Научная статья на тему 'Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов'

Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2673
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДОЙ ИНВАЛИД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / LEISURE ACTIVITY / YOUNG DISABLED PERSON / SOCIAL-CULTURAL ALIENATION / CREATIVE REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

В статье изложены особенности организации досуговой деятельности молодых инвалидов, сформулированы основные варианты преодоления социально-культурного отчуждения, рассмотрены формы организации досуговой деятельности молодых инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of organizing leisure activity of young disabled persons are stated in the article, basic variants of overcoming social-cultural alienation are formulated, forms of organizing leisure activity of young disabled persons are examined.

Текст научной работы на тему «Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов»

УДК 379.8

Грушецкая Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

i.gru@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

В статье изложены особенности организации досуговой деятельности молодых инвалидов, сформулированы основные варианты преодоления социально-культурного отчуждения, рассмотрены формы организации досуговой деятельности молодых инвалидов.

Ключевые слова: досуговая деятельность, молодой инвалид, социально-культурное отчуждение, творческая реабилитация.

аюуговую деятельность принято понимать как осознанную и направленную активность человека, в которой удов-я потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности молодых инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Государственная политика в отношении молодых людей с ограниченными возможностями является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов [3].

В отношении молодых инвалидов, культурнодосуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого инвалида, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности молодых инвалидов мо-

жет проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

В жизнедеятельности молодых инвалидов присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению молодых инвалидов способствуют:

- трудности адаптации молодого человека к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

- неадаптированность общества к насущным потребностям человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Молодой человек с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Грушецкая И.Н., 2010

и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения молодых инвалидов сложна. С одной стороны, причиной отчуждённости является их неадап-тированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения молодого инвалида является социально-культурная реабилитация.

Культурно-досуговую деятельность молодых инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестоплас-тика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.

Одним из направлений деятельности клубов для молодых инвалидов является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», а также клубные объединения, развивающие вокальные, хореографические, театральные способности молодых инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая ра-

бота, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Примером организации фестивалей может служить фестиваль «Поверь в себя» г. Рязань, фестиваль «Ума, души и рук творение» г. Кострома.

Целью деятельности клубных объединений является формирование у молодых людей - инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, трудно-доступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физичес-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

171

ких возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

- вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

- обеспечение безопасности для туристов;

- включение в программу осмотра достопримечательностей;

- наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах загородного отдыха, молодые инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значи-

мость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов молодых инвалидов.

Таким образом, досуговая деятельность молодых инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.

Библиографический список

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.

2. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.

3. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. -М., 1997.

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.