Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)'

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаляпина Светлана Васильевна

Введение. В условиях быстрых изменений в общественной и профессиональной сфере актуальным становится вопрос о том, как организовывать процесс профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства выпускников вузов. В этой связи рассмотрено содержание организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Цель - поиск и определение содержания организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Материал и методы. Использованы теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы, изучение статистических данных, моделирование) и эмпирические (анкетирование, опрос, апробация) методы исследования. Обоснование комплекса условий строится на основе эмпирического обобщения деятельности центра содействия занятости студентов. Обзор литературы. Представлены подходы современных исследователей к дефиниции «организационно-педагогические условия». Выделена группа ученых, рассматривающих организационно-педагогические условия как совокупность факторов. Описана позиция исследователей, считающих, что организационно-педагогические условия - это комплекс каких-либо мероприятий. Отдельно проанализированы научно-исследовательские работы ученых, считающих, что в дефиниции «организационно-педагогические условия» выделяются две смысловые составляющие: организационные условия и педагогические условия. Результаты и обсуждение. На основе анализа литературы и обобщения эмпирического опыта уточнено, что под организационными условиями в работе будут пониматься факторы, которые обеспечивают управление процессом, а под педагогическими - факторы, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения, воспитания, обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом объединение организационных и педагогических условий в один комплекс, подчиненный общей цели, будет являться организационно-педагогическими условиями. На основе этого на базе Томского государственного педагогического университета определен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов. Заключение. Предложено уточненное определение организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению обучающихся педагогического вуза, в том числе студентов с низкой мотивацией на педагогическую профессию, которое может быть использовано в качестве основы для деятельности вузовских центров по трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаляпина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE PROCESS OF CONTRIBUTING TO STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION (USING THE EXAMPLE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Introduction. Under rapid changes in social and professional spheres urgent appears the question of organizing the process of professional self-determination and effective employment of university graduates. In connection with it, the article will cover the content of organizational and pedagogical conditions in the process of contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university. Aim - to search for and define the content of organizational and pedagogical conditions contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university. Material and methods. Such methods of analysis as theoretical methods (analyzing and summarizing what is in literature, analyzing statistical data, modelling) and empirical methods (using surveys, questioning, testing) were applied. Stating the set of conditions is based on summarizing empirically the activities of the center for students’ employment. Modern researchers’ approaches to defining “organizational and pedagogical conditions” are presented. Apart from others is the group of researchers analyzing organizational and pedagogical conditions as a set of factors. Also, the article reveals the point of view of researchers who think that organizational and pedagogical conditions are a set of some schemes. Separately we analyze research works by scientists who think that in the definition of “organizational and pedagogical conditions” there are two sensible components: organizational conditions and pedagogical conditions. Results and discussion. Analyzing issues and summarizing empirical experience, it was specified that under organizational conditions we will mean factors that guarantee controlling the process and pedagogical conditions will be understood as factors including content, methods, means, forms of teaching, upbringing that provide achieving pedagogical goals. In such a case, putting together organizational conditions and pedagogical conditions into one set used for achieving one mutual goal will result in organizational and pedagogical conditions together. On the basis of it in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Tomsk State Pedagogical University” we made up and tested a set of organizational and pedagogical conditions contributing to students’ professional self-determination. Conclusion. There has been put forward the definition of organizational and pedagogical conditions contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university, including students with low motivation for pedagogical profession, that can be used as a basis for the activities of university centers for students’ employment.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)»

УДК 378.637.047

DOI 10 . 23951/1609-624Х-2021-2-17-23

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)

С. В. Шаляпина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Введение. В условиях быстрых изменений в общественной и профессиональной сфере актуальным становится вопрос о том, как организовывать процесс профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства выпускников вузов. В этой связи рассмотрено содержание организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза.

Цель - поиск и определение содержания организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза.

Материал и методы. Использованы теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы, изучение статистических данных, моделирование) и эмпирические (анкетирование, опрос, апробация) методы исследования. Обоснование комплекса условий строится на основе эмпирического обобщения деятельности центра содействия занятости студентов.

Обзор литературы. Представлены подходы современных исследователей к дефиниции «организационно-педагогические условия». Выделена группа ученых, рассматривающих организационно-педагогические условия как совокупность факторов. Описана позиция исследователей, считающих, что организационно-педагогические условия - это комплекс каких-либо мероприятий. Отдельно проанализированы научно-исследовательские работы ученых, считающих, что в дефиниции «организационно-педагогические условия» выделяются две смысловые составляющие: организационные условия и педагогические условия.

Результаты и обсуждение. На основе анализа литературы и обобщения эмпирического опыта уточнено, что под организационными условиями в работе будут пониматься факторы, которые обеспечивают управление процессом, а под педагогическими - факторы, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения, воспитания, обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом объединение организационных и педагогических условий в один комплекс, подчиненный общей цели, будет являться организационно-педагогическими условиями. На основе этого на базе Томского государственного педагогического университета определен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов.

Заключение. Предложено уточненное определение организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению обучающихся педагогического вуза, в том числе студентов с низкой мотивацией на педагогическую профессию, которое может быть использовано в качестве основы для деятельности вузовских центров по трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудоустройство, организационно-педагогические условия, содействие.

Введение

На современном этапе вопросы трудоустройства выпускников вуза по соответствующему направлению подготовки приобретают особую значимость. Это связано как с затратами государства на обучение студентов, так и с потребностями конкретной отрасли, для которой готовятся специалисты. Если конкретизировать данные вопросы на отрасль образования и профильные педагогические вузы, которые готовят специалистов для нее, можно утверждать, что трудоустройство выпускников по профилю педагогического образования останется актуальным и в ближайшие десятилетия. Об этом говорят перспективные федеральные документы, среди которых Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. [1] и Программа развития педаго-

гических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации на 20212024 гг. [2]. Следовательно, для решения этих вопросов потребуются новые подходы, механизмы и условия, в том числе организационно-педагогические.

В рамках диссертационного исследования, проводимого автором статьи, эффективное трудоустройство рассматривается как результат успешного процесса профессионального самоопределения на этапе получения высшего педагогического образования. Особое внимание в работе уделяется определению организационно-педагогических условий, которые необходимо создать в вузе для содействия в профессионально-педагогическом самоопределении студентов и которые будут способ-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2021. 2 (214)

ствовать эффективному трудоустройству выпускников в федеральную / региональную систему образования. Несмотря на то, что понятие «организационно-педагогические условия» активно используется как в публикациях современных педагогов-практиков, так и в научно-исследовательских работах, общепринятой для научно-педагогического сообщества трактовки, как и подходов к его рассмотрению, не существует. Поэтому с целью поиска необходимых организационно-педагогических условий и определения их содержания автором исследования потребовалось уточнить понятие «организационно-педагогические условия», а затем перейти к их определению и апробации, которая состоялась на базе Томского государственного педагогического университета (ТГПУ).

Материл и методы

Для достижения цели в работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: изучение, анализ, сравнение, обобщение публикаций и диссертационных работ по теме исследования; моделирование организационно-педагогических условий; изучение статистических данных по трудоустройству выпускников ТГПУ и других педагогических вузов страны. Эмпирические методы: изучение и анализ опыта работы вузовского отдела содействия занятости, поэтапное анкетирование: студентов первого курса обучения (2019 г.), выпускного курса (2018-2020 гг.), выпускников 2018-2019 гг. (2020 г.) [3], опрос работодателей (2020 г.), апробация организационно-педагогических условий (2018-2020 гг.).

Обзор литературы

В основе дефиниции «организационно-педагогические условия» лежит понятие «условия». В общепринятом смысле оно подразумевает имеющиеся или созданные обстоятельства, правила, факторы, установленные в какой-либо области (либо обстановку), влияющие на ее функционирование и меняющие конечный результат [4]. Говоря об условиях в рамках исследовательского процесса, О. Ю. Никулина определяет «условия» как обстоятельства, создаваемые исследователем, при которых возможно то или иное его эффективное действие [5, с. 34]. Определение организационно-педагогических условий рассматривали в своих исследованиях многие современные ученые, среди которых Е. В. Сергеева и М. Ю. Чандра [6, с. 873], Е. Ю. Акуленко [7, с. 217], М. И. Шалин [8, с. 48], Э. Г. Щебельская [9, с. 155], О. Р. Нерадовская [10, с. 20] и др.

Можно выделить ряд исследователей, которые определяют организационно-педагогические условия как совокупность чего-либо. Так, например,

Н. А. Дронин говорит об организационно-педагогических условиях как о совокупности взаимосвязанных норм и принципов структурно-управленческих и содержательно-технологических, которые определяют успешное достижение образовательных целей, относя к ним программно-методическое, информационное и кадровое обеспечение [11, с. 10]. А. Ю. Львов пишет о совокупности (необходимой и достаточной) взаимосвязанных мер учебно-воспитательного процесса, при соблюдении которых будут достигнуты педагогические цели, и относит к ней содержание, формы, методы, приемы и средства [12, с. 14]. А. А. Володин и Н. Г. Бондаренко понимают под организационно-педагогическими условиями совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, при реализации которых осуществляется эффективное функционирование и развитие педагогической системы [13, с. 147]. О. В. Галкина считает, что организационно-педагогические условия можно рассматривать как совокупность информационных комплексов, создаваемых руководителем, в результате использования которых обеспечивается управление профессиональной деятельностью педагогов, а также образовательной деятельностью [14, с. 16]. Е. В. Сергеева и М. Ю. Чандра считают, что организационно-педагогические условия представляют совокупность возможностей, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие исследуемого объекта педагогической системы, и используются в «педагогической теории для научного обоснования процессуального аспекта исследуемого объекта педагогической системы» [6, с. 871].

Другая группа исследователей строит определение «организационно-педагогические условия» вокруг словосочетания «комплекс мероприятий». Например, Е. Ю. Акуленко пишет, что организационно-педагогические условия - это «упорядоченный комплекс мероприятий, который содержит формы, методы и дидактические условия» [7, с. 216].

Отдельно можно выделить работы Э. М. Киселевой [15], Н. П. Артюшенко [16], Э. Г. Щебель-ской [9] и других ученых, которые придерживаются позиции, что дефиниция «организационно-педагогические условия» складывается из сочетания двух смысловых составляющих: «организационные условия» и «педагогические условия». Разделяя данную позицию, рассмотрим подробнее эти составляющие.

Смысловая составляющая «организационные условия» базируется на определении понятия «организация», которое понимается как структура чего-нибудь или ряд действий, способствующих созданию, продуманному устройству чего-нибудь [17]. Говоря об организационных условиях, интер-

нет-ресурс «Энциклопедия карьеры» пишет о том, что - это «система норм и правил, в том числе общих (юридических этических) и специальных (должностные инструкции, методики, стандарты)» [18]. А. А. Володин и Н. Г. Бондаренко понимают под организационными условиями «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен» [13, с. 144]. М. И. Шалин считает, что организационные условия - «это совокупность условий, обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль над образовательным процессом» [8, с. 47].

Вторая смысловая составляющая «педагогические условия» также неоднозначна в трудах отечественных педагогов и исследователей. М. И. Ша-лин считает, что педагогические условия - «это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений» [8, с. 47]. А. Х. Хушбахтов, принимая трактовку педагогических условий, предложенную С. Н. Павловым, считает, что с учетом развития информационных технологий ее нужно дополнить так, чтобы помимо «совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей» они включали возможности «доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам» и «необходимые информационные и технические ресурсы» [19, с. 1020]. А. Ю. Плешакова пишет, что «педагогические условия определяются как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обусловливают) достижение поставленных педагогических целей» [20, с. 121]. И. Н. Белянина рассматривает педагогические условия как создаваемое преподавателем педагогическое обеспечение, реализация которого влияет на результативность педагогического процесса [21].

Результаты и обуждение

Проанализировав представленные позиции ученых, а также компилируя их с эмпирическими результатами, автор исследования под условиями предлагает понимать факторы, которые создаются в вузе и влияют на результаты содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Под организационными условиями подразумеваются факторы, которые создаются в вузе и обеспечивают управление процессом, а под педагогическими условиями - факторы, являющие-

ся элементом целостного педагогического процесса, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения и воспитания, оснащение педагогического процесса и т. д., обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом смысловая составляющая «организационные условия» формирует управленческие механизмы, а смысловая составляющая «педагогические условия» определяет содержательную линию и обосновывает содержание, методы, приемы, формы содействия профессиональному самоопределению студентов.

Так как в нашей работе рассматривается дефиниция «организационно-педагогические условия», то объединение организационных и педагогических условий (как двух смысловых составляющих одного явления), подчиненных общей цели, будет представлено в виде комплекса факторов, способствующих достижению этой цели.

Поскольку дефиниция «организационно-педагогические условия» рассматривается в нашем исследовании в сочетании с понятием «содействие», уточним его понимание. В общепринятом смысле «содействие» определяется как деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь или служить средством достижения желаемого результата, поддержкой в какой-нибудь деятельности [4]. В контексте нашей работы под содействием мы понимаем специально организованную помощь обучающимся со стороны администрации и преподавателей вуза (а также заинтересованных социальных партнеров), способствующую профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. При этом мы разделяем позицию Г. Н. Серикова о том, что педагогическое содействие является разновидностью педагогического сопровождения [22, с. 13], но с большей долей самостоятельности студентов, а также позицию Г. Н. Прозумен-товой и С. И. Поздеевой о том, что содействие обеспечивает вовлеченность студента в процесс как значимого и влиятельного участника совместной деятельности [23].

Данные уточненные формулировки и эмпирическая работа выступили фундаментом при определении организационно-педагогических условий исследования. В результате в комплекс, который будет способствовать профессионально-педагогическому самоопределению студентов и эффективному трудоустройству выпускников, включены следующие условия:

1) активная организационно-образовательная позиция вузовской структуры по содействию занятости и трудоустройству студентов: данное условие является организационным и управляет всем процессом содействия через создание и заинтересованное функционирование рабочей группы из числа представителей работодателей и социальных

партнеров вуза; кроме того, вузовский отдел содействия занятости берет на себя не только организационные функции, но и активно реализует образовательные - проводя практические занятия, семинары и т. д., способствующие профессиональному самоопределению студентов;

2) создание площадки для практико-ориентиро-ванного взаимодействия студентов с работодателями и другими заинтересованными социальными партнерами: в рамках исследования разработано и с 2018 г. реализуется региональное образовательное событие «Дни карьеры в ТГПУ», которое стало эффективной региональной площадкой, включающей различные формы взаимодействия студентов и работодателей (практические занятия, образовательные встречи, мастер-классы, ярмарка вакансий и др.) [24];

3) привлечение к консультационному взаимодействию с профильными специалистами студентов, немотивированных на педагогическую профессию и затрудняющихся в профессиональном самоопределении; данное условие реализуется через проведение трехуровневого анкетирования обучающихся (на первом, третьем и последнем курсе); студентам предлагается задуматься о собственных планах, возможностях и т. д., и через ответы на вопросы осознать потребность в общении со специалистами, а также обозначить свое желание участвовать в консультационном взаимодействии;

4) реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы

эффективного трудоустройства в сфере образования»: данная программа является авторской, реализуемой на добровольной основе в рамках свободного времени студентов; программа построена с учетом специфики регионального рынка педагогических профессий, а ее практическое закрепление осуществляется через участие в образовательном событии «Дни карьеры в ТГПУ».

Заключение

Во-первых, «организационно-педагогические условия» содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза можно рассматривать как организованный вузом комплекс факторов, обеспечивающих управление процессом в целом (организационные условия), а также факторов, являющихся элементами целостного педагогического процесса (содержание, формы, методы), обеспечивающих достижение педагогических целей (педагогические условия), помогающих студентам в профессиональном самоопределении.

Во-вторых, комплексная реализация определенных в исследовании организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза будет способствовать трудоустройству выпускников педагогического вуза в региональную систему образования.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://government.ru/rugovdassifier/860/ events/ (дата обращения: 25.09.2020).

2. Программа развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 годы: утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. № Р-118.

3. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 36-47.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. URL: https://www. efremova.info/word/trudoustrojstvo.html#.W0gwbXXnhhE (дата обращения: 12.07.2020).

5. Никулина О. Ю. Педагогические условия формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 34-37.

6. Сергеева Е. В., Чандра М. Ю. Организационно-педагогические условия реализации мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 870-874. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32419 (дата обращения: 30.07.2020).

7. Акуленко Е. Ю. Внедрение организационно-педагогических условий подготовки специалистов экономического профиля с использованием системы Moodle в учебном процессе // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета». Минск, 2013. С. 215-223. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89671/1/214-223.pdf (дата обращения: 06.08.2020).

8. Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2013. С. 47-49. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (дата обращения: 06.08.2020).

9. Щебельская Э. Г. Содержательная составляющая организационно-педагогических условий формирования культуры потребностей студентов вуза // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 1. С. 149-157.

10. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2018. С. 24.

11. Дронин Н. А. Организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. С. 24.

12. Львов А. Ю. Организационно-педагогические условия становления профессиональной мобильности студентов педагогического университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. С. 24. URL: https://www.dissercat.com/content/ organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-professionalnoi-mobilnosti-studentov-p (дата обращения: 12.08.2020).

13. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/nanaliz-soderzhaniya-ponyatiya-orgamzatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 31.07.2020).

14. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-kak-kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 30.07.2020).

15. Киселева Э. М. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 24.

16. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. С. 23.

17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка 1935-1940. Фундаментальная электронная библиотека. URL: https://slovar. cc/rus/ushakov.html (дата обращения: 10.08.2020).

18. Энциклопедия карьеры. URL: http://znanie.info/portal/ec-terms/29/1018.html (дата обращения: 16.09.2020).

19. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 06.08.2020).

20. Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия // Научный диалог. 2014. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-intematsionalizatsii-obrazovaniya-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 17.10.2020).

21. Белянина И. Н., Богомаз И. В. Познавательные барьеры студентов вуза и педагогические условия их преодоления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 114-116.

22. Сериков Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов // Вестн. ЮжноУральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 31 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gumanno-orientirovannaya-interpretatsiya-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov (дата обращения: 17.10.2020).

23. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2005. С. 43.

24. Шаляпина С. В. Дни карьеры как форма содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 78-83.

Шаляпина Светлана Васильевна, начальник отдела содействия занятости, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ocz@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 29.12.2020.

DOI 10 . 23951/1609-624X-2021-2-17-23

CONTENT OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE PROCESS OF CONTRIBUTING TO STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION (USING THE EXAMPLE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

S. V. Shalyapina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. Under rapid changes in social and professional spheres urgent appears the question of organizing the process of professional self-determination and effective employment of university graduates. In connection with it, the article will cover the content of organizational and pedagogical conditions in the process of contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university.

Aim - to search for and define the content of organizational and pedagogical conditions contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university.

Material and methods. Such methods of analysis as theoretical methods (analyzing and summarizing what is in literature, analyzing statistical data, modelling) and empirical methods (using surveys, questioning, testing) were applied. Stating the set of conditions is based on summarizing empirically the activities of the center for students' employment. Modern researchers' approaches to defining "organizational and pedagogical conditions" are presented. Apart from others is the group of researchers analyzing organizational and pedagogical conditions as a set of factors.

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2021. 2 (214)

Also, the article reveals the point of view of researchers who think that organizational and pedagogical conditions are a set of some schemes. Separately we analyze research works by scientists who think that in the definition of "organizational and pedagogical conditions" there are two sensible components: organizational conditions and pedagogical conditions.

Results and discussion. Analyzing issues and summarizing empirical experience, it was specified that under organizational conditions we will mean factors that guarantee controlling the process and pedagogical conditions will be understood as factors including content, methods, means, forms of teaching, upbringing that provide achieving pedagogical goals. In such a case, putting together organizational conditions and pedagogical conditions into one set used for achieving one mutual goal will result in organizational and pedagogical conditions together. On the basis of it in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tomsk State Pedagogical University" we made up and tested a set of organizational and pedagogical conditions contributing to students' professional self-determination.

Conclusion. There has been put forward the definition of organizational and pedagogical conditions contributing to the professional self-determination of students of a pedagogical university, including students with low motivation for pedagogical profession, that can be used as a basis for the activities of university centers for students' employment.

Keywords: professional self-determination, employment, organizational and pedagogical conditions, contribution.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2018-2025 gody: utverzhdena postanovleniyem Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 [State program of the Russian Federation "Development of Education" for 2018-2025: accepted by the order of the Government of the Russian Federation on the 26th of 2017, № 1642] (in Russian). URL: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (accessed 25 September 2020).

2. Programma razvitiya pedagogicheskikh obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, nakhodyashchikhsya v vedenii Ministerstva pmsveshcheniya Rossiyskoy Federatsii na 2021-2024 gody: utverzhdena rasporyazheniyem Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 2020 g. № R-118 [Program of developing pedagogical educational organizations of higher education of the Ministry of Enlightenment of the Russian Federation for 2021-2024: accepted by the order of the Ministry of Enlightenment of the Russian Federation on the 29th of 2020 № P-118] (in Russian).

3. Pozdeyeva S. I., Shalyapina S. V. Sostavlyayushchiye professional'nogo samoopredeleniya studenta pedagogicheskogo vuza [Components of professional of self-determination of a pedagogical university student]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2020, no. 3 (31), pp. 36-47 (in Russian).

4. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New dictionary of Russian. Explanatory derivational]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2000 (in Russian). URL: https://www.efremova.info/word/trudoustrojstvo.html#.W0gw-bXXnhhE (accessed 12 July 2020).

5. Nikulina O. Yu. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya diskrusivno-proyektivnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley [Pedagogical conditions of discursive and projective competence of future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPUBulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 34-37 (in Russian).

6. Sergeyeva E. V., Chandra M. Yu. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya realizatsii monitoringa kachestva osvoyeniya obu-chayushchimisya osnovnykh obrazovatel'nykh programm [Organizational and pedagogical conditions of monitoring the quality of learners acquiring main educational programs]. Fundamental'nyye issledovaniya - Fundamental research, 2013, no. 10-4, pp. 870-874 (in Russian). URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32419 (accessed 30 July 2020).

7. Akulenko E. Yu. Vnedreniye organizatsionno-pedagogicheskikh usloviy podgotovki spetsialistov ekonomicheskogo profilya s ispol'zovaniyem sistemy Moodle v uchebnom protsesse [Implementation of organizational and pedagogical conditions of training Economics students by using Moodle in the educational process]. SbornikdokladovMezhdunarodnoy internet-konferentsii «Infor-matsionno-tekhnologicheskoye obespecheniye obrazovatel'nogo protsessa sovremennogo universiteta» [Reports of the International Internet-conference "Informational and technological supply of the educational process of a modern university]. Minsk, 2013. Pp. 215-223 (in Russian). URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89671/1/214-223.pdf (accessed 6 August 2020).

8. Shalin M. I. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti starsheklassnika [Organizational and pedagogical conditions of developing the capability of senior schoolers' personality]. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Theory and practice of education in modern world: Materials of the III International scientific conference]. Saint-Petersburg, Renome Publ., 2013. Pp. 47-49 (in Russian). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (accessed 6 August 2020).

9. Shchebel'skaya E. G. Soderzhatel'naya sostavlyayushchaya organizatsionno-pedagogicheskikh usloviy formirovaniya kul'tury potrebnostey studentov vuza [Content of organizational and pedagogical conditions at developing the culture of needs with university students]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2015, vol. 3, no. 1, pp. 149-157 (in Russian).

10. Neradovskaya O. R. Ispol'zovaniye obrazovatel'nogopotentsiala neformal'nogoprofessional'nogo soobshchestva dlya razvitiya professionalizma pedagogov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Using educational capabilities of the informal professional community for developing teaching instructors' professionalism. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2018. 24 p. (in Russian).

11. Dronin N. A. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya professional'nogo obrazovaniya remeslennika. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of craftsmen's professional education. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Ekaterinburg, 2003. 24 p. (in Russian).

12. L'vov A. Yu. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya stanovleniyaprofessional'noy mobil'nosti studentovpedagogicheskogo universiteta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of developing the professional mobility of pedagogical university students. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Saint-Petersburg, 2011. 24 p. (in Russian). URL: https:// www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-professionalnoi-mobilnosti-studentov-p (accessed 12 August 2020).

13. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya» [Analysis of "organizational and pedagogical conditions" concept]. Izvestiya Tula State University. Humanities -Izvestiya TulGU. Gumanitarnyye nauki, 2014, no. 2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anahz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-peda-gogicheskie-usloviya (accessed 31 July 2020).

14. Galkina O. V. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya kak kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya [Organizational-pedagogical conditions as a category of scientific-pedagogic research]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN - Iz-vestia of RAS SamSC, 2008, no. 6-2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-uslovi-ya-kak-kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (accessed 30 July 2020).

15. Kiseleva E. M. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya obucheniya budushchikh uchiteley OBZH v pedagogicheskom kolledzhe. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of training future teachers of basic safety in a pedagogical college. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Saint-Petersburg, 2006. 24 p. (in Russian).

16. Artyushenko N. P. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of training disabled children by means of inclusive education. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2010. 23 p. (in Russian).

17. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar'russkogoyazyka 1935-1940. Fundamental'naya elektronnaya biblioteka [Ecxplanatory dictionary of the Russian language 1935-1940. Fundamental electronic library] (in Russian). URL: https://slovar.cc/rus/ushakov.html (accessed 10 August 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Internet-resurs «Entsiklopediya kar'yery» [Internet resource "Encyclopedia 'Career'"] (in Russian). URL: http://znanie.info/por-tal/ec-terms/29/1018.html (accessed 16 September 2020).

19. Khushbakhtov A. Kh. Terminologiya «pedagogicheskiye usloviya» [Terminology of "pedagogical conditions"]. Molodoy uchenyy, 2015, no. 23 (103), pp. 1020-1022 (in Russian). URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (accessed 6 August 2020).

20. Pleshakova A. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskiye usloviya internatsionalizatsii obrazovaniya: k opredeleniyu ponyatiya [Socio-pedagogical conditions of the internalization in education: to the definition of the concept]. Nauchnyy dialog - Scientific Dialogue, 2014, no. 2 (26) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-internatsionalizat-sii-obrazovaniya-k-opredeleniyu-ponyatiya (accessed 17 October 2020).

21. Belyanina I. N., Bogomazov I. V. Poznavatel'nyye bar'yery studentov vuza i pedagogicheskiye usloviya ikh preodoleniya [Cognitive barriers of higher school students and pedagogical conditions to overcome them]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2014, no. 2 (143), pp. 114-116 (in Russian).

22. Serikov G. N. Gumanno oriyentirovannaya interpretatsiya professional'nykh kompetentsiy pedagogov [Human-oriented interpretation of teachers' professional competences]. Vestnik YUUrGU. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki - Bulletin of the South Ural State University. Seriya Education. Educational Sciences, 2009, no. 31 (164) (in Russian). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/gumanno-orientirovannaya-interpretatsiya-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov (accessed 17 October 2020).

23. Pozdeyeva S. I. Kontseptsiya razvitiya otkrytogo sovmestnogo deystviya pedagoga i rebenka v nachal'noy shkole. Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Concept of developing open mutual activities of the trainer and the child in elementary schools. Abstract of thesis of doct. of ped. sci.]. Tomsk, 2005. 43 p. (in Russian).

24. Schalyapina S. V. Dni kar'yery kak forma sodeystviya professional'nomu samoopredeleniyu i trudoustroystvu studentov pedagogicheskogo vuza [Career days as a form of assistance in professional self-determination and employment of pedagogical university students]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2019, no. 1 (23), pp. 78-83 (in Russian).

Shalyapina S. V., Head of the Department of Employment Assistance, Post-Graduate Student, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: ocz@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.