Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО α-ТОКОФЕРОЛА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ДЕТЕЙ ПРИАМУРЬЯ'

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО α-ТОКОФЕРОЛА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ДЕТЕЙ ПРИАМУРЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеева Г. П., Телепнева Р. С., Супрун С. В., Нестеренко А. О., Целых Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО α-ТОКОФЕРОЛА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ДЕТЕЙ ПРИАМУРЬЯ»

Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)

Исследовали уровни кальцидиола (25(OH)D), кальция и магния в сыворотке крови. Результаты интерпретировали в соответствии с Клиническими рекомендациями «Дефицит витамина D у взрослых: диагностика, лечение и профилактика» (2015).

Также заполняли опросник, включающий неспецифические жалобы и специфические симптомы, характеризующие дефицит витамина D, в том числе частоту респираторных заболеваний в течение года и длительность нетрудоспособности, самооценку настроения и работоспособности, для женщин - самооценку качества кожи и волос (старение кожи, ночной гипергидроз, алопеция, истончение волос). Проводили общеклиническое обследование.

Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 10.1 c использованием параметрических и непараметрических методов. Статистически значимыми признаны результаты при р<0.05.

Результаты. Индекс массы тела составил 27±4 кг/м2 у мужчин и 26±5 кг/м2 у женщин. При этом в процентном соотношении среди мужчин лица с нормальной массой тела составили 38%, среди женщин - 46%.

Выраженный дефицит витамина D был отмечен у 30% обследованных независимо от пола и возраста, дефицит -у 34%. В то же время его недостаточность выявлена у 26%. Только 10% обследованных имели адекватный уровень витамина D. Интересно, что большинство из них периодически посещали солярий и регулярно выполняли физические упражнения в рамках любительских оздоровительных программ. У 15% лиц с низким уровнем витамина D отмечено снижение уровня кальция в крови. У 10% обследованных низкий уровень кальция коррелировал с низким уровнем магния и умеренным повышением паратгормона при отсутствии ультразвуковых признаков изменения структуры паращитовидных желез. Признаки микронефролитиаза отмечены у 15% обследованных пациентов. Увеличение количества солей в осадке мочи преимущественно за счет оксалатов отмечалось у 16% обследованных и имело прямую корреляционную связь (р=0,412) со снижением уровня магния и дефицитом витамина D в сыворотке крови. 74% обследованных отмечали признаки старения кожи, были недовольны своим внешним видом. 45% и мужчин и 70% женщин предъявляли жалобы на истончение волос, алопецию разной степени выраженности. В 24% случаев был выражен ночной гипергидроз. Все обследованные с низким уровнем витамина D имели высокий инфекционный индекс и отмечали склонность к частым респираторным заболеваниям (в среднем 1-2 раза в месяц, в том числе в летнее время), что значительно увеличивало число дней нетрудоспособности за год. Мышечная слабость, ощущение постоянной усталости, плохое настроение, снижение работоспособности беспокоили 84% обследованных с дефицитом и недостаточностью витамина D.

Обсуждение. Анализируя синдром недостаточности витамина D, важно отметить, что в группу не входили лица старшей возрастной группы, у которых отмечается более чем 4-кратное снижение синтеза витамина D в коже. Также в исследование не входили лица, имеющие хронические заболевания почек и генетические нарушения кальциевого-фосфорного обмена. Однако выявлена высокая распространенность дефицита разной степени тяжести и недостаточности уровня витамина D среди лиц трудоспособного возраста без явных заболеваний и факторов риска.

Заключение. Лица, работающие в экстремальных условиях, нуждаются в тщательном и систематическом исследовании уровня 25(OH)D.

Евсеева Г.П.1, Телепнева Р.С.1, Супрун С.В.1, Нестеренко А.О.2, Целых Е.Д.2, Лебедько О.А.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО а-ТОКОФЕРОЛА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ДЕТЕЙ ПРИАМУРЬЯ

1 Хабаровский филиал Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания - НИИ охраны материнства и детства

2 ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», Естественнонаучный институт, Хабаровск

Актуальность. Витамин Е (токоферол) - жирорастворимый витамин, который участвует в процессах тканевого дыхания, обладает антиоксидантными свойствами, играет важную роль в развитии иммунотропных эффектов, регулирует обмен белков, липидов и распределяется по всем тканям организма, преимущественно по жировым, является универсальным протектором клеточных мембран. При недостаточности этого витамина наблюдаются проявления клеточного иммунодефицита, мышечная атрофия, охватывающая скелетные и гладкие мышцы, а также миокард. Эффективность осуществления функций а-токоферола зависит от его содержания в организме. Актуальность исследования показателей Е-витаминного статуса у детей заключается в предотвращении дефицита витамина и его негативных последствий для здоровья.

Цель - изучить обеспеченность витамином Е детей школьного возраста в условиях Приамурья.

Материал и методы. В исследование включены 43 ребенка (22 мальчика и 21 девочка), 23 школьника проживали в городской местности, 20 - в сельской. Средний возраст обследованных детей составил 9,83±0,78 года.

Один из основных показателей, используемых для оценки полноценности питания, - его обогащенность витаминами. Методом 24-часового воспроизведения питания проведен анализ фактического питания по результатам анкетирования с расчетом химического состава продуктов питания в соответствии со справочником «Химический состав пищевых продуктов» (под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева, 1987, кн. 2). Антропометрические данные оценивали с использованием нормативных значений роста и веса для детей, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения для детей 5-19 лет (http://who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en/index.html). Содержание общего а-токоферола в сыворотке крови определяли с использованием наборов фирмы ELISA (EVROIMMUN AG) методом иммуноферментного анализа.

Результаты и обсуждение. Анализ содержания витамина Е в среднесуточных рационах питания выявил дефицитное поступление витамина - в 1,7 раза ниже гигиенического норматива (7,1±1,04 мг/сут), причем у детей, про-

Микронутриенты, биологически активные вещества и пробиотики в питании

живающих в сельской местности, суточное потребление витамина Е было в 1,6 раза ниже, чем у городских детей, и составило 6,15±0,28 и 10,38±0,97 мг/сут соответственно (р<0,001), хотя Н.П. Сетко и соавт. (2016) выявили более значимый дефицит витамина у городских детей.

Оценка степени насыщенности организма витамином Е показала, что среднее содержание общего а-токоферола в сыворотке крови у детей было в пределах нормативных величин и составило 15,93±5,54 мкг/мл. Ниже нормативных показателей (<5 мкг/мл) обеспеченность витамином Е выявлена у 62,8% детей, на уровне физиологического норматива - у 18,6%, выше нормы (>18 мкг/мл) также у 18,6%. Выявленная корреляционная зависимость сильной силы между уровнем поступления витамина Е с рационами и уровнем сывороточного а-токоферола (r=0,97, р<0,05).

Гендерных различий не выявлено - у мальчиков содержание токоферола составило 10,91±2,48 мкг/мл, у девочек -11,66±3,56 мкг/мл.

Проведенная оценка индекса массы тела (ИМТ) обследованных показала, что нормальную массу тела имели 44,2% (средний ИМТ в группе - 21,19±0,44 кг/м2), пониженную - 44,2% (средний ИМТ в группе - 16,43±0,31 кг/м2), повышенную - 11,6% (средний ИМТ в группе - 28,45±1,99 кг/м2) обследованных детей.

При оценке содержания витамина Е в зависимости от ИМТ выявлено, что у детей с низким ИМТ уровень токоферола составил 5,3±1,95 мкг/мл, что было достоверно ниже (р<0,05), чем у детей с нормальным ИМТ - 18,72± 4,79 мкг/мл и с высоким ИМТ - 19,89±7,31 мкг/мл. Корреляционный анализ выявил прямую положительную достоверную зависимость между ИМТ и содержанием витамина Е (r=0,41, р<0,05).

Низкий уровень а-токоферола у сельских детей свидетельствует о рационах, не способных обеспечить достаточный уровень витамина.

Заключение. Данные проведенного анкетирования рационов питания школьников Приамурья свидетельствуют о дефицитном поступлении витамина Е. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной обеспеченности а-токоферолом почти у 63% детей школьного возраста, более выраженной у сельских школьников и у детей со сниженной массой тела, что определяет необходимость коррекции рационов для поддержания высокого уровня витамина в питании таких детей и удовлетворения потребностей организма.

Зорин С.Н.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЭССЕНЦИАЛЬНЫХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ

ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПРИЕМОВ

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

Актуальность. Адекватная обеспеченность организма человека макро- и микронутриентами имеет самое прямое отношение к проблеме укрепления и сохранения здоровья населения РФ как фактору национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. У современного человека имеет место недостаточное поступление с пищей эссенциальных микроэлементов (ЭМ) вследствие снижения энерготрат и, соответственно, уменьшения общего количества потребляемой пищи. Негативное влияние на содержание в пищевых продуктах минеральных веществ также могут оказывать новые интенсивные технологии, используемые в сельском хозяйстве и современные способы переработки пищевой продукции. Поэтому решение вопроса обеспеченности населения минеральными веществами, в том числе ЭМ, является важной задачей.

Цель исследования - получение биотехнологическим путем новых пищевых источников органических форм некоторых ЭМ-антиоксидантов с незаполненной d-оболочкой (цинка, меди, марганца и хрома) и их комплексная физико-химическая и физиолого-биохимическая оценка.

Материал и методы. Органические источники ЭМ (Zn, Cu, Mn, Cr) были получены путем комплексообразования их неорганических ионов с ферментативными гидролизатами пищевых белков (ФГПБ) из различных источников (молоко, куриное яйцо, соя, мясо мидий). Были разработаны схемы получения гидролизатов белков и использованием коммерческих энзимов животного и грибкового происхождения (панкреатин и Flavourzyme). На различных стадиях получения ФГПБ комплексов ЭМ использовали мембранные технологии (микро- и ультрафильтрация, нанофильтрация), лиофилизация.

Полученные комплексы исследовали физико-химическими (эксклюзионная жидкостная хроматография, микроэлементный анализ и т.д.) и физиолого-биохимическими методами (оценка острой токсичности, антигенных и анафилактических свойств, биодоступности, иммуноферментные методы и т.д.).

Результаты и обсуждение. Полученные комплексы характеризуются высоким содержанием ЭМ (Zn от 47 до 90 мг/г, Cu - от 33 до 90 мг/г и Mn - от 9 до 66 мг/г, Cr - от 1,6 до 2,2 мг/г), стойкостью в широком диапазоне рН, хорошей растворимостью в воде, практически полным (<2%) отсутствием не связанного с пептидной матрицей ЭМ. При масштабировании их производства в промышленных условиях достаточно обычного биотехнологического оборудования и коммерчески доступных реактивов, допущенных к использованию в пищевой промышленности.

В опытах in vivo и in vitro экспериментально установлена безопасность использования в питании органических источников всех 4 микроэлементов и премиксов на их основе. Установлено, что по показателю острой токсичности они относятся к IV классу опасности, т.е. к веществам малоопасным. В экспериментах in vitro с использованием сывороток крови детей с пищевой непереносимостью показано отсутствие у них антигенных свойств. В опытах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.