Научная статья на тему 'Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении'

Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ДОУ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Гулрух Тохировна

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Кадирова Г.Т.

Кадирова Гулрух Тохировна - заведующая, Дошкольное образовательное учреждение № 98, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное ДОУ, инновационные структурные подразделения, мотивация творческого педагогического труда.

Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М.М. Поташник, И.О. Котлярова, Н.В. Горбунова, К.Ю. Белая.

В инновационном ДОУ все изменения (в системах работы с кадрами, построения воспитательно-образовательного процесса с детьми, взаимодействия с родителями и т. д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы. М.М. Поташник выделяет показатели образовательного учреждения, характеризующие его как инновационное:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения.

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона.

4. Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость

разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами [1, с. 123].

В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим важное значение, как указывает И.О. Котлярова, приобретает выбор направлений инновационной деятельности, инновационного содержания образования, отбор и апробация современных педагогических технологий, позволяющих реализовать инновации.

Иначе говоря, современному ДОУ необходима выработанная стратегия инновационной деятельности. Ориентировочно к ее основным направлениям могут быть отнесены:

1. Приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы (региона, области, города), закрепленные в документах государственного уровня;

2. Приоритетные направления развития образовательной системы самого учреждения;

3. Единая методическая тема учреждения;

I 28 I

После выбора приоритетного направления инновационной деятельности необходимо определить проблему. Приведем пример декомпозиции приоритетных направлений в тематике проблем инновационной деятельности ДОУ:

1. Повышение качества дошкольного образования.

2. Осуществление здоровьесберегающего дошкольного образования.

3. Гражданское образование детей дошкольного возраста.

Как спланировать работу в условиях инновации? Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы или модели инновационной работы ДОУ.

Цели и задачи инноваций определяются на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и прогнозов его развития - с другой.

В содержание деятельности руководителя ДОУ по управлению структурными подразделениями включаются: обеспечение нормативно-правовой базы, планирование работы, распределение функциональных обязанностей, контроль качества работы, стимулирование творческого педагогического труда.

Деятельность заместителей предусматривает программно-методическое обеспечение деятельности педагогов, инструктивно-методическое обеспечение инновационной деятельности, планирование работы на текущий период, корректировку содержания деятельности педагогов, контроль качества работы и созданной продукции, экспертизу методической продукции, тиражирование педагогического опыта.

В обязанности руководителя структурного подразделения входит планирование деятельности каждого участника подразделения, первичное оценивание качества методической продукции, тиражирование педагогического опыта.

Члены структурного подразделения выполняют технические задания по отбору содержания инноваций, разрабатывают инновационную методическую продукцию, готовят к тиражированию педагогический опыт.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы.

Контроль инноваций включает в себя выявление их влияния на психологическое здоровье воспитанников, анализ уровня образовательной работы, реализации содержания программы инновационной работы на текущий период.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Качество и эффективность инновационной деятельности в современном ДОУ напрямую зависят от выбора ее содержания и организации.

Список литературы

1. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях. Челябинск: ИИУМЦ

«Образование», 1998. С. 123.

I 29 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.