны, накладывают особые требования

при проектировании содержания дисциплины. Актуальным для современного высшего медицинского образования является вопрос четкого определения алгоритма проектирования содержания различных дисциплин, в частности дисциплины «Физика, математика». От этого будет зависеть, насколько содержание отдельной дисциплины и медицинского образования в целом будет соответствовать современным требованиям подготовки врача.

Для проектирования содержания дисциплины «Физика, математика» как основной выбран компетентностный подход. Преимущества данного подхода заключаются в возможности достаточно жестко соотнести содержание высшего медицинского образования с требованиям профессиональной подготовки врачей, что, безусловно, обеспечит качество и глубину подготовки. Для этого была выбрана профессионально-ориентированная стратегия проектирования содержания дисциплины «Физика, математика» [2] и разработан соответствующий алгоритм процедуры проектирования:

1. Проанализировать требования к личностной и профессиональной составляющей профессии врача, которые описываются в профессиональной характеристике врача, в модели личности врача, в деятельностной модели врача, в этическом кодексе врача, в федеральных государственных образовательных стандартах.

2. На основе анализа личностной и профессиональной составляющей профессии врача разработать компетентностную модель врача.

3. Произвести отбор компетенций, которые могут быть сформированы в ходе изучения дисциплины «Физика, математика» и водящих в состав политехнической компетенции врача.

4. Соотнести содержание дисциплины «Физика, математика» и формируемые компетенции для выявления недостающей либо излишней информации для формирования компетенций.

5. Скорректировать содержание дисциплины «Физика, математика» для формирования отобранных компетенций.

6. Выстроить это содержание в соответствии с логикой науки (физики, математики).

7. Разбить полученное содержание дисциплины «Физика, математика» в соответствии с концепцией многоуровневой фундаментализации содержания образования на научно-фундаментальный, техно-фундаментальный, профессионально-фундаментальный компоненты и дополнить содержание, если баланс компонентов не соблюден.

8. Разбить данное содержание на учебные содержательные модули и далее на темы.

9. Подобрать соответствующие формы, методы и средства преподавания каждой темы дисциплины «Физика, математика».

По нашему мнению, именно такая процедура проектирования содержания дисциплины «Физика, математика», а также достаточно жесткая целевая детерминация их содержания помогут обеспечить оптимальность объема, состава и структуры процесса обучения, а главное - прямую направленность на политехническую компетентность как одного из важнейших качеств врача, способного работать с современным наукоемким медицинским оборудованием.

Методы формирования компетенции должны быть полифункциональны: давать знания, формировать умения и навыки, а так же воспитывать необходимые качества личности. Сегодня использование информационных технологий стало одним из важнейших способов формирования и проверки сформированности компетенций [3]. В комплексе с классическими образовательными технологиями нами была выбрана Модульная Объектно-Ориентированная Учебная Система MOODLE, которая предназначена для управления обучением. К основным возможностям системы при разработке курса можно отнести:

- представление курсов в виде Календаря (для смешанной формы обучения), Форума (для коллективного обучения), Структуры (для самостоятельного обучения);

- возможность добавления элементов в курсы - Форум, Тетрадь, Тест, Ресурс, Глоссарий, Опрос, Анкета, Домашнее Задание и др.;

- возможность добавления ситуационных задач для формирования и проверки сформированности компетенций;

- для заданий могут определяться срок сдачи, максимальная оценка (студенты могут закачивать ответы на задание на сервер, где автоматически записывается время ответа);

- создание тестов с различными видами вопросов (на соответствие, множественный выбор, вложенные ответы и т.д.), а также осуществлять импорт/экспорт;

- возможность внедрения медиаобъектов: аудио-, видеофайлы; просмотр результата тестирования;

- поддерживается импорт/экспорт файлов по международному стандарту SCORM и ряду стандартов описания тестов (GIFT, IMS QTI и др.);

- возможность организации интерактивного общения: форумы, чаты, телеконференции.

Учебные курсы, размещенные в системе MOODLE, могут включать такие учебные материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задания, темы обсуждений. Доступ к ним возможен только зарегистрированным пользователям. Система также обеспечивает коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемое в форме интернет-конференций - форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в том числе, задания обучаемым, решения заданий и комментарии.

Электронные учебные пособия в применении к физической подготовке в медицинском вузе могут сильно улучшить ситуацию с организацией самостоятельной работы. Это особенно актуально для преподавания физики, так как множество явлений и процессов достаточно сложно объяснить без наглядных демонстраций, а осуществить это в жестких рамках одной лекции в пределах аудитории оказывается проблематично. Демонстрация многих опытов

и экспериментов в этом случае становится возможной лишь с использованием компьютерных программ. Применение информационных технологий в преподавании физики и математики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

На сегодня круг компьютерных программ очень широк и способен выполнять и интенсифицировать множество задач. Различные компьютерные программы могут использоваться в физической и математической подготовке для:

- интенсификации и организации учебного процесса в целом (MOODLE, Sakai, Blackboard и др.);

- увеличения наглядности физических демонстрационных экспериментов (как пример, можно привести разработанный на физическом факультете Казанского федерального университета видеозадачник по физике, авторы - А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Р.В.Даминов);

- проведения виртуальных лабораторных работ (CourseLab);

- использования мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;

- более полной визуализации объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения (например, «Физика в анимациях» - physics.nad.ru);

- использования возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;

- автоматизации процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;

- решения и анализа интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения с использованием манипуляционно-графического интерфейса;

- тестирования и коррекции результатов учебной деятельности (MiniTest-SL, ExeTest-SL, RegTest-SL);

- использования программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся (например, Phun).

При этом сложность организации виртуальных лабораторных работ может варьироваться от чистой эмуляции до удаленного подключения к реальной установке. Использование электронных учебных пособий и компьютерных программ в подготовке будущего врача позволяет более глубоко изучить материал дисциплины «Физика, математика», ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами, смоделировать ситуации, близкие к реальным для формирования и проверки сформированности компетенций. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала, формированию компетенций.

Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемой дисциплины «Физика, математика», что обуславливает формирование политехнической компетенции и конструктивное решение профессиональных задач врача.

Источники:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист») утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» ноября 2010г. № 1122.

2. Читалин Н.А. Реализация принципа фундаментализации и профессионализации в проектировании содержания профессионального образования: теоретико-методологический аспект [Текст] // Вестник Петровской Академии. Санкт-Петербург, 2011. №2.

3. Матыкин В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru 632004\index.php?member=103576

Яе/егепееБ:

1. БеёегаГпу'у ОоБиёаге^еппу'у ОЬга20уа1е1'пу'у 81апёаг! уу'88Ье§о ргоГе881опа1'по§о 0Ьга20уап1уа ро паргау1ешуи роё§о1оук1 (8рее1а1'пов11) 060103 Реё1а1г1уа (куаНйкаауа ^ереп') «^реша^») utуeгjden рг1ка2ош ММв1ег81уа оЬга2оуап1уа 1 паик1 Яо881увкоу Беёегасп о1 «8» поуаЬгуа 2010§. № 1122.

2. СНкаНп КЛ. Яеа^аауа рппара fundaшenta1izacii 1 ргоГе881опаИ2асИ у ргоекйгоуапп sodeгjaniya pгofessiona1'nogo oЬгazoуaniya: teoretiko-metodo1ogicheskiy aspekt [Tekst] // Vestnik Ре^оуБкоу Лkadeшii. Sankt-PeteгЬuгg, 2011. №2.

3. Мау'кт V.YU. Sozdanie i ispo1'zoуanie еЧекй-оппуЪ ucheЬny'h posoЬiy. [Rejiш dostupa]: http://festiуa1.1septeшЬeг.ru 632004\index.php?шeшЬeг=103576

Зарегистрирована: 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.