го развития будущего профессионала-управленца, способного не только транслировать, но и создавать культурные нормы, крайне актуальна и перспективна. Именно интеграция содержания высшего профессионального образования является способом разрешения противоречия между объективно нарастающим объемом современных научных знаний и невозможностью их системного усвоения студентами в сегодняшних «классических» условиях построения учебного процесса в вузе,
при традиционных дифференцированном структурировании содержания учебных дисциплин и организации их преподавания.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей) / А. Дистервег. — М., 1995.
2. Каган, М. С. Педагогические проблемы воспроизводства российской интеллигенции / М. С. Каган // Образование и культура Северо-Запада России. — СПб., 2001.
СОДЕРЖАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Н. К. ДМИТРИЕВА,
старший преподаватель кафедры иностранных языков технических факультетов ПетрГУ, магистр ESL (английский как второй язык) nataliadmitrie @yandex.ru
В статье обсуждается проблема формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку. Академическая мобильность представлена как интегративное качество личности. Рассмотрены и обоснованы компоненты, составляющие категорию академической мобильности.
The article deals with the problem of academic mobility development of students in the process of foreign language teaching. Academic mobility is viewed as an integral dynamic character trait. Four components of the academic mobility are discussed.
Ключевые слова: академическая мобильность, системные реформы, компоненты, деятельность, мотивы, рефлексия, коммуникативная компетенция
Key words: academic mobility, systemic reforms, components, activity, motives, reflection, communicative competence
Динамичные процессы глобализации (конкуренции) и интернационализации (сотрудничества), оказывающие влияние на политическое, экономическое,
культурное и социальное развитие общества, привели к необходимости пересмотра и переоценки роли и вклада вузов в будущее человечества и, как следствие,
к системной реформе образования на всех уровнях: общеевропейском, национальном, институциональном.
Болонские реформы можно рассматривать как реакцию на мировые тенденции развития образования, как попытку создания конкурентоспособной и привлекательной системы образования. Демократизация российского общества, обусловленная, в частности, присоединением России в 2003 году к Болонскому процессу, предъявляет новые требования к выпускникам вузов, предполагающие наличие личностных и профессиональных качеств, способствующих адаптации к возрастающему многообразию изменяющихся условий в едином экономическом, политическом и образовательном пространстве.
Современное постиндустриальное общество нуждается в конкурентоспособных, активных, инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, испытывающих потребность в самообразовании и самосовершенствовании, академически мобильных личностях, владеющих одним или несколькими иностранными языками. Болон-ская декларация призывает поддерживать и повышать академическую мобильность, создавать условия для свободного перемещения студентов, преподавателей и исследователей. Академическая мобильность, с точки зрения Болонского процесса, — это свободное передвижение человеческого капитала по территории Европы, она является инструментом создания единого образовательного пространства [8]. Очевидно, что перемещение человеческого капитала по территории Европы с целью обмена интеллектуальным, социокультурным и административным опытом, создания совместных образовательных программ и исследовательских проектов невозможно осуществлять эффективно без владения иностранными языками.
Высшим учебным заведениям отводится ведущая роль в формировании личности, способной адаптироваться, преобразовывать окружающую среду и себя в соот-
ветствии с требованиями, предъявляемыми обществом компетентному специалисту. Данный социальный заказ предусматривает реформирование системы образования, разработку новых подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования, переосмысление содержания образования, внедрение новых технологий обучения, направленных на формирование интегративных качеств личности, необходимых обществу, повышение требований к выпускникам вузов.
Одним из требований к личности современного компетентного специалиста является наличие такого интегративного качества, как академическая мобильность. Однако следует отметить, что проблема формирования академической мобильности студентов вузов еще недостаточно изучена: сущность понятия «академическая мобильность», проблемы определения ее составляющих, выявления возможностей иностранного языка и педагогических технологий в ее становлении разработаны не в полной мере.
Налицо ряд противоречий, обусловленных, с одной стороны, значимостью академической мобильности как необходимого современному специалисту качества для решения задач адаптации, самоидентификации, самореализации, самообразования и преобразования себя, а с другой стороны — недостаточной разработанностью педагогических условий формирования академически мобильной личности в процессе обучения иностранному языку; необходимостью формирования академической мобильности как интегративного качества личности и недостаточным пониманием его существа и структуры; готовностью преподавателей использовать педагогические технологии с целью формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку и отсутствием у студентов необходимых
Социальный заказ предусматривает внедрение новых технологий обучения, направленных на формирование интегративных качеств личности, необходимых обществу, повышение требований к выпускникам вузов.
знаний, умений, навыков и личностных качеств, требуемых для эффективного взаимодействия в процессе обучения; интересом к изучению иностранного языка и недостаточным его использованием как средства формирования академической мобильности.
Цели данной статьи состоят в обосновании содержания понятия академической мобильности с учетом специфики преподавания иностранного языка, а также в выявлении особенностей иностранного языка как дисциплины, формирующей личностные качества, и как средства адаптации к новым культуре и условиям.
Академическая мобильность как социальное явление существует с момента возникновения первых европейских университетов. Странствующие студенты передвигались из одного высшего учебного заведения в другое в поисках знаний, недоступных в одних университетах и предлагаемых в других.
Новое понимание категория академической мобильности приобрела в связи с расширением академического пространства, стремлением европейского сообщества к созданию единого европейского образовательного и исследовательского пространства. В международных документах и правительственных соглашениях в рамках Болонского процесса академическая мобильность рассматривается «как равные возможности доступа к поставщикам и потребителям образовательных услуг, равная поддержка в развитии знаний, равные условия оценки и признания курсов обучения, равные условия труда и занятости преподавателей и исследователей, а также выпускников вузов» [1, с. 30].
Отечественные исследователи академической мобильности (В. И. Байденко, Я. М. Ерусалимский, И. Б. Касевич, Г. И. Лу-
Отечественные исследователи академической мобильности рассматривают эту категорию как инструмент интеграции российских вузов в международную среду, как процесс физического перемещения студентов, преподавателей и ученых в академическом пространстве.
кичев, А. И. Субетто, В. Н. Честохвалов и др.) рассматривают эту категорию как инструмент интеграции российских вузов в международную среду, как процесс физического перемещения студентов, преподавателей и ученых в академическом пространстве.
Ряд исследователей (Н. С. Бринев, Е. В. Шевченко и др.) определяет эту категорию как обмен интеллектуальным потенциалом, создание совместных образовательных программ и участие в совместных исследовательских проектах, как разработку модулей и курсов с европейским содержанием, объединение академических ресурсов и культурных традиций с целью создания интегрированных учебных программ и совместных степеней на всех уровнях.
Термин «мобильность» (от лат. тоЫНв) означает способность к быстрому передвижению, реагированию, оперативному принятию решений, действию, то есть имеет дуальную природу. Перемещение в академическом пространстве требует сформи-рованности определенных качеств личности, способствующих достижению целей, на которые направлено академическое устремление мобильного субъекта образования. Под академической мобильностью мы понимаем интегративное качество, представляющее собой динамическое состояние личности, характеризующее ее способность и готовность адаптироваться и изменяться в процессе образования.
Рассмотрение академической мобильности как интегративного качества личности подтверждается теорией личности К. К. Платонова. Он определяет ее как динамическую систему, развивающуюся во времени, состоящую из элементов и связей между ними при сохранении функции. Значение мобильной личности состоит в том, что она является составной движущей силой и мобильности общества, и мобильности системы образования.
В соответствии с теорией К. К. Платонова, личность можно рассматривать как единое целое, состоящее из разных ком-
понентов. В структуре академической мобильности студентов как субъектов процесса образования целесообразно выделить следующие компоненты: деятельност-ный, мотивационный, оценочно-рефлексивный и содержательный.
Деятельность — это форма связи субъекта с миром, способ существования человека в обществе. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, это форма активности, или активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира, удовлетворяя за счет этого свои потребности. Именно деятельность лежит в основе механизма формирования академической мобильности. Целенаправленная деятельность, имея активно преобразовательный характер, способствует включению человека в образовательное пространство, формированию субъект-субъекных отношений, освоению всеобщих способов деятельности, приобретению знаний, умений, навыков и развитию востребованных качеств. Необходимыми условиями успешной реализации деятельности и ее положительного влияния на личность являются активность и самостоятельность.
Побудительной силой деятельности человека выступает мотив, показывающий, ради чего осуществляется деятельность, какие при этом преследуются цели и сознательно планируются результаты. Человек, как существо социальное, в процессе образования испытывает потребности в общении (мотивация общения) и достижении успеха (мотивация успеха). Обе мотивации являются основными механизмами формирования академической мобильности как интегративного качества личности.
Потребность в общении — это мотив, направленный на снятие барьеров на пути персонализации индивида. Специфичность потребности в общении обусловлена тем, что ее удовлетворение требует участия других людей. В процессе общения между субъектами образования устанавливаются
связи и отношения, способствующие как познанию предмета, на который ориентирована деятельность, так и более глубокому осмыслению целей и способов деятельности, направленных на достижение целей, более продуктивному взаимодействию с партнерами, познанию их и осознанию себя.
Взаимодействие на иностранном языке часто вызывает сложности у субъектов образовательного процесса по ряду причин: отсутствие языковой практики, низкий уровень навыков коммуникации на иностранном языке, уровень владения иностранным языком ниже порогового уровня, неуверенность в себе, замкнутость. Преодоление, коррекция и в дальнейшем устранение влияния этих факторов (посредством их элиминации и формирования необходимых качеств) осуществляются при наличии мотивации достижения (успеха).
Отечественный исследователь В. И. Сте-панский рассматривает мотивацию достижения как одну из разновидностей мотивации деятельности [7]. Мотивация достижения (успеха) играет ведущую роль в учебной деятельности, когда знания, умения, навыки, способы действия и качественные характеристики личности постоянно оцениваются. Оценивается стремление к познанию каждого студента, в какой мере субъекты образовательного процесса принимают и исполняют предписываемые им роли, соотносят их с поставленными целями и формируют в себе качества, необходимые для успешной учебной и профессиональной деятельности. Показателями развития мотивации достижения являются показатели внешней продуктивности деятельности и удовлетворенности. Однако даже высокие результаты, подкрепленные внутренней удовлетворенностью, недостаточны для того, чтобы
Человек, как существо социальное, в процессе образования испытывает потребности в общении (мотивация общения) и достижении успеха (мотивация успеха). Обе мотивации являются основными механизмами формирования академической мобильности как ин-тегративного качества личности.
говорить об успешности. Признание результатов деятельности референтной группой выступает как еще одно условие, необходимое для укрепления внутренней удовлетворенности и подтверждения успеха как объективного результата.
Соответственно, оценочно-рефлексивный компонент академической мобильности является необходимым элементом ин-тегративной структуры личности. Студенты должны научиться оценивать своих коллег и себя, видеть достоинства, слабости и недостатки собственной деятельности и ее результатов, размышлять о способах выбора действий, направленных на решение поставленных задач. Н. Е. Важе-евская определяет размышление, самонаблюдение и самооценку как рефлексию [3, с. 23].
По мнению Е. П. Ильина, рефлексия выступает как основа и результат профессионального и личностного саморазвития. Потенциал саморазвития специалиста представляет собой синтез его устойчивой профессиональной мотивации, ориентации на достижение высоких результатов, опыта самообразовательной и само-регуляторной деятельности в процессе обучения, переживания субъектом противоречия между реальным «я» и «я» в определенной профессиональной роли [4].
Рефлексию можно рассматривать как балансирующий механизм в структуре личности человека, позволяющий ей находиться в состоянии гибкого реагирования на изменчивость макро- и микросреды, что является признаком мобильности и способствует принятию адекватных решений в проблемно-конфликтных ситуациях. Рефлексия направлена на формирование интеллектуальной мобильности личности.
Одним из условий и инструментов создания единого европейского образова-
Одним из условий и инструментов создания единого европейского образовательного и исследовательского пространства является владение академически мобильной личностью одним или несколькими иностранными языками.
тельного и исследовательского пространства является владение академически мобильной личностью одним или несколькими иностранными языками. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков.
Документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment») отражает итог начатой еще в 1971 году работы экспертов стран Совета Европы, в том числе представителей России, по систематизации подходов к преподаванию иностранного языка и стандартизации оценок уровней владения языком. Компетенции, понимаемые как требование или норма, представленные в виде знаний, умений и личностных качеств, в понятной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, самообразования и самосовершенствования; какие знания и умения ему следует освоить, чтобы успешно достичь целей.
Академически мобильная личность для осуществления различных видов мобильности (интернациональной, вертикальной, горизонтальной, виртуальной, междисциплинарной) должна владеть иностранным языком на уровне, позволяющем обучаться и развиваться в иноязычной среде. Н. Д. Гальскова отмечает, что знание иностранного языка — это дополнительный шанс сориентироваться в современном динамично развивающемся обществе [4].
Изучение иностранного языка является мощным фактором воздействия на личность. В процессе освоения иностранного языка обучающиеся знакомятся с новой культурой, ценностями, системой языка, новыми способами действия, изучают различные виды речевой и языковой деятельности для приобретения и передачи информации, выражения своих мыслей и понимания мыслей других, запечатленных
в письменных либо устных текстах. Происходит интериоризация знаний и приобретенного опыта— перевод внешней материально-чувственной деятельности во внутренний план, что является основным каналом развития личности.
Целенаправленное развитие личности и ее подструктур осуществляется в ходе осознанной, мотивированной, активной деятельности. Процесс изучения иностранного языка и овладения им является одним из видов активной познавательной деятельности, в которую вовлечены изучающие иностранный язык. Освоение иностранного языка основано на принципе сознательности (по Л. С. Выготскому, «сверху вниз»), поскольку предусматривает осознание обучающимися способов формирования мысли с помощью средств изучаемого языка, то есть нового способа выражения мыслей на неродном языке. Как утверждает И. А. Зимняя, речь — это способ формирования и формулирования мысли [5].
На занятиях по иностранному языку студенты погружены в деятельность активного характера, поскольку их постоянно побуждают к дифференцированным действиям: найти соответствующие эквиваленты, синонимы и антонимы, перевести с одного языка на другой, задать вопросы, ответить на вопросы, пересказать, составить тематический глоссарий и т. д. Поддержать мотивацию к изучению иностранного языка и общению в процессе обучения иностранному языку возможно посредством включения в содержание обучения тем и вопросов, имеющих личностную значимость и представляющих сферу профессиональных интересов.
Основная цель иноязычного образования в рамках Болонских реформ состоит в том, чтобы обеспечить в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности (далее ИКК) дальнейшее становление конкурентоспособной, мобильной личности — личности «европейского измерения». По определению Е. В. Борзо-
вой, иноязычная коммуникативная компетенция предполагает способность и готовность субъекта взаимодействовать с другими субъектами в реальных ситуациях в процессе осуществления речевой и других видов деятельности (познавательной, игровой, профессиональной, исследовательской, творческой и т. д.) посредством языка, интегрируя все компоненты личного опыта и проявляя себя как личность [2]. Формирование ИКК требует постоянного и активного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; работы с текстами различных жанров; использования информационных технологий для сбора, хранения и передачи информации; осмысления, анализа, обобщения получаемой информации, ее представления и обсуждения.
Научить творческому и динамичному использованию языка можно только в ходе активного общения на языке. Поэтому способы обучения, имеющие целью формирование ИКК, должны быть представлены инновационными педагогическими технологиями, содействующими становлению и развитию человека не только знающего, но и умеющего действовать в меняющихся ситуациях и принимать решения, способного и готового к сотрудничеству, рефлексивно-оценочной деятельности, самореализации и саморазвитию. К таким технологиям относятся: технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология развития латерального мышления, технологии балльно-рейтинговой оценки результатов обучения, технология проектной деятельности и т. д.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в процессе обучения иностранному языку, обеспечивающем формирование ИКК, происходит становление таких личностных качеств, как гибкость, динамичность, мобильность, са-
Поддержать мотивацию к изучению иностранного языка и общению в процессе обучения иностранному языку возможно посредством включения в содержание обучения тем и вопросов, имеющих личностную значимость и представляющих сферу профессиональных интересов.
мостоятельность, сознательность, целеустремленность, независимость и ответственность. Данный комплекс личностных качеств способствует адаптации личности к новизне динамично меняющихся условий. Таким образом, обучение иностранному языку можно рассматривать как средство адаптации к новой культуре и инструмент формирования общественно значимых и востребованных качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА _
Все компоненты академической мобильности (деятельностный, мотивацион-ный, оценочно-рефлексивный, содержательный), являясь составляющими интегратив-ного качества личности, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недостаточная сфор-мированность одного из указанных компонентов повлечет за собой неустойчивость личностного новообразования академической мобильности.
1. Байденко, В. И. Болонский процесс : курс лекций / В. И. Байденко. — М. : Логос, 2004.
2. Борзова, Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование в старших классах средней школы / Е. В. Борзова. — Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2009.
3. Важеевская, Н. Е. Рефлексия как элемент содержания физического образования / Н. Е. Важеевская / / Наука и школа. — 2000. — № 3.
4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. — М. : АРКТИ, 2003.
5. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. — М., 1991.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 1999.
7. Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский / / Вопросы психологии. — 1981. — № 6.
8. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of July 1999, Bologna, Italy, June 19, 1999 // URL: http://yogm.meb.gov.tr/ TheBolognaDeclaration. doc.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье рассмотрены понятие коммуникативной компетентности, развивающие возможности иностранного языка; представлены фрагменты диалоговых занятий деловым английским языком, нацеленных на повышение уровня коммуникативной компетентности студентов — будущих менеджеров — в условиях экономического вуза.
Л. В. ЛАЗАРЕВА,
старший преподаватель кафедры иностранных языков НИМБ, соискатель НГПУ lazareva_liudmila ©mail.ru