Научная статья на тему 'Содержание конфликтологической компетентности будущих преподавателей музыки в учреждениях среднего профессионального музыкального образования'

Содержание конфликтологической компетентности будущих преподавателей музыки в учреждениях среднего профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНФЛИКТОГЕН-НОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА / CONFLICT / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / CONFLICTS / PROFESSIONALISM / CONTENT / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина И.А., Митяева А.М.

В данной статье рассматривается конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы, который является объективным явлением социального взаимодействия, так как он представляет в себе форму острого нарастания естественных противоречий, которые характерны для образовательного процесса. Объективным толчком при возникновении конфликтных ситуаций в учреждениях среднего профессионального образования является сама конфликтогенная природа педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION

The article deals with the conflict within the framework of the modern conflictological paradigm, which is an objective phenomenon of social interaction, as it is a form of acute growth of natural contradictions that are characteristic of the educational process. The objective impetus in the event of conflict situations in secondary vocational education institutions is the very nature of the conflict-prone pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Содержание конфликтологической компетентности будущих преподавателей музыки в учреждениях среднего профессионального музыкального образования»

УДК 378.14 ЯШИНА И.А.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kozina.irina1989@yandex.ru МИТЯЕВА А.М.

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социального управления и конфликтологии Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: annamm@inbox.ru

UDC 378.14 YASHINA I.A.

Graduate student of Orel State University E-mail: kozina.irina1989@yandex.ru MITYAEVA A.M.

Dative of professor managing department of social management of Orel State University E-mail: annamm@inbox.ru

СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE CONTENT OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN INSTITUTIONS

OF SECONDARY PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION

В данной статье рассматривается конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы, который является объективным явлением социального взаимодействия, так как он представляет в себе форму острого нарастания естественных противоречий, которые характерны для образовательного процесса. Объективным толчком при возникновении конфликтных ситуаций в учреждениях среднего профессионального образования является сама конфликтогенная природа педагогического процесса.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологичская компетентность, образовательный процесс, конфликтоген-ность, профессионализм, содержание, структура.

The article deals with the conflict within the framework of the modern conflictological paradigm, which is an objective phenomenon of social interaction, as it is a form of acute growth of natural contradictions that are characteristic of the educational process. The objective impetus in the event of conflict situations in secondary vocational education institutions is the very nature of the conflict-prone pedagogical process.

Key words: conflict, conflictological competence, educational process, conflicts, professionalism, content, structure.

Предметная и функциональная сфера в деятельности по конфликтологии будущих педагогов среднего профессионального музыкального образования можно рассмотреть, как объективную детерминанту компетентности по конфликтологии, которая в них содержится. Для того, чтобы показать объективность конфликтных ситуаций в музыкальном коллективе нужно обратиться к осознанию самой сути конфликта и конфликтности. Если соответствовать диалектическому подходу к пониманию процесса развития в философии, конфликт- это абсолютно нормальное явление в среднем профессиональном музыкальном образовании, более того, оно является движущей силой его развития.

Если брать саму характеристику природы конфликтных ситуаций, то она напрямую связана с таким понятием, как конфликтность. Конфликтогенность в лексическом понимании можно определить как «способность к созданию конфликтной ситуации». Конфликтность в среднем профессиональном музыкальном образовании можно понимать, как сбор определенных факторов в педагогическом процессе и социальном взаимодействии, которые способствуют возникновению

конфликтной ситуации.

Конфликтогенность в социуме учреждений среднего музыкального образования являлась предметом внимания ученых (Е.И. Степанов, С.В. Баныкина, С.П. Свистун, О. А. Иванова, В.И. Журавлёв, Н.В. Самоукина, А.Я. Анцупов).

Беря данные исследований данных ученых, можно подтвердить, что конфликтность- это справедливая последовательность работы общественности и она характеризуется: практически постоянными стрессовыми состояниями между преподавателями и администрацией, которые связаны с контролем их профессиональной деятельности и ее оцениванием; повышается эмоциональный тонус, который приводит к понижению роли интеллектуального компонента участников конфликтного взаимодействия; у преподавателей обнаруживается проблемное внутреннее состояние. Для учреждений среднего профессионального музыкального образования характерны конфликтные ситуации между всеми участниками в учебно-воспитательном процессе. Основная часть таких конфликтных процессов напрямую имеет отношение к халатности преподавателей

© Яшина И.А., Митяева А.М. © Yashina I.A., Mityaeva A.M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

по выполнению своих функций на профессиональном этапе в сфере учебного и воспитательного процесса, к сфере по управлению, сфере педагогического и психологического сопровождения.

В музыкальном образовании существуют свои индивидуальные психологические барьеры и конфликты, причины их возникновения зачастую определяются характеристикой в музыкальном исполнении в большой аудитории. Сфера музыкальной деятельности может определить силу влияния ценностей, цели совместного общения на склад межличностных отношений преподавателя и студента. Обучение музыки в первую очередь-очень сложный и требующий огромного труда процесс в индивидуальном обучении, который требует некоторые условия для его реализации. Создание приятного психологического климата на занятиях будет напрямую влиять на качественные характеристики обучения игре Качество обучения игре на музыкальных инструментах.

Как только студент выбирает профиль «Музыкального образования», то обычно уровень его игры на инструменте может не иметь высоких оценок. Большинство учащихся продолжают иметь привычку проходить занятия только под полным контролем преподавателя. Это объясняется тем, что они еще не научились выстраивать свою работу правильно, этим создаются некоторые сложности в контакте с преподавателем.

Другая сторона обучения музыки, что педагог является единственным источником художественного эстетического и технологического материала, а самые важные познания в музыке обычно передаются из одних уст в другие. На основании этого педагогическое общение является важным аспектом в формировании у учащихся активности по отношению к учебе, которое основано на хорошей мотивации.

В такой дисциплине как конфликтология компетентность показана, как социальные, образовательные и устойчивые ценности. В понимании современности компетентность в конфликтологии содержит в себе личностные свойства в субъективном характере.

Существует подход акмеологический, он соединяет компетентность и профессиональную ответственность, а самое важное проявляются способности и решение отвечать за эту ответственность и воплощать в образовательном процессе все свои обязанности в высшей степени.

В совместном и индивидуальном труде учителей можно выделить 2 раздела ответственности за конфликтность общественности в сфере образования музыки. Первым является- солидарный, он означает равность ответственности во всем педагогическом составе за повышение конфликтности в образовательном учреждении. Вторым является - дифференцированный, он заключает в себе ответственность, обусловленную наличием разных должностей, а значит и различием возможностей влияния на конфликт.

Его можно представить в педагогическом и психологическом сопровождении, в воспитательном и учебном взаимодействии, а также управленческом.

Управленческая часть исполняется администрацией учреждения среднего профессионального музыкального образования, она показывает себя в предупреждении конфликтов организационного характера в учреждениях образовательного типа, также в ней происходят инновации эффективных процедур в регулировании и разрешении конфликтных ситуаций любых типов, которые происходят между любыми участниками в педагогическом процессе.

Действия учебного и воспитательного характера занимают важное место в профилактике и разрешении конфликтов.

Учебные и воспитательные взаимодействия занимают важное место в управлении конфликтами, возникающими только при процессах реализации функции образовательного характера в учреждениях среднего профессионального музыкального образования, и воплощаются в жизнь только учителем или классным руководителем в группах.

Сфера педагогического и психологического сопровождения предполагает, что данная помощь в профилактике и урегулировании конфликтов оказывается всем участвующим сторонам. Она воплощается такими работниками как: психолог, социлог.

Мы соединяем с пониманием конфликтологической компетентности все те способности и саму готовность преподавателей отвечать за повышение конфликтности в школьном социуме.

Самым важным компонентом в профессиональной деятельности преподавателей в среднем профессиональном музыкальном образовании является конфликтологическая компетентность. Это происходит потому что, основным фактором в организованности культурного общества является учреждение среднего профессионального музыкального образования. У студентов и преподавателей, которые участвуют в музыкальном процессе имеет место быть творческий характер, различие целей музыкального процесса, что приводит к большему росту конфликтности в отношениях между индивидами, а значит появляется барьер на психологическом уровне и соответственно конфликт. Существенное влияние имеет преподаватель музыкального учреждения на развитие индивида в духовной, нравственной и психосоциальной среде.

Акмеологическая модель представляет нам структуру конфликтологической компетентности учителей среднего профессионального музыкального образования, она вырабатывает познания о том, что необходимо сформировать. В ней содержится несколько компонентов. Первым является аксиологический компонент - это определенный строй черт, которые могут охарактеризовать индивида и его уникальность; вторым является

- информационный компонент - познания, которые обязаны иметься; третьим - операциональный компонент

- сами умения.

Данные компоненты важны в умении овладения и утвердительном пользовании преподавателями конфликтологической компетентности.

Особое место в построении конфликтологической компетентности занимают ее этапы. Выделяются основные этапы и их содержания в формировании конфликтологической компетентности преподавателей музыки.

Первоначальный этап содержит в себе комплекс и получение общих теоретических познаний о конфликтной ситуации. В них можно включить: само понятие конфликта, что в нем содержится, структуру, типологию конфликтов и причины их возникновения, важные аспекты в динамике и завершении. Данный этап является очень важным, так как именно в нем содержится вся база для будущего развития конфликтологической компетентности.

Вторым этапов является- этап становления, в нем формируется база конфликтологической компетентности. Это обозначает, что общие знания в конфликтологии будут пополняться нужными познаниями в управлении конфликтами, формируются соответствующие умения которые необходимы для решения задач в управлении конфликтными ситуациями на начальном уровне, происходит повышение умений по управлению своими эмоциями, контроль за своим поведением в конфликте.

Последний этап - этап специализации, в нем формируются определенные знания, которые необходимы при решении конфликтных ситуаций в определенной среде.

В данной работе очень важным является проблема в

преодолении барьеров на психологическом уровне, умение предупредить и разрешить конфликт при общении педагога музыки и ученика в музыкальном учреждении. Так как очень часто к напряженности в отношениях приводит различность во взглядах, целях, ценностей у взаимодействующих сторон, а соответственно появляется причина для возникновения психологического барьера и конфликтной ситуации.

От выбора способа по решению и преодолению психологических барьеров будет зависеть качественность будущего обучения музыки студентов.

За основу мы брали научную и исследовательскую литературу и нами было установлено, важность и проблематика конфликтологической компетентности набирает актуальность, так как взаимодействия в среднем профессиональном учреждении зачастую сопровождаются конфликтами. Но решение и прохождение конфликтов в основном происходят по интуитивному пути, а это доказывает недостаток информации и конфликтологической компетентности участников в музыкальном образовательном процессе при вопросах положительного разрешения конфликтов.

Можно сделать вывод, что существуют основные идеи концепции формирования конфликтологической компетентности преподавателей среднего профессионального музыкального образования.

Библиографический список

1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. 210 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов М., 2002. 551 с.

3. БелкинА.С. Конфликтология: наука о гармонии / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. Екатеринбург: «ГЛАГОЛЪ», 1995.

94 с.

4. БодалевА.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

5. БондаревскаяЕ.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. №4. С. 21-29

6. Бочкарёв Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1981. 129 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: Изд. АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. 672 с.

8. ГришинаН.В. Психология конфликта. Спб., 2002. 464 с.

References

1. ArzhanikovaL.G. Profession - teacher of music. Moscow: Education, 1984. 210 p.

2. AntsupovA. Ya. Conflictology / A. Ya. Antsupov, A. I. Shipilov M., 2002. 551 p.

3. BelkinA.S. Conflict: the science of harmony / A. S. Belkin, V. D. Zhavoronkov, I. S. Zimina. Ekaterinburg: "GLAGOL", 1995. 94 p.

4. BodalevAA Identity and the AA Volumes. Moscow: international pedagogical Academy, 1995. 328 p.

5. BondarevskayaE. V. Valuable grounds of personal-oriented education. // Pedagogics. 1995. №4. Pp. 21-29

6. Bochkarev L. L. Application of psychological knowledge in practical activity of the musician-teacher. M.: Ed. "Institute of psychology RAS", 1981. 129 p.

7. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. M.: Ed. AST, Astrel, Guardian, 2008. 672 p.

8. GrishinaN.V. Psychology of conflict . SPb., 2002 . 464 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.