что современное образование интересуется общечеловеческой, российской, региональной культурой. Культура, её история, художественные ценности рассматриваются как богатейший источник воспитания гуманизма, нравственных ценностей. Близкими и личностно-значимыми для дошкольников являются ценности ближайшего социального окружения - микрорайона, города, села.
Список литературы:
1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - ТЦ Сфера, 1999. - С. 112.
2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - ЦГЛ,
2004. - С. 156.
3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 118-121.
4. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Издательство БРЭ, 1993. - С. 454-455.
5. Коменский Я.А. Материнская школа. - М.: Учпедгиз, 1947.
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 3-8.
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 3-10.
8. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 44-55.
9. Самсоненко И.В. Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. - Издательство Молодой учёный, 2012. - С. 62-64.
10. Соболева И. Любить малую родину.// Дошкольное воспитание. -
2005. - № 10. - С. 52-54.
11. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 6.
СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Азизова Л.Х.*
Центр координации работы с одарёнными детьми, г. Махачкала
В последние годы в науке значительно возрос интерес к феномену одарённости, поскольку социальный заказ на разработку проблем ода-
* Директор.
рённости во многом определяет перспективу совершенствования и развития нашего общества. Это, в свою очередь, актуализирует проблему разработки специальных программ и методик для одарённых детей.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми младшего школьного возраста обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение, выявление и развитие творческого потенциала человека.
Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.
В настоящее время в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одаренных детей, нет четко отработанной, стройной модели обучения одаренных детей в УДО. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности УДО позволяет удовлетворять запросы конкретных детей младшего школьного возраста, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Для работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования, педагогу необходима широкая предметная эрудиция, психолого-педагогические знания и традиционная педагогическая техника. Но это только одна базовая составляющая, которая должна быть дополнена информацией об особенностях мышления и поведения одаренных школьников, а знания об индивидуальных и возрастных особенностях ученика должны быть намного шире и глубже.
Мы отметили необходимость создания системы условий работы по выявлению и развитию одаренности детей. Так как от педагога зависит только небольшая часть, и без изменения работы всех органов образования в этой области, говорить о выявлении и развитии природной одаренности младшего школьника преждевременно и сложно.
Мы полагаем, что педагогическая поддержка одаренных младших школьников - процесс создания педагогом условий для того, чтобы в той или иной учебной или жизненной ситуации одаренный ребенок смог сознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и / или источников информации, не противоречащий ни его личностно-значимым ценностям, ни культурным традициям, а также, чтобы он мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже при встрече с каким-либо затруднением.
Основной целью нашего исследования явилось создание модели педагогической поддержки работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста, в учреждении дополнительного образования.
Данная модель является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей системы работы с одаренными младшими школьниками в
УДО.
Новизна модели состоит в определении создания условий для развития одаренности младших школьников, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данной модели позволит систематизировать работу с одаренными детьми младшего школьного возраста, обучающимися в УДО, а также поднять ее на более качественный уровень. При реализации модели педагогической поддержки обеспечивается: возможность функционирования мотивационной функции, целевого компонента разработанной модели; формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности, своему интеллектуально-творческому потенциалу; готовность младших школьников к саморазвитию своих способностей.
Педагогическая поддержка в данной модели ориентирована также на то, чтобы задача формирования готовности личности к развитию и творческому саморазвитию обеспечивалась созданием каждому младшему школьнику, не только одаренному, условий, в которых он бы мог максимально реализовать себя, свои способности, личность, человеческие качества.
Задачи, возникающие при внедрении модели педагогической поддержки в условиях дополнительного образования:
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка младшего школьного возраста, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава УДО новым инновационным технологиям по сопровождению одаренных детей через методическую работу.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одаренных детей.
Методы:
Теоретический: изучение психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация полученных знаний.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.
Статистический: обработка полученных данных.
Основные направления реализации модели педагогической поддержки:
1. Формирование системы работы с одаренными обучающимися детьми младшего школьного возраста в УДО.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одаренными детьми.
3. Мероприятия по работе с одаренными детьми.
Основное содержание модели педагогической поддержки.
Данная модель ориентирует педагогический состав УДО на обновление методов обучения одаренных детей младшего школьного возраста и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проективного обучения, здоровье-сберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Модель педагогической поддержки построена на следующих принципах:
1. Гуманизм - учет возможностей и природных задатков ребенка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности.
2. Демократизм - развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.
3. Научность и интегрированность - обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися одаренными детьми младшего школьного возраста основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.
4. Индивидуализация и дифференциация - вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.
5. Природосоответствие - учет многогранности и целостности природы ребенка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Социализация - исследование проблемы - как педагогического явления.
Методологическая база модели педагогической поддержки предусматривает:
- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения - нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приемы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики;
- по отношению к личностному становлению одаренных детей младшего школьного возраста - развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компе-тентностей;
- по области педагогического применения - в учебно-воспитательном процессе, в системе управления;
- по формам организации учебной деятельности одаренных обучающихся младшего школьного возраста - дифференцированная, индивидуальная, групповая;
- по функциональным возможностям поддержки - обновление образовательной среды и социокультурных условий, введение новых педагогических технологий.
Приоритетными целями обучения младших школьников с общей одаренностью для нас стали:
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка младшего школьного возраста (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление, раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
Для успешной реализации модели педагогической поддержки необходимо наличие научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей младшего школьного возраста в УДО.
В процессе подготовки к реализации модели педагогической поддержки нами был произведен подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одаренными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а так же через самообразование педагогов, принявших решение работать с одаренными детьми.
Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей. Поэтому перед педагогическим коллективом УДО встала задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся младших школьников с различным сроком реализации. Программы индивидуального развития для одаренных детей должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных обучающимися одаренными детьми младшего школьного возраста;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить одаренных детей младшего школьного возраста оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Использование перспективных образовательных технологий дает высокий результат в обучении всех детей и не только одаренных детей, в частности, поэтому педагогам УДО следует активнее апробировать передовые педагогические технологии и методики, такие как:
1. Технология проблемного обучения.
2. Технология проективного обучения.
3. Информационно-коммуникационные технологи.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Игровые технологии.
Индивидуальная учебная деятельность с одаренным ребенком в УДО осуществляется во время работы всей группы обучающихся младших школьников. В календарно-тематическом планировании необходимо определить вид (форму) индивидуальной деятельности и время ее выполнения с учетом одаренности конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календар-но-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учетом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм.
Педагогическая поддержка в процессе выявления и развития, одаренности позволяет учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка.
Учет этих, особенностей был положен в основу предложенных В.А. Мо-ляко [1, с. 7] принципов разработки и реализации программ развития творческих возможностей для одаренных детей, которые учитываются нами в модели педагогической поддержки:
1. Каждый ребенок неповторим. У каждого есть свои сильные и слабые стороны (хорошо считает и плохо читает, или наоборот; временно низкая самооценка). Отсюда необходимость в определении сильных и слабых сторон каждого ребенка и составлении программы, отвечающей его потребностям.
2. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются негативной Я-концепцией. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе. Реакция близких взрослых значит для него много.
3. Должно быть обеспечено тесное взаимодействие школы и семьи.
4. Разнообразие видов работы, материалов, способствующих интересам и потребностям одаренного ребенка. Обычно одаренных детей отличает широкая сфера интересов и развития навыков.
5. Программа должна быть сбалансирована и одновременно способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательных и эмоциональных сфер, а также коммуникативные умения.
6. Создание соответствующей среды для обучения и развития одаренных детей, общение со столь же одаренными сверстниками.
7. Необходима специальная подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми, и опыт работы с ними.
Непрерывное обучение педагогов, работающих по программе для одаренного и талантливого ребенка, как по месту работы, так и в системе повышения квалификации.
Предложенная модель педагогической поддержки реализует «оценивание» одаренного ребенка младшего школьного возраста в тех областях, в которых он достигает выдающихся успехов и устранение оценивания в областях, лежащих за пределами его возможностей или интересов. Это не означает, что с ребенка, одаренного в отношении какого-то предмета или вида деятельности снимается необходимость изучать предметы, входящие в общеобразовательную программу. Акцентируя внимание на «сильных» сторонах, педагог стимулирует одаренного ребенка к саморазвитию. Обучаемый младший школьник, зная свои особенности и возможности, целенаправленно развивает свою «одаренность».
Для учреждений дополнительного образования характерно предоставление одаренным младшим школьникам возможностей двигаться в индивидуальном темпе и на посильном для него повышенном уровне, а также создание условий для работы по индивидуальному графику.
Данная модель педагогической поддержки направлена на разработку системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании.
Особенностью данной модели педагогической поддержки является возможность ее дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приемов развития интеллекта одаренных детей младшего школьного возраста, вовлечения педагогов и обучающихся одаренных младших школьников в проектную и научную деятельность УДО.
Список литературы:
1. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости // Одарённый ребёнок. - 2004. - № 3. - С. 5-13.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА
© Бранецкая М.С.*
Херсонское училище культуры, Украина, г. Херсон
Статья посвящена роли куратора академической группы политехнического колледжа в процессе формирования этических взаимоотношений студентов. Проанализирована психологическая и педагогическая литература относительно проблемы формирования этических взаимо-
* Преподаватель английского языка, заведующая заочным отделом.