Научная статья на тему 'Некоторые проблемы адаптации иностранных учащихся к социальным и образовательным процессам российского вуза'

Некоторые проблемы адаптации иностранных учащихся к социальным и образовательным процессам российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тёмкина Н. Е., Тёмкина С. Ю.

В статье рассматривается процесс адаптации и его влияние на иностранных учащихся, выявляются некоторые проблемы переходного периода, а также раскрывается роль преподавателя в преодолении трудностей во время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тёмкина Н. Е., Тёмкина С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems Of Forein Students Adaptation To Russian Higher School Social And Education Process

The article analyses the process of foreign students' adaptation and its impact on them. The author examines specific problems of the transition period and deterrmines the teacher's role in coping with the difficulties in learning.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы адаптации иностранных учащихся к социальным и образовательным процессам российского вуза»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ РОССИЙСКОГО ВУЗА

Н.Е. Тёмкина, С.Ю. Тёмкина

Кафедра русского языка №3 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В статье рассматривается процесс адаптации и его влияние на иностранных учащихся, выявляются некоторые проблемы переходного периода, а также раскрывается роль преподавателя в преодолении трудностей во время обучения.

Проблема адаптации иностранных учащихся к социальным и образовательным процессам российского вуза является актуальной, а также наиболее важной для студентов первого года обучения. Иностранные студенты, которые приезжают учиться в нашу страну, попадают в иную социальнообразовательную, а также климатическую среду. Приспособление студен-тов-иностранцев к новым условиям, как правило, осложняется недостаточным уровнем владения русским языком, языковой барьер препятствует быстрому достижению намеченных целей. Особенность организации учебного процесса в некоторых российских вузах заключается в том, что русский язык, который используется при изучении на занятиях по специальным дисциплинам, становится средством обучения и общения, средством изучения этих дисциплин. В то же время язык остается для них объектом изучения только в определенном смысле, приближаясь к рабочему языку (как он понимается на продвинутых этапах обучения)

Целесообразная и продуманная система языкового обучения способствует адаптации студентов, создает мотивацию для коммуникации в процессе учебного занятия, что, в свою очередь, содействует созданию благоприятной ситуации для речевого взаимодействия, а также для решения коммуникативных задач. На начальном этапе такая система предполагает широкое применение экстралингвистических средств (наглядность, символы, жесты) и простейших моделей и конструкций, но по мере овладения языковыми навыками происходит свободное речевое взаимодействие на основе языковых средств.

Важным звеном процесса обучения является взаимодействие с преподавателем. Однако и студенты должны проявлять творческое начало в изучении материала и исследовательские способности на занятиях, обретая наряду с активной ролью субъекта роль объекта познавательной деятельности.

В психолого-педагогической литературе адаптация характеризуется как многосторонний процесс, определяемый взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и прочих факторов.

Понятие адаптации обычно связывается с приближением объекта адаптации к некоторой конкретной или абстрактной цели. Адаптацию иностранных студентов к вузу можно рассматривать с точки зрения эффективности достижения намеченных целей, специфики педагогической проблемы.

Успешность обучения иностранных студентов также напоямую

* Л 9 ' • Л. *■

зависит от степени их адаптации к образу жизни, новой социокультурной среде. Эффективность процесса адаптации учащихся определяется влиянием многих факторов и поэтому может рассматриваться как адаптация к комплексному стресс-фактору, выражающемуся в таких формах адаптации, как биологическая (приспособление к климату, новому временному поясу, среде обитания и режиму двигательной активности) и формальная (приспособление к новой культуре и социальной среде, языку общения, к учебной группе и факультету), дидактическая (усвоение форм, методов и организации учебного процесса).

В первый год пребывания в России иностранные учащиеся в большей степени испытывают некоторые неудобства биологической адаптации, связанные с приспособлением организма к изменениям в окружающей среде. Это вызывает необходимость сохранения и укрепления здоровья, физического состояния в непривычных климатических условиях.

В специальной литературе рассматриваются различные виды адаптации: социальная, психологическая, психолого-педагогическая, социокультурная и др. Остановимся на некоторых видах адаптации, имеющих прямое отношение к факторам, влияющим на процесс обучения в целом. Социальная адаптация заключается в достижении соответствия между субъектом и окружающей средой. Однако часто собственно личностное развитие человека противоречит сложившимся ценностям социума. Следует обратить внимание на то, как внутриличностные интенции сочетаются с социумом, каким изменениям подвергается сама личность, пытаясь «вписаться» в общественные преобразования, насколько она готова функционировать и развиваться. При «погружении» студентов-иностранцев в новое социокультурное окружение возникает смена жизненных установок. Процесс социальной адаптации при этом рассматривается как перестройка психики и поведения как субъекта труда, познания и общения. Это касается и коммуникативно-языковой стороны межнационального общения. Таким образом, адаптация путем социализации формирует возможность адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. Социальная адаптация представляет собой многоплановое явление, составными частями которой

являются социально-психологическая, профессиональная, социально-про-фессиональная и социально-педагогическая адаптация.

Социально-психологическая адаптация включает в себя гармоническое вхождение человека в систему внутригрупповых отношений,, что предполагает формирование образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), а также коммуникабельность в межличностном общении в этом коллективе. По характеру содержания, мотивов и результатов этот вид адаптации разделяют на два типа: 1) творческая адаптация к процессу обучения, которая отличается высокой активностью в познавательной деятельности, формирует основы мастерства будущего специалиста; 2) формальная адаптация, характерной чертой которой является приспособленческий характер отношения к учебному процессу, т.е. обучение происходит на формальном уровне лишь для положительной сдачи экзаменов и зачетов.

Для успешного участия в учебном процессе, безусловно, имеет большое значение профессиональная адаптация. В широком смысле этот вид адаптации представляет собой приспособление к производственнотехническим факторам среды. Эта деятельность сопровождается накоплением теоретических и практических знаний, приобретением уверенности в различного рода деятельности. Профессиональная адаптация основывается на совершенствовании биологических, психологических и функциональных факторов, качеств и свойств человека в процессе выработки профессиональных умений и навыков, освоения знаний, обретения социальных и профессиональных ценностей и норм поведения в коллективе и обществе.

При рассмотрении проблем адаптации иностранных учащихся к учебному процессу в новой среде необходимо говорить о социально-профессиональной адаптации. Деятельность студентов-иностранцев осуществляется в процессе учебы, поэтому способствует приспособлению молодого специалиста к новому статусу, которому соответствуют определенная микросреда и функции. Очень часто профессиональные трудности связаны с приобретением профессии и специальности. Важно избавиться от психологического перенапряжения, которое неблаготворно сказывается на общем самочувствии иностранных учащихся в виде ослабления памяти, умственных усилий, воли, внимания. Успех социально-профессиональной адаптации обеспечивается при соблюдении следующих условий:

— профессионализация личности осуществляется в рамках педагогической коадаптации;

— адаптация осуществляется в благоприятных условиях социальной и природной среды; в процессе адаптированных процессов происходит развитие психофизиологических функций и мотивационной структуры личности;

— формирование профессиональных умений и навыков осуществляется путем создания условий деятельности по обучению и воспитанию профессионально компетентных специалистов.

Таким образом, социально-психологическая и профессиональная адаптация личности требует организации целостного процесса, способствуя формированию профессиональных знаний, умений и навыков, стимулируя развитие психологических и функциональных качеств и свойств личности специалиста с учетом внешних воспитательных воздействий.

Особенности адаптации характеризуются профессиональной спецификой деятельности учреждения. Вуз представляет собой педагогическую систему, в которой осуществляется подготовка специалиста в той или иной области. Профессиональная подготовка иностранных студентов зависит от умений создавать условия, способствующие успешной социально-педа-гогической адаптации к учебно-познавательной деятельности в вузе. Сущность социально-педагогической адаптации иностранных учащихся состоит в создании условий для социализации личности путем педагогических воздействий на основе поведенческой и познавательно деятельностной организации, выступающей фактором качественного изменения личности иностранного студента.

Уровень адаптации к учебно-воспитательному процессу студентов определяется комплексом критериев: успеваемостью, направленностью на будущую профессию, умением работать самостоятельно, интересом к изучаемому материалу, наличием положительного отношения студентов к методам и формам обучения, к преподавателю, к составу учебной группы, направленностью мотивации на овладение русским языком.

Психолого-педагогическая адаптивность к новой социально-профессиональной среде характеризуется сохранением статуса иностранного студента, успешностью или положительной результативностью обучения в ситуации изменения социальных условий.

К актуальнейшей проблеме отнесем адаптацию иностранных учащихся к обучению в целом и учению в частности. На низкий уровень адаптации дидактического характера влияют объективные, объективно-субъективные и субъективные причины. Последние причины находятся в прямой зависимости от показательных усилий студента, так как это сопряжено с условиями жизни и учебной деятельностью вуза (новый коллектив, условия жизни, большая учебная нагрузка и т.д.). Объективно-субъективные причины зависят как от усилий самого студента, так и от других факторов (слабая сформированность навыков самовоспитания, недостаточность владения изучаемых предметов). Проанализировав причины низкого уровня адаптации, делаем вывод о необходимости ряда мер для содействия успешной адаптации студентов-иностранцев.

Особая роль здесь принадлежит стимулам изучения русского языка и качеству вузовской профессиональной подготовки. Но не все зависит от самого студента. Выделим в качестве субъективных факторов мотивацию и некоторые индивидуально-типические особенности иностранных. студентов. Мотивы обучения можно дифференцировать по следующим направлениям: социальные, содержательные, процессуальные и личностные. Часто индивидуально-типические особенности обусловлены общим развитием, желанием/нежеланием учиться, проявлением силы/слабости моральноволевых качеств, умением/неумением преодолевать возникшие трудности и т.д., а также психофизиологическими возможностями, или, другими словами, человеческим фактором.

Заинтересованность и включенность преподавателя в процесс преодоления трудностей и проблем поможет иностранному студенту быстрее и успешнее адаптироваться к новой педагогической и социальной среде.

В первые дни своего пребывания на факультете студент находится в роли зрителя, так как не знает ни языка, ни правил поведения. Степень положительного или отрицательного первоначального контакта обязательно скажется на отношении к стране и людям, живущим в ней. Психологическая атмосфера в учебной группе, оптимальная атмосфера межличностных отношений, помощь в решении трудных проблем — все это в значительной мере влияет на скорейший процесс адаптации студентов-иностранцев к учебной группе.

Исходя из сказанного, целесообразно выделить задачи социального и профориентационного характера, стоящие перед преподавателем, которые способствуют вхождению иностранных студентов в новую социокультурную среду и обретению нового социального статуса:

— определение психофизиологических данных и профессиональной ориентации кандидатов на учебу;

— создание комфортных бытовых условий иностранных студентов;

— формирование благоприятного климата в учебном заведении (в общежитии, библиотеке, учебной группе и т.д.);

— подготовка студентов-россиян к правильному восприятию иностранных студентов;

— ознакомление студентов-иностранцев с историей, культурой, современной действительностью страны, города, где проходит обучение;

— обучение иностранных учащихся языку преподавания как средству общения и получения конкретной специальности;

— формирование устойчивых личностных качеств студентов, необходимых для выполнения различных видов деятельности;

— выпуск квалифицированных специалистов, способных выполнять комплекс социальных функций.

Включение иностранных учащихся в деятельность по формированию коммуникативных умений связано с различными видами адаптации. Базируясь на знаниях, умениях и навыках, необходимых для адаптации иностранных студентов, можно помочь им в преодолении трудностей, что будет способствовать развитию коммуникативных умений и в будущем скажется на качестве профессионального обучения и дальнейшей деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий психологический словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

2. Миронова И. А. Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации

иностранных студентов к обучению в вузах России / Автореф. дисс.

канд. биол. наук. — Волгоград, 2000.

3. Чернявская Т.П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к советскому вузу. Дисс. канд. пед. наук. — Одесса, 1991.

4. Ширяева КВ. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. Дисс. канд. психол. наук. — Л., 1980.

5. Шумакова А. Н. Несколько аргументов в пользу ранней профессионализации при обучении специальным языкам // Иностранные

языки в сфере профессиональной коммуникации. — М., 2001.

THE PROBLEMS OF FOREIN STUDENTS’ ADAPTATION TO RUSSIAN HIGHER SCHOOL SOCIAL AND EDUCATION PROCESS

N. Temkina, S. Temkina

Russian Peoples ’ Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russia

The article analyses the process of foreign students’ adaptation and its impact on them. The author examines specific problems of the transition period and deterrmines the teacher's role in coping with the difficulties in learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.