Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ОТБОРЕ ДЕВОЧЕК 5-7ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ОТБОРЕ ДЕВОЧЕК 5-7ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ОТБОР / ТЕСТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

В статье рассматриваются вопросы предварительного отбора среднего и старшего дошкольного возраста для занятий спортивной гимнастикой. Для зачисления в группы начальной подготовки спортивные школы используют тесты, представленные в Федеральном стандарте спортивной подготовке по спортивной гимнастике, что позволяет осуществить отбор только в группы начальной подготовки. Поэтому существует необходимость своевременного выявления пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой и зачисления их в спортивно-оздоровительные группы так и в группы начальной подготовки, что определяется несоответствием традиционно используемой методики отбора детей современному этапу развития спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE INDICATORS OFPROSPECTS IN THE PRELIMINARY SELECTION OF GIRLS AGED 5-7 YEARS FOR GYMNASTICS

The article deals with the selection of preschool children for gymnastics. For enrollment in elementary training groups, sports schools use the tests presented in the Federal Standard for Sports Training in Artistic Gymnastics, which allows selection only in elementary training groups. Therefore, there is a need to timely identify the suitability of children for gymnastics and enroll them in sports and recreation groups and in primary training groups, which is determined by the discrepancy between the traditionally used methodology for selecting children and the current stage of sports development.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ОТБОРЕ ДЕВОЧЕК 5-7ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кинематические и динамические параметры финальной стадии метания копья / К.К. Бондаренко, А.Е. Бондаренко, В.А. Боровая, П.В. Примаченко, С.В. Шилько // Российский журнал биомеханики. - 2022. - Т. 26, № 1. - С. 95- 107.

REFERENCE

1. Bondarenko, K.K., Bondarenko, A.E., Borovaya, V.A., Primachenko, P.V. and Shilko, S.V. (2022), Kinematic and dynamic parameters of the final stage of javelin throwing, Russian Journal of Biomechanics, Vol. 26, No. 1, pp. 95- 107.

Контактная информация: ev.ket@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК796.413/.418

ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ОТБОРЕ ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Наталья Сергеевна Кирьяш, старший преподаватель, Маргарита Петровна Мухина,

кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорт, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы предварительного отбора среднего и старшего дошкольного возраста для занятий спортивной гимнастикой. Для зачисления в группы начальной подготовки спортивные школы используют тесты, представленные в Федеральном стандарте спортивной подготовке по спортивной гимнастике, что позволяет осуществить отбор только в группы начальной подготовки. Поэтому существует необходимость своевременного выявления пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой и зачисления их в спортивно-оздоровительные группы так и в группы начальной подготовки, что определяется несоответствием традиционно используемой методики отбора детей современному этапу развития спорта.

Ключевые слова: девочки, спортивная гимнастика, отбор, тесты, начальная подготовка, спортивно-оздоровительные группы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p272-277

INFORMATIVE INDICATORS OF PROSPECTS IN THE PRELIMINARY SELECTION OF GIRLS AGED 5-7 YEARS FOR GYMNASTICS

Natalia Sergeevna Kiryash, the senior teacher, Margarita Petrovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article deals with the selection of preschool children for gymnastics. For enrollment in elementary training groups, sports schools use the tests presented in the Federal Standard for Sports Training in Artistic Gymnastics, which allows selection only in elementary training groups. Therefore, there is a need to timely identify the suitability of children for gymnastics and enroll them in sports and recreation groups and in primary training groups, which is determined by the discrepancy between the traditionally used methodology for selecting children and the current stage of sports development.

Keywords: girls, gymnastics, selection, tests, initial training, sports and health groups.

ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная гимнастика характеризуется повышением технической сложности соревновательных программ, увеличением комбинаций с преобладанием ко-

272

ординационно сложных гимнастических элементов. Как следствие, снижаются требования к возрасту детей для участия в квалификационных соревнованиях и присвоению взрослых разрядов. Это требует от научного и тренерского сообщества пересмотра подходов в отборе детей как для занятий спортом, так и для перевода с этапа на этап.

Отбор детей для занятий спортивной гимнастикой, на наш взгляд, помимо учета природных задатков детей должен предполагать и учет возрастного уровня развития физических качеств, сформированности жизненно важных двигательных навыков. Содержание переводных контрольных испытаний, нормативные значения (ФССП по виду спорта спортивная гимнастика), в преобладающем большинстве, не отражают возрастные особенности развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, не учитывают их биологический возраст

Для проблемной ситуации, сложившейся в предварительном спортивном отборе на современном этапе, характерно наличие противоречий между необходимостью отбора детей, пригодных для занятий спортивной гимнастикой, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением данного процесса с учетом возрастных особенностей их развития, с другой стороны.

Цель исследования - выявление информативных показателей перспективности к занятиям спортивной гимнастикой девочек 4-6 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование родителей; методы антропометрии; педагогическое тестирование по методике А.И. Кравчука (1998) двигательной (движения руками, движения ногами, ходьба, бег, лазание, равновесие), физической (скоростная сила, статическая сила, выносливость, динамическая сила, гибкость), функционально-двигательная подготовка (дифференцирование пространственных параметров, ориентационные способности, координационные способности); методы математической статистики.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в период 2017-2022 гг. на базе Бюджетного учреждения г. Омска «Спортивная школа № 25». В нем приняли участие девочки 5-7 лет в количестве 305 человек, распределенные по результатам тестирования в группы начальной подготовки (НП-1: 2017-2018 гг. - 27 чел., 20182019 - 24, 2019-2020 - 26, 2020-2021 - 24, 2021-2022 - 46 чел.) и спортивно-оздоровительные группы (СОГ: 2017-2018 гг. - 24 чел., 2018-2019 - 27, 2019-2020 - 36, 2020-2021 - 21, 2021-2022 - 50 чел.) [3, 4]. Оценка возрастного уровня развития жизненно важных двигательных навыков (основных движений), физических качеств и функционально-двигательных способностей девочек проводилась по методике А.И. Кравчука (1998), используемой в дошкольном физическом воспитании [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В спортивной гимнастике эффективность процесса обучения юных гимнастов определяется, не в последнюю очередь, уровнем развития основных движений, физических качеств и функционально двигательных способностей.

Оценка двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности девочек 5-7 лет по методике А.И. Кравчука (1998) выявила наличие у более половины из них низкого уровня развития в равновесии, динамической силе, выносливости, быстроте, дифференцировании пространственных параметров (таблица 1).

Низкий уровень развития, выявленный в равновесии у преобладающего числа девочек, согласуется с данными А. И. Кравчука (1998) и М. П. Мухиной (2017), что обусловлено возрастными особенностями вестибулярного аппарата и вызывает наибольшие трудности в освоении у детей [1, 5]. Выполнение сочетаний упражнений в удержании поз требует от дево-

чек наличия соответствующего возрасту уровня развития равновесия и координации движений рук и ног, которые в будущем будут определять качество выполнения гимнастических элементов, а также успешность освоения более сложных из них.

Таблица 1 - Двигательная, физическая и функционально-двигательная подготовленность девочек 5-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой (%)_

Показатели Возраст, лет

5 6 7

НП СОГ НП СОГ НП СОГ

Движения руками 40 26 50 50 10 10

Движения ногами 40 30 13 13 10 12

Ходьба 30 10 30 52 10 36

Бег 17 10 15 17 11 16

Равновесие 15 0 23 7 22 0

Лазание 33 15 26 14 21 13

Размах 15-40 0-30 13-50 7-52 10-22 0-36

Ловкость 27 18 11 15 30 30

Выносливость 17 3 17 18 10 26

Быстрота 18 10 40 28 37 26

Скоростная сила 11 25 15 18 13 46

Динамическая сила 40 10 41 27 36 48

Гибкость 60 35 56 27 72 38

Размах 11-60 3-35 11-56 15-28 10-72 26-48

Дифференцировка пространственных параметров 14 0 23 13 24 0

Ориентационные способности 27 16 72 67 53 48

Координационные способности 44 29 58 34 51 40

Размах 14-44 0-29 23-72 13-67 24-53 0-48

Примечание: СОГ и НП - спортивно-оздоровительные группы и начальной подготовки.

С целью уточнения генерализованных факторов (по Lidor R., МеШк Т, Bilkevitz А., 2005) и получения более полной информации о девочках, составивших группы СОГ и НП, был проведен анкетный опрос их родителей (п=305). Было установлено, что 41% родителей занимались спортом, 18% - имели массовый разряд (I, II) и 3% - звание мастера спорта по спортивной гимнастике, 13% родителей занимались сложнокоординационными видами спорта (спортивная и художественная гимнастика). В качестве основного мотива занятий спортивной гимнастикой 24% родителей видят мотив достижения спортивного результата. Только 35% родителей посещают с детьми спортивные соревнования и спортивно-массовые мероприятия. Как правило, это соревнования, в которых участвуют их дети.

Изучение физического развития девочек проводилось на основе сравнения с нормативными значениями для детей, проживающих в Западно-Сибирском регионе. Оценка физического развития проводилась в соответствии с рекомендациями А. И. Кравчука (1984) и Л. П. Сергиенко (2013) на основе учета длинотных, широтных и обхватных показателей [2, 6]. Анализ средних арифметических значений выявил отсутствие статистически достоверных различий во всех показателях физического развития между всеми девочками 5 лет, а также между девочками 6 и 7 лет (таблица 2). Полная и средняя однородность групп имели место во всех показателях в спортивно-оздоровительных ^=0-10%) и группах начальной подготовки ^=1-18%).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что по длинотным, широтным и обхватным значениям девочки спортивно-оздоровительной группы не имели особых различий с показателями девочек начальной подготовки.

Изучение корреляционных связей между показателями физического развития и двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности и результатами соревнований по общей физической подготовленности, проводимых ежегодно в декабре и апреле, выявили наличие совпадений только между показателями физического

развития, двигательной, функционально-двигательной и общей физической подготовки (таблица 3).

Таблица 2 - Средние арифметические значения показателей физического развития девочек 5-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, хср±о_

Показатели Группа Возраст, лет

5 Ро V 6 Р0 V 7 Р0 V

Окружность груд- СОГ 53,3±2,1 >0,05 4 57,7±1,7 >0,001 3 60,3±2,1 >0,001 3

ной клетки, см НП 56,6±8,4 14 53,7±1,9 3 60,0±1,4 2

Обхват талии, см СОГ 48,7±0,6 >0,05 1 55,3±2,2 >0,001 4 60,6±1,9 >0,001 3

НП 53,4±9,2 17 51,2±4,1 8 54,0±6,2 11

Обхват бедер, см СОГ 58,0±2,7 >0,05 4 64,6±2,8 >0,001 4 62,6±2,6 <0,01 5

НП 57,2±10,8 18 54,0±8,8 16 59,7±6,0 10

Ширина плеч, см СОГ 30,3±2,3 >0,05 7 32,3±1,9 >0,001 6 32,3±0,6 >0,05 2

НП 30,2±4,2 13 30,2±1,6 5 31,0±1,4 4

Длина руки, см СОГ 48,0±4,4 >0,05 9 51,5±3,0 >0,001 6 49,7±4,2 >0,001 8

НП 47,2±5,5 11 48,6±3,9 8 52,3±3,9 7

Длина предплечья, СОГ 26,7±2,1 >0,05 7 32,0±1,3 >0,001 4 32,8±1,3 >0,05 4

см НП 27,3±2,5 9 28,7±1,8 6 30,3±1,2 4

Длина кисти, см СОГ 12,0±1,0 >0,05 8 12,7±0,9 >0,05 7 13,6±0,6 >0,05 4

НП 12,3±0,8 5 12,8± 1, 1 8 13,5±1,3 9

Длина ноги, см СОГ 60,0±6,1 >0,05 10 65,8±2,6 <0,01 4 67,0±1,2 >0,05 2

НП 58,0±10,1 17 60,8±8,2 13 65,0±7,7 11

Длина голени, см СОГ 33,0±0,1 >0,05 0 32,3±2,4 >0,05 7 31,0±1,4 >0,05 4

НП 29,5±2,9 9 31,4±1,7 5 33,3±1,5 4

Длина бедра, см СОГ 30,0±0,1 >0,05 0 31,6±2,9 >0,001 9 29,0±1,4 >0,001 5

НП 28,8±5,0 1 27,6±2,1 7 30,3±2,5 8

Примечание: СОГ и НП - спортивно-оздоровительные и группы начальной подготовки; V (%) -вариации; Р0 - уровень значимости по ^критерию Стьюдента для малых выборок. коэффициент

Таблица 3 - Обобщенные корреляционные связи между показателями физического развития, двигательной, функционально-двигательной и общей физической подготовленности

В( г ззраст/ руппа I полугодие II полугодие

5 СОГ ДПр-ДлК(0,7), ДПр-ОбБр (0,8) МТ-ОбТ(0,7), ДПр-ДН(0,7)

НП ДТ-ДР (0,7), ДН-Б(0,9),Шпагат-Угол (0,8) ДТ-Б(0,9), МТ-Б (0,9), ПрДл-Б(0,9), Мост-Шпагат(0,7)

6 СОГ П-ДН(0,7), ДБр-Х (0,7) -

НП ДТ-ФТ(0,7), ДТ-ОбТ (0,9), Р-Шпагат(0,8) МТ-ДН(0,7), ОбТ-ДН(0,8)

7 СОГ В-ПрвД(0,7) -

НП ДТ-В(0,7), Р-Шпагат(0,8) МТ-ДПП(0,7), ДБр-ОбБр (0,7), ДТ-ОС(0,7), МТ-КС(0,8)

Примечание: ДТ - длина тела, МТ - масса тела, ДН - длина ноги, Б - бег, ОбТ - обхват талии, Р - равновесие, В - выносливость, ПрДл - прыжок в длину, ОС - ориентационные способности, КС - координационные способности, ДПП - дифференцировка пространственных параметров.

Обращают внимание результаты выступления девочек в соревнованиях по общей физической подготовке и квалификационных соревнованиях по III юношескому разряду. Анализ выступлений девочек групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп на соревнованиях по общей физической подготовке (2017-2022 гг.) выявил примерно равное распределение мест в первой десятке, что можно объяснить направленностью каждого этапа на общую физическую подготовку. При этом 6 девочек СОГ попали в первую десятку квалификационных соревнований (65%), показав соревновательные результаты выше, чем девочки групп НП.

Анализ и обобщение многолетних данных позволил выделить критерии перспективности девочек для занятий спортивной гимнастикой, распределенные в две группы (таблица 4) с учетом возраста девочек:

- основные (сквозные): 5-7 лет длина и масса тела; движения руками, равновесие, скоростная сила, быстрота, гибкость, динамическая сила, координационная способность; 5-7 лет: движения ногами, лазание, дифференцировка пространственных парамет-

ров;

- дополнительные: 5 лет - движения ногами, лазание, ловкость; 6-7 лет - длина: ног, бедра, руки, предплечья, движения ногами, лазание.

Таблица 4 - Критерии предварительного отбора для занятий на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возраст, лет Критерии

Основные Дополнительные (физическое развитие, двигательные способности)

Физическое развитие Двигательные способности

5 ДТ, МТ ДР, Р, Г, СкС, Бс, ДС, КС ДН, Л, Лк

6 ДТ, МТ ДР, Р, Г, СкС, Бс, ДС, СтС, ДПП, КС ДлН, ДПр, ДлР, ДБр, ДН, Л

7 ДТ, МТ ДР, Р, Г, СкС, Бс, ДС, СтС, ДПП, КС ДлН, ДПр, ДлР, ДБр, ДН, Л

Примечание: ДТ - длина тела, МТ - масса тела, ДН - длина ноги, ПрДл - прыжок в длину, ДлН - длина ноги, ДПр - длина предплечья, ДлР - длина руки, ДБр - длина бедра, Л - лазание, Лк - ловкость, СтС - статическая сила, Бс - быстрота, ДС - динамическая сила, КС - координационные способности, ДПП - дифференцировка пространственных параметров.

ВЫВОД

Для проведения эффективного предварительного отбора девочек 5-7 лет для занятий спортивной гимнастикой следует учитывать возрастные особенности развития. Программа тестирования должна включать: основные и дополнительные критерии. Основные критерии в каждом возрасте составляют длина тела, масса тела, движения руками, равновесие, гибкость, скоростная сила, быстрота, динамическая сила, координационные способности. В качестве нормативных значений, соответствующих возрасту, следует использовать научно-обоснованные нормативы профессора А.И. Кравчука.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания): монография. - Ч. 2, 3 / А.И. Кравчук. - Новосибирск : [б. и.], 1998.- 136 с.

2. Кравчук А.И. Система отбора в гимнастике: учебное .пособие / А.И. Кравчук. - Омск : [б. и.], 1984. - 40 с.

3. Кирьяш Н.С. К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений / Н.С. Кирьяш // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 434. - С. 149-154.

4. Кирьяш Н.С. Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни занимающихся спортивной гимнастикой / Н.С. Кирьяш, М.П. Мухина // Известия Тульского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 68-76.

5. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография / М.П. Мухина. - Омск : СибГУФК, 2017. - 167 с.

6. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. -Москва : Советский спорт, 2013. - 1048 с.

REFERENCES

1. Kravchuk, A.I. (1998), Physical education of children of early and preschool age (scientific, methodological and organizational foundations of harmonious preschool complex physical education), monograph. Part 2, 3, Novosibirsk.

2. Kravchuk, A.I. (1984), Selection system in gymnastics: textbook, Omsk.

3. Kiryash, N.S. (2018) "To the question of the readiness of children 4-6 years old to master applied gymnastic exercises", Bulletin of the Tomsk State University, No. 434, pp. 149-154.

4. Kiryash, N.S. and Mukhina, M.P. (2019), "Age features of the development of the main physical qualities of girls of 5-8 years of age involved in gymnastics", Proceedings of the Tula State University, No. 2, pp. 68-76.

5. Mukhina, M.P. (2017), Pedagogical system of physical education of preschool childrenб monograph, SibGUFK, Omsk

6. Sergienko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 797.2:796.015.865(571.56)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП

ПО ПЛАВАНИЮ К СДАЧЕ НОРМАТИВА ГТО (НА ПРИМЕРЕ СВФУ)

Николай Николаевич Кладкин, кандидат педагогических наук доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В статье рассматривается сравнительный анализ подготовки студентов учебных групп по плаванию к сдаче норматива ГТО, из теста по выбору на примере СВФУ в течение всего учебного года. В учебных группах в начале учебного года в конце первого месяца, после некоторой подготовки студентов была первая проба на 50 м, для всех и далее в конце каждого семестра проверка подготовки каждого студента плавания на дистанции 50м. Подведение среднего значения показателя группы на дистанции 50м, отдельно у юношей и у девушек. Следовательно, нами проводилась сравнительный анализ подготовки студентов по плаванию к сдаче ГТО, где мы видим минимальный прогресс улучшения результатов показателей у всех учебных групп. Прогресс результатов и улучшение показателей у студентов зависит от практики плавания, освоения техники, активности и целеустремленности самих занимающихся. Результаты слабы именно у тех студентов, кто чаще пропускает практические занятия по плаванию.

Ключевые слова: Сравнительный анализ, комплекс ГТО, тест по выбору, подготовка, студенты, плавание, дистанция 50 м.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p277-281

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PREPARATION OF STUDENTS OF SWIMMING TRAINING GROUPS FOR PASSING GTO STANDARD (ON THE EXAMPLE OF NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY)

Nikolai Nikolaevich Kladkin, the candidate of pedagogical sciences, docent, North-Eastern

Federal University, Yakutsk

Abstract

The article deals with a comparative analysis of the preparation of students of training groups in swimming for passing the GTO standard, from the elective test by using the example of NEFU throughout the academic year. In the study groups at the beginning of the school year at the end of the first month, after some preparation of students, there was a first test at 50 m, for everyone and then at the end of each semester, the check of the preparation of each student in swimming at the distance of 50 m. Summing up the average value of the group indicator at the distance of 50m, separately for boys and girls. Therefore, we carried out the comparative analysis of the preparation of students in swimming for the delivery of the GTO, where we see minimal progress in improving the results of indicators for all training groups. The progress of results and improvement of students' performance depends on the practice of swimming, mastering the technique, activity and purposefulness of the students themselves. The results are weak precisely among those students who often miss practical swimming lessons.

Keywords: Benchmarking, GTO complex, elective test, preparation, students, swimming, distance

50m.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание как один из основных видов комплекса ГТО входит в него почти для всех ступеней ГТО, но как тест по выбору сдающего.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.