Научная статья на тему 'Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении'

Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ДОУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПОИСКОВЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, показаны модель инновационной деятельности и модель управления инновационными структурными подразделениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

тели бы получить потенциальные потребители. В результате анализа анкет можно сделать следующие выводы.

Больше всего пользуются успехом у родителей такие виды дополнительных образовательных услуг, как «Деловой английский», занятия в музыкальной студии и спортивной секции (баскетбол). Ведь за последнее время родители стали делать акцент на изучение языков, что является немало важным при дальнейшем обучении ребенка. Следует обратить внимание на такую дополнительную услугу как «Трудные случаи пунктуации», поскольку она является не востребованной.

Для родителей наиболее приемлемой оплатой дополнительных образовательных услуг является сумма в размере от 60 до 150 рублей. Данная сумма является высокой для некоторого числа респондентов, но, несмотря на это они согласные ее выплачивать. Кроме того, такая сумма является примерно такой же по всему рынку образовательных услуг, хотя большая часть респондентов практически не знакома с расценками образовательных услуг.

При выборе видов дополнительных образовательных услуг родители в первую очередь обращают внимание на интересы детей, и на индивидуальный подход к ребенку на занятиях.

Информацию о дополнительных образовательных услугах по школе родители получают в основном от классного руководителя, от родителей других учащихся и на сайте школы. Тем не менее, были высказаны пожелания о получении информации об услугах школы из газет и специальных рекламных проспектов.

Основными видами дополнительных образовательных услуг, которыми хотели воспользоваться родители являются: спортивные секции, изучение других иностранных языков и психологическое тестирование. А также родителям хотелось бы уменьшения количества детей в группах, с целью повышения эффективности образовательной деятельности.

Таким образом, родители ожидают от школы расширения ассортимента услуг, каналов предоставления информации о деятельности школы.

На основе полученных выводов руководителю предложены рекомендации по совершенствованию деятельности в продвижении дополнительных образовательных услуг: расширение спектра дополнительных образовательных услуг, план по продвижению дополнительных образовательных услуг. Данная деятельность станет залогом успешного функционирования школы, повышения престижа обучения в МОУ СОШ № 134, что составит конкуренцию другим образовательным учреждениям.

Список литературы

1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Модернизация российской системы образования//Миссия образования в формирующейся новой экономике. Тез. докл. межд. научн. конф. 22-23 января 2009 г. - Нижний Тагил, 2009.

2. Афанасьев В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. //Маркетинг. - 2005. - №№ 5, 6.

3. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг//Выс-шее образование в России. - 2000. - № 5.

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, показаны модель инновационной деятельности и модель управления инновационными структурными подразделениями.

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольного образования ЧИППКРО г. Челябинск galina440@mail.ru

Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении

Какова особенность инновационной деятельности современного дошкольного образовательного учреждения?

Ключевые слова: инновация, ДОУ, образовательные потребности, поисковый характер деятельности, изменяющиеся экономические условия, развитие образовательного учреждения, готовность педагогов к инновационной деятельности, контроль инноваций.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер [2, с. 54]. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? На наш взгляд, к основным из них следует отнести:

• необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

• стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

3

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

• подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

• постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

• стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

• возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

• конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

В инновационном ДОУ все изменения (в системах работы с кадрами, построения воспитательно-образовательного процесса с детьми, взаимодействия с родителями и т. д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы. М. М. Поташник выделяет показатели образовательного учреждения, характеризующие его как инновационное:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

• превышение государственных стандартов образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг.

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона.

4. Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы:

• коллектив, отличающийся ответственностью, профессиональной подготовленностью, тесным сотрудничеством и высокой эффективностью труда;

• готовность педагогов к инновационной (внедренческой) деятельности;

• оптимальная структура управления, основанная на системно-синергетическом подходе и программноцелевом принципе управления, четкое распределение функций;

• взаимосвязь целей, содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса;

• условия, способствующие саморегуляции и развитию творческого потенциала каждого педагога;

• удовлетворяющая современным требованиям материально-техническая база;

• осуществление систематического обучения педагогических кадров посредством системы методической

и научно-методической работы в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;

• благоприятный психологический микроклимат [1, с. 432].

Названные показатели составляют теоретическое основание нашего исследования. Мы разделяем мнение авторов современных работ по инноватике о том, что только совокупность этих показателей определяет инновационность образовательного учреждения [1,2,3]. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.

В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим важное значение, как указывает И. О. Котлярова, приобретает выбор направлений инновационной деятельности, инновационного содержания образования, отбор и апробация современных педагогических технологий, позволяющих реализовать инновации [3, с. 39].

Иначе говоря, современному ДОУ необходима выработанная стратегия инновационной деятельности. Ориентировочно к ее основным направлениям могут быть отнесены:

1. Приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы (региона, области, города), закрепленные в документах федерального уровня:

• повышение качества дошкольного образования;

• совершенствование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;

• создание условий для воспитания гражданина России, способного к активной деятельности в интересах человека, общества, государства.

2. Приоритетные направления развития образовательной системы самого учреждения.

3. Единая методическая тема учреждения.

Далее для конкретизации направлений инновационной деятельности необходимо определить перспективу с учетом социального заказа общества на качество дошкольного образования, запросы родителей к уровню образованности их детей и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками инновационного педагогического процесса. Поэтому важно обозначить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы стремимся достичь при организации методической работы в условиях инноваций?», «Как изменим предметноразвивающую среду?». Важно, чтобы цели, которые ставятся перед педагогами, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных, материальных, финансовых средств и времени. Инновация может считаться

4

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения [3, с. 78].

Для структурирования и систематизации инновационной работы необходимо выстроить ее модель. Мы полагаем, что содержание такой модели должно включать:

1. Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования.

2. Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3. Обновление системы управления качеством образования, заключающееся в реализации групп условий:

• нормативно-регламентирующих;

• перспективно-ориентирующих;

• деятельностно-стимулирующих;

• информационно-коммуникативных.

В целях организации инновационной работы ДОУ требуется создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Такими подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения педагогов, школы молодых воспитателей, школы профессионального мастерства, временные творческие и научно-исследовательские коллективы. Для организации работы инновационных объединений педагогов необходимы следующие управленческие действия:

• создание нормативно-правовой базы;

• определение содержания работы (составление плана работы на текущий период);

• организация деятельности структурного подразделения со стороны руководителя ДОУ и руководителя подразделения.

Модель управления деятельностью инновационного структурного подразделения педагогов включает в себя деятельность первого руководителя, его заместителей, руководителя подразделения и членов структурного подразделения. Для каждой категории педагогов - участников инновационной структуры -необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав. Эти моменты прописываются в Положении о структурном подразделении, которое утверждается на заседании Совета педагогов или педагогическом совете ДОУ.

Руководитель ДОУ должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, уровень их профессиональной компетентности, организаторские навыки, психологическую готовность к новым видам деятельности, дополнительной педагогической нагрузке.

Приведем перечень позиций, позволяющих руководителю оценить готовность педагогов к инновационной деятельности:

• степень ответственности по отношению к делу;

• мотив педагогической деятельности (призвание -старание - случайность);

• приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов;

• отношение детей: любовь - уважение - безразличие;

• отношение коллектива: признание лидерства -ровное - отчуждение;

• кругозор;

• воспитанность: тактичность - низкая культура -конфликтность;

• позиция на педсоветах, совещаниях: активен -участвует - отмалчивается;

• степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые занятия, мастер - классы) - после уговоров включается в мероприятия - иногда участвует в совместных мероприятиях;

• моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду»;

• чувство юмора;

• коммуникабельность: открытость - сдержанность - «все в себе» [2, с. 18].

Контроль инноваций включает в себя выявление их влияния на психологическое здоровье воспитанников, анализ уровня образовательной работы, реализации содержания программы инновационной работы на текущий период.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Качество и эффективность инновационной деятельности в современном ДОУ напрямую зависят от выбора ее содержания и организации.

Литература

1. Бабанский Ю. К., ПоташникМ. М. Методическая работа в школе: организация и управление. М.: Просвещение, 1992. 626 с.

2. Давыдова Н. Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учрежде-ний//Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.

3. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1998. 123 с.

4. Яковлева Г. А. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 2, с. 97

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.