Научная статья на тему 'Содержание и структура внешнего мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в современных условиях'

Содержание и структура внешнего мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ / THE QUALITY OF UNDERGRADUATE TRAINING / EXTERNAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутьина М. В.

Рассматриваются содержание, структура и методы внешнего мониторинга качества профессиональной подготовки студентов, его влияние на формирование внутривузовской модели мониторинга качества профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутьина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF EXTERNAL MONITORING OF THE QUALITY OF UNDERGRADUATE TRAINING IN MODERN REALITY

The article deals with the content, structure and methods of external monitoring of the quality of undergraduate training, its influence on the model of inside-university monitoring of the quality of undergraduate training.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура внешнего мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в современных условиях»

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

М.В. КУТЬИНА,

аспирантка кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: mary-liska@mail.ru

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.И. Сеселкин Рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Питюков

Аннотация. Рассматриваются содержание, структура и методы внешнего мониторинга качества профессиональной подготовки студентов, его влияние на формирование внутривузовской модели мониторинга качества профессиональной подготовки.

Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, внешний мониторинг.

CONTENT AND STRUCTURE OF EXTERNAL MONITORING OF THE QUALITY OF UNDERGRADUATE TRAINING IN MODERN REALITY

M.V. KUTJINA,

post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy for Tourism

Annotation. The article deals with the content, structure and methods of external monitoring of the quality of undergraduate training, its influence on the model of inside-university monitoring of the quality of undergraduate training. Keywords: the quality of undergraduate training, external monitoring.

В условиях перехода Российской Федерации на двухуровневую систему высшего образования, введения в действие Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), вопросы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования, приобретают особую актуальность.

Изменение образовательной парадигмы от оценки знаний, умений и навыков (ЗУНов) к оценке компетенций, т.е. готовности личности к профессиональной самореализации, привело к необходимости смещения акцентов профессиональной подготовки в сторону практикоориентированного, студентоцентриро-ванного подхода в обучении [3, с. 57—66; 4, с. 93; 94; 5; 7; 9, с. 52].

Разработка образовательных программ на основе ФГОС нового поколения потребовала принципиального изменения структуры и содержания образовательного процесса, выработки новых методик и технологий обучения, критериев оценки результатов и качества профессиональной подготовки выпускников вузов в соответствии с требованиями компетентст-ного подхода [3, с. 70—81; 4, с. 77, 78, 5; 9, с. 9—17].

В связи с этим, осуществление мониторинга качества профессиональной подготовки как ключевого инструмента для оценки динамики этого процесса, в

свою очередь, требует решения целого комплекса задач, таких как: определение стратегических и тактических целей мониторинга качества профессиональной подготовки; выработка содержания мониторинговых процедур, определение их последовательности, методик и технологии проведения; подготовка профессиональных кадров, способных осуществлять мониторинг; выработка требований к внешнему и внутреннему мониторингу и др.

В научной литературе [4, с. 75, 76; 6; 7; 9, с. 139] мониторинг принято разделять на внутренний и внешний, что связано с определением позиции субъекта, осуществляющего оценку качества профессиональной подготовки.

Внешний мониторинг качества профессиональной подготовки на всех этапах существования системы высшего профессионального образования России традиционно играл основополагающую роль, которая долгое время заключалась в выявлении соответствия между результатами профессиональной подготовки и минимально необходимыми требованиями, установленными образовательными стандартами. Однако, диспропорции между потребностями экономики в квалифицированных кадрах и качеством профессиональной подготовки выпускников, а также интеграция России в европейское и мировое образова-

тельное пространство привели к необходимости пересмотра содержания внешнего мониторинга.

Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 гг. предусмотрено дальнейшее развитие «системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов» [2, с. 17].

В связи с этим, в содержании внешнего мониторинга качества профессионального образования в современных условиях отражаются не только требования, установленные образовательными стандартами, но и требования профессиональных стандартов и квалификаций, в соответствии с которыми выбираются определенные инструменты для осуществления мониторинга.

Основными инструментами внешнего мониторинга качества профессионального образования являются: тестирование, экспертная оценка, аудит, анкетирование, опрос, сравнение, анализ и т.д.

Структурно внешний мониторинг качества профессиональной подготовки включает в себя:

1) государственный мониторинг;

2) мониторинг, осуществляемый работодателями;

3) общественный мониторинг;

4) мониторинг со стороны образовательной системы (образовательных учреждений);

5) личностный мониторинг.

Государственный мониторинг осуществляется государственными надзорными органами в ходе лицензирования, проведения контрольно-надзорных мероприятий и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также специальных мониторинговых исследований. Его целью является подтверждение соответствия качества образования государственным образовательным стандартам и федеральным государственным образовательным стандартам [1]. На основе этих данных выявляются типичные нарушения условий осуществления образовательного процесса, причины снижения качества профессиональной подготовки и направления коррекции.

Мониторинг качества работодателями осуществляется на основе их участия в образовательном процессе в форме преподавания, руководства выпускными квалификационными работами, участия в итоговых и государственных аттестационных комис-

сиях, введения по согласованию с вузом специализированных курсов, организации практик и стажировок, и, наконец, профессиональной аккредитации и сертификации вузов и образовательных программ независимыми профессиональными союзами.

Этот вид мониторинга тесно связан с общественным мониторингом, осуществляемым общественными объединениями в форме общественной аккредитации вуза.

В отличие от государственного мониторинга, общественно-профессиональный основан на добровольном участии вуза и носит более практико-ориенти-рованный характер, поскольку использует в качестве критериев и показателей квалификационные характеристики и требования, содержащиеся в профессиональных стандартах.

Мониторинг, осуществляемый независимыми общественно-профессиональными союзами и организациями, способствует формированию конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей потребностями экономики и общества; обеспечению профессиональной самореализации выпускников, формированию независимой от государства оценки качества профессиональной подготовки.

Мониторинг со стороны других образовательных учреждений не имеет системного характера и представляет собой точечные взаимооценки, связанные с возникающей у вузов потребностью в привлечении дополнительных материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов, увеличении набора и др. Результатами такого мониторинга являются: реализация вузами совместных образовательных программ; проведение совместных научных исследований; заключение договоров франшизы; система двойного диплома; заключение договоров со школами и др.

Личностный мониторинг как еще один вид внешнего мониторинга качества профессионального образования (оценка со стороны обучающихся, родителей, семьи) осуществляется как на этапе выбора абитуриентом учебного заведения, так и в процессе обучения на основе оценки и анализа соответствия качества образования личностным предпочтениям, интеллектуальным, физическим и финансовым возможностям, а также другим показателям (качество преподавания, материально-технической базы вуза, возможность последующего трудоустройства, востребованность будущей профес-

198

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2012

сии, близость к дому и т.п.). Личностный мониторинг оказывает большое влияние на формирование студенческой мобильности всех типов (вертикальной, горизонтальной, академической, профессиональной, географической, социальной, физической). Учет этих особенностей личностного мониторинга при проведении вузом внутреннего мониторинга позволяет выявить исходный уровень знаний абитуриентов, степень удовлетворенности студентов и выпускников качеством получаемого образования, уровнем образовательной программы и условиями обучения. Это дает возможность вузу своевременно вносить корректировки в содержание, методы и условия осуществления образовательного процесса, вырабатывать новые инструменты и технологии обучения, обеспечивая высокое качество профессиональной подготовки.

Таким образом, внешний мониторинг качества профессиональной подготовки на современном этапе развития системы образования России направлен на решение следующих задач:

1) обеспечение выполнения требований российского законодательства в области образования;

2) анализ тенденций и определение вектора развития системы высшего профессионального образования в целях ее дальнейшей интеграции в Европейское пространство высшего образования (ЕНЕА);

3) сопоставимость качества профессионального образования на национальном и международном уровне;

4) выработка единых эффективных критериев, показателей и методов оценки качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями компетентстного подхода;

5) обеспечение прозрачности функционирования системы высшего профессионального образования;

6) повышение мобильности профессорско-преподавательского состава и выпускников;

7) формирование конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей потребностями экономики и общества;

8) удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании всех участников образовательного процесса и др.

Внешний мониторинг оказывает непосредственное влияние на формирование внутривузовской модели мониторинга качества профессиональной под-

готовки путем установления основных внешних критериев и показателей деятельности вузов как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения реального сектора экономики. Однако, в условиях реализации компетентстного подхода в образовании, Европейскими стандартами и рекомендациями для внешней гарантии качества в вузах выдвигается требование обеспечения сопряженности внешнего и внутреннего мониторинга на основе выработки единых подходов и критериев оценки; стандарты внутренней гарантии качества должны быть основой для процесса внешней оценки качества образования [8, с. 30].

Литература

1. ФЗ от 8 ноября 2010 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией представления государственных услуг в сфере образования» // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 5918.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.

3. Байденко В.И., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. Проектирование и реализация компетентностно-ори-ентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт. М., 2012.

4. Байденко В.И., Ворожейкина О.Л., Карачарова Е.Н. и др. Болонский процесс: глоссарий / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. М., 2008.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авторская версия). М., 2004.

6. Новиков А.М., Новиков Д. А. Как оценивать качество образования? URL://http://www.anovikov.ru/-artikle/kach_bp o .htm

7. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М., 2010.

8. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола, 2008.

9. Трубицына Н.А., Баранова Н.А., Банникова Т.М., Глазкова А.В. Новые результаты образования: технологии проектирования, измерения и оценки качества. Ижевск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.