С.М, Малиновская, И.В. Малиновский
СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА
Томский государственный педагогический университет
Содержательной основой этнокультурного образования является человеческая культура в целом как совокупность типовых способов деятельности, опыта творчества, ценностных ориентаций и отношений. В «Программе развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2000 года» под содержательной основой образования понимается нее многообразие культурных традиций и достижений цивилизации: культура духовная, нравственная, интеллектуальная, техническая, педагогическая и т.д. В качестве критерия отбора элементов содержания образования выделяется их культуроемкость, т.е. культурно-развивающий потенциал, история поисков и обретений, возможности преобразования психики человека, заложенные в данном материале. Образования не должно сводиться к знаниево-предметным структурам, а должно включать науки, искусства, предметные деятельности и охватывать исторические, этнокультурные и региональные компоненты.
К важным отличительным особенностям этнокультурного образования, способствующим сохранению его самобытности, можно отнести преемственность, синкретизм, естественность, непрерывность, завершенность и цикличность.
Преемственность является основополагающим принципом этнопедагогики, благодаря ей сохраняются основные идеи, формы и средства этнического воспитания и образования. Являясь прогрессивными по своей природе, они передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь.
Существует несколько видов преемственности: физическая, духовная, в сфере труда, общесемейного плана, материально-экономическая [1, с. 36—44:2, с. 26-44; 3].
Физическая преемственность обеспечивается природой человека; наследственностью, генотипом. Преемственность бывает стихийной, но чаще всего -осознанной: осознание своей связи с предками. Биография рода как своеобразная история, связанная общностью происхождения группы семей, духовно питает преемственность поколений.
Духовная преемственность обеспечивается воспитанием. Подлинно социальная сущность человека отчетливее всего проявляется в сознательном стремлении к духовному самосохранению в потомках и к продолжению самого себя в учениках.
Преемственность в сфере трудовых интересов и искусства может вырасти на дочве простого любо-
пытства и подражания. Преемственность в сфере труда может носить местный характер (традиционные промыслы, передаваемые из поколения в поколение).
Преемственность общесемейного плана может располагаться в сфере нравственной. В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, стали лучше, тоже сказывается педагогический аспект преемственности. В благословении новобрачных, в свадебных ритуалах, благопожелании новорожденных, имянаречении постоянно присутствует забота о преемственности поколений.
Материально-экономическая преемственность осуществляется наследованием.
Синкретизм проявляется в том, что формы этнического воспитания выступают в непрерывном единстве со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми обрядами, верованиями, традициями, обычаями, видами хозяйственных занятий, нормами общественного поведения. Эти нормы совместно с совокупностью устойчивых социально-экономических отношений в конечном счете регламентируют отдельные поступки и поведение членов общества в целом, проектируют и направляют развитие подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки и автоматизм поведения.
Изменчивость и инертность этнического воспитания обусловлены тем, что отдельные категории воспитания продолжают свое существование, утратив экономическое оправдание, трансформируясь и приспосабливаясь к другим экономическим отношениям. В этих условиях они могут насыщаться новым содержанием. Динамичность и инертность служат ключом к разгадке генезиса отдельных форм и принципов этнического воспитания.
Благодаря именно таким особенностям этнического воспитания, как преемственность, изменчивость и инертность, возможна передача основных ценностей в воспитании от одного поколения к другому с учетом изменившихся социально-политических, социально-экономических условий.
На данном этапе важной является задача выяснения того, каким образом знания о ценностях разных уровней должны быть и могут быть представлены в структуре содержания этнокультурного образования, чтобы они оказали реальный формирующий эффект в современных условиях. В связи с этим необходимо осуществлять интерпретирующий синтез норм и ценностей, вырабатываемых на разных уровнях челове-
ческого существования и в разных видах человеческой деятельности, проецируя результаты этого синтеза в сферу этнокультурного образования.
Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни. Этнокультурное образование по своей сути - важнейшая составная часть непрерывного образования. С этой позиции важно обращение к этнокультурному образовательному пространству, окружающему человека всю жизнь.
Этнокультурное образовательное пространство -это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: институциональной, внеинституциональной и окказиональной.
В этнокультурном образовании можно выделить три последовательных, логически связанных типа: пропедевтику, обучение, погружение в практику.
Совместив эти подходы, предлагаем в качестве концептуального решения следующую структуру этнокультурного образования:
1. На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае - это атмосфера в семье. Происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Национальное воспринимается через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и пр.
Решающая роль в этой части этнокультурного образования принадлежит семье, и особенно матери. Точно так же любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет народ.
2. Основная часть этнокультурного образования -институциональное образование. Главная задача здесь - обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием его будет многоязычие: изучение родного и государственного языков.
Структура этнокультурного образовательного пространства зависит от того, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково содержание изучаемых курсов.
Этнокультурное образовательное пространство может быть создано наиболее эффективно в школах. Всем желающим может быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.
В местах компактного проживания малых народов Севера могут быть созданы, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием некоторых либо всех предметов на родном языке.
В средних специальных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное простран-
ство создается также языками обучения и содержанием курсов. Особое значение такого образования в том, что готовятся кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства в детских садах и школах, поэтому особого внимания требуют педвузы, учебные заведения культуры и университеты.
3. Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая, конечно, стоит и перед институциональным образованием -приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов. Этнокультурное образовательное пространство создается национально-культурными центрами, кружками и курсами при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство может формироваться теле- и радиопередачами, публикациями в газетах и журналах.
Этнокультурное образовательное пространство вместе с учреждениями образования и семьей составляют книги, учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и передачи.
Институциональное образование, имеющее развитые и взаимоувязанные между собой звенья системы, целостную программу и длительные сроки обучения, призвано дать фундаментальные, общие и специальные этнокультурные знания.
Если учесть плодотворное влияние семьи, окружающей среды на овладение родным языком, национальной культурой и традициями, то в реализации этнокультурных интересов велика роль окказионального образования. Только взаимосвязь и взаимодействие этих трех сфер образовательной работы способны дать желаемые результаты. Пока, к сожалению, общественное мнение уделяет внимание только первой форме, многие просто ждут, когда построят новый сад или школу. Недостаточно используются возможности развития второй формы образовательной деятельности, куда, кстати, гораздо легче вложить средства спонсоров, она восприимчива к инновациям в технологию обучения.
Переход к системе этнокультурного образования -не одномоментный акт, а длительный поэтапный процесс. В концептуальном плане условно выделим три основных этапа переориентации системы образования, охватывающих длительную перспективу с учетом социально-экономических и демографических реалий.
На первом, подготовительном, этапе следует создать условия для формирования этнокультурного образовательного пространства. Это разработка законодательных актов по обеспечению культурных свобод и прав, охране культурно-исторического наследия этносов; принятие специальных государствен-
ных и региональных программ сохранения, возрождения и развития языков и культур этносов; создание сети региональных экспериментальных площадок; постоянный анализ этнокультурных образовательных потребностей населения в режиме мониторинга; разработка программ этнокультурного образования применительно к преподаванию естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в учебных заведениях различных ступеней; создание учебников и учебно-методической литературы нового поколения.
Содержанием второго, основного, этапа должно стать введение двуязычного образования в школах, во внеинституциональном обучении. Предстоит начать подготовку специалистов по многоязычному обучению в педагогических колледжах, институтах и университетах. В целях возрождения родного языка этнических групп в местах их компактного проживания продолжить развитие сети дошкольных учреждений, школ, лицеев и гимназий.
Для дошкольных учреждений следует разработать программы воспитания и обучения, учебно-методические пособия и фильмы, компьютерные игры на националы! ых. язы ках.
В школах необходимо организовать интегрированные курсы «Родной язык и иностранные языки», «Ис-
тория культуры народов Севера и мировая культура», новые факультативы, кружки и т.д.
Необходимо создать условия для работы музеев, фольклорно-этнографических ансамблей, комплектования библиотек учебной, научно-популярной и художественной литературой на национальных языках.
На третьем, заключительном, этапе предполагается завершить: работу по подготовке экспериментальных и типовых учебников, учебных пособий и справочников, терминологических словарей на национальных языках; издать энциклопедию народной педагогики, антологию фольклора и памятники словесности этносов малых народов Севера; осуществлять ежегодное, нарастающее по объемам, издание учебных, наглядных и справочных пособий, книг с параллельными текстами для детей, сказок и мифов, дву- и многоязычных словарей, разговорников и самоучителей, наладить выпуск периодических изданий на языках этнических групп, выделить время на радио и телевидении для вещания на языках этносов, предусмотрев на них специальные учебные передачи, курсы языка и т.д.
Общая цель всех предлагаемых мер - достижение этнокультурной и государственной идентичности малых народов Севера.
ЭТНОКУЧЬ Г/РЫОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Институциональное
образование
(Этнокультурный компонент учебных предметов)
Общество и история
Культура и искусство
Труд и технология
Язык и литература
География и экология
Внеинституциональное образование Окказиональное образование
СМИ Семья, материнская школа
Учреждения культуры Друзья
Учебная литература Соседи
СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мировая культура Этническая культура
Государственный и иностранный языки, общечеловеческие ценности Родной язык, национальные ценности и народные знания
На основании вышесказанного мы предлагаем следующую модель этнокультурного образования школьников.
Каждое новое поколение людей в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в определенной национальной среде. Оно с самого детства подвергается влиянию как социально-экономических отношений и образовательных учреждений, так и национально-особенных явлений: специфических моментов образа жизни, формы культуры и быта, народных обычаев и традиций. Перенимает от людей старших поколений богатство национального языка, чувство известной привязанности к духовным ценностям своего народа, определенные присущие народу привычки, нормы поведения, своеобразие вкусов и жизненных потребностей и т.д. Все это постепенно развивается в особенные черты характера этого поколения.
Касаясь вопроса о содержании этнокультурного образования, мы прежде всего исходим из специфики знаний на стыке этнографии, в предметную область которой входит этнософия, этнической культуры, этнопсихологии и этнофидософии, И тогда становится ясным, что этнокультурное образование включает в себя систему знаний об этнической картине мира в его историческом развитии, зафиксированной в таких видах знаний, как этнофилософские, научные, идеологические (принципы мировоззрения), этические (система морально-этических норм и правил), эстетические знания (об эстетических ценностях и процессе художественного освоения мира), знания о труде и способах трудовой деятельности, о воспитании (этнопедагогические знания). Однако основной (базовый) блок этнокультурного образования составляют так называемые народные знания. «Народные» в данном случае понимается нами не в социальном аспекте, а в смысле общечеловеческом, являющемся достоянием этноса.
Народные знания - это комплекс накопленных эмпирическим путем наблюдений за природными и социальными процессами и явлениями и сделанных на этой основе выводов. Данный комплекс, используемый в повседневной практической деятельности, и закреплен в традиции.
Характеризуются народные знания единством трех компонентов: представлений о свойствах окружающего мира, навыков и практических действий. Основу народных знаний составляют в различной степени систематизированные наблюдения заявлениями окружающего мира, включая биологические особенности человека, а также за процессами и результатами человеческой предметно-орудийной деятельности. В исто-рико-психологическом плане становление и развитие народных знаний связано с эволюцией когнитивных особенностей человеческого мышления.
Эмпирический характер народных знаний и иррациональная нагрузка представлений отразились и в
противоречивости отдельных их элементов и областей. Не связанные системой, при отсутствии научных представлений о причинно-следственной связи между явлениями, народные знания в активной своей части превратились в механически передаваемые из поколения в поколение ритуализированные действия.
На развитие народных знаний оказывают большое влияние географические и климатические условия. Исходя из специфики местных условий проживания, человек приспосабливается к природным условиям, используя и совершенствуя народные знания, создавая таким образом оригинальную систему жизнеобес-печения. Изучение народных знаний дает возможность рассмотреть развитие таких областей культуры, как медицина народная, календарь народный, метрология народная, педагогика, психология и другие явления народной жизни, комплекс которых составляет то единое целое, что определяет механизм формирования и функционирования народной материальной и духовной культуры.
К этой сфере относятся «рациональные» знания, навыки, относящиеся к природе, «производящему» хозяйству; технологии, и «иррациональные» знания, относящиеся к религиозным представлениям, суевериям, формулам заклинаний и благословений, народной астрономии и метеорологии, системам времяисчисления, магии, анимистическим взглядам, мифологии и т.п.
Как свидетельствуют материалы исследований, на более ранних стадиях общественного развития категория «знание» охватывает всю совокупность трудовой деятельности, бытовой практики, отношений в обществе, семье, сферы обрядности, фольклора, поведения, морали... Тем самым, этнография оказывается перед задачей не только изучать собственно те или другие области традиционной культуры, но и заниматься специальной проблемой «знаний» в этих областях.
Однако, как нами отмечено выше, народные знания в контексте народной культуры предполагают необходимость комплексного их рассмотрения в неразрывном единстве. Поэтому мы подошли к отбору народных знаний сквозь призму их этнопедагогичес-кой значимости (т.е. познавательной и воспитательной) и с точки зрения выполняемых этими знаниями функций.
Народные знания, исторически выработанные в процессе их жизнедеятельности, содержат то ценное, самобытное, сохранив которое можно сохранить этнос в его целостности и самобытности. Поэтому эти знания должны быть переданы подрастающей смене с учетом изменившихся условий, как социально-политических, идеологических, так и экономических, иначе этот огромный клад народных знаний может оказаться невостребованным нынешним поколением в силу того, что не будет понят.
Этнопедагогическая культура носит синтетический характер, она включает в себя все элементы ма-
термальной и духовной культуры, которые имеют отношение к духовному обогащению подрастающего поколения и раскрывают его этнический аспект. В связи с указанным аспектом важное значение имеет то, что сюда входят также образцы человеческих отношений, технологии, символические объекты, ценности, нормы, разумеется, имеющие отношение к воспитанию и обучению детей и молодежи.
В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования, И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания [4, с. 15-49; 5; 6],
В настоящее время многие педагогические коллективы сумели сформулировать миссию (назначение) своей школы, конкретизировали цели, определили школьный компонент содержания образования. Учебный план образовательного учреждения является одним из механизмов достижения целевых ориентаций. Поэтому в ситуации вариативности образования в крае механизм конструирования учебных планов изменился. Если раньше учебный план могла составить администрация учреждения, то в новых условиях
необходимо включение в эту деятельность всего коллектива [1, 5, 7].
Национальные школы, расположенные в районах Севера, в реализации базисного плана должны решать и проблемы формирования этнического самосознания, сохранения и возрождения национальной культуры. Наиболее распространенной формой решения этих проблем стало включение в национально-региональный компонент образовательных стандартов изучения предметов краеведческого цикла [3, 5, 7].
Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на возрождение и сохранение национально-региональной культуры. Последняя тенденция, на наш взгляд, проявляется наиболее широко. Это нашло свое отражение в возрождении идеи национальной школы, актуализации идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Национальная школа обладает сегодня наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Она призвана сформировать поколение, сориентированное на ценности данной культуры, ее историю, традиции [5,6, 8, 9].
Таким образом, школа находится в активном поиске концепции воспитания и образования, реализующей обе цели - воспитать человека как представителя определенной культуры и как «гражданина мира».
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогизации современного воспитания II Мир образования. М., 1997.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
3. Этнопедагогика Сибирского Севера: Учеб.-метод. пос. / Отв. ред. Г.В. Залевский. Томск, 1996.
4. Васильев В.И., Малиновская С.М. Концепции национально-политического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской области (Исследования по прикладной и неотложной этнологии № 54), М., 1993.
5. Жирков Е.П, Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха: Статьи и материалы. М., 1992.
6. Золототрубов B.C. Проблемы формирования потенциала образования у народов Севера II Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 2.
7. Голов В.П. Экспертиза авторских программ по краеведению и педагогические требования к их структуре и содержанию II Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. СПб., 1995.
8. Белова Е.Д. и др. Традиционная педагогическая культура семьи и школы как феномен жизнедеятельности народов Севера в
системе общечеловеческих ценностей II Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Мат-
лы междунар. семин. СПб., 1998.
9. Королев С.И, Элементы духовной культуры в этнической психологии II Методол. пробл. социальн. психол. М., 1975.