Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная гимнастика / девочки / отбор / начальная подготовка / тесты / artistic gymnastics / girls / selection / initial training / tests

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

Рассмотрен вопрос повышения качества отбора девочек, занимающихся спортивной гимнастикой. Представлены тесты, позволяющие повысить качество отбора для зачисления на этап начальной специализации с учетом физического развития, двигательной, физической и специально-физической подготовленности, а также функционально-двигательной подготовленности и соревновательной деятельности. Выдвинута гипотеза, что полученные результаты позволят дать информативную оценку о готовности юных гимнасток к освоению элементов и соревновательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF SELECTION FOR ADMISSION OF YOUNG GYMNASTS TO THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION

The issue of improving the quality of selection of girls involved in artistic gymnastics is considered. Tests are presented to improve the quality of selection for the enrollment of girls at the stage of initial specialization, taking into account physical development, motor, physical and special-physical readiness, as well as functional-motor readiness and competitive activity. It is hypothesized that the results obtained will make it possible to give an informative assessment of the readiness of young gymnasts to master elements and competitive programs.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 796.413:796.418

DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-67-76

СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Н.С. Кирьяш, М.П. Мухина

Рассмотрен вопрос повышения качества отбора девочек, занимающихся спортивной гимнастикой. Представлены тесты, позволяющие повысить качество отбора для зачисления на этап начальной специализации с учетом физического развития, двигательной, физической и специально-физической подготовленности, а также функционально-двигательной подготовленности и соревновательной деятельности. Выдвинута гипотеза, что полученные результаты позволят дать информативную оценку о готовности юных гимнасток к освоению элементов и соревновательных программ.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, девочки, отбор, начальная подготовка, тесты.

Кирьяш Наталья Сергеевна, старший преподаватель, natasha 240892@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Мухина Маргарита Петровна, канд. пед. наук, доц., margarit-mukhin@yandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Ранняя специализация в гимнастике, наличие высокого уровня подготовленности гимнастов, повышенная сложность соревновательных упражнений предъявляет ряд требований к отбору юных гимнастов.

В.Б. Иссурин (2017), Ю.К. Гавер-довский (2021) отмечают, что в процессе отбора необходимо использовать педагогические тесты, которые должны быть просты в использовании и достаточно информативны в оценке двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [2, 5]. По мнению Е.Н. Медведевой (2013), Ф.Ф. Гаи-бова (2014), средства и методы отбора в спортивной гимнастике должны иметь направленность на выявление, прежде всего, предрасположенности к конкретной соревновательной дисциплине многоборья [3, 7].

Проблема исследования состоит в недостатке современных знаний о содержании спортивного отбора этапа начальной специализации, позво -

CONTENT OF SELECTION FOR ADMISSION OF YOUNG GYMNASTS TO THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION

Kiryash N.S., senior lecturer, natasha 2408 92@mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Mukhina M.P., сandidate of pedagogical sciences, associate professor, margarit-muk-hin@yandex.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

The issue of improving the quality of selection of girls involved in artistic gymnastics is considered. Tests are presented to improve the quality of selection for the enrollment of girls at the stage of initial specialization, taking into account physical development, motor, physical and special-physical readiness, as well as functional-motor readiness and competitive activity. It is hypothesized that the results obtained will make it possible to give an informative assessment of the readiness of young gymnasts to master elements and competitive programs.

Key words: artistic gymnastics, girls, selection, initial training, tests.

ляющего составить представление о готовности юных гимнасток к освое -нию соревновательных программ спортивных разрядов.

Целью исследования является выявление тестов для отбора юных гимнасток на этап спортивной специализации.

Задачи исследования:

1) определить уровень физического развития, моторного потенциала юных гимнасток 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой;

2) выявить комплекс тестов среди показателей физического развития, моторного потенциала и соревновательного результата для отбора юных гимнасток на этап спортивной специализации.

Методика и организация исследования. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое тестирование по методике А.И. Кравчука и тестам [8], представленным в Федеральном стандарте спортивной подготовки по спортивной гимнастике, методы математической статистики.

Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по ноябрь 2023 г. на базе БУ СШ № 25 г. Омска. В исследовании приняли участие 71 девочка 7-9 лет начальной подготовки, в лонгитудинальном исследова -нии - 31 девочка. В контрольную группу (КГ) входили шестнадцать гим -насток 7-9 лет из спортивно-оздоровительной группы (шесть девочек -7 лет, по пять девочек - 8 и 9 лет) и шестнадцать гимнасток из группы начальной подготовки (по пять девочек - 7 и 8 лет и шесть девочек - 9 лет), не выполнивших требования для зачисления на этап спортивной специализации и составивших экспериментальную группу (ЭГ) [6].

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка моторного потенциала включала определение двигательной, общей и специальной физической, функционально-двигательной подготовленности юных гимнасток в сравнении с нормативами А.И. Кравчука. Оценка физического развития выполнялась в сравнении с данными, представленными Министерством здравоохранения Омской области (2022). Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей (ускоренный и умеренный рост) определялись по интенсивности темпов роста (усл. ед.) по Б.А. Ашмарину (1978).

Анализ моторного потенциала гимнасток как контрольной, так и экспериментальной групп выявил наличие ускоренного и умеренного роста двигательных способностей юных гимнасток в первом полугодии учебного года (табл. 1):

- в контрольной группе: у девочек 7 лет - в четырнадцати двигательных способностях, 8 лет - в шестнадцати и 9 лет - в одиннадцати;

- в экспериментальной группе: у девочек 7 лет - в тринадцати двигательных способностях, 8 лет - в десяти и 9 лет - в десяти.

Таблица 1

Интенсивность роста двигательных способностей гимнасток 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой

Двигательные способности Группа Возраст, лет

7 8 9

Полугодие

I II I II I II

Движения руками, балл КГ 1,6 0,4 1,6 0,4 1,9 0,1

ЭГ -0,1 1,9 0,4 1,6 0,3 1,7

Движения ногами, балл КГ 2,0 0,1 2,0 0,1 0,5 1,5

ЭГ 0,5 1,5 0,7 1,3 1,5 0,5

Ходьба, балл КГ 1,8 0,2 1,0 1,0 1,1 0,9

ЭГ 1,8 0,2 -1,3 0,7 1,3 0,7

Бег, балл КГ 1,7 0,3 1,7 0,3 0,8 1,2

ЭГ -0,4 1,6 1,9 0,1 1,1 0,9

Равновесие, с КГ 1,0 1,0 0,9 1,1 0,7 1,3

ЭГ 0,1 1,9 2,0 0,1 1,4 0,9

Лазание, балл КГ 1,9 0,1 1,8 0,2 1,4 0,6

ЭГ -0,6 1,4 0,7 1,3 0,4 1,6

Ловкость, с КГ -0,8 -1,2 -1,7 0,3 1,9 0,1

ЭГ -0,8 -1,2 -1,8 0,2 0,5 1,5

Выносливость, кол-во раз КГ 1,2 0,8 1,7 0,3 1,0 1,0

ЭГ 1,1 -0,9 0,6 1,4 0,9 1,1

Статическая сила, с КГ 1,8 -0,2 1,4 -0,6 0,7 1,3

ЭГ 1,7 -0,3 0,9 1,1 0,9 1,1

Быстрота, кол-во раз КГ 1,6 -0,4 1,2 -0,8 1,7 0,3

ЭГ 1,8 -0,2 1,9 0,1 1,5 0,5

Скоростная сила, см КГ 0,3 1,7 1,8 0,2 1,4 0,6

ЭГ 1,2 -0,8 1,5 0,5 1,3 0,7

Динамическая сила, кол-во раз КГ 1,2 0,8 1,7 0,3 1,6 0,4

ЭГ 1,7 -0,3 -1,7 0,3 1,8 0,2

Гибкость, см КГ 1,9 0,1 1,4 0,6 1,7 0,3

ЭГ 1,2 0,8 1,8 0,2 1,4 0,6

Силовая выносливость мышц верхних конечностей, кол-во раз КГ 1,1 0,9 1,0 1,0 0,4 1,6

ЭГ 1,2 0,8 1,2 0,8 1,8 0,2

Силовая выносливость мышц живота, кол-во раз КГ 1,2 0,8 1,3 0,7 0,2 1,8

ЭГ 1,2 0,8 1,3 0,7 0,9 1,1

Специальная гибкость, с КГ 1,8 0,2 1,5 0,5 0,2 1,8

ЭГ 1,5 0,5 0,8 1,2 0,8 1,2

Дифференцировка пространственных параметров, см КГ -0,3 1,7 -1,2 0,8 1,2 0,8

ЭГ -1,2 0,8 -0,4 -1,6 0,6 1,4

Ориентационные способности, с КГ -0,7 -1,3 -0,8 -1,2 1,3 0,7

ЭГ -1,2 -0,8 -0,9 -1,1 0,8 1,2

Координационные способности, ° КГ 0,3 1,7 1,3 -0,7 1,0 1,0

ЭГ 1,3 -0,7 1,4 0,6 1,1 0,9

Окончание табл. 1

Возраст, лет

Двигательные способности Группа 7 8 9

Полугодие

I II I II I II

Замедленный рост (<1,0 усл. ед.) КГ 5 13 3 16 7 10

ЭГ 6 13 9 11 9 10

Умеренный рост (>1,0 усл .ед.) КГ 4 3 8 3 7 5

ЭГ 9 3 3 6 7 6

Ускоренный рост (>1,5усл. ед.) КГ 10 3 8 0 4 4

ЭГ 4 3 7 2 3 3

Примечание: I - первое полугодие (сентябрь-декабрь), II - второе полугодие, КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группы, курсивом выделен ускоренный рост.

Формирование двигательных действий гимнасток контрольной группы отмечается ускоренным ростом в первом полугодии, что можно объяснить влиянием комплексного подхода в предыдущие годы занятий по формированию двигательного потенциала на основе развития вначале относительно отстающих (выносливость, статическая сила, динамическая сила), далее относительно ведущих (гибкость, скоростная сила) физиче -ских качеств с параллельным освоением двигательных действий и разви -тием устойчивых (чувство пространства, зрительная ориентация, рациональное дыхание, функция нервной системы) и неустойчивых (мышечно -суставное чувство, отдельные временные и силовые характеристики дви -жений, вестибулярная устойчивость, тактильная чувствительность) функционально-двигательных способностей.

Формирование двигательных действий гимнасток эксперимен -тальной группы характеризуется умеренным и ускоренным ростом у девочек 7 лет в первом полугодии, у девочек 8-9 лет - в течение всего года. Несмотря на реализацию комплексного подхода в развитии двигательных способностей гимнасток, наблюдалось сохранение низкого уровня в развитии статической силы и дифференцировании пространственных параметров. Это можно объяснить упущенными возможностями в предыдущие годы занятий по формированию двигательного потенциала на основе жизненно важных двигательных навыков и разнообразных движений из других видов спорта. В связи с чем можно констатировать, что развитие моторного потенциала (двигательной, физической, функционально -двигательной подготовленности) гимнасток 7-9 лет характеризуется опозданием в один и два года [4, 6].

Анализ соревновательной деятельности юных гимнасток на основе сравнения средних баллов, полученных юными гимнастками на видах

соревновательного многоборья, выявил более высокие баллы у гимнасток контрольной группы в опорном прыжке и вольных упражнениях (табл. 2):

- по III юношескому разряду: в контрольной группе - опорный прыжок - 9,6 балла, разновысокие брусья - 8,5 балла, бревно - 8,8 балла, вольные упражнения - 8,9 балла; в экспериментальной группе - опорный прыжок - 9,3 балла, разновысокие брусья - 8,3 балла, бревно - 8,2 балла, вольные упражнения - 8,9 балла;

- по II юношескому разряду: в контрольной группе - опорный прыжок - 9,1 балла, разновысокие брусья - 8,7 балла, бревно - 7,3 балла, вольные упражнения - 8,5 балла; в экспериментальной группе - опорный прыжок - 8,9 балла, разновысокие брусья - 7,7 балла, бревно - 7,0 балла, вольные упражнения - 8,1 балла.

Таблица 2

Средние баллы по видам многоборья, полученные гимнастками 7-9 лет на внутришкольных квалификационных соревнованиях по III и II юношеским разрядам по спортивной

гимнастике, балл

Группа Виды многоборья

Опорный прыжок Разновысокие брусья Бревно Вольные упражнения

III юношеский разряд

КГ (пкг=12) 9,6 8,5 8,8 8,9

ЭГ (Пэг=6) 9,3 8,3 8,2 7,8

II юношеский разряд

КГ (пкг=12) 9,1 8,7 7,3 8,5

ЭГ (Пэг=6) 8,9 7,7 7,0 8,1

Примечание: КГ и ЭГ- контрольная и экспериментальная группы.

В ходе изучения показателей физического развития были выявлены однородные (У=1-14 %) группы гимнасток контрольной и экспериментальной групп в каждом возрасте. Обращает внимание факт отставания от нормативных значений гимнасток 7-8 лет в длине и массе тела в среднем на 4-5 см и 1-2 кг (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Среднегрупповые значения длинотных, широтных и обхватных показателей девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой

Показатели Группа Возраст, лет

7 V, % 8 V, % 9 V, %

Длина тела, см КГ 115,2±3,2 3 122,2±3,2 3 130,3±3,3 2

ЭГ 116,2±4,1 3 120,2±5,2 4 131,2±4,0 3

Масса тела, кг КГ 20,6±2,3 11 22,2±2,4 10 27,6±3,2 11

ЭГ 20,3±1,7 8 21,5±3,1 14 26,6±2,2 8

Окончание табл. 3

Показатели Группа Возраст, лет

7 V, % 8 V, % 9 V, %

Окружность грудной клетки, см КГ 55,3±4,1 7 59,7±2,7 4 62,3±4,0 6

ЭГ 57,6±7,4 12 55,7±3,9 7 62,0±3,4 5

Обхват талии, см КГ 50,9±1,8 3 57,5±4,3 7 60,6±1,9 3

ЭГ 55,0±6,2 11 53,2±6,1 11 54,0±6,2 11

Обхват бедер, см КГ 60,0±4,7 7 60,6±3,8 4 64,8±4,4 5

ЭГ 59,2±8,8 14 58,0±6,8 11 61,5±5,0 8

Ширина плеч, см КГ 33,2±4,3 12 34,3±2,1 6 35,3±0,8 2

ЭГ 33,0±2,2 6 34,2±1,8 5 34,0±1,4 4

Длина руки, см КГ 50,0±2,3 4 52,6±2,0 6 53,6±3,2 8

ЭГ 49,2±2,5 5 51,6±3,2 6 53,2±2,5 4

Длина предплечья, см КГ 28,5±1,0 3 34,0±1,8 5 36,8±1,0 2

ЭГ 28,3±1,5 5 32,7±1,4 4 34,3±1,2 3

Длина кисти, см КГ 13,7±1,0 7 14,9±1,0 6 15,6±0,8 5

ЭГ 13,3±0,8 6 14,8±1,1 7 15,5±0,5 3

Длина голени, см КГ 34,0±1,7 5 34,3±2,4 7 36,0±1,4 4

ЭГ 33,5±3,9 11 33,4±3,7 11 34,3±1,5 4

Длина бедра, см КГ 32,0±0,4 1 33,6±1,9 5 34,0±2,4 7

ЭГ 32,8±3,0 9 31,6±2,1 6 33,3±1,5 4

Примечание: КГ и ЭГ вариации.

контрольная и экспериментальная группы,

коэффициент

Анализ статистически достоверных корреляционных связей (г>0,5-0,9) между показателями физического развития и двигательной, физиче -ской, функционально-двигательной подготовленности, соревновательной деятельности в каждом возрасте выявил, как правило, разные связи между показателями (табл. 4).

Таблица 4

Межвидовые корреляционные связи (г>0,7) между показателями моторного потенциала и соревновательной деятельности девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой

Возраст/ группа Подготовленность % связей

Физическое развитие - двигательная подготовленность (Есвязей=153)

КГ Р-Мт (0,8), Р-ОбхБц (0,7) 0,01

7 ЭГ Р-Мт (0,9), Х-М (0,8), Б-ДлК (0,8), Р-Дпл (0,8), Р-ДлР (0,7), Р-ОбхГ (0,8), Р-ОбхТ (0,8) 4

8 КГ Х-ДлН (0,7), Р-ОбхТ (0,9) 1

ЭГ Л-ОбхЗ (0,7) 0,5

9 КГ Б-Дт (0,8), Б-Мт (0,8), Б-Дпл (0,8), Р-Дт (0,7), Р-Дпл (0,8), Л-Дт (0,8), Л-Мт (0,7), Л-ДлН (0,7) 5

ЭГ Р-ДлР (0,7) 0,5

Продолжение табл. 4

Возраст/ группа Подготовленность % связей

Физическая подготовленность - физическое развитие (освязей=171)

7 КГ СкС-ДлН (0,7), СкС-ОбхГ (0,7), СкС-ОбхБц (0,7) 1,9

ЭГ Лк-ДлН (-0,7), Бс-ДлН (0,8), Бс-ОбхБц (0,9), ДС-Дт (0,7), ДС-ДлР (0,7) 2,9

8 КГ ДС-ОбхТ (0,7) 0,5

ЭГ В-ОбхБ (0,9) 0,5

9 КГ СкС-ДлН (0,7), СтС-Дпл (0,7), СтС-ОбхТ (0,7), ДС-ДлН (0,7) 2,3

ЭГ СкС-Дпл (0,7) 0,5

Функционально-двигательная подготовленность - физическое развитие (освязей=91)

7 КГ ОС-Дпл (0,8), ОС-ОкГк (0,8) 2

ЭГ Д1Ш-Дт (0,9) 1

8 КГ Д1Ш-Дпл (0,9), Д1Ш-Мт (0,9), Д1Ш-ОбхБр (0,8), ОС-Дт (-0,8), ОС-ДлР (0,9), ОС-ДлК (-0,8) 6,5

ЭГ КС-ОбхБр (0,7), ОС-ОбхБр (0,7) 2

9 КГ Д1Ш-Дпл (0,7), Д1Ш-Дт (0,7), Д1Ш-ДлН (0,9), 0С-0кГ(0,7), КС-Дт (0,9), КС-Мт (0,7), КС-Дпл (0,8), КС-ОбхТ (0,8), КС-ДлН (0,7) 9,8

ЭГ КС-ДлН (0,7) 1

Специальная физическая подготовленность - физическое развитие (освязей=91)

7 КГ СВмвк-Мт (0,7), СВмвк-Дпл (0,8), СпГ-ОбхБр (0,7), СВмвк-0бхБц(0,7) 4,3

ЭГ СВмвк-ОкГ (0,7), СВмвк-ДлН (0,9), СВмвк-ОбхБр (0,7), СВмвк- ОбхТ (0,9), СВмвк-0бхБц(0,7) 5,4

8 КГ СВмж-Длт(0,7), СВмж-0бхТ(0,7) 2,1

ЭГ СВмвк-Дт (0,9), СпГ-ДлН(0,7), СВмвк-0бхБр(0,7) 3,2

9 КГ СВмвк-ОкГ (0,7) 1

ЭГ СВмвк-ОбхТ (0,7) 1

Соревновательная деятельность - физическое развитие (освязей=105)

7 КГ Брс-Дпл (0,8), В/У-ДлК (0,7), Брв-ДлН (0,7), Брв-ОбхТ (0,8), Брв-Дт (0,8), Брв-ОкГ (0,8), О/П-ОбхТ (0,7), О/П-ОбхБр (0,8) 7,6

ЭГ Брс-ОкГ (0,9), Брс-ОбхБ (0,9), Брс-ОбхЗ (0,9), Брс-Мт (0,7) В/У-ОкГ (0,7), В/У-ОбхТ (0,7), В/У-ОбхБц (0,8) Брв-ОкТ (0,9), Брв-ДлР(0,7), Брв-ОбхБц (0,7) О/П-ДлН (0,7) О/П-ДлТ (0,7), О/П-Мт (0,7) 12,3

8 КГ Брв-ДлН (0,7), В/У-ОбхБд (0,7), В/У-ОбхБр (0,8), В/У-ДлП(0,7), В/У-0бхБц(0,7), В/У-0бхЗ(0,7) Брс-ДлК(0,7) О/П-ДлН (0,7) 7,6

ЭГ Брв-ОбхБр (0,7) Брс-ОбхБц (0,7) Брс-ОбхБр (0,7), Брс-ОбхЗ (0,9), Брс-ДлК (0,7) О/П-ОбхБр (0,8), О/П-ОбхБц (0,8), О/П-ОбхЗ (0,7) 7,6

Окончание табл. 4

Возраст/ группа Подготовленность % связей

9 КГ Брв-ДлК (0,7) О/П-ДлН (0,7) Брс-ОбхБр (0,8), Брс-ОбхБц (0,7) 3,8

ЭГ Брв-ОбхБр (0,7) Брв-ДлР(0,7) Брс-ОбхБц (0,7) В/У-0бхЗ(0,7) О/П-ОбхБр (0,8) 4,7

Примечание: КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группы, ДР - движения ру-

ками, ДН - движения ногами, Х - ходьба, Б - бег, Р - равновесие, Л - лазание, Лк - ловкость, В - выносливость, СтС - статическая сила, СкС -скоростная сила, ДС - динамическая сила, Бс - быстрота, Г - гибкость, СВмвк - силовая выносливость мышц верхних конечностей, СВмж - силовая выносливость мышц живота, СПг - специальная гибкость, ДПП -дифференцировка пространственных параметров, ОС - ориентационные способности, КС - координационные способности, Дт - длина тела, Мт -масса тела, ОбхГ - обхват грудной клетки, ОбхЗ - обхват запястья, ОбхТ - обхват талии, ОбхБц - обхват бицепса, ДлК - длина кисти, ДлН - длина ноги, Брв - бревно, Брс - брусья, В/У - вольные упражнения, О/П - опорный прыжок.

Совпадения встречались в равновесии, лазании, скоростной и динамической силе, дифференцировании пространственных параметров, ори -ентационной и координационной способностях. Что касается показателей физического развития, то они не являются определяющими в достижении нормативных значений двигательной, физической, функционально -двигательной подготовленности, специально-физической подготовке, а в целом - в достижении высокого соревновательного результата по спортивной гимнастике.

Заключение. Содержание спортивного отбора гимнасток для зачисления на этап спортивной специализации должно включать соревнова -тельный результат и следующий перечень тестов:

- равновесие: И.П. - стойка на правой (левой) на гимнастической скамейке руки в стороны (норматив <16,7 с);

- лазание: И.П. - о.с. у гимнастической стенки. Лазание любым способом до положения груди на уровне верхней рейки, уверенно, без ос -тановки (норматив 2,0-3,0 балла);

- скоростная сила: прыжок в длину с места (норматив 98-155 см);

- динамическая сила: из положения, лежа на животе, стопы закреплены, руки за головой - прогнуться назад не ниже 30 ° (норматив 11,031,0 раз);

- дифференцировка пространственных параметров: воспроизведение 50 % от максимального прыжка в длину с места (норматив 2,0-4,0 см);

- ориентационные способности: бег змейкой 10 м мимо аппликаций «солнышко-тучка» обежать со стороны «солнышка». Три варианта, сумма в секундах, предоставляется ознакомление с заданием 1 раз (норматив 20,0-23,4 с);

- координационные способности: И.П. - узкая стойка, руки на поясе. Прыжок с поворотом (градусы), предоставляется 1 пробная попытка и три на оценку (норматив 217-303

Список литературы

1. Ботяев В.Л. Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики // Теория и практика физической культуры. 2014. № 10. С. 94-97.

2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 Физическая культура: в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: ТД «Советский спорт», 2021. 231 с.

3. Гаибов Ф.Ф. Спортивная ориентация и отбор в гимнастических дисциплинах: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. 193 с.

4. Даулетшин И.И. Показатели физического развития детей 5-10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Омский научный вестник. 2013. № 5(122). С. 196-199.

5. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография. М.: Спорт, 2017. 240 с.

6. Кирьяш Н.С. К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 434. С. 149-154.

7. Медведева Е.Н., Гаибов Ф.Ф. Современный подход к оптимизации процесса спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисцип -линах // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. С. 310-315.

8. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.

References

1. Botyaev V.L. Analiz sootvetstviya perspektivno-prognosticheskim modelyam koordinacionnoj podgotovlennosti yunyh gimnastok, zanimayushchihsya na etape nachal'noj specializirovannoj podgotovki (na primere sportivnoj i hudozhestvennoj gimnastiki [Analysis of compliance with perspective-prognostic models of coordination readiness of young gymnasts engaged at the stage of initial specialized training (using the example of sports and

rhythmic gymnastics] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2014. No. 10. P. 94-97.

2. Gaverdovskij Yu.K. Teoriya i metodika sportivnoj gimnastiki [Theory and methodology of artistic gymnastics]: textbook. for education institutions of higher education prof. education in the direction of 034300 Physical education: in 2 vol.. T. 2. 2nd ed. M.: TD "Soviet Sport", 2021. 231 p.

3. Gaibov F.F. Sportivnaya orientaciya i otbor v gimnasticheskih disciplinah [Sports orientation and selection in gymnastic disciplines]: dis. ...cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2014. 193 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dauletshin I.I. Pokazateli fizicheskogo razvitiya detej 5-10 let, zanimayushchih-sya sportivnoj gimnastikoj [Indicators of physical development of children 5-10 years old engaged in artistic gymnastics] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2013. No. 5(122). P. 196-199.

5. Issurin V.B. Sportivnyj talant: prognoz i realizaciya [Sports talent: forecast and implementation]: monograph. M.: Sport, 2017. 240 p.

6. Kir'yash N.S. K voprosu o gotovnosti detej 4-6 let k osvoeniyu prikladnyh gim-nasticheskih uprazhnenij [On the question of the readiness of children 4-6 years old to master applied gymnastic exercises] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2018. No. 434. P. 149-154.

7. Medvedeva E.N., Gaibov F.F. Sovremennyj podhod k optimizacii processa spor-tivnoj orientacii i otbora v gimnasticheskih disciplinah [Modern approach to optimizing the process of sports orientation and selection in gymnastic disciplines] // Physical culture and sport in the educational system of Russia: innovations and development prospects: collection. materials Vseros. scientific-practical conf. with international participation. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2013. P. 310-315.

8. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej dosh-kol'nogo vozrasta [Pedagogical system of physical education of preschool children]: monograph. Omsk: Publishing house SibGUFK, 2017. 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.