Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курочкин Дмитрий Алексеевич

В статье рассмотрены основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и мире. Представлены стратегические и нормативно-правовые документы, определяющие понятие и применение интернет-технологий в системе государственного управления Российской Федерации. Также показана система государственного управления в сфере интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND DEVELOPMENT OF INTERNET TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article considers the main trends in the development of information and communication technologies in the Russian Federation and the world. Strategic and regulatory documents defining the concept and application of Internet technologies in the public administration system of the Russian Federation are presented. The system of public administration in the field of Internet technologies is also shown.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

Содержание и развитие интернет-технологий в государственном управлении Content and development of Internet technologies in public administration

Курочкин Дмитрий Алексеевич

студент магистратуры Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Управление в сфере культуры, образования и науки

Россия, Москва kurochkin2018@gmail.com

Kurochkin Dmitry Alekseevich

Master's student of the Institute of Public Service and Management The Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration

Management in the field of culture, education and science

Russia, Moscow kurochkin2018@gmail.com

Аннотация.

В статье рассмотрены основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и мире. Представлены стратегические и нормативно-правовые документы, определяющие понятие и применение интернет-технологий в системе государственного управления Российской Федерации. Также показана система государственного управления в сфере интернет-технологий.

Annotation.

The article considers the main trends in the development of information and communication technologies in the Russian Federation and the world. Strategic and regulatory documents defining the concept and application of Internet technologies in the public administration system of the Russian Federation are presented. The system of public administration in the field of Internet technologies is also shown.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, государственное управление, электронное правительство, законодательная база, инновационное развитие, информационное общество.

Key words: information technologies, digitalization, public administration, electronic government, legislative framework, innovative development, information society.

Переход к цифровой экономике способствовал росту применения информационно-коммуникационных и интернет-технологий в работе органов государственной власти, которые стали фактором развития концепции «электронного правительства» в Российской Федерации. Поэтому необходимо предъявлять новые требования к компетенциям государственных служащих, которые бы отвечали потребностям цифровой трансформации и дополняли традиционные знания, умения и навыки. В целях повышения эффективности государственного управления и получения максимального эффекта от электронного правительства, необходимо использовать новые подходы к формированию компетенций кадрового состава на госслужбе. Современный государственный служащий должен быть готовым к инновациям, обладать знаниями и навыками, отвечающими потребностям цифровой экономики.

На основе анализа данной проблемы в научной литературе можно сделать вывод, что тема еще подробно не изучена. Так, теоретико-методологических трудов о модернизации и функционирования электронного правительства в Российской Федерации достаточно мало. Данной проблеме посвящены труды таких авторов как Абросимова М.А., Мельникова В.П., Володенков С.В., Добролюбова Е.И., Бастриков М.В, Венделева М.А., Иванов В.В., Панин И.М., Стейер Р., Алексеева Л.Н. и др.

Также рассмотренные работы в этой области показывают, что в современное время поверхностно обозначены требования к цифровым компетенциям государственных служащих.

В связи с этим процессы, связанные с распространением интернет-технологий в системе органов государственной власти, требуют дальнейшего совершенствования, и определяют актуальность выбранной темы.

На сегодняшний день, благодаря интернет-технологиям происходит коммуникация между людьми, организациями и данное пространство является формой социального взаимодействия между обществом и государством.

Под «Интернет-технологиями» следует понимать коммуникационные, информационные и иные технологии, которые обеспечивают деловую и информационную среду в интернете или с помощью него. Сюда можно отнести различные веб-сайты, электронную почту, программы быстрого обмена сообщениями, видеоконференции, различные форумы и т.д..

Интернет-технологии принято делить на физические и логические компоненты. В физические компоненты входят разного рода программные обеспечения, сама сеть Интернет, разные IP-адреса, операционные системы, цифровая линия связи, серверы электронной почти, в целом доступ в Интернет и цифровые линии связи. Благодаря физическим компонентам, появляется возможность оценить материальную ценность интернет-технологий. Существование физических составляющих интернет-технологий дало импульс развитию современности в целом. К логическим компонентам интернет-технологий относят уже непосредственно Интернет-сервисы, электронную почту, аудио- и видеоконференции, голосовые сообщения, информационные ресурсы, находящиеся в Интернете, различные браузеры и поисковые системы, а также Web-пространство.

Быстрое развитие интернет-технологий приводит к кардинальным изменениям деятельность органов государственной власти. На данный момент одной из задач является применение новейших информационно -коммуникационных технологий. Такие технологии позволяют тесно взаимодействовать через Интернет не только с населением, но и с организациями и субъектами. Совокупность технологий, которые обеспечивают данную связь, называют «электронным правительством».

В Российской Федерации электронное правительство начало создаваться только в 2008 году и на сегодняшний момент уже выполняет множество задач.

Понятие «электронное правительство» в русском языке возникло в девяностых годах, благодаря дословному переводу с английского языка «electronic government» или иначе «e-government». Данное определение пользуется широкой известностью и используется в СМИ США. Со временем и в теории, и в практике сформировалось как узкое, так и широкое понимание «электронного правительства».

В узком понимание «электронное правительство» - это взаимодействие органов государственной власти с гражданами путем использования новейших информационных технологий при оказании услуг. Содержание деятельности органов государственной власти не меняется, изменение происходит только в формате. Если раннее государственные услуги могли предоставлять только в очной форме, то сейчас, благодаря внедрению электронного правительства многие услуги могут выполняться через Интернет, т. е. в электронном формате.

В широком понимании - «электронное правительство» - это изменение внешних и внутренних систем за счет использования Интернета, а также трансформация информационно - коммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг. Электронное правительство рассматривается не только как повышение качества, удобства и доступности государственных услуг, но и как создание новых моделей взаимодействия государства с обществом.

Основными субъектами в электронном правительстве являются граждане, государство и бизнес, и на основе этого выделяется три модели, которые описывают данные отношения:

Государство-гражданин. Отношения возникают между органами государственной власти и

непосредственно гражданами;

Государство-бизнес. Отношения, возникающие между органами государственной власти и бизнес

сферой;

Государство-государство. Это непосредственное отношение, которое возникает внутри государственного аппарата [1, С155].

Рассмотрим каждую из этих моделей. В процессе реализации электронного правительства, в отношении государства с гражданами основой является оказание электронных государственных услуг. Выделяется три стадии:

Первая стадия - стадия публичности. На данной стадии происходит информирование о деятельности органов государственной власти. Управление происходит с помощью электронных порталов органов власти. Информирование совершается благодаря созданию Web-сайтов, электронным СМИ и официальным страницам органов власти;

Вторая стадия-стадия участия. Эта стадия помогает вовлечь граждан в принятие управленческих решений благодаря использованию средств коммуникационных сетей. Необходимо отметить, что данная стадия имеет форму обратной связи между органами государственной власти и гражданами;

Третья стадия - стадия онлайн-транзакции. Данная стадия предоставляет возможность пользоваться услугами через систему Интернет. Этот метод исключает личное присутствие гражданина, и все действия выполняются через электронный формат. Пользователь может осуществить любые платежи через портал государственных и муниципальных услуг [3, С 109].

Интернет во всех перечисленных стадиях является инструментом конкретных целей государственного управления: информационных, разъяснительных и т.д.

Основными преимуществами электронных государственных услуг являются:

1. Их оперативность. Если обращаться за электронными услугами, то сокращается временные рамки для их предоставления;

2. Предоставление минимального количества документов. Исключается необходимость предоставлять полный пакет документов для получения электронных услуг. Все необходимые документы уже будут в распоряжении органов государственной власти;

3. Мобильность. Нет определенной привязки к месту, услуги можно получить из любой точки через сеть Интернет;

4. Сниженный бюрократический барьер. Происходит благодаря внедрению системы электронного документооборота;

5. Контроль. Гражданин, который обратился за услугами, может контролировать процесс через «Личный кабинет» на портале «Госуслуги» [2, С. 95].

Следующую модель, которую мы рассмотрим - это модель отношений государства и бизнеса. Ключевым аспектом является отношение по поводу доступа к открытым данным, а также государственным закупкам. В Российской Федерации государственные закупки осуществляются через официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Благодаря этому сайту, предоставляется возможность доступа к достоверной и свободной информации о контрактной системе в сфере закупок, а также хранения информации. Главным аспектом открытых государственных данных является то, что все необходимые материалы находятся в свободном доступе. Граждане, любая организация и бизнес могут использовать их в своих целях.

И, наконец, третья модель отношение - государство-государство. Речь пойдет об электронном документообороте. Под электронным документооборотом следует понимать работу с документами, основная

масса которых уже хранится и используется в электронном формате. Система электронного документооборота (СЭД) в настоящий момент реализуется во всех органах государственной власти. Однако на пути реализации СЭД органы государственной власти встречаются с рядом проблем. К проблемам следует отнести:

1. Копирование и перенесение электронного документооборота на бумажный носитель;

2. Некомпетентность сотрудников и неготовность использовать только СЭД;

3. Постоянная поддержка ПО.

Каждая из обозначенных моделей по-своему важна, особенно на сегодняшний день, когда весь мир охватила Пандемия. В каждой из моделей есть свои проблемы, которые необходимо решать, но мы остановимся на модели отношения государства и граждан, так как она затрагивает интересы большего числа получателей государственных услуг. Самое важное было и остается то, что необходимо держать твердую позицию в плане установления связи между населением и органами государственной власти, особенно важным это является сейчас, в момент СОУГО-19, когда помощь населению необходима как никогда. Спрос на электронные государственные услуги вырос, так как многие учреждения были закрыты, или переведены на особый режим работы.

Одним из важных показателей развития электронного правительства является число пользователей. Спрос на использование государственных услуг через систему Интернет вырос. В Российской Федерации, по данным Росстата посещаемость портала государственных услуг в 2020 году возросла в 2,5 раз по сравнению с 2019 годом. Самым популярным запросом стали - запись к врачу и выплаты на детей [4].

В связи с пандемией, которая застала врасплох не только Российскую Федерацию, невозможно учесть все детали, риски и проблемы, которые могут возникнуть в ходе предоставления государственных услуг через Интернет. Например, недостаточное внимание уделяется повышению грамотности в использовании современных технологий, как населения, так и органов государственной власти. Эти проблемы могут возникнуть из-за недостаточно грамотных работников, плохо разработанной программы.

Для того чтобы минимизировать проблемы и риски, органам государственной власти необходимо ввести специальные программы по обучению государственных служащих в работе с персональными компьютерами и с Интернетом в целом, а также, возможное дополнительное образование, которое позволит не только улучшить качество предоставления услуг, но и позволит государственным служащим быть более компетентными в своей деятельности.

Следует отметить, что признаки, которые характерны для развитого информационного общества будут сформированы и реализованы только при благополучных социально-политических условиях. Цели государственной политики требуют решения задач и в других сферах, помимо информационных технологий, например, в области науки, экономики, социальной сфере и т.д.

Таким образом, в условиях современного информационного общества, с учетом уровня развитости человечества, объема использования глобальной сети Интернет и мобилизацией ресурсов, использование цифровых технологий перестало ограничиваться рассылкой электронных писем и торговлей через Интернет -возникло электронное государство и электронное правительство, которое призвано реализовывать свои полномочия посредством предоставления значительной доли своих услуг через электронные сервисы.

Электронное правительство выполняет ряд задач для достижения основной цели - повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг:

- оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям;

- уменьшение степени влияния фактора географического местоположения;

- снижение уровня коррупции в системе государственного управления.

Нормативно-правовая база в информационно-коммуникационной среде представлена следующими документами:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

2. Принятая в 2008 году «Стратегия развития информационного общества» (утратившая силу). 9 мая 2017 года в силу вступил новый Указ Президента Российской Федерации №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. №1235 «О федеральной государственной информационной системе координации и информатизации»

4. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана информатизации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»

Также в данный перечень входят следующие документы:

- Окинавская хартия информационного общества;

- Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 года и на перспективу до 2025 года;

- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»;

Особого внимания заслуживает принятая в 2014 году Правительством Российской Федерации государственная программа «Информационное общество 2011-2020 годы» (программа утверждена до 2030 года). Данный документ регулирует применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе и электронное правительство. В контексте развития электронного правительства особенно важной является подпрограмма 4 «Информационное государство», целью которой является повышение взаимодействия государства, граждан и организации за счет информационно-коммуникационных технологий. Данная программа выделяет несколько важных задач, на которых акцентировалось внимание раннее:

- повышение качества предоставления государственных услуг за счет перевода их в электронный

формат;

- развитие важных сервисов на основе электронных технологий для упрощения процедур взаимодействия и коммуникации общества и государства;

-развитие специальных информационных и информационно- технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти;

- создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, в иных сферах.

На основе перечисленных задач программы 4, был разработан перечень мероприятий 2 «Развитие электронного правительства» в рамках которой выделены такие ожидаемые результаты, как:

1. Полный переход в электронный формат для предоставления государственных услуг населению;

2. Развитие сервиса, который позволит органам государственной власти полностью взаимодействовать с гражданами;

3. Создание инфраструктуры для осуществления электронных платежей при оплате государственных услуг.

Стоит упомянуть об одном и важных нормативно-правовых актов, который регулирует все аспекты, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг гражданам - это Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный

закон устанавливает, что гражданин (заявитель) при получении государственных и муниципальных услуг имеет полное право получить необходимые ему услуги в электронном формате, если это не запрещено законом.

Электронные государственные и муниципальные услуги предоставляют возможность заявителям получить определенную справку или разрешение, а также выполняют функцию по консультированию в данных услугах. Если речь идет о физических и юридических лицах, то здесь в первую очередь это подача налоговой декларации.

Электронные государственные услуги производятся путем информирования, одностороннего взаимодействия, двустороннего взаимодействия и по типу юридически значимого двустороннего взаимодействия.

- Информирование предоставляет потребителю информацию, которую необходимо знать для получения услуг, а также публикации нормативно-правовых актов, контактов органов государственной власти, предоставляющих услуги;

- Одностороннее взаимодействие - это размещение в сети Интернет шаблонов документов. Потребитель получает необходимый шаблон для его заполнения и предоставления в орган, который оказывает услуги;

- Двустороннее взаимодействие подразумевает запись на прием, подачу документов и получение результатов в электронном формате;

- Юридически значимое двустороннее взаимодействие предполагает выдачу результатов выполненной услуги, и она является легитимной в электронном виде [2, С. 125].

На сегодняшний день, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются граждане в получении электронных государственных услуг. Например, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации было обозначено, что к 2020 году все необходимые услуги будут полностью переведены в электронный формат. В связи с эпидемиологической ситуацией, приходится в ускоренном режиме решать многие вопросы, что значительно влияет на качество предоставления услуг и является противоречием Федеральному закону № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В настоящий момент наибольший интерес вызывает вопрос взаимодействия различных государственных органов для создания, функционирования и последующего контроля за единой эффективной системой предоставления государственных услуг электронным способом. Для этого существует система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

Итак, двадцать первый век признан веком высоких технологий. Это век развития техники, наук в разных направлениях, а также новая ступень в коммуникации и взаимодействии государства с гражданами. Взаимодействие через телекоммуникационные ресурсы между госорганами и населением относится к новому типу коммуникаций. Важно понимать, что в данную форму входят не только возможности взаимодействия через новые информационно-коммуникационные технологии, но и взаимодействие через радиотелефонную, телевизионную, радиовещательную эфирную и проводную сеть. Каждая перечисленная форма связи имеет свою целевую аудиторию и свои возможности по реализации.

Проблемы совершенствования деятельности государственных органов РФ заключается в том, что на данный момент с быстрым развитием интернет-технологий в деятельности органов государственной власти возникают пробелы, из-за которых снижается скорость, а также уровень качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Правительства по всему миру ощущают двойное давление. С одной стороны, требования граждан к качеству услуг постоянно растут, и они хотят взаимодействовать с государственными органами через интернет так же легко, как с банками и интернет-магазинами. С другой стороны, правительствам необходимо сокращать

административные расходы и повышать эффективность реализуемых государственных программ. Именно поэтому на современном этапе органам государственной власти необходимо эффективное использование информационных технологий при осуществлении своих функций, а также своевременное приспособление к стремительно развивающимся технологиям.

Считаем, что внедрение ИТ в систему государственного и муниципального управления даёт возможность создавать, хранить и обмениваться огромным объемом данных, проводить их качественный анализ и улучшать эффективность работы различных структур государственного и муниципального управления. Стоит отметить, что население нашей страны готово к электронному способу получения государственных услуг, но это не исключает необходимость информирования граждан о существовании такой возможности и развития лояльности к данному методу. Вместе с тем, самим органам власти требуются четкие регламенты и стандартизация деятельности в данном направлении.

Список используемой литературы:

1. Гумерова Г. И. Электронное правительство : учебник для вузов. - Москва: 2020. - 155 с.

2. Костина С.Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг : учеб. Пособие. - Екатеринбург :2019. - 225 с.

3. Сидорова А. А. Электронное правительство: учебник для бакалавриата и магистратуры. -Москва 2018. - 190 с.

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. 1Щ[ж//гс^1аП.gov.ru/ (дата обращения 10.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.