Научная статья на тему 'Содержание и принципы финансовой архитектуры современной банковской системы в рамках институциональной теории'

Содержание и принципы финансовой архитектуры современной банковской системы в рамках институциональной теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков А.П., Гончарова М.В.

В существующих подходах к анализу глобальной экономики и непосредственно к процессам финансовой глобализации чрезвычайно важно раскрытие сущностного содержания понятия «финансовая архитектура» банковской системы. В нашем контексте мы будем рассматривать содержание этого понятия, применяя его исключительно в русле исследования современного состояния и перспектив развития банковской системы…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и принципы финансовой архитектуры современной банковской системы в рамках институциональной теории»

Банковская система

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

А. П. БЫКОВ М. В. ГОНЧАРОВА, доктор экономических наук, профессор Волгоградский государственный университет

В существующих подходах к анализу глобальной экономики и непосредственно к процессам финансовой глобализации чрезвычайно важно раскрытие сущностного содержания понятия «финансовая архитектура» банковской системы. Рассмотрим содержание этого понятия, применяя его исключительно в русле исследования современного состояния и перспектив развития банковской системы.

Сам по себе термин «финансовая архитектура» впервые был произнесен президентом США Б. Клинтоном на Нью-Йоркском совете по внешним связям в сентябре 1998 года1. Это произошло во время выступления президента США, посвященного финансовому кризису 1997 — 1998 гг. «крупнейший финансовый вызов, с которым мир столкнулся за последние полвека»2 — так охарактеризовал прошедший финансовый кризис Б. клинтон и призвал страны «семерки» «адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию»3.

В настоящее время (2003 — 2007 гг.) термин «финансовая архитектура» достаточно широко используется и нередко встречается в научных публикациях в различных источниках. как правило, данное понятие выражается аббревиатурой МФА. Однако частое применение данной терминологии,

1 Ефременко И. Н, Евлахова Ю. С. Направления развития мировой финансовой архитектуры в условиях финансовой глобализации // Финансовые исследования. 2007. № 1(14). (Журнал РГЭН «РИНХ»).

2 Там же.

3 Там же.

как показывает практика, не всегда отображает идентичные представления о сущности понятия у различных исследователей. В связи с этим при оценке степени разработанности проблемы необходимо предельно внимательно отнестись к условиям использования понятия «финансовая архитектура».

Часто под финансовой архитектурой понимают непосредственно сами международные финансовые институты, принимающее активное участие в разработке концепций и методов оценки и контроля функционирования мировой экономики, особенно в так называемых «странах третьего мира» (но не исключительно только в них)4. К международным финансовым институтам мы можем отнести такие международно признанные и специально созданные учреждения, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Межамериканский банк развития (МаБР), а также Всемирный банк (ВБ) при ООН и др.

Важнейшей задачей ряда международных финансовых институтов является регулирование и разработка мер преодоления долговых кризисов на мировом финансовом рынке.

В работе «Новая глобальная финансовая архитектура»5 Дж. Сорос особо подчеркивает, что «говоря

4 Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). М.: Омега-Л, 2006.

5 Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism. New York, Public Affairs, 2000. — Chapter 10: A new global financial Architecture / Пер. с англ. к. э. н. С. Афонцева.

о международной финансовой архитектуре, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно МВФ». на наш взгляд, дж. сорос не далек от истины, именно в публикуемых документах и рекомендациях МВФ термин «финансовая архитектура» встречается наиболее часто. Если рассмотреть опубликованные материалы Всемирного банка, то в них отмечается, что в результате произошедших финансовых кризисов 1990-х гг. было выработано большое количество инициатив и предложений по осуществлению мероприятий по предотвращению кризисных явлений и отчасти управления кризисными процессами. Все эти предложения и определенные инициативы формируют особую форму организации управления и контроля международных финансовых потоков, которая именуется как международная финансовая архитектура (МФА)6.

департамент внешних отношений Международного валютного фонда (IMF External Relation Departament) указывает, что «финансовые кризисы последних лет выдвинули на первый план негативные последствия глобализационных процессов. Международное сообщество было вынуждено мобилизовать усилия именно в направлении усиления «архитектуры международной финансовой системы». архитектура — это институты, рынки и методы, с помощью которых правительства, фирмы и люди осуществляют экономические финансовые действия»7.

традиционное смысловое значение архитектуры (лат. architektura, от гр. architekton = строитель) — 1) искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество; 2) характер, стиль здания (например, готическая архитектура); 3) перен. строение, композиция чего-либо8. По нашему мнению, методологически непреодолимых препятствий для обоснования понятия финансовой архитектуры банковской системы не существует.

Мы полагаем, сам термин «архитектура», с од-гой стороны, представляет собой нечто стационарное и неподвижное, имеющее в числе важнейших свойств такие, как упорядоченность, статичность, четкость организации, распределение на уровни.

6 International Financial Architecture: A progress report information note by World Bank Staff, July 12, 2005 //http:www. worldbank. org/ifa.

7 Progress in Strengthening the Architecture of the International Financial System/ A Fastsheet — July 2000 by IMF External Relation Departament//http:www. internationalmonetaryfund. com.

8 Булыко А. Н. современный словарь иностранных слов. М.:

«Мартин», 2004. с. 76.

с другой стороны — это интегрированная система, состоящая из отдельных элементов, имеющих общие связи и соподчинения. следовательно, в таком случае можно говорить о возможном наличии как устойчивых компонентов системы, так и проблемных участков в структуре группы элементов. Фактически любая «архитектура» (в общем смысле данного понятия), и особенно финансовая, может быть подвергнута системному анализу или другому подобному математическому изучению. В результате полученные таким образом факты о деятельности системы могут использоваться для получения профессионально-мотивированного аналитического заключения или выработки концепций стратегического планирования и прогнозирования. разработчик, или «архитектор», должен постоянно наблюдать за процессом функционирования системы, так как любая система, какой бы закрытой она ни была, существует в условиях внешней среды, которые имеют свойство изменяться в значительных пределах. таким образом, используя методы классического системного анализа, можно сказать, что при изменении параметров ввода (изменений условий внешней среды), безусловно, будут меняться параметры выхода, а значит, и эффективность работы системы (необязательно в худшую сторону). Однако в задачи разработчика архитектуры входит постоянный мониторинг эффективности функционирования системы, так как достижение системой параметров с крайними значениями может происходить в достаточно небольшом временном периоде. «Архитектор» должен быстро отмечать, выделять и исключать проблемные элементы и компоненты системы, заменяя их новыми, поддерживая систему в необходимом равновесии.

краткое вышеприведенное отступление имеет своей целью обратить внимание на имманентную особенность международной финансовой архитектуры. Видимо, ее следует понимать, скорее, не как аналогию строительной или машиностроительной спроектированной конструкции, а как аналогию сетевой структуры из области информационных технологий. В пользу данного предположения можно привести ряд специфических свойств последней: последовательный сбор, анализ и обработка элементами финансовой архитектуры экономической информации, установление правил, стандартов, общепринятых алгоритмов действия в типовых финансово-экономических ситуациях. Отчасти можно говорить о том, что выработанные стандарты, нормы и правила международной

финансы и кредит

11

финансовой архитектуры она использует в своем дальнейшем функционировании и развитии. Данное свойство можно определить как способность системы (архитектуры) к самоорганизации.

Р. Д. Джомэин в своих исследованиях предлагает отличать международную финансовую архитектуру от ряда более общих смыслов данного понятия, которые можно охарактеризовать как «множества правил и процедур, посредством которых осуществляются международные транзакции»9. Далее указанный автор разъясняет, что в качестве понятия мировой финансовой системы можно представить «совокупность всех правил и процедур, через которые финансовые транзакции соединяют одну экономику с другой. Более полезно определить международную финансовую архитектуру как механизмы и структуры, с помощью которых эти правила и процедуры устанавливаются: это комплекс институциональных организаций, которые определяют, кто принимает (правила), какие, когда и как. Этот взгляд на архитектуру подчеркивает ее политическую природу..»10.

Придя к определенным принципиально важным признакам, которые мы будем вкладывать в понятие «мировой финансовой архитектуры», необходимо попытаться выделить ее основные классификационные компоненты11:

— национальный;

— международный;

— глобальная (наднациональный).

Национальный компонент представляет собой

условия функционирования национальной экономики и, в частности, ее финансовой системы. В определенной степени настоящий компонент характеризует степень либерализации финансового сектора страны. Международный компонент есть деятельность государства по созданию и развитию условий свободного движения капиталов и отчасти обеспечения финансового суверенитета отдельно взятой страны. Глобальный (наднациональный) компонент включает разработку и внедрение принципиально новых механизмов и методов управления международным сообществом как неким единым целым (по крайней мере, в финансовом плане), не ограничивая суверенитет государств. Здесь необходимо отметить некоторое противоречие в наднациональном компоненте как некоем гаранте на данном уровне суверенности страны.

9 Cohen B. Organizing the Worlds Money/B. Cohen. New-York: Basic Books, 1977. Р. 218.

10 Germain R. Reforming the international financial architecture the political agenda. — Cardiff University of Wales Press, 2000.

11 Ефременко И. Н, Евлахова Ю. С. Указ. соч.

Выше мы уже отразили мнение исследователя о том, что «архитектура имеет политическую природу...». Это косвенно может свидетельствовать о том, что члены мирового сообщества, в том числе международные финансовые институты, могут и, как правило, действуют не всегда в интересах независимых национальных государств. Пристальное рассмотрение процесса глобализации мировой экономики отчетливо выявляет концепцию «двойных стандартов» стран «золотого миллиарда» в отношении развивающихся стран или стран с недостаточно прочным военно-политическим и экономическим потенциалом.

Международные финансовые институты, столкнувшись с серьезными последствиями мировых финансовых кризисов, например, в Мексике в 1994 г., в Юго-Восточной Азии в 1997 г., приняли консолидированное решение о запуске исследований и разработке новой финансовой архитектуры мировой финансовой системы. Многие исследователи считают, что до настоящего времени этот процесс еще не закончен12, другие предполагают его чрезвычайную изменчивость во времени13.

В результате спланированных и скоординированных действий международных финансовых институтов экономистами были разработаны принципы мировой финансовой архитектуры. Непосредственно разработкой принципов занимались рабочие группы под эгидой Группы — 22. Впоследствии они были утверждены и приняты министрами финансов стран-членов «Большой семерки» на саммите в июне 1999 г. в Кельне (Германия). Рассмотрим важнейшие из них14.

Первый принцип: необходимо снижение информационной асимметрии и повышение прозрачности на мировом финансовом рынке. Появление настоящего принципа объяснить легко — движение денежных средств в потоках через государственную границу суверенных стран является прежде всего процессом обмена финансовой информацией, фактически движением информационного потока.

12 Bergsten, F. Reforming the International Financial Architecture, Testimony before the Committee on Banking and Financial Services, United States House of Representatives, March 23. 2000.

13 Hills, C, Peterson, P., Goldstein, M. Safeguarding Prosperity in a Global Financial System. The Future International Financial Architecture, Report of an Independent Task Force, Council on Foreign Relation. N. Y., 1999.

14Далее текстовая формулировка принципов мировой фи-

нансовой архитектуры воспроизводится по источнику: Ефременко И. Н., Евлахова Ю. С. Направления развития мировой финансовой архитектуры в условиях финансовой глобализации //Финансовые исследования. 2007. № 1(14). (Журнал РГЭН

«РИНХ»).

Правильность распознавания этого потока, а также его соответствие объективной реальности, т. е. наличие полного совпадения количественного и качественного составов, обусловливают положительные значения важнейших финансовых показателей эффективности ведения международного предпринимательства и торговли плюс условия безопасности проведения бизнес-процессов. В сложившейся практике большинство кредиторов на финансовых рынках владеют крайне неполной информацией о своих экономических агентах. Особую роль информационной асимметрии можно усмотреть в так называемом «стадном» поведении инвесторов. Это условие отражает нестабильность и высокую венчурность инвестиционного процесса. Обобщая вышеуказанные характеристики информационной асимметрии можно говорить, что в целом это вопрос финансовых рисков и моральной ответственности сторон инвестиционного процесса. В итоге рост рискованности инвестиционных проектов, безусловно, приводит к их значительному удорожанию, повышению требовательности инвесторов к правительству стран о предоставлении правительственных гарантий сохранности и возвратности инвестиционного капитала15.

Второй принцип: допущение условий введения норм, методов и стандартов более жесткого регулирования в развивающихся странах. настоящий принцип — один из наиболее ориентированных «в пользу» капиталистических развитых стран. Вполне закономерно, что он вызывает серьезные политические и экономические споры у исследователей развивающихся стран, а также у ряда экономистов, осуждающих выстраивание однополярной финансово-экономической гегемонии отдельно взятого государства или группы государств (исторически сложившегося территориально-экономического блока). В связи с этим отметим, что подобные жесткие меры регулирования, основанные на принципах «двойных стандартов», и преследующие выгоду исключительно в отношении некоторых западных стран, были применены к российской Федерации в 1990-х гг., подтолкнув нашу страну к экономической и социальной пропасти16.

По мнению западных экономистов, либерализация движения капитала, которую пытаются предпринять развивающиеся страны для оптимизации международного распределения сбережений, обес-

15 Liberalizing capital movements. IMF Paper. December 1999// http. www. imf. org.

16 Глазьев С. Ю. Экономическая ситуация в России (доклад депутата Государственной Думы) // Наш современник. 2002. № 6.

печения финансирования экономического роста, модернизации промышленной структуры производства, создания новых рабочих мест, приводит к отрицательным эффектам. Все эти мероприятия нарушают нормальное и эффективное функционирование мировой финансовой системы. Фактически получается, что развивающиеся страны встают на путь стабильного экономического развития, сопровождающегося формированием адекватной структуры их экономик, улучшением качества жизни за счет повышения индивидуальной нормы потребления. Данные изменения делают их более конкурентоспособными на международных рынках, не позволяют ряду западных государств эксплуатировать природные и трудовые ресурсы развивающихся стран в свою пользу.

Не менее важно, что независимость в финансово-экономическом плане (отсутствие займов от международных финансовых институтов и, как следствие, отсутствие вмешательства в национальную экономику) позволяет придерживаться правительствам развивающихся стран реальной военно-политической независимости17. Развивающимся странам показанный принцип необходим для защиты от краткосрочных трансакций спекулятивных капиталов, которые могут нарушить устойчивость внутренней финансовой системы страны, поскольку массированный, неконтролируемый приток и отток капитала приводит к кризисным явлениям на рынке финансовых инструментов.

Третий принцип: подразумевает введение в обиход некоторых своеобразных кодексов поведения, методов и стандартов регулирования, которые в свою очередь существенно улучшают взаимопонимание между сторонами финансовых отношений (в более крупном масштабе — между государствами, крупными финансовыми посредниками, инвесторами). Сущность настоящего принципа состоит в следующем. Собственно мировая финансовая архитектура не представляет собой нечто, создающее принципиально новую кредитно-денежную систему, она, можно со значительно большей уверенностью сказать, ее модифицирует. Модифицирующее действие МФА выражается в перестройке институтов, изменении их роли в уже существующей финансовой системе18.

Четвертый принцип: призывает к борьбе и предотвращению финансовых кризисов. В настоящее

17 Зюганов Г. А. Глобализация и судьбы человечества. М., 2003.

18 Jordan C, Majnoni G. Financial Regulatory Harmonization and

the Globalization of Finance//Policy Research Working Paper 2919. The World Bank, 2002//www. worldbank. org.

время, как показала практика, не все установки сто -ронников либерального финансового рынка реально функционируют, некоторые из них в результате опыта международных финансовых отношений были подвергнуты сомнению. Данное явление привело к тому, что важнейшим направлением в ряде текущих исследований является не столько разработка методики диагностики мировых финансовых кризисов, сколько разработка и внедрение инструментов эффективного противодействия кризисным явлениям. Кризисные явления в финансовой системе становятся особенно опасными при увеличении ее внутренней кооперации, — все компоненты системы тесно взаимодействуют и легко включаются в кризисный процесс независимо от институциональной, географической и национальной принадлежности.

В целом, завершая анализ основных принципов международной финансовой архитектуры, хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные тенденции есть не что иное, как реакция приспособления, адаптации и интеграции к условиям финансовой глобализации. Примером реального воплощения в практику финансовых отношений принципов международной финансовой архитектуры являются принятые и на сегодня одобренные большинством стран кодексы и своды правил. В их числе Базельские принципы банковского надзора, принципы Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commission), принципы Международной организации по страховому надзору (International Association of Insurance Supervision), принципы комитета по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement System), принципы транспарентности денежной и финансовой политики МВФ.

Однако нельзя не отметить, что помимо вышеперечисленных принципов формирования мировой финансовой архитектуры существует еще один важнейший — принцип открытости и прозрачности, достоверности предоставляемой финансовой информации19. Настоящий тезис весьма важен для преодоления отмеченной выше информационной асимметрии между участниками финансовых отношений.

Во время формирования системы международных финансовых институтов после окончания Второй мировой войны дж. М. кейнс и его сторонники

19 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под редакцией Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2005.

отмечали, что важнейшим при создании мировой финансовой архитектуры является создание централизованного регулирующего финансового института, например, в сегодняшнем качестве — это Международный валютный фонд.

Стандарты и методики, разработанные международными финансовыми институтами, как правило, проходят дальнейшую «доработку» и приспособление к конкретным политическим и экономическим условиям отдельно взятой страны. С одной стороны, это в значительной степени распространяет и унифицирует национальное законодательство, но, с другой стороны, полного соответствия в нормативно-правовых актах двух и более государств не наблюдается. В таком случае имеется возможность в каждом отдельном случае проводить индивидуальное толкование нормативных финансовых документов. Из-за этого не будет безосновательным предположение о том, что в настоящее время говорить о процессе глобализации финансовых систем отдельных государств пока еще рано20.

Ряд исследователей видит проблему интеграции национальных финансовых институтов достаточно острой ввиду углубления противоречий между национальными финансовыми учреждениями и международными финансовыми институтами. Это объясняется существованием сильных национальных традиций и очень мощного национального лобби (особенно в странах с вы-сококонсолидированным обществом, например, мусульманских странах). Таким образом, создание мирового финансового института комплексного регулирования и контроля всех национальных финансовых систем, видимо, пока откладывается на неопределенный срок и, по крайней мере, требует серьезных международных политических усилий. Исследователи отмечают, что пока, вероятно, следует развивать кооперацию существующих международных финансовых институтов. Именно в их кооперации возможно построение сбалансированной и безопасной финансовой архитектуры, возможно учитывающей интересы обеих сторон — мировой общественности и национальных правительств21.

Подходя к теоретическому анализу концепций, лежащих в основе проектирования мировой

20 Вовченко Н. Г. Институциональные преобразования финансовой системы России в условиях глобализации: Монография / РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2006. С. 96.

21 Eatwell J., TaylorL. International Capital Markets & the Future

of Economic Policy // Center for Economic Policy Analysis Working Paper, New Scholl for Economic Policy, 1998, August.

финансовой архитектуры, можно говорить о том, что они представляют собой разработанный компромисс, который объединяет неокейнсианские и неолиберальные идеи.

Безусловно, именно такой компромисс возможно в будущем будет лежать в основе хорошо спроектированной и отлаженной международной финансовой архитектуры. Следовательно, можно сделать вывод о том, что подобная финансовая архитектура будет весьма устойчива к действию систематических финансовых кризисов будущего.

Важнейшее значение в обеспечении безопасности функционирования международной финансовой архитектуры будет играть наличие у нее способности стабилизировать национальные и наднациональные финансовые рынки. Стабильность системы в целом есть положительная характеристика некоторой общности элементов (компонентов), объединенных принципом взаимосвязи и взаимозависимости. с точки зрения уже упоминавшегося системного анализа, устойчивость систем не идентична стабильности компонентов. Под устойчивостью группы компонентов, как правило, подразумевают способность переносить кратковременное воздействие внешних факторов на систему, в том числе пиковые изменения параметров ввода в систему. стабильность — это фактически устойчивость в продолжительном временном интервале (также недопустимо путать данное понятие с живучестью системы — способностью системы переносить пиковые нагрузки внешних и внутренних факторов без нарушения целостности взаимоподчиненности и взаимосвязанности элементов или компонентов, т. е. без потери основных характеризующих свойств).

Любое определение стабильности в финансах — это построение взаимоотношений на доверии к данному финансовому институту, в частности финансовым институтам страны, их устойчивости и ликвидности22. Очевидно, главным звеном в финансовых отношениях при любой основе их построения является финансовый институт.

Именно финансовый институт играет роль регулятора финансовых отношений, возникающих в системе мировой и национальной финансовой архитектуры. В экономической литературе можно часто видеть мнения подобного характера многих исследователей. Например, Дж. Г. Шинази отмечает: «...финансовая система считается стабильной, если происходит эффективное распределение

22 Андреев Н. Развитие банковской системы Франции // Банковские технологии. 2004. № 3. С. 42.

экономических ресурсов, распределение финансовых рисков, их оценки и управления ими» (курсив наш - А. Б., М. Г. ) 23.

Частным институтом международной финансовой системы, включающей в себя важнейшие мировые финансовые организации, является банковская система. Именно банковская система, ее организация и развитие в зависимости от внешних условий (фактически — от вызовов мировых процессов глобализации экономики) отвечает за характер многих финансовых отношений как на наднациональном, так и национальном уровне.

Адекватная мировой глобализации банковская система, функционирование которой строится на хорошо проработанной законодательной и нормативной базе Центрального банка страны, в ближайшем будущем будет играть роль фактора уверенного обеспечения финансовой стабильности. В политическом плане успешность обусловлена проводимой денежно-кредитной, инвестиционной политикой национального пра-вительства24. Например, в США и странах Евросоюза эффективности, стабильности и устойчивости банковской системы придается первостепенное значение. По мнению большинства европейских и американских финансистов, крепкая банковская система — «...одна из главных основ конкурентных преимуществ в системе мировой торговли и международных финансовых отношений» 25.

Как видим, в каждом случае центральное место занимает некий финансовый институт, при этом нас интересует институт — банковская система. В связи с этим можно утверждать, что, обеспечивая банковскую систему государства актуальной временному интервалу законодательной и нормативной базой, управляя функционированием банковской системы страны через институт Центрального банка, можно добиться отлаженной устойчивой и стабильной работы банков на территории государства. C точки зрения вышеизложенных определений мы получим функционально верно спроектированный финансовый институт, на базе которого можно осуществлять различные политические цели и ставить реальные экономические задачи, а главное, вести международные финансовые отношения в условиях, приближенных к взаимовыгодным позициям сторон26.

23 Analyses et Reflexion Le systeme bancaire français. University Paris IX — Dauphine, 2006. P. 16

24 «Ведомости», 27 июня 2005 г. С. 24.

25 Уильям Р. Уайт, руководитель отделения Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария) // Эксперт. 1998. № 9. С. 26.

26 Gazeta. ru, 30 марта 2005 г. С. 2.

Роль банков в стабилизации финансовой системы государства в целом оспорить невозможно. Большинство фактов установления как внутригосударственных (между резидентами, различными типами контрагентов), так и международных финансовых отношений проходит в сфере банковской системы. От ее эффективности и функциональности на данном этапе зависит характер вышеуказанных отношений.

Мы понимаем российскую банковскую финансовую архитектуру как систему построения и развития института банковской системы в динамике. При этом финансовая архитектура — не застывшая навечно «музыка камня», наоборот, важнейшей и сущностной ее особенностью является подвижность, обусловленная финансовым содержанием. Финансы — это структурные связи в экономической системе (денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими субъектами, включая государство), представляющие собой механизм поддержания того социаль-

ного института, без которого общество было бы менее эффективным27.

Указанные структурные связи мы рассматриваем обязательно в развитии, в рамках всепроникающих, изменяющихся глобальных финансовых отношений. Институциональная теория закономерно включает в себя институт финансовой системы с его частным институтом банковской системы. Финансовая архитектура, являясь институциональной характеристикой, обязательной для любой финансовой системы и банковской системы в том числе, одновременно не исключает ее качественной оценки. Очевидно, что это новое ответвление институциональной теории, обусловленное объективными глобализационными процессами в банковской сфере, потребует коллективных и долгосрочных усилий многих исследователей.

27 Пилипенко О. И. Финансы: учебник для студентов вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 17.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.fin-izdat.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.