годняшние управленцы угольных предприятий должны получить со стороны государства. Для чего необходимо выработать механизм взаимодействия государственного и частного капитала в развитии угольной отрасли.
В таком механизме взаимодействия капиталов доля участия государственного и частного капитала должна регламентироваться. При этом на условия участия государственного капитала (на безвоздмезных или на возвратных условиях) должна сказываться экономическая оценка месторождения, которая исходит из соображений народнохозяйственной ее эффективности. Оценка должна учитывать и то, что происходит вне самого предприятия (т.е. в
1. Основные результаты 10-летней реструктуризации угольных отраслей стран с переходной экономикой В.М. Зыков. - М.: Уголь, №4- 2002.
смежных отраслях промышленности), и включать не только эффект, реализуемый немедленно, но и ту часть, которая получается с большим рассредоточением во времени. Размер такого эффекта можно измерить разницей между тем, что государство может затратить и что получит, т.е. разницей между ценностью и затратами на его получение.
Лучший способ выявить, в чем заключается приносимый в результате использования конкретного природного ресурса эффект - это задаться обратным вопросом: что произошло бы в народном хозяйстве, если бы мы лишились рассматриваемой части этого ресурса, например месторождения.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Итоги работы угольной промышленности России за 2002 года. - М.: Уголь, №3, - 2003.
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------
Павловцева Е.С. - аспирантка, кафедра «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет.
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ Д Ш ^ ^ & Г 1 А Ц И И
Автор Название работы Специальность Ученая степень
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НИМЕТУЛАЕВА Гульзара Шакировна Обеспечение экологической безопасности территории Бахчисарайского района Крыма при оползневых явлениях на основе геодинамического районирования недр 25.00.36 к.т.н.
ПОГОДИН Михаил Леонидович Разработка эффективной экологически щадящей технологии выщелачивания золота из минерального сырья для регионов с суровым климатом 25.00.36 к.т.н.
© Н.В. Тамбовская, 2004
УДК 622.338.45 Н.В. Тамбовская
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
НА ПРАКТИКЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Семинар № 6
~П сложных условиях реформирования
-Я-М российской экономики, которое затронуло все без исключения отрасли, в том числе и угледобывающую промышленность, требуется принципиально новый подход к управлению.
С учетом нестабильности экономической среды, воздействия научно-технического прогресса, динамики государственных решений в области экономики, предприятия превращаются во все более сложные по структуре системы, требующие другого уровня управления.
Новейшим понятием в этом направлении стало появление функционально-обособленной системы контроллинга, объединяющей экономический анализ, планирование, управленческий учет, менеджмент, маркетинг, производство, управление персоналом, финансами и инвестициями, а также обуславливающей стратегическое развитие предприятия в будущем.
Основными задачами, стоящими в настоящее время перед предприятиями угольной отрасли, являются:
• повышение эффективности производства путем снижения себестоимости добытого угля;
• рост производительности труда;
• оптимизация денежных потоков;
• рациональное обеспечение производственными ресурсами;
• повышение конкурентоспособности;
• заключение выгодных коммерческих сделок;
• получение максимальной прибыли.
Решить эти задачи возможно с помощью
внедрения на практике системы контроллинга на горных предприятиях. Основная цель контроллинга - ориентация управления на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.
В зарубежной экономической и управленческой практике система контроллинга применяется уже более 10 лет. Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, отсюда английское семан-
тическое происхождение самого термина и связанных с ним понятий.
Слово «контроллинг» произошло от английского to control, что означает контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Однако в Великобритании и США укоренился термин manaderial accounting - управленческий учет, хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение этого учета, называют контроллерами (controller).
В немецком издании «Лексикона экономики предприятия» контроллинг определен как концепция информации и управления. Собственно термин «контроллинг» принят в Германии, откуда он и пришел в Россию.
В работе немецких экономистов - практиков Р.Манна и Э. Майера «Контроллинг для начинающих» вводится понятие контроллинга как концепция управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности коммерческой организации, то есть системы управления прибылью предприятия. Основной акцент авторы делают на группировке и учете затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции, с объемом производства, количеством отработанного времени и т.д. Выявление и учет отклонений от плановых и нормативных показателей, от фактических показателей, исчисление фактической величины затрат, определение ставок покрытия затрат оборотом от реализации - вот основные критерии оценки работы предприятия, которые являются сердцевиной системы контроллинга. Однако, это практическое руководство зарубежных экономистов имеет узкую область применения и без изменений может быть использовано для немецких частных предприятий.
В работе «Контроллинг как инструмент управления предприятием» под редакцией Н.Г. Данилочкиной рассматривается более полное понятие системы контроллинга, бюджетирование, система экономических расчетов, используемая в контроллинге, методы учета затрат в системе контроллинга, структура службы контроллинга на предприятии, экспертная диагно-
стика финансово-хозяйственного состояния предприятия с адаптацией к условиям отечественных предприятий.
Наряду с использованием известных из экономической теории методов оценки экономической эффективности работы различных структурных подразделений предприятия область применения системы контроллинга можно расширить.
На основе обобщенного опыта уже исследованных областей применения системы кон-толлинга автором предлагается распространить применение методики управленческих подходов к подсистемам внутрикорпоративной организации предприятия с учетом специфических особенностей угольной отрасли.
Общее понимание методики контроллинга как целостной концепции организации и управления экономикой предприятия направлено на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в рыночных условиях хозяйствования.
Основными специфическими особенностями внутрикорпоративного контроллинга в целом являются:
• увязка финансово-экономических
расчетов и стратегических решений;
• новая ориентация финансово-
экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений;
• новое содержание планирования, контроля, информационного обеспечения, состав-
Рис. 1. Система внутрикорпоративного контроллинга на предприятии
ляющих ядро контроллинга как концепции управления экономикой предприятия;
• новое содержание роли планово-экономических служб на предприятии.
Концепция контроллинга дает ориентацию на будущее, а именно, умение предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, рассчитать сумму прибыли, необходимую для покрытия затрат, выявить причины отклонений фактических расходов от планируемых, своевременно принять меры по регулированию этих отклонений и оптимизации соотношения затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Служба внутрикорпоративного контроллинга стремится управлять процессами анализа и регулирования системы показателей экономической эффективности предприятия, чтобы свести к минимуму величину рисков и просчетов, а также помочь средствами учета и контроля усилить конкурентоспособность предприятия.
Система внутрикорпоративного контроллинга на предприятии представлена на рис. 1.
Цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.
Концептуальными основами системы контроллинга являются:
• ориентация системы учета на будущее;
• создание на базе учетных данных информационной системы поддержки методологических решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия;
• создание единой информационной системы управления, ее внедрение, оптимизация информационных потоков;
• планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия.
Система контроллинга на предприятии принципиально включает в себя:
Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и
выбор критериев для определения степени дос- тижения поставленных целей.
Планирование - превращение целей предприятия в планы и прогнозы. План - это количественное выражение целей предприятия и разработка путей его достижения. План связан с эффективным и приносящим прибыль использованием материальных и финансовых ресурсов бизнеса в рассматриваемый период. Система контроллинга участвует в разработке методики планирования, оценивает, насколько планы соответствуют целям, реальность их выполнения.
Управленческий учет - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Управленческий учет ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и базируется на финансовых показателях бухгалтерского учета и экономических показателях хозяйственной деятельности.
Информационные потоки - важнейший элемент системы внутрикорпоративного контроллинга. Информационная поддержка управления необходима для функционирования всей системы. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной (существенной), полезной, понятной, своевременной, регулярной. Чем точнее информация, тем меньше степень неопределенности решения задач
неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, динамике их изменения. Модель мониторинга, осуществляемого в рамках системы внутрикорпоративного контроллинга, представлена на рис. 1.
Контроль - фиксирование и оценка уже случившихся фактов в деятельности предприятия. Контроль не тождествен контроллингу,
поскольку контроллинг нацелен на перспективу. Контроль может быть предварительным, текущим и итоговым. Предварительно контролируется постановка целей предприятия, реалистичность прогнозов, разрыв между целевыми и прогнозируемыми значениями, ограничительные тенденции в развитии предприятия, оптимальность планов, бюджеты предприятия (контроль над затратами подразделений). Текущий контроль включает проверку «сигналов» из внешней и внутренней среды предприятия о наличии «слабых мест». Итоговый контроль подразумевает контроль выполнения планов при расчете отклонений фактических значений от плановых с анализом причин этих отклонений.
контроллинга.
Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени, составление оперативных отчетов за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц), сравнение целевых результатов с фактически достигну-
Выводы по результатам сравнения
Корректировка елевых параметров
■
Выполнение целен; травленных действий
Рис. 2. Модель мониторинга в рамках системы внутрикорпоративного контроллинга
Оперативное отслеживание текущих результатов
Сравнение текущих результатов с планируемыми
тыми. Мониторинг позволяет делать выводы о благоприятных и
Контроль достижения целей и планов предприятия
Прогноз изменения Прогноз изменений
потенциала во внешней среде
предприятия
Сильные и слабые Возможности и
стороны опасности
предприятия внешней среды
Характеристика оперативного и стратегического внутрикорпоративного контроллинга
Признаки Стратегический Оперативный
Ориентация Внешняя и внутренняя среда предприятия Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления Стратегический Тактический и оперативный
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Главные задачи • Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия • Ответственность за стратегическое планирование • Разработка альтернативных стратегий • Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов • Определение узких и поиск слабых мест • Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями • Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений • Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) • • Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование) • Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления • Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями • Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений • Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов • Мотивация и создание информационных систем для принятия текущих управленческих решений
Все предыдущие элементы системы внутрикорпоративного контроллинга от планирования до мониторинга реализации планов необходимы для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений. Анализ может быть направлен и в прошлое и в настоящее и в будущее. На основе результатов анализа вырабатываются рекомендации для принятия управленческих решений. Выбор делается в пользу альтернативы действий, предполагающих развитие успешно функционирующего прибыльного предприятия с учетом специфики угольной отрасли.
Таким образом, система внутрикорпоративного контроллинга является сложной интегрированной системой, объединяющей в себе различные элементы, а именно, установление целей, планирование, учет, контроль, анализ хозяйственной деятельности, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Применяя систему внутрикорпоративного контроллинга для выработки стратегических решений, обеспечивается комплексный подход к выявлению проблем предприятия, целостный взгляд на деятель-
ность предприятия в прошлом, настоящем и будущем.
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные
(краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Внутрикорпоративный контроллинг - это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Таким образом, внутрикорпоративный контроллинг - как система включает в себя два основных направления: стратегический и оперативный. Сравнительные характеристики представлены в таблице.
Таким образом, стратегический внутрикорпоративный контроллинг направлен на обеспечение выживаемости предприятия угольной отрасли и развития бизнеса в долгосрочном временном интервале, способствующем достижению намеченной стратегической цели.
Оперативный внутрикорпоративный контроллинг является системой управления за достижением текущих целей предприятия, принятия своевременных решений по оптимизации производственного процесса по добыче и поставке угля в сторону увеличения прибыльности, исходя из имеющихся ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фолъмут Х.Й Инструменты контоллинга от
А до Я: Пер. с нем. /Под ред. И с предисл. М.Л. Лукашевича и Г.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003, 288 с., ил.
2. Уткина С.И. Экономика горног предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003, -262 с.: ил.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------
Тамбовская Наталья Вячеславовна - аспирант, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.
-------------------------------------- © Ю.В. Соколов, Д.П. Кудрявцева
2004
УДК 65.011.12
Ю.В. Соколов, Д.П. Кудрявцева
НОВЫЙ ПОДХОД В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Семинар № 6
последние десять- двенадцать лет коллективные трудовые споры1 и забастовки2 стали достаточно распространенным и обычным явлением в социально-трудовых отношениях Российской Федерации. По данным Центрального статистического управления в период с 1991 по 2002 гг. среднегодовые потери рабочего времени из-за коллективных
1 Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а так же в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. [гл.61,ст.398, ТКРФ от 1.02.02 г.]
2 Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. [гл.61, ст. 398, ТКРФ от 1.02.02 г.]
трудовых конфликтов составляли около 1-го млн. человеко-дней, а в отдельные годы перекрывали этот уровень в 2-3 раза. Забастовки приводили к сокращению выпуска продукции и большим потерям рабочего времени, снижали уровень жизни населения и нагнетали социальную напряженность, в итоге дестабилизировали экономическую и социальнополитическую обстановку целых регионов нашей страны.
Забастовки на предприятиях сырьевого комплекса, транспорте, строительстве и в других отраслях промышленности снижали выпуск продукции не только на объектах, где происходили эти конфликты, но и у широкого круга промышленных предприятий, связанных с ними договорными отношениями. Особенно остро эти процессы проявлялись на предприятиях и организациях топливно-
энергетического комплекса, где бастовали угледобывающие предприятия. Так, в 1999-2000 гг. стоимость не произведенной в результате трудовых конфликтов продукции на объектах