Научная статья на тему 'Содержание и организация самостоятельной учебной работы в контексте социально-профессиональной адаптации студентов'

Содержание и организация самостоятельной учебной работы в контексте социально-профессиональной адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация самостоятельной учебной работы в контексте социально-профессиональной адаптации студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

И.В. КАДИНА

Адаптивность системы высшего профессионального образования предполагает оптимизацию ее педагогических возможностей по социализации будущих специалистов, развитию их самостоятельности в жизни и профессиональной деятельности. Анализ специальных исследований и статистических материалов, проведенный на предмет оценки состояния и перспектив реализации этих возможностей, показывает наличие определенных трудностей и проблем (социально-психологических, дидактических, психофизиологических, профессионально-ориентацион-ных и пр.), заметно влияющих на качество высшего профессионального образования в целом и адаптацию выпускников вузов в частности. Исследования данного аспекта позволили сделать вывод о том, что важнейшим критерием эффективности социально-профессиональной адаптации студентов выступает самостоятельность личности.

В процессе теоретического исследования выяснилось, что в научной литературе существует большое количество определений понятия «адаптация». Можно сказать, что оно полисемантично и относится к общенаучным и междисциплинарным понятиям. Этим термином нередко обозначают различные процессы, выделяя несколько видов адаптации: физиологическую, психологическую, социальную, дидактическую, профессиональную, познавательную. Осуществив анализ различных подходов к определению данного термина, мы пришли к выводу: социально-профессиональную адаптацию следует рассматривать как неотъемлемый и существенный компонент профессионального становления и развития личности, как целостный процесс и результат согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, приспособления к условиям производства и социума. При этом следует отметить, что социально-профессиональная адаптация студентов (и как процесс, и как результат) имеет ин-тегративный характер, поскольку она включает в себя в качестве составляющих адаптацию социально-психологическую, дидактическую, профессиональную и психофизиологическую.

Социально-профессиональная адаптация студентов представляет собой процесс приведения основных параметров психофизиологических, социальных, профессиональных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями социальной и образовательной среды, учебной и профессиональной деятельности, т.е. с внешними факторами, по отношению к обу-

чающимся. Исходя из этого в рамках нашего исследования социально-профессиональная адаптация рассматривается не только как приспособление личности к условиям вуза, к временной специфической среде, но и как «вхождение» в специальность и социум, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности.

Важнейшим критерием эффективности социально-профессиональной адаптации студентов в вузе выступает уровень их учебной, социальной и профессиональной самостоятельности. При этом мы полностью согласны с мнением авторов, усматривающих в учебном процессе «средство адаптации». Следовательно, одним из факторов успешности работы вуза по социально-профессиональной адаптации обучающихся будет система самостоятельной учебной работы.

Проблема содержания и организации самостоятельной учебной работы студентов в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения: как средство педагогической деятельности; учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности; виды студенческой продукции; условие обучения студентов; форма организации обучения; ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов; высокий уровень подготовленности студентов; цель и результат профессионального обучения и воспитания.

Опираясь на основные психолого-педагогические положения, можно сказать, что самостоятельная учебная работа — это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная работа студентов способствует не только эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию таких профессионально и социально значимых личностных качеств обучающихся, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.

В результате исследования было установлено, что реализовать адаптационный потенциал самостоятельной работы студентов можно лишь при условии системной и планомерной ее организации. Опираясь на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

результаты теоретического исследования, мы осуществили моделирование процесса и организационно-педагогических условий социально-профессиональной адаптации студентов в вузе. При моделировании динамики процесса социально-профессиональной адаптации студентов мы исходили из ее социально-психологической и собственно профессиональной сущности. Если говорить о сроках адаптации, то в литературе отсутствует однозначное мнение об основаниях периодизации процесса адаптации. Учитывая подходы Л. Ананича, И.А. Свиридова, А.И. Ходакова, А.М. Ши-балиса, В.И. Шувалова и др., а также специфику образовательного процесса и психофизиологические и возрастные особенности студентов, мы выделили семь этапов социально-профессиональной адаптации: пропедевтический, острой адаптации, первичной адаптации, естественной адаптации, развивающий, завершающий, постдипломный.

Социально-профессиональная адаптация может рассматриваться не только как процесс, но и как результат, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности. В связи с этим мы посчитали целесообразным создание структурной модели профессионально и социально адаптированной личности студентов как результата деятельности вуза. Анализ сущности социально-профессиональной адаптации, различных моделей личности показывает, что в структуре профессионально и социально адаптированной личности можно выделить следующие компоненты: социально значимая направленность личности, подготовленность к вы-

полнению социальных функций и ролей, наличие социально значимых характерологических качеств (общие свойства); свойства личности, способствующие успешному вхождению в профессию: профессиональная направленность личности, операцио-нально-деятельностная готовность к выполнению профессиональных функций и ролей, наличие профессионально значимых качеств (специальные свойства); индивидуальные различия.

Мы выделили условные группы качеств, наиболее значимых для студентов как в профессиональном и личностном плане, так и в успешности самостоятельной учебной работы, а именно: когнитивные способности, научно-теоретические знания, развитая Я-концепция, информационно-аналитические умения, личностные качества, социально-деловые качества, операционально-деятельностные умения.

Опираясь на психолого-педагогические и социологические исследования, мы определили критерии эффективности самостоятельной учебной работы как фактора социально-профессиональной адаптации студентов, включающие дидактический, мотиваци-онный, личностный, профориентационный, социально-коммуникативный параметры.

Созданные обобщенные модели социально и профессионально адаптированной личности, организационно-педагогических условий и критериев эффективности социально-профессиональной адаптации студентов могут стать основой для организации опытно-экспериментальной работы — тем, чем мы планируем заняться в ближайшее время.

СОВМЕСТИМОСТЬ НАГЛЯДНОСТИ УЧЕБНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Радикальные преобразования системы образования в России выдвинули на одно из центральных мест проблему качества учебной литературы. И это не случайно. Учебники и учебные пособия были и остаются основными средствами трансляции знаний, стереотипных умений, опыта творческой и эмоционально-оценочной деятельности. Поэтому от качества учебников в значительной мере зависит качество образования, как общего, так и профессионального. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в целях создания необходимых условий достижения нового, современного уровня образования предусматривает создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебников. Успешное функционирование этой системы возможно лишь при условии решения ряда вопросов, в том числе связанных с совместимостью учебно-методических пособий.

Результаты исследований в когнитивной психологии убедительно доказывают, что освоение теорети-

И.В. КРОТОВА

ческих и практических сведений учащимися идет, в основном, через визуальное восприятие данных, в том числе представленных различными наглядными формами. От того, насколько они совместимы, в конечном счете зависят и результаты обучения. Поэтому проблема изучения совместимости наглядности учебной литературы весьма актуальна для современной дидактики. Цель настоящей статьи — обоснование стратегии исследования такого класса педагогических явлений, как совместимость иллюстративных рядов учебников.

Нестандартность нашего подхода заключается в рассмотрении изучаемого объекта как обладающего многомерной сложностью. Данное обстоятельство вызвано широким использованием категории «наглядность» в философии, педагогике, психологии, информатике, эстетике и других науках. При этом каждая из вышеперечисленных отраслей научного знания вкладывает свое собственное содержание в используемые дефиниции. С учетом вышеизложенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.