Научная статья на тему 'Технология формирования академической и производственной мобильности студентов транспортного университета'

Технология формирования академической и производственной мобильности студентов транспортного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВНЕШНИЙ КОНТУР / ВНУТРЕННИЙ КОНТУР / MOBILITY / ACADEMIC AND OCCUPATIONAL MOBILITY / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTEGRATION / TECHNOLOGY / EXTERNAL CONTOUR / INTERNAL CONTOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарикова Елена Геннадьевна, Скибицкий Эдуард Григорьевич

Рассмотрены вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке молодых специалистов в области финансов и экономики для структурных подразделений ОАО «РЖД» в условиях академической и производственной мобильности. На основе интеграции языковой и профессиональной подготовки студентов транспортного университета разработана технология формирования академической и производственной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарикова Елена Геннадьевна, Скибицкий Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMING ACADEMIC AND OCCUPATIONAL MOBILITY FOR STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES

The paperconcerns the development of the foreign language communicative competence in training young specialists in the sphere of finance and economics for structural subdivisions of “Russian Railways” under academic and occupational mobility. The technology of academic and occupational mobility is developed on the basis of the integrated language and professional training of students in transport universities.

Текст научной работы на тему «Технология формирования академической и производственной мобильности студентов транспортного университета»

УДК 378.016:802.0

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е. Г. Жарикова, Э. Г. Скибицкий

TECHNOLOGY OF FORMING ACADEMIC AND OCCUPATIONAL MOBILITY FOR STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES

E. G. Zharikova, E. G. Skibitsky

Рассмотрены вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке молодых специалистов в области финансов и экономики для структурных подразделений ОАО «РЖД» в условиях академической и производственной мобильности. На основе интеграции языковой и профессиональной подготовки студентов транспортного университета разработана технология формирования академической и производственной мобильности.

The paperconcerns the development of the foreign language communicative competence in training young specialists in the sphere of finance and economics for structural subdivisions of "Russian Railways" under academic and occupational mobility. The technology of academic and occupational mobility is developed on the basis of the integrated language and professional training of students in transport universities.

Ключевые слова: мобильность, академическая и производственная мобильность, иноязычная коммуникативная компетенция, интеграция, технология, внешний контур, внутренний контур.

Keywords: mobility, academic and occupational mobility, foreign language communicative competence, integration, technology, external contour, internal contour.

Подготовка специалистов для транспортной отрасли традиционно означала приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности. Однако такая модель формирования специалиста на сегодняшний день является недостаточной. Это только одна сторона подготовки специалиста. По данным современных исследований в области профессионального становления молодых специалистов выпускники университетов зачастую не в полной мере готовы к продуктивной профессиональной деятельности в соответствии со своей квалификацией и требованиями работодателя. Специальные знания, характеризующие овладение профессией, стали недостаточными. Сегодня подготовка будущего специалиста в транспортном университете должна учитывать новые требования общества и транспортной отрасли.

Специалист должен обладать как профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью, включающей способность работать в междисциплинарной команде, межличностные навыки, способность воспринимать межкультурные различия и работать в международном контексте [1, с. 234 - 237].

На наш взгляд, еще на стадии обучения в вузе студентам необходимо формировать определенные личностные и профессиональные качества, требуемые для применения и реализации полученных знаний в современных условиях академической и производственной мобильности, которая стала следствием процессов, происходящих в настоящее время в системе высшего образования в России. В нашем исследовании академическая и производственная мобильность непосредственно отражает связь между университетом и производством.

Термин «мобильность» в современных словарях трактуется как способность быстро и легко передвигаться, быстро ориентироваться в обстановке [2, с. 684; 3, с. 509]; способность к легкому передвижению с одной работы, территории на другую или из одного социального класса в другой [4, р. 1057] и др.

Исследователи Института международного образования Р. Бхандари и Р. Белявина отмечают, что «в последние годы происходит эволюция термина «мобильность» с более традиционного географического понятия до более широкого толкования мобильности, которая подразумевает, что не только студенты, но и вузы, и образовательные программы стали мобильными» [5, с. 14].

Определение «академической мобильности», чаще всего используемое в современных публикациях, было дано в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1995 г.: «академическая мобильность - это перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (национальное или в другой стране) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в родное учебное учреждение» [6]. Положение о важности мобильности присутствует также во многих болонских документах (Сорбонская декларация (1998 г.), Болонская декларация (1999 г.), Пражское Коммюнике (2001 г.), Берлинское Коммюнике (2003 г.), Бергенское Коммюнике (2005 г.)).

Мы разделяем точку зрения В. Н. Чистохвалова и В. М. Филиппова о том, что академическая мобильность отражает реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении, являясь неотъемлемой формой его существо-

вания в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Академическая мобильность студентов становится важным процессом личного и профессионального развития, так как они сталкиваются с необходимостью принятия решения в конкретной жизненной ситуации, что способствует развитию определенных умений и навыков:

- выбор пути взаимодействия с окружающим миром;

- способность мыслить в сравнительном аспекте;

- способность к межкультурной коммуникации;

- способность признавать недостаточность знания, что определяет мотивацию к учебе;

- способность изменять самовосприятие;

- способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте;

- знание о других культурах, изученных изнутри [7].

Под производственной мобильностью мы понимаем динамику профессионального роста, изменение профессионального статуса и роли.

Для анализа академической и производственной мобильности в своей работе мы использовали категории социально-профессиональной мобильности, приведенной в работе П. А. Сорокина [8].

При проецировании указанных в данной работе векторов социально-профессиональной мобильности на педагогический процесс, в частности на подготовку молодых специалистов для транспортной отрасли, мы придерживаемся точки зрения, что академическая и производственная мобильность имеет такие же направления развития, что и социально-профессиональная мобильность:

- горизонтальное - переход студента на более высокий образовательный уровень (например, с первого этапа обучения (программа бакалавриата) на следующий этап (программа магистратуры или программа дополнительного корпоративного образования);

- вертикальное - развитие и формирование в процессе обучения базовых, ключевых и профессиональных компетенций, развитие личностного потенциала студента, включая интерес к программам дополнительного корпоративного образования, развитие творческих способностей, формирование умений необходимых для выбора индивидуальной образовательной траектории.

В нашем исследовании под академической и производственной мобильностью мы понимаем формирование студентом собственной образовательной траектории, а именно реализацию возможности выбирать образовательные учреждения, учебные дисциплины и курсы в соответствии со своим интеллектуальным потенциалом и карьерными устремлениями в рамках предлагаемых образовательных программ.

Исходя из изложенного выше, можно предположить, что академическая и производственная мобильность характеризуется совокупностью компе-

тенций, сформированных у студентов в процессе обучения в университете по выбранной ими специальности.

На наш взгляд, к таким компетенциям относятся следующие ключевые компетенции:

— социальная компетенция;

— коммуникативная компетенция,

— когнитивная компетенция;

— социально-информационная компетенция;

— специальная компетенция.

Как показали наши исследования, важным аспектом в подготовке специалистов в области финансов и экономики становится формирование именно коммуникативной компетенции - способности к коммуникативной организации профессиональной деятельности с представителями разных профессий и культур в различных социальных и экономических условиях.

Мы рассматриваем эту компетенцию как инте-гративное понятие, включающее специальную компетенцию, т. е. проявление профессиональных качеств, персональную и когнитивную компетенции, т. е. способность к выбору эффективных действий для решения профессиональных задач, социальную икоммуникативную компетенции, т. е. достижение поставленных целей через умение общаться.

Необходимость академической и профессиональной мобильности вместе с социальной адаптацией требует от специалистов в любой профессиональной области умения найти способы и средства для выражения мыслей в соответствии с ситуациями взаимодействия, а также владения технологиями общения, поскольку для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения [9].

Для успешного осуществления межкультурного профессионального общения современному специалисту финансово-экономического профиля необходимо овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Мы считаем, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции является одним из критериев профессиональной готовности студентов и молодых специалистов к академической и производственной мобильности. Для ее формирования требуется наличие общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, опыта межкультурного общения, профессиональной культуры, коммуникативной способности и владение иностранным языком, что в комплексе представляет собой систему универсальной подготовки молодого специалиста.

Необходимость быть академически и производственно мобильными, а также социально адаптивными к происходящим изменениям требует от специалистов в области финансов и экономики не только владение технологиями общения, но и умений находить средства и способы выражения мыслей в соответствии с ситуациям взаимодействия и умения общаться на иностранном языке. Все это вместе обеспечивает успешность профессиональной деятельности и карьерный рост молодых специалистов.

Следует отметить, что к эффективной иноязычной коммуникативной деятельности между представите-

лями разных культур необходимо целенаправленно готовить. Умение общаться, адаптироваться к различным ситуациям межкультурного общения, входить в контакт с иностранными деловыми партнерами, взаимодействовать с ними, располагать их к себе и оказывать на них влияние обусловлено коммуникативными способностями и зависит от уровня владения иноязычной речью, а именно от уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции специалиста в своей профессиональной области.

В настоящее время существуют различные подходы к формированию иноязычной коммуникативной компетенции. С учетом специфики подготовки студентов в области финансов и экономики в транспортном университете и в рамках проекта «Инновационная модель подготовки специалистов финансово-экономического блока ОАО «РЖД»», реализуемого в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПСе), мы разработали технологию, которая представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (рис. 1).

Технология включает в себя два контура: внешний и внутренний.

Составляющими внешнего контура являются научные подходы, объединяющие компетентностный, контекстно-модульный, личностно-ориентированный и интегративно-развивающий подходы. Выбор научных подходов определен современными требованиями к сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников по данной специальности, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности и программой дополнительного образования в области финансов и экономики, непосредственно отражающих требования современного рынка труда к специалистам финансово-экономического блока ОАО «РЖД».

Внутренний контур состоит из целевого, содержательного, технологического, организационно-исполнительного, контрольно-оценочного и регулятив-но-коррекционного и результативного компонентов. Каждый из вышеназванных компонентов в комплексе решают задачи по расширению коммуникативного опыта студентов посредством погружения в ситуации общения, которые помогают устанавливать контакты и поддерживать дальнейшие отношения. Компоненты внутреннего контура также связаны с формированием когнитивной основы, которая включает в себя способность понимать и принимать различия между людьми в общепринятых нормах и поведенческих моделях в условиях профессиональной деятельности. При этом интеграция социокультурного, профессионально-ориентированного и коммуникативно-ориентированного блоков является содержательной особенностью данной технологии, а интерактивные коммуникации, включающие тренинги, ролевые игры и решение реальных ситуаций (Case Study) представляют собой ее технологическую составляющую.

Для оценки сформированности иноязычной коммуникативной компетенции мы приняли следующие уровни: низкий, средний и высокий. Уровень сфор-мированности данной компетенции оценивается по

таким критериям, как мотивационный (нацеленность на профессиональное совершенствование), когнитивный (знание коммуникативных тактик и стратегий) и поведенческий (владение нормами коммуникации в соответствии с ситуацией).

В качестве содержательного компонента технологии выступает специально разработанный дополнительный обучающий курс «Английский язык», интегрированный с дисциплинами специального профессионально-ориентированного цикла.

Успешность реализации предложенной технологии обеспечивается при выполнении следующих педагогических условий:

— разработка и реализация в образовательном процессе дополнительного обучающего модульного курса «Английский язык»;

— интерактивные методы обучения, в том числе проектирование интерактивных ситуаций;

— толерантность студентов в ситуациях делового общения;

— создание положительной мотивации коммуникативной деятельности.

Б

5

I £

во

ФГОС ВПО

по специальности

ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Н"

Дополнительная ( профессионально-у образовательная

1 ' 1

Требования к сформированности иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономического блока ОАО «РЖД»

Компетентностный

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Контекстно-модульный

Личностно-деятельностный

Интегративно-развивающий

КОМПОНЕНТЫ

Рис. 1. Технология формирования академической и производственной мобильности студентов транспортного университета

Интеграции языковой подготовки в целостный профессионально образовательный процесс в рамках дополнительной учебной программы по заказу Западно-Сибирской железной дороги «Инновационная модель подготовки специалистов финансово-экономического блока ОАО «РЖД»» значительно усиливает формирование личностного и профессионального потенциала будущих специалистов транспортной отрасли.

Такое построение курса обеспечивает «наложение» информативного поля профессиональной деятельности на реальную профессиональную коммуникацию. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста в условиях академической и производственной мобильно-

сти приобретает комплексный и интегративный характер.

Реализуемая в течение 5 лет в Сибирском государственном университете путей сообщения технология способствует развитию языковой коммуникативной компетенции, что является особенно актуальным для специалистов компании ОАО "РЖД", которая сегодня значительно расширяет свои деловые международные контакты, организует повышение квалификации и стажировки за рубежом, привлекает своих специалистов в научную и исследовательскую деятельность. Это обеспечивает формирование как академической, так и производственной мобильности студентов транспортного университета.

Литература

1. Китова, Е. Т. Развитие навыков межличностного общения в медицинском образовании / Е. Т. Кито-ва, И. А. Алексеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 8.

2. Самый полный иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: АСТ: Астрель. - 2008.

3. Гришина, Е. А. Новейший иллюстрированный словарь иностранных слов / Е. А. Гришина. - М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2009.

4. Longman dictionary of contemporary English / [director, Delia Summers]. - New ed. - Pearson Education Limited. - 2003.

5. Bhandari, R. Trends and Directions in Global Student Mobility / R. Bhandari, R. Belyavina // International Higher Education. - 2012. - № 66.

6. Рекомендация Совета Европы от 02 марта 1995 г. № R(95)8 "Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности". - Режим доступа: http://lexed.ru/doc.php?id=3846, свободный (дата обращения: 24.01.2014).

7. Чистохвалов, В. Н. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: учеб. пособие / В. Н. Чистохвалов, В. М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - 162 с.

8. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов [пер. с англ.]. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

9. Matyash, O. I. An Analysis of Communication Competence of Russian Professionals in Organizational Interactions: A Social Constructionist Approach to Three Problem Solving Cases in Siberian Business Organizations / O. I. Matyash // Язык и речевая деятельность. - 2001. - Т. 4. - Ч. 1. - С. 80 - 109.

Информация об авторах:

Жарикова Елена Геннадьевна - аспирант кафедры социологии, психологии и педагогики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин), старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирского государственного университета путей сообщения, iarikovalena@mail.ru.

Elena G. Zharikova - Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages, Siberian Transport University.

Скибицкий Эдуард Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, skibit@yandex.ru,

Eduard G. Skibitsky - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Philosophy, Pedagogics and Psychology, Siberian Academy of Finance and Banking.

Статья поступила в редколлегию 10.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.