Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / сведения о доходах / расходах / декларирование доходов и расходов / corruption / anti-corruption / information on income / expenses / declaration of income and expenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Астафурова Ольга Анатольевна

Данная статья посвящена проблеме определения отдельных особенностей института декларирования доходов и расходов как меры противодействия коррупции. В работе приведены доводы, позволяющие определить сущность данного института как меры профилактики коррупции и сформулированы предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Астафурова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND FEATURES OF THE INSTITUTE OF DECLARATION OF INCOME AND EXPENSES AS A MEASURE TO COMBAT CORRUPTION

This article is devoted to the problem of determining certain features of the institute of declaration of income and expenses as a measure to combat corruption. The paper presents arguments to determine the essence of this institution as a preventive measure of corruption and formulated proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_158 УДК 342.98

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

THE CONTENT AND FEATURES OF THE INSTITUTE OF DECLARATION OF INCOME AND EXPENSES AS A MEASURE TO COMBAT CORRUPTION

ГОЛОМАНЧУК Эйда Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400078, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, Кубинская ул., 26. E-mail: golomachuk-ev@ranepa.ru;

АСТАФУРОВА Ольга Анатольевна,

кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400078, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, Кубинская ул., 26. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru;

GOLOMANCHUK Ada Vladimirovna,

candidate of jurisprudence, associate professor department of constitutional and administrative Law

of the Volgograd Institute of Management - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». 400078, Russia, Volgograd region, Volgograd, Kubinskaya str., 26. E-mail: golomachuk-ev@ranepa.ru;

ASTAFUROVA Olga Anatolyevna,

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Information Systems and Mathematical Modeling

Volgograd Institute of Management - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation» Volgograd. 400078, Russia, Volgograd region, Volgograd, Kubinskaya str., 26. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена проблеме определения отдельных особенностей института декларирования доходов и расходов как меры противодействия коррупции. В работе приведены доводы, позволяющие определить сущность данного института как меры профилактики коррупции и сформулированы предложения по его совершенствованию.

Abstract: This article is devoted to the problem of determining certain features of the institute of declaration of income and expenses as a measure to combat corruption. The paper presents arguments to determine the essence of this institution as a preventive measure of corruption and formulated proposals for its improvement.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, сведения о доходах, расходах, декларирование доходов и расходов.

Keywords: corruption, anti-corruption, information on income, expenses, declaration of income and expenses.

Для цитирования: Голоманчук Э.В., Астафурова О.А. Содержание и особенности института декларирования доходов и расходов как меры противодействия коррупции // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 158-161. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_158.

For citation: Golomanchuk A. V., Astafurova O.A. The content and features of the institute of declaration of income and expenses as a measure to combat corruption //Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 158-161. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_158.

Статья поступила в редакцию: 20.07.2023

Изучение института декларирования сведений о доходах и расходах является весьма актуальным направлением, поскольку этот механизм стал важной составляющей системы противодействия коррупции в государственных и некоторых частных организациях в России и зарубежных странах. Такие декларации позволяют контролировать доходы и расходы должностных лиц и иных работников, которые находятся в условиях высоких рисков коррупционных схем, с их помощью можно выявлять необоснованные обогащения и другие коррупционные правонарушения, проводить следственные и оперативные мероприятия и бороться с коррупцией на ранней стадии.

Система декларирования помогает выявлять случаи коррупционных действий - таких как возможное получение должностными лицами взяток, необоснованных наград и льгот, и других форм обогащения. Это позволяет контролировать действия должностных лиц и снижать риск коррупции в государственных и других организациях.

Система деклараций давно развита во многих странах мира, но она не единообразна, и система декларирования каждой страны имеет свои особенности. Однако, системы деклараций всех стран строятся в одном и том же направлении, с одной и той же целью: предотвратить незаконное обогащение [1].

Теоретически обязательное заполнение деклараций сведения о доходах и расходах создает стимул для честного поведения должностных лиц и работников организаций, так как они знают, что их финансовые действия будут проверены и станут постоянно анализироваться на наличие коррупционных элементов.

С другой стороны, обязательное заполнение деклараций о доходах и расходах является показателем прозрачности и открытости властных структур. Это предоставляет гражданам возможность получить информацию о доходах и расходах государственных должностных лиц и

защитить свои права и интересы [2].

В последнее время мы наблюдаем несколько обратную тенденцию, поскольку значительная часть деклараций в России сегодня вновь недоступна для общественного контроля в связи с соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 968 от 29 декабря 2022 г. до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации размещение сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов публичной власти и организаций в сети «Интернет» и их предоставление общероссийским СМИ для опубликования не осуществляются.

Как у любого иного института, у системы декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера имеются свои недостатки. Например, как и любая проверка финансов, она не может полностью исключить факторов ошибок и неоправданных наказаний из-за непредвиденных обстоятельств.

Кроме того, некоторые должностные лица и работники организаций могут опираться на круговую неприязнь к ним со стороны чиновников или локальных групп влияния, что часто приводит к обоснованным претензиям. Такой случай перенаправления злополучных недовольных на любого, у кого есть хоть какие-то должности и ресурсы, требуется расследовать, для того чтобы сохранить надежность концепции, которой оперирует изучение декларации сведения о доходах и расходах.

По сути, декларация доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера - это документ, в котором чиновник или работник организации, который занимает ответственные должности, должен указать информацию о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах за предыдущий год. Такие декларации являются одной из составляющих системы противодействия коррупции и контроля за финансовыми операциями должностных лиц и работников организаций.

Принципы декларирования доходов и расходов основаны на базовых гарантиях прозрачности, честности и ответственности. Декларирование доходов и расходов является обязательным для всех лиц, включенных государством в перечень и (или) занимающих соответствующие должности, а это значит, что они должны представлять декларацию, которая содержит информацию о доходах, расходах, имуществе и обязательствах.

Декларация должна быть открытой и понятной для всех. Это означает, что каждый должен быть готов ответить на вопросы о своей декларации и объяснить, какие именно доходы и расходы были указаны - это одна из наиболее проблемных зон. Чтобы заполнить отчет, требуется специальная программа «Справки БК». Её можно скачать на официальном сайте Президента РФ. Весь алгоритм заполнения закреплён подзаконным актом - каждый год это Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполнения соответствующей формы справки.

Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

Как эксперты, отметим, что эти рекомендации сложны и весьма противоречивы, объёмны и трудны для восприятия, содержат большое количество неоднозначных трактовок и расходятся в вопросах правового регулирования самой конструкции «доход» и «расход». В частности, на практике трудности возникают в вопросах предоставления сведений о банковских счетах (ФНС РФ и банки дают разную информацию по одним и тем же счетам), по нюансам предоставления сведений о так называемых «иных» доходах - например, страховых выплатах, возвратах страховки, мерах материальной поддержки, спонсорских выплатах и даже по оплаченным листкам временной нетрудоспособности (больничным).

В результате такой сложности и чрезмерной бюрократизированности возникает большое количество, по сути, мелких ошибок, очевидно не связанных со стремлением лица спрятать свой доход от государства, но практически неизбежно влекущих юридическую ответственность -от дисциплинарного взыскания в виде замечания до увольнения в связи с утратой доверия государства и обращения имущества лица в доход Российской Федерации, субъекта России или муниципалитеты [3].

Декларация должна содержать полную информацию о доходах, расходах, имуществе и обязательствах государственного служащего. Это означает, что никакие доходы или расходы не должны быть скрыты или замалчиваться, а информация в декларации должна быть точной и достоверной.

Каждый заполняющий Справку БК должен быть внимателен к деталям, предоставлять информацию о доходах и расходах на основе подтверждающих документов, и проверять данные перед тем, как их внести в декларацию [4].

Проверка декларации доходов и расходов должна осуществляться независимыми экспертами. Это означает, что никакой государственный служащий не должен проверять свою собственную декларацию или декларации своих коллег, но на практике ею занимаются не только органы прокуратуры, но и специалисты кадровых подразделений тех органов, в которые справка БК и предоставляется.

Декларация содержит личную информацию государственного служащего, поэтому необходимо обеспечить защиту конфиденциальности этой информации, но и этого часто не происходит.

В целом, принципы декларирования государственными служащими доходов и расходов задают некоторые общие правила и ограничения для служащих и иных лиц, чтобы предотвратить возможность сверхдоходов и/или мошенничества. Они также помогают повысить уровень прозрачности и доверия граждан к государственным службам и государственным организациям в целом [5].

Системно институт декларирования доходов и расходов имеет несколько основных составляющих, включая следующие:

1. Сведения о доходах - лицо указывает сумму всех своих доходов за год, включая заработную плату, бонусы, премии, авторские вознаграждения и другие формы получения денежных средств, даже те, которые НК РФ или БК РФ доходами не считают. Декларация также должна содержать информацию о расходах, связанных с любой оплачиваемой деятельностью, такие как образование, профессиональное развитие, конференции, научные и вспомогательные материалы и т.д.

2. Сведения о расходах - отдельные группы лиц (а не все, кто обязан подавать декларацию по форме Справки БК) обязаны объяснить источник происхождения расходов. Данный раздел справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим (работником), его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми совершена сделка или совершены сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты и сумма такой сделки или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, является весь объем законных доходов, которые использованы служащим (работником), его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми для осуществления расходов по сделке (сделкам).

3. Сведения об имуществе - лицо должно указать информацию об имуществе, которым он владеет, включая земельные участки, квартиры, дома. Понятие недвижимого имущества установлено статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (например - буровые скважины, распределительный газопровод среднего или низкого давления, линии электропередачи, линии связи и др.). При заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему (работнику), его супруге (супругу) и (или) несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы. Также в данном подразделе подлежат отражению объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Отчеты о финансовых обязательствах - лицо также должно указывать обязательства, связанные с кредитами, займами, алиментами и другими финансовыми обязательствами. В данном разделе справки отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных кредитных организациях на основании гражданско-правового договора на имя лица, в отношении которого представляется справка. В частности, подлежит указанию информация о следующих открытых счетах (в том числе по счетам, к которым не эмитированы (не выпущены) платежные карты): счета с нулевым остатком по состоянию на отчетную дату; счета, совершение операций по которым осуществляется с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, например, различные виды социальных карт (социальная карта москвича, социальная карта студента, социальная карта учащегося), платежных карт для зачисления пенсии и др., в том числе в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если при этом счет не был закрыт; счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

Отметим также, что существует ошибочное убеждение, особенно распространённое среди государственных и муниципальных служащих, что им в принципе запрещены счета за пределами России, но это не так [6]. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» гласит, что этот запрет распространяется на определённые группы лиц, в первую очередь, замещающих государственные должности или входящих в специальные перечни.

Безусловно, при декларировании доходов и расходов неизбежны ошибки, которые могут привести к возвышению средств на неправомерные цели. Например, могут быть указаны искаженные цифры дохода, пропущены сведения о некоторых активах и обязательствах. Письмо Минтруда России от 21.12.2018 N 18-2/В-769 «О заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе ...» и иные акты частично регулируют возможные пробелы и указывают, что не является коррупционным проступком ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом

или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась указанная справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего и т.д.

Для минимизации рисков процесса декларирования государственными служащими доходов и расходов мы рекомендуем системно применять различные методы, среди которых отдельно выделим четыре основных и абсолютно взаимосвязанных действия - обучение - контроль - наказание - привлечение независимых квалифицированных экспертов.

Необходимо ежегодное проведение тренингов и обучающих программ на предмет заполнения Справки БК для правильного и полного предоставления всей необходимой информации, которое целесообразно проводить ежегодно в феврале, поскольку это начало декларационной кампании. Иные сроки нецелесообразны, служащие просто забудут эту информацию, рабочие проблемы вытеснят нюансы.

Разработка систем контроля и отслеживания деклараций доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера, которые позволяют выявлять и предотвращать нарушения правил, должна быть постоянным процессом с использованием новейших технологий. Часть данных - допустим, из Социального фонда России, Налоговой службы, Росреестра, ГИБДД должны напрямую формироваться в личном кабинете, а не запрашиваться отдельно.

Вполне вероятно, что некоторые служащие будут совершать нарушения с целью уклонения от обнаружения своих активов. Поэтому важно не только разработать систему отслеживания, но и предусмотреть систему неотвратимых наказаний, не только дисциплинарного характера, которые при этом можно было бы снимать досрочно (сейчас действует правило, в соответствии с которым коррупционное взыскание может быть снято только по истечении календарного года с его вынесения).

И четвёртое, но не менее важное - необходимо постоянно повышать квалификацию экспертов, которые будут заверять декларации. Это уменьшит вероятность фальсификации и ошибок, позволит создать эффективную систему декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера.

В целом, декларирование доходов и расходов государственных служащих является средством обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией в государственных органах, и придерживаться этого требования является этичным и нравственным действием. Считаем, что необходимо доработать систему на детальном уровне, чтобы эффективность декларирования была максимально возможной, с повышением требований к заполнению деклараций, увеличением уровня прозрачности и ужесточением наказания за нарушения правил.

Библиография:

1. Пономарь Е.В. Декларирование доходов и расходов государственных служащих как способ борьбы с коррупцией // В сборнике: Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. С. 268-270.

2. Трунцевский Ю.В. Совершенствование института декларирования сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в условиях цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2022. - Т. 13. - № 2. С. 344-359.

3. Цирин А. М., Севальнев В. В. Совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 144 - 156.

4. Журавлева О.В. Декларирование служащими доходов и расходов и проверка достоверности и полноты представленных сведений. // В сборнике: Теория и практика современной юриспруденции. сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2021. С. 28-34.

5. Голоманчук Э. В., Яготинцева Т. Ю., Астафурова О. А. Некоторые проблемы предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими и пути их решения // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). С. 249-254.

6. Каюшникова Ю.Е., Омельченко Т.А. Запреты и ограничения на государственной службе: вопросы привлечения к ответственности // Аграрное и земельное право. - 2022. - № 12 (216).

References:

1. Ponomar E.V. Declaration of income and expenses of civil servants as a way to fight corruption. // In the collection: High-tech research as the basis of innovative development of society. collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. - 2019. pp. 268-270.

2. Truntsevsky Yu.V. Improvement of the institute for declaring information on income, expenses, property and property obligations in the conditions of digitalization // Bulletin of St. Petersburg University. Right. - 2022. - Vol. 13. - No. 2. pp. 344-359.

3. Tsirin A.M., Sevalnev V. V. Improvement of the procedure for monitoring expenses and the mechanism for applying property acquired with unconfirmed income to the state's income // Journal of Russian Law. 2020. No. 9. pp. 144 - 156.

4. Zhuravleva O.V. Declaration of income and expenses by employees and verification of the reliability and completeness of the information provided. // In the collection: Theory and practice of modern jurisprudence. collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. - Penza, 2021. pp. 28-34.

5. Golomanchuk A. V., Yagotintseva T. Yu., Astafurova O. A. Some problems of providing information on income, expenses, property and property obligations by state civil servants and ways to solve them // Business. Education. Right. - 2019. - № 3 (48). Pp. 249-254.

6. Kayushnikova Yu.E., Omelchenko T.A. Prohibitions and restrictions in public service: issues of bringing to responsibility // Agrarian and land law. - 2022. - №12 (216).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.