Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ'

СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / ТАНЦОРЫ 14-15 ЛЕТ / "ЮНИОРЫ-2" / ТАНЕЦ РУМБА / ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ТАНЦОРОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омарова Р.М., Гареева А.С., Макина Л.К.

В статье представлена разработанная методика совершенствования парного взаимодействия в танце румба, с позиции формирования психологического взаимодействия партнеров в возрастной категории «Юниоры-2». Исследование было направлено на определение эффективности разработанной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба у спортсменов 14-15 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Омарова Р.М., Гареева А.С., Макина Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE EFFICIENCY OF THE DEVELOPED METHOD FOR IMPROVING PAIR INTERACTION IN THE RUMBA DANCE OF ATHLETES AGED 14-15

The article presents the developed methodology for improving pair interaction in the rumba dance, from the position of forming the psychological interaction of partners in the age category "Junior-2". The study was aimed at determining the effectiveness of the developed methodology for improving pair interaction in the rumba dance among 14-15-year-old athletes involved in sports ballroom dancing.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ»

8. Махов А.С. Влияние регулярной физической активности на функциональный статус при астении / А.С. Махов, И.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2022.- № 2.- С. 46.

9. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой / И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2022. - №1 (203). - С. 272-277.

REFERENCES

1. Karpov, VYu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13(4), pp. 1842-1846.

2. Karpov, V. Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol.13, No.2, pp. 585-590.

3. Khitrov, N.K. and Paukov, V.S. (1991), The heart adaptation to hypoxia, Medicine, Moscow.

4. Karpov, V. Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg

5. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542.

6. Dirx, A., Knuttgen, H.G. and Titter, K. (1991), Olympic Book of Sports Medicine, Publishing house "Wiley", London, UK.

7. Dembo, A.G. and Zemtsovsky, E.V. (1989), Sports cardiology, Publishing house "Medicine", Leningrad.

8. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity at functional status in asthenia", Theory and Practice of Physical Culture, No.2, pp. 46.

9. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N. and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged at sport walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 272-277.

Контактная информация: yankevich.ira@bk.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2023

УДК 793.38

СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ

Рина Маратовна Омарова, аспирант, Айгуль Сабитовна Гареева, профессор, Лилия Рафкатовна Макина, профессор, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, Уфа

Аннотация

В статье представлена разработанная методика совершенствования парного взаимодействия в танце румба, с позиции формирования психологического взаимодействия партнеров в возрастной категории «Юниоры-2». Исследование было направлено на определение эффективности разработанной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба у спортсменов 14-15 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, танцевальный спорт, танцоры 14-15 лет, «Юниоры-2», танец румба, парное взаимодействие, психологическое взаимодействие, техническая подготовленность танцоров.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p347-351

DETERMINATION OF THE EFFICIENCY OF THE DEVELOPED METHOD FOR IMPROVING PAIR INTERACTION IN THE RUMBA DANCE OF ATHLETES AGED

14-15

Rina Maratovna Omarova, the post-graduate student, Aigul Sabitovna Gareeva, the professor,

Liliya Rafkatovna Makina, the professor, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of

Ural State University of Physical Culture, Ufa

Abstract

The article presents the developed methodology for improving pair interaction in the rumba dance, from the position of forming the psychological interaction of partners in the age category "Junior-2". The study was aimed at determining the effectiveness of the developed methodology for improving pair interaction in the rumba dance among 14-15-year-old athletes involved in sports ballroom dancing.

Keywords: sports ballroom dancing, dance sport, dancers aged 14-15, "Juniors-2", rumba dance, pair interaction, psychological interaction, technical preparedness of dancers.

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно в танцевальном спорте можно проследить значимые изменения в сторону усложнения композиций танцевальных программ, с целью исключения субъективной оценки танцевальных пар в соревновательной деятельности [2].

В возрасте 14-15 лет происходит своеобразный переход из детско-юношеского исполнения танцев, в более взрослое, профессиональное, где на передний план выходит критерий «парное взаимодействие».

Парное взаимодействие - это сложная по структуре система передачи информации от партнера к партнерше, которая характеризуется тактильным и эмоциональным взаимопониманием танцоров. При гармоничном ведении партнер должен точно и рационально передать информацию о дальнейшем направлении, способе и скорости перемещения партнерши, а партнёрша, в свою очередь, должна уметь быстро среагировать на переданную ей информацию и следовать, в указанном партнёром, направлении, с определенной скоростью и ритмическим рисунком перемещения [1].

Кроме того, парное взаимодействие тесно связано с таким понятием, как психологический климат партнеров. Благоприятный психологический контакт обеспечивает общность целей и сплоченность в танцевальной паре, взаимопонимание, и взаимопроникновение, проявляющиеся в способность к совместной импровизации, музыкальности и согласованности движений партнеров в танце [1; 4].

Танец румба является один из самых технически сложных танцев в латиноамериканской программе спортивных бальных танцах, так как на его основе у спортсменов строятся представления и понятия о правильном использовании своего тела и точном взаимодействии партнеров. Благодаря этим факторам румба позволяет танцорам более качественно исполнять и другие танцы латиноамериканской программы [3].

В настоящее время в спортивных бальных танцах существует острая недостаточность учебно-методического обеспечения тренировочного процесса танцоров, а научно обоснованных методик, которые бы совершенствовали парное взаимодействие, с позиции формирования психологического взаимодействия нет.

Цель исследования: определить эффективность разработанной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба спортсменов 14-15 лет.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе танцевально-спортивного клуба «№1», г. Уфы. В нем приняли участие танцоры 14-15 лет, группы совершенствования спортивного мастерства первого года обучения (ГССМ-1) в количестве 20 танцевальных пар (40 человек).

Теоретическая основа и поставленная цель исследования определили логику и методы теоретико-экспериментального исследования, которые включали в себя:

1. Педагогический эксперимент, который проводился для определения эффективности разработанной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба спортсменов 14-15 лет.

2. Педагогическое наблюдение, которое проводилось для определения технической подготовленности и парного взаимодействия в танце румба спортсменов 14-15 лет, а

также для выявления уровня психологического взаимодействия через критерий «презентабельность» до и после педагогического эксперимента.

3. Тестирование, которое проводилось для получения сведений, касающихся психологической атмосферы танцоров в паре до и после внедрения разработанной методики в тренировочный процесс экспериментальной группы. Была использована оценка привлекательности парного взаимодействия для каждого члена танцевальной пары (индекс групповой сплоченности Сишора).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для повышения эффективности процесса совершенствования парного взаимодействия в танце румба у спортсменов 14-15 лет нами была разработана методика. Содержание разработанной методики включает в себя специально подготовительные и соревновательные упражнения с исключением зрительного анализатора, выполнение двигательных действий в более медленный темп музыкального сопровождения, с постепенным его увеличением, уменьшение площади контакта в паре, идеомоторную тренировку под музыкальное сопровождение и психологические тренинги для совершенствования психологического взаимодействия.

Упражнения выполнялись в три подхода по три серии, время выполнения одного подхода - две минуты, тридцать секунд, что обусловлено правилами соревнований по спортивным бальным танцам международной федерации танцевального спорта (WDSF). Отдых между сериями - одна минута тридцать секунд, что обусловлено стандартным временем отдыха между танцами на соревнованиях по танцевальному спорту; отдых между подходами - одна минута, что обусловлено минимальным временем отдыха между танцами.

В первом подходе все упражнения выполнялись с опорой (хореографический станок), вместо партнера. Во втором подходе были использованы специально-подготовительные и соревновательные упражнения в паре. В третьем подходе танцоры выполняли комбинацию из наиболее значимых технических действий, для реализации которых необходим высокий уровень парного взаимодействия. Каждый подход включал в себя три серии.

В первой серии упражнения выполнялись в более медленный темп музыкального сопровождения, во второй серии - все упражнения выполнялись в пол темпа музыкального сопровождения с уменьшением площади контакта на опору/в паре, в третьей серии - все упражнения выполнялись в темп музыкального сопровождения, с уменьшением площади контакта в паре и с исключением зрительного анализатора. Кроме того, для улучшения психологического взаимодействия применялись психологические тренинги, взятые из актерского мастерства, они выполнялись после каждой отдельной серии.

Идеомоторная тренировка, которая включала в себя представление наиболее значимых технических действий в комбинации: «бэк бейсик», «хип твист», «веер», «алемана», «поворот под рукой», «хоккейная клюшка» применялась в конце всех трех серий. Идеомо-торная тренировка выполнялась под меняющийся темп музыкального сопровождения (медленный темп - тридцать секунд, нормальный темп - тридцать секунд, быстрый темп - тридцать секунд Всего идеомоторная тренировка длилась две минуты тридцать секунд.

Для определения эффективности разработанной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба спортсменов 14-15 лет был проведен межгрупповой анализ показателей технической подготовленности и парного взаимодействия танцоров.

До проведения эксперимента ни в одном из исследуемых показателей между контрольной и экспериментальной группами значимых различий не обнаружено, что свидетельствует об одинаковом уровне технической подготовленности и парного взаимодействия спортсменов обеих групп.

После педагогического эксперимента был проведен повторный анализ показателей технической подготовленности танцоров 14-15 лет. Данные представлены в таблице 1.

Таблица - Показатели технической подготовленности в танце румба танцоров контрольной (п=10) и экспериментальной (п=10) групп после педагогического эксперимента (М±т) (баллы)____

Показатели технической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа р

Техника рук 7,96±0,2 8,2±0,2 >0,05

Техника ног 7,8±0,1 8,41±0,3 <0,05

Техника корпуса 7,85±0,2 8,5±0,3 <0,05

Парное взаимодействие 7,8±0,3 8,7 ±0,4 <0,05

Как видно из таблицы, после педагогического эксперимента произошли достоверные изменения почти во всех показателях технической подготовленности в танце румба спортсменов 14-15 лет: техника ног, техника корпуса, техника рук; парное взаимодействие.

Кроме того, нами были проведены исследования по определению показателей психологического взаимодействия спортсменов контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента.

Объективная оценка парного взаимодействия с учетом психологического взаимодействия танцоров проводилась через критерий спортивного мастерства «презентабельность», в соответствии с правилами Международной федерации танцевального спорта (WDSF). Эксперты оценивали комбинацию из следующих технических действий: «бэк бейсик», «хип твист», «веер», «алемана», «поворот под рукой», «хоккейная клюшка».

Субъективная оценка психологического взаимодействия танцоров внутри танцевальной пары оценивалась через адаптированную методику Сишора - индекс групповой сплоченности. Спортсмены самостоятельно оценивали привлекательность парного взаимодействия для каждого из членов танцевальной пары.

Следует отметить, что исследования проводились в начале подготовительного периода годичного цикла спортивной подготовки, и во второй половине соревновательного периода. До проведения эксперимента ни в объективной, ни в субъективной оценке танцоров между контрольной и экспериментальной группами значимых различий обнаружено не было, что свидетельствует об одинаковом уровне парного взаимодействия с позиции психологического контакта танцоров 14-15 лет.

После педагогического эксперимента была проведена повторная оценка психологического взаимодействия танцоров 14-15 лет. Выявлены достоверные изменения как в объективной, так и в субъективной оценке психологического взаимодействия танцоров (рисунок).

Данные межгрупповых анализов исследуемых показателей у танцоров 14-15 лет свидетельствуют о том, разработанная методика совершенствования парного взаимодействия, в которую включены специально подготовительные и соревновательные упражнения с исключением зрительного анализатора, выполнение двигательных действий в более медленный темп музыкального сопровождения, с постепенным его увеличением, уменьшение площади контакта в паре, идеомоторная тренировка под музыкальное сопровождение, психологические тренинги, эффективна

14 12 10 8 6 4 2 0

431-

Презентабельность ■ КГ

Индекс Сишора ■ ЭГ

Рисунок - Оценка психологического взаимодействия танцоров 14-15 лет контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

дис.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безикова А.А. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах : канд. пед. наук / Безикова Анна Александровна. - Тюмень, 2006. - 171 с.

2. Воронин Р.Е. Учебники по технике WDSF - новый шаг в развитии теории и техники спортивного бального танца / Р.Е. Воронин // Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития : межвузовская научно-практическая конференция. - Санкт-Петербург, 2014. - С.43-50.

3. Новак Д. Основы механики тела в латиноамериканских танцах / Д. Новак // Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития межвузовская научно-практическая конференция. - Санкт-Петербург, 2013. -. - С. 26-31.

4. Особенности гендерной психологии в танцевальном спорте / Р.В. Якушин, В.М. Новикова, С.А. Белкова, О.М. Горбачева, А.Т. Глазков, М.Д. Казюбердина // Успехи в химии и химической технологии. - 2017. - Т. 31, № 14. - С. 128-130.

REFERENCES

1. Bezikova, A.A. (2006), Harmonization of interaction of partners in sports ballroom dances, dissertation, Tyumen State University, Tyumen.

2. Voronin, R.E. (2014), "Textbooks on the WDSF equipment - a new step in development of the theory and technology of sports ball dance", Modern sports ball dance: historical experience, modern problems, prospects of development, Interuniversity Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 4350.

3. Novak, D. (2013) "Fundamentals of mechanics of a body in the Latin American dances", Modern sports ball dance: historical experience, modern problems, prospects of development, Interuniversity Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp., pp. 26-31.

4. Yakushin, R.V., Novikova, V.M., Belkova, S.A. Gorbacheva, O.M., Glazkov, A.G. and Kazyuberdirn, M.D. "Features of gender psychology in dance sport', Advances in chemistry and chemical technology, vol. 31, No. 14, pp. 128-130.

Контактная информация: rinanurislamova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.03.2023

УДК 796.077.4

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО ФИТНЕСУ

Анастасия Михайловна Парфенова, старший преподаватель, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбург; Наталия Владимировна Третьякова, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва; профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Аннотация

В условиях возрастающих требований к использованию в профессиональной деятельности инновационных физкультурно-оздоровительных технологий необходима должная по содержанию и методике аттестационная процедура оценки уровня профессиональной компетентности тренеров по фитнесу. Цель данной оценки заключается не только в констатации существующего уровня, но, прежде всего, в планировании профессионального роста данных специалистов. Между тем, отсутствие четких определений профессиональной компетентности тренера по фитнесу затрудняют разработку содержания и методики данной оценки. Цель исследования заключается в разработке содержания и методики аттестационной процедуры оценки уровня профессиональной компетентности тренеров по фитнесу. В рамках решения исследовательской задачи выделены методическая, коммуникативная и профессиональная компетенций в общей структуре профессиональной компетентности тренера по фитнесу. В рамках разведения знаниевой и деятельностной составляющих определены составляющие аттестационной процедуры, критерии и индикаторы которой раскрывают основное содержание данной компетентности. Объективность аттестационной процедуры обеспечивает использование метода групповой экспертной оценки в рамках 3-хбалльной шкалы измерения, позволяющей выявить низкий, средний и высокий уровни профессиональной компетентности тренеров по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.