Научная статья на тему 'Содержание и формы реализации статуса государственными служащими в служебно-трудовых правоотношениях'

Содержание и формы реализации статуса государственными служащими в служебно-трудовых правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / СЛУЖЕБНО-ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / TABLE OF CONTENTS / FORMS OF REALIZATION / STATUS OF CIVIL SERVANT / OFFICIAL-LABOR LEGAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клемпарский Николай Николаевич

Определяются содержание и формы реализации правового статуса государственными служащими в служебно-трудовых правоотношениях. Характеризуются основные формы реализации правового статуса государственными служащими и выясняются проблемы соответствующего нормативно-правового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance and Forms of Realization of Status of Civil Servants in Official Labour Legal Relationships

The contents and forms of civil workers legal status were defined during their legal working relationships. The most common forms of civil workers legal status realization were characterized. The problems of required legislative ensuring were defined.

Текст научной работы на тему «Содержание и формы реализации статуса государственными служащими в служебно-трудовых правоотношениях»

N.N. Klemparsky Maintenance and Forms of Realization of Status Civil Servants in Official-labour Legal Relationships

The contents and forms of civil workers legal status were defined during their legal working relationships. The most common forms of civil workers legal status realization were characterized. The problems of required legislative ensuring were defined.

Key words: table of contents, forms of realization, status of civil servant, official-labor legal relationships.

Определяются содержание и формы реализации правового статуса государственными служащими в слу-жебно-трудовых правоотношениях. Характеризуются основные формы реализации правового статуса государственными служащими и выясняются проблемы соответствующего нормативно-правового обеспечения.

Ключевые слова и словосочетания: содержание, формы реализации, статус государственного служащего, слу-жебно-трудовые правоотношения.

УДК 349.2:342.734 ББК 67.405.1+67.400.32

Н.Н. Клемпарский

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ В СЛУЖЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

1И сследуя статус государственных служащих как субъектов трудового права и соответственных правоотношений, представляется важным рассмотреть вопросы содержания и форм реализации правового статуса государственных служащих в границах слу-жебно-трудовых правоотношений.

Данной проблеме посвящены отдельные труды ученых по общей теории права и государства, специалистов в области трудового права и теории управления - В.Б. Аверьянова, Н.Б. Болотиной, В.С. Венидиктова, Г.С. Гончаровой, В.Я. Гоца, П.Д. Пилипенко и других. Однако следует отметить, что непосредственно содержание и формы реализации правового статуса государственными служащими в слу-жебно-трудовых правоотношениях исследованы фрагментарно.

Содержание и форма являются одними из основополагающих категорий философии, пребывающих в тесной взаимосвязи, поэтому, как правило, рассматриваются вместе. Платон считал форму «прообразом», идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней. Аристотель трактовал «содержание» («материю») как предусловие, возможность вещи быть или не быть, а форму -как внутреннюю цель вещи, которая обусловливает их единство. В рамках классической немецкой философии форма обычно трактовалась как начало, вносящееся в материальный мир ментальным усилием [1, с. 631].

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 1 1

Советские исследователи М.М. Розенталь и П.Ф. Юдин считают содержание и форму категориями, служащими для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов [2, с. 482]. О.П. Рябченко, изучая вопрос формы и содержания государственного управления, отмечает, что содержание управления - это совокупность взаимосвязанных внутренних, существенных для качественной характеристики управлений, способностей и признаков, а форма отражает способ его (содержания) существования, развития. Форма влияет на содержание управления позитивно или негативно: стимулирует или тормозит реализацию содержания, его развитие. В свою очередь, содержание определяет форму [3, с. 20].

С нашей точки зрения, содержание реализации правового статуса государственными служащими в служебно-трудовых правоотношениях - это совокупность нормативно определенных прав и обязанностей, которые государственные служащие имеют в своем распоряжении и обязаны выполнить как работники, которые находятся на службе в том или ином государственном органе и выполняют в связи с этим специфические трудовые функции. В свою очередь, формы реализации статуса государственных служащих в указанных отношениях представляют собой внешнее отражение (проявление, выражение) практического осуществления государственными служащими своих прав и обязанностей. Таким образом, категории содержания и формы реализации государственными служащими своего правового статуса в служебно-трудовых отношениях позволяют понять, какими собственно возможностями пользуются и могут воспользоваться государственные служащие как наемные работники, что они должны выполнять и какой порядок при этом соблюдать.

Следует отметить, что строгое соблюдение установленных нормами соответствующего законодательства форм является, как правило, обязательным, неоспоримым условием нормальной реализации правового статуса государственного служащего. Такая ситуация объясняется спецификой трудовых функций государственных служащих и рядом требований и ограничений, предъявляемых к ним в связи с этим. Вот почему в ряде случаев несоблюдение формы не только не вызывает наступления желаемых и (или) необходимых юридически значимых последствий, но и даже наоборот - может послужить причиной возникновения правовых последствий негативного характера, например привлечения к юридической ответственности за совершение действий, которые расцениваются действующим законодательством как коррупционные.

Все права и обязанности государственных служащих, составляющих содержание их правового статуса как участников служебно-трудовых отношений, можно условно разделить на уставные (основные или конституционные), общие и специальные.

Множество форм реализации административно-правового статуса государственных служащих в служебно-трудовых отношениях объясняется тем, что любое из трудовых прав или обязанностей государственных служащих по-настоящему воплощается в жизнь, когда реализуется на практике в некоторой, определенной законодательством форме.

Специфика форм, в которых реализуется трудоправовой статус государствен-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ных служащих, зависит от того, какие именно права и обязанности они как наемные работники осуществляют. Так, право государственного служащего на продвижение по службе реализуется через такие формы, как прохождение конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, пребывание в кадровом резерве для государственной службы, стажировка в государственных органах, обучение и повышение квалификации. Особенности этих форм регламентируются Законом «О государственной службе», а также отдельными подзаконными нормативно-правовыми актами: постановлением КМУ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих» от 15 февраля 2002 г. № 169, постановлением КМУ «Об утверждении Положения о формировании кадрового резерва для государственной службы» от 28 февраля 2001 г. № 199, постановлением КМУ «Об утверждении Положения о порядке стажировки в государственных органах» от 1 декабря 1994 г. № 804. Данные документы определяют порядок, сроки, условия, последствия и другие принципиальные аспекты осуществления государственными служащими своего права на продвижение по службе в указанных формах.

Важным трудовым правом государственных служащих выступает право на вознаграждение за труд и право на отдых. При этом вознаграждение государственных служащих за выполнение ими своих профессиональных функций осуществляется в форме выплаты зарплаты и денежных поощрений за добросовестный труд. Согласно ст. 33 Закона «О государственной службе» заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других выплат. Следует отметить, что особенности оплаты труда и поощрения некоторых разновидностей государственной службы регулируется отдельными специальными нормативно-правовыми актами. Так, приказом Министерства внутренних дел Украины «Об упорядочении структуры и условий денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» утверждена Инструкция о порядке выплаты денежного обеспечения лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел [4].

Основной формой реализации государственных служащих права на отдых выступает право на ежегодные и дополнительные отпуска государственных служащих. Ежегодный отпуск предоставляется государственным служащим продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более длительный отпуск с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада. Государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом министров Украины [5]. Кроме того, отдельные аспекты порядка предоставления отпусков некоторым видам государственных служащих может определяться другими специальными нормативными актами.

Важной формой реализации правого статуса государственных служащих в пределах служебно-трудовых отношений является участие государственных слу-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 1 3

жащих в профсоюзах. Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их трудовой деятельности (обучения). Профессиональные союзы создаются с целью осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза [6].

Однако право государственных служащих на создание профсоюзов и участие в них не указано как одно из основных в Законе «О государственной службе», что, по нашему мнению, является существенным недостатком. Ведь данное право предусмотрено ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, где разъясняется, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов [7]. Участие государственных служащих в профессиональных союзах осуществляется с определенными ограничениями: так, судья не может быть членом профессионального союза [8]. Однако в то же время целому ряду государственных служащих законодательством разрешается создание профессиональных союзов и участие в них.

Важной формой реализации правового статуса государственных служащих как участников служебно-трудовых правоотношений выступает их дисциплинарная ответственность. Согласно ст. 14 Закона «О государственной службе» дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей; превышение своих полномочий; нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы; поступки, порочащие его как государственного служащего или дискредитирующие государственный орган, где он работает. К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждение о неполном служебном соответствии; задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность [5]. Особенности применения поощрений и дисциплинарных взысканий по отношению к отдельным видам государственных служащих определяются следующими нормативно-правовыми актами: Закон «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины» [9]; постановление ВРУ «Об утверждении Дисциплинарного устава прокуратуры Украины» [10]; Закон «О Дисциплинарном уставе таможенной службы Украины» [11] и другие.

Кроме того, к формам реализации трудоправового статуса государственных служащих, на наш взгляд, следует отнести испытательный срок, который может устанавливаться при приеме на государственную службу сроком до шести месяцев, и аттестацию государственных служащих, проводящуюся с целью оценки результатов работы, деловых и профессиональных качеств государственных служащих. Согласно нормам Положения о проведении аттестации государственных служащих ей подлежат государственные служащие всех уровней. Существуют свои особенности в аттестации у государственных служащих I и II категорий; лиц, назначенных на должность на определенный срок; беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Не подлежат аттестации государственные служа-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС

щие патронажной службы. В период между аттестациями ежегодно проводится оценка выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей [12].

Таким образом, во-первых, содержание реализации правового статуса государственного служащего в сфере служебно-трудовых правоотношений составляют права и обязанности государственного служащего как наемного работника, которые по степени их обобщения (абстракции) можно условно разделить на уставные (основополагающие, конституционные), общие и специальные. Во-вторых, формой реализации указанного правового статуса является внешне выраженное практическое воплощение служебно-трудовых прав и обязанностей государственных служащих, которое заключается в возможности и (или) необходимости совершения последовательно связанных между собой действий, направленных на достижение определенного результата. В-третьих, содержание и формы реализации правового статуса государственного служащего в сфере трудовых правоотношений определяются как трудовым, так и административным законодательством, в том числе с учетом особенностей отдельных видов государственной службы.

Библиографический список

1. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998.

2. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М., 1963.

3. Рябченко О.П. Держава i економка: адмiнiстративно-правовi аспекти взаемоввдносин / за загальною редакщею О.М. Бандурки. Харюв, 1999.

4. Про впорядкування структури та умов грошового забезпечення омб рядового i началь-ницького складу оргашв внутршшх справ: Наказ МВС ввд 31.12.2007 № 499. URL: http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0205-08

5. Про державну службу: Закон Укра!ни ввд 16.12.1993 № 3723-XII // Ввдомоста Верховно! Ради Украши. 1993. № 52. Ст. 490.

6. Про професшш стлки, !х права та гаранта дiяльностi: Закон Украши ввд 15.09.1999 № 1045-XIV // Ввдомоста Верховно! Ради Укра!ни. 1999. № 45. Ст. 397.

7. Загальна деклараци прав людини ввд 10.12.1948. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/ show/995_015

8. Про судоустрш i статус сугдав: Закон Укра!ни ввд 07.07.2010 № 2453-VI // Ввдомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2010. № 41/42, 43, 44/45. Ст. 529.

9. Про Дисциплшарний статут оргашв внутршшх справ Укра!ни: Закон Укра!ни ввд 22.02.2006 № 3460-IV // Ввдомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2006. № 29. Ст. 245.

10. Про затвердження Дисциплшарного статуту прокуратури Укра!ни: постанова ВРУ ввд 06.11.1991 № 1796-XII // Ввдомоста Верховно! Ради Укра!ни. 1992. № 4. Ст. 15.

11. Про Дисциплшарний статут митно! служби Укра!ни: Закон Укра!ни ввд 06.09.2005 № 2805-IV // Ввдомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2005. № 42. Ст. 467.

12. Про затвердження Положення про проведення атестаци державних службовщв: постанова КМУ ввд 28.12.2000 № 1922. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1922-2000-%D0%BF

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 1 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.