Научная статья на тему 'Содержание и форма произведения искусства'

Содержание и форма произведения искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6435
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / CONTENT AND FORM / WORK OF ART / ART IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карцева Галина Александровна

Рассматриваются особенности функционирования категорий «содержание» и «форма» в произведении искусства, специфика художественной формы, художественного образа, материала искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND FORM OF WORK OF ART

The functioning features of categories “content” and “form” in work of art, specifics of art form, art image, and material of art are considered.

Текст научной работы на тему «Содержание и форма произведения искусства»

УДК 122/129; 18

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

© Галина Александровна КАРЦЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, e-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности функционирования категорий «содержание» и «форма» в произведении искусства, специфика художественной формы, художественного образа, материала искусства. Ключевые слова: содержание и форма; произведение искусства; художественный образ.

В анализе произведения искусства едва ли не первое место занимает рассмотрение его содержания и формы. Они существуют в неразрывном единстве во всех сферах жизни, а в искусстве - особенно, подчас сливаясь до такой степени, что представить известное содержание, помещенное в другую форму, просто невозможно. «Содержание как таковое есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно содержит в себе развитую форму» [1, с. 224]. В некоторых видах искусства, например, в музыке, содержание и форма представляют собой монолит, поддающийся анализу лишь теоретически. Подчас они вступают в неразрешимые противоречия: «Взаимоотношение Содержания и Формы -типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними» [2].

В процессе творчества и в самом его продукте эти две категории диалектически взаимодействуют и образуют две его стороны. «Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму» [1, с. 224]. Вследствие этого в искусстве несовершенство оформления указывает и на недостатки содержания, и наоборот. Сложное содержание требует для своего выражения многогранной формы, которая материализует, воплощает его в жизнь. Произведение только тогда прекрасно, когда форма и содержание соответствуют друг другу. Нарушение содержательно-формальной связи говорит либо о недостаточной одаренности автора, либо о неудачном опусе. Правда, встречаются и исключения. Иногда для более яркого выражения содержания автор приме-

няет умышленное нарушение формы, наделяя, к примеру, персонаж «благородного» происхождения речевыми оборотами, свойственными «низкому» сословию, чтобы подчеркнуть его внутреннюю недостойность. А в произведениях монументального искусства форма может не отвечать содержанию в мелких деталях, полностью соответствуя ему в крупных масштабах. Часто при появлении качественно иного содержания рождение новой формы существенно отстает. Именно на рубеже двух художественных направлений появляются наиболее талантливые творцы и гениальные произведения. Артистично одаренный автор, опираясь на мастерство, интуитивно находит верные взаимоотношения формальной и содержательной стороны, достигая их единства в своем вдохновенном творении.

Обе эти составные части целостного образования - художественного произведения -имеют сложное иерархическое строение, системно (греч. - $у$1еша - целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой) образующего его структуру (лат. -structura - строение, расположение, порядок). При восприятии произведения мы не останавливаем внимание на его структуре, углубление в нее необходимо, когда нужен теоретический искусствоведческий, либо философский и эстетический анализ художественного текста. Однако именно эта категория обозначает единство содержания и формы. При этом для каждого произведения она неповторима. Тем не менее, мы безошибочно определяем вид и род искусства, его жанр, потому что структура отдельной работы несет в себе как индивидуальные особенности данного опуса, мастера, создавшего его, художественного направления, к которому он

принадлежит, так и общие признаки и жанра, и рода, и вида, и искусства в целом. Структура произведения включает все частички его строения, раскрывая каждую из них, а также их взаимоотношения и многоуровневую иерархию в художественном единстве. Каждый слой содержательно-формальной целостности (внешний, семиотический, аллегорический, символический) многофункционален: по отношению к нижнему пласту он является формальным, к верхнему - содержательным. Следовательно, все уровни структуры произведения являются формообразующими.

Произведение создается художником для того, чтобы что-то сказать, передать, донести до людей. Правда, в редких случаях бывает так, что автор никому не показывает свои работы, творит, вроде бы, лишь для себя, но это только на первый взгляд: он все равно тайно верит в то, что когда-то его труд увидят, услышат, оценят и поймут. Таким образом, определяющей областью произведения является его содержание, а форма - зависящей от него стороной, способом воплощения этого содержания в жизнь. Эта подчиненность проявляется уже в процессе творчества, когда автор ищет адекватные содержанию выразительные средства. В законченном же произведении форма служит для того, чтобы максимально глубоко выразить идею, раскрыть тему, изложить сюжет и т. д., т. е. всесторонне осветить главные компоненты содержания.

Итак, содержание существует в соответствующей ему форме, становление которой непосредственно зависит от него. В процессе художественного творчества мы можем выделить постоянно происходящие субъекти-вационно-объективационные процессы. Реальная действительность субъективируется в сознании артиста, рождая художественный образ, который, в свою очередь, объективируется в произведении искусства именно с помощью художественной формы. Законы определенного вида искусства, особенности его языка и специфический материал обусловливают характерную для этого форму, способную максимально передать содержание и воплотить в жизнь найденный автором художественный образ, именно в котором ярче всего проявляются специфические особенности взаимопроникновения содержания

и формы. Художественный образ выступает как ядро, первоэлемент искусства. Он есть единство отражения действительности и творчества, а также восприятия. М. М. Гирш-ман в статье «Содержание и форма литературного произведения» отмечает активную роль субъективности читателя в бытии произведения и всего его образного строя: «Единство содержания и формы - это в то же время и единство автора и читателя, их творческая встреча, ведь единство и взаимопере-ход мира и текста производятся в процессе творчества и воспроизводятся в процессе читательского восприятия. Их не может, конечно, произвести только читатель, но они и не могут произойти без той читательской субъективности, которая снова и снова делает реальным вновь осуществляемый союз «волшебных звуков, чувств и дум» [3]. Абсолютно справедливо то, что действительность, отображенная художником, продолжает жить в восприятии субъекта, который сопоставляет свое миропонимание, свой жизненный опыт с тем, что он увидел и услышал в произведении, дополняя и расширяя авторский замысел.

Художественный образ своими корнями уходит в образное мышление. Образами мыслят все. Но качество художественности будет присуще тому образному мышлению, которое обладает высокой степенью обобщения, единством содержания и формы, оригинальностью. Образы искусства, сохраняя связь со сферой чувственности, включают всю глубину и своеобразие содержательной художественности. Это означает, что в художественном образе присутствует и обобщение, и абстрагирование, но художественное отвлечение имеет чувственное выражение, что отличает его от понятия - сферы чистой абстракции. И наоборот, художественный образ отличается от чувственного отражения действительности - ощущений, восприятий, представлений - тем, что заключает в себе помимо чувственности и большую долю абстракции.

Художественный образ является индивидуализированным обобщением, раскрывающим в конкретно чувственной форме черты, существенные для ряда явлений. Эта связь с реальностью обусловливает познавательную функцию искусства. В каждом виде искусства мы видим свое соотношение дея-

тельного и познавательного начала. В тех видах творчества, в которых ведущую роль играет деятельное начало (например, в музыке), более развита выразительность, а там, где преобладает познание (например, в живописи), возрастает значение изобразительности. Огромную часть в познании средствами искусства занимает и самопознание. В процессе эстетического восприятия происходит сопереживание, вследствие которого субъект восприятия открывает в себе новые особенности, неизвестные до этого грани. Сохранение форм жизненной конкретности обусловливает и реалистичность искусства, и актуальность самих произведений на протяжении многих столетий. Автор показывает характер, в котором проявляются общие особенности, присущие определенному классу, слою людей. В искусстве единство выражено не в своей всеобщности, а в своей единичности, общее проявляется в индивидуальном и через субъективное. Для художественного обобщения характерен принцип типизации, состоящий в выражении общего, существенного через отдельное, особенное. Если предметы и образы реального мира безусловны и чувственно реальны, то художественный образ всегда обладает условностью: «...эстетической жизни никогда не удается достичь окончательной конкретной объективизации, собственно ценности. Последняя, кстати, является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие идеального смысла, выходящего за пределы определенной формы» [4, с. 35]. Уже в античной эстетике проходит мысль о том, что для большей выразительности произведения художник может допускать некоторые неточности. Но, несмотря на условность и неточности, бытие художественного образа часто становится реальным. Целые поколения строят свою жизнь по образу литературных героев (тургеневские женские образы, возможно, и не существовали в реальности, но после их появления в романах они стали возникать и в жизни).

Условность лежит в самой основе языка искусства и определена их материальнофизической основой: красками - в живописи, камнем - в скульптуре, словом - в литературе, звуком - в музыке и т. д. В значительной мере эта условность предопределяет «преимущества» одного вида искусства перед

другим и вместе с тем ограниченность его выразительных возможностей: живопись

красочна и наглядно достоверна, но изображение ее плоское и двухмерное, она, равно как и скульптура, статична. Поэзия и музыка не обладают визуальностью, архитектура лишена изобразительности и образной содержательности, драма, существующая как в пространстве, так и во времени, однако, не менее условна: мы понимаем, что на сцене -декорации, где отсутствует четвертая стена, актеры произносят мысли вслух, сцена ограничена кулисами и рампой и т. д. Эти условности являются непременной основой возникновения и существования художественного образа. Мера адекватности художественного образа его прототипу в реальной жизни определяется конкретной творческой задачей, специфическими особенностями отдельных видов и жанров искусства, языком этих искусств. Жизнеподобие и условность существуют в художественном образе в диалектическом единстве. Уподобление реальности не должно вести к иллюзии замещения искусства действительностью. Оно имеет свои границы. В произведении обязательно присутствует обособление художественной реальности, которое обусловлено активно преобразующими свойствами искусства при отражении действительности. Только при условии единства уподобления и обособления возможно рождение и существование настоящего художественного творения. В искусстве не бывает исключительно жизнеподобных или условных форм. Состояния, переживания, настроения художника воплощаются в художественно убедительную форму с большим или меньшим умением.

Художественный образ многозначен. Один из аспектов этого - недосказанность, которая делает восприятие активным, со-творческим. Недосказанность с особой силой проявляется в принципе non finita (отсутствие концовки). Этот принцип более всего вскрылся в искусстве ХХ в. Многозначность художественного образа выражается и в том, что различные эпохи по-разному истолковывают те или иные образы, находят для них все новые и новые формы. И, хотя форма и играет, казалось бы, подчиненную роль, существование ее в произведении искусства весьма активно. Будучи подвижной и послушной всевозможным изменениям содер-

жания, она, в свою очередь, воздействует на него, заставляя его меняться согласно своим метаморфозам. Неся на себе особый эстетический компонент целостного художественного произведения, форма представляет собой и относительно самостоятельную художественную ценность, т. к. демонстрирует материал и язык определенного искусства, мастерство художника.

Для каждого вида творчества характерны собственные определенные формы. Знаменитый русский живописец, один из основоположников абстракционизма и основатель группы «Синий всадник» Василий Васильевич Кандинский (1866-1944), который также был и известным теоретиком изобразительного искусства, в работе «О форме в искусстве» обозначил следующие положения:

1) всякое искусство вечно и неизменно и

2) всякое искусство изменяется в своих формах. Это означает, что истинное произведение проходит через века, оставаясь актуальным, но его форма вынуждена меняться: камень разрушается, краски меркнут, мрамор рассыпается, превращаясь в известь. Однако, как утверждал В. Кандинский, в художественном отношении именно форма вечна, а содержание преходяще. Актуальные идеи устаревают, мысли мельчают, старые истины по прошествии немногих лет кажутся банальными, а прекрасные формы бесконечно разнообразны, они всегда уникальны, неповторимы и новы, несмотря на повторяемость сюжетов [5]. В. Кандинский назвал неизменными средствами формы: в музыке - звук и время; в литературе - слово и время; в архитектуре - линию и объем; в скульптуре -объем и пространство; в живописи - цвет и пространство.

В искусствоведческом анализе произведения отдельные компоненты формы, выделенные из целого, рассматриваются как средства художественного языка и композиции. Искусство прошло длительный путь развития и совершенствования средств выражения. Художественный язык - результат сложного, опосредованного взаимодействия норм, выработанных самим искусством, и законов психофизического восприятия, формирующихся за рамками искусства. Отличие искусства от других знаковых систем состоит в том, что в нем художественные знаки должны не только обнаруживать смысл, но и

организовываться по определенным эстетическим законам: гармонии, ритма, созвучий, контраста и т. д.

Большое место в формообразовании имеет художественный материал, который через язык данного вида искусства воздействует не только на форму, но и на содержание, т. к. художник всегда пытается выявить максимальный потенциал материала, подчеркнуть его сильные стороны в раскрытии художественной идеи. Материалом искусства называют материально-физическую основу художественного творчества, с помощью которой объективируется замысел и создается коммуникативно-знаковая предметность художественного произведения. Выбор материала определяется конкретным видом искусства, индивидуальными особенностями художника, его замыслом. С материалом тесно связана система изобразительно-выразительных средств, свойственных определенному виду искусства, его художественный язык. Материал литературы - слово; живописи - цвет, краски, линия, фактура; скульптуры - объем, моделировка поверхности свойства камня и т. д. Сложна и многосоставна природа материала в театре и кино. Сюда входят актерская пластика, интонированное звучащее слово, сценическая площадка и многое другое, а кинематограф имеет еще и свой, характерный только для него, материал - движение кадра, монтаж. Много возможностей таит в себе природный материал. Но он и ограничивает художника, создавая систему правил, с которыми он вынужден считаться. Специфический художественный язык накладывает массу корректив и условностей, без которых искусство не может существовать.

Свои требования предъявляет и эпоха. Произведение искусства обязательно связано с современностью, о каком бы времени ни рассказывал художник. При этом актуальностью отличается не только содержание, но и форма, которая не только ограничивает, отделяет произведение от действительности, но и связывает его с реальным миром. Социальность искусства требует исторического подхода к анализу художественного произведения, изучению его в комплексе с другими произведениями этого вида искусства.

1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва; Ленинград, 1933. Т. 1.

2. Философский словарь. М., 1991.

3. Гиршман М.М. Литературоведческий сборник. иКЬ: http://holos.org.ru/2009/mmgirshman-soderzhanie-i-forma-literaturnogo-proizvedeniya /05.31. Загл. с экрана.

4. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.

5. Кандинский В.В. О форме в искусстве (Der blaue Reiter. Herausgeber: Kandinsky, Franz Marc. Munchen, 1912. S. 74-100).

Поступила в редакцию 1.11.2012 г.

UDC 122/129; 18

CONTENT AND FORM OF WORK OF ART

Galina Aleksandrovna KARTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Philosophy Department, e-mail: [email protected]

The functioning features of categories “content” and “form” in work of art, specifics of art form, art image, and material of art are considered.

Key words: content and form; work of art; art image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.