Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ'

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГИБДД МВД РОССИИ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / TRAFFIC SAFETY / TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / STATE TRAFFIC INSPECTORATE / MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION / ADMINISTRATIVE JURISDICTION / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE / ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC / PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дуброва Василий Александрович

Процессы, связанные с дорожным движением, явления, сопровождающие его, и их последствия, в частности вред, которыИ несет общество от дорожно-транспортных происшествиИ, занимают важное место в общественноИ жизни и требуют глубокого научного осмысления. В статье рассматриваются дефиниции административно-юрисдикционноИ деятельности, сделан вывод о целесообразности включения в нее принудительной регулятивноИ, правоприменительной а также правонаделительноИ деятельности. Установлены признаки административно-юрисдикционноИ деятельности Госавтоинспекции, определены три вида производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: обычное, упрощенное и особое производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дуброва Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The processes associated with road traffic, the phenomena accompanying it, and their consequences, in particular, the harm that society bears from road traffic accidents, occupy an important place in public life and require deep scientific understanding. The author in the article examines the definitions of administrative and jurisdictional activity, makes a conclusion about the advisability of including compulsory, regulatory, law enforcement, and law enforcement activities in it. The signs of administrative and jurisdictional activities of the State Traffic Inspectorate have been established, three types of proceedings in cases of administrative offenses in the field of road traffic have been identified: ordinary, simplified and special proceedings.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ»

УДК 351.74 ББК 35.078

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10298

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ

Василий Александрович ДУБРОВА,

начальник отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга, подполковник полиции.

Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу

и Ленинградской области E-mail: dubrovavasiliy@gmail.com

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, административный процесс

Рецензент: А.О. Дрозд, заместитель начальника кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Процессы, связанные с дорожным движением, явления, сопровождающие его, и их последствия, в частности вред, который несет общество от дорожно-транспортных происшествий, занимают важное место в общественной жизни и требуют глубокого научного осмысления. В статье рассматриваются дефиниции административно-юрисдикционной деятельности, сделан вывод о целесообразности включения в нее принудительной, регулятивной, правоприменительной, а также правонаделительной деятельности. Установлены признаки административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции, определены три вида производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: обычное, упрощенное и особое производство.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, ГИБДД МВД России, Госавтоинспекция, меры административного принуждения, административная юрисдикция, административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД, административные правонарушения в области дорожного движения, производство по делам об административных правонарушениях

THE CONTENT OF THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vasily Alexandrovich DUBROVA,

Head of the Department of the State Traffic Safety Inspection of the Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kalininsky District of St. Petersburg, Police Lieutenant Colonel. Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad Region E-mail: dubrovavasiliy@gmail.com

Scientific specialty: 12.00.14 —Administrative law, administrative process

Reviewer: A.O. Drozd, deputy head of the department of administrative law of the St. Petersburg university of the ministry of internal affairs of Russia, police lieutenant colonel, candidate of law, associate professor

№ 5/2020

Annotation. The processes associated with road traffic, the phenomena accompanying it, and their consequences, in particular, the harm that society bears from road traffic accidents, occupy an important place in public life and require deep scientific understanding. The author in the article examines the definitions of administrative and jurisdictional activity, makes a conclusion about the advisability of including compulsory, regulatory, law enforcement, and law enforcement activities in it. The signs of administrative and jurisdictional activities of the State Traffic Inspectorate have been established, three types of proceedings in cases of administrative offenses in the field of road traffic have been identified: ordinary, simplified and special proceedings.

Key words: Traffic safety, traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia, State traffic inspectorate, measures of administrative coercion, administrative jurisdiction, administrative and jurisdictional activities of the traffic police, administrative offenses in the field of traffic, proceedings on cases of administrative offenses.

На сегодняшний день в качестве основной цели завершающего этапа административно-правовой реформы необходимо обозначить перечень условий для надлежащего функционирования всей системы государственных органов в целом. Именно поэтому как с теоретической, так и с практической стороны в процессе реализации административно-правовой реформы значительное место отводится формированию новых механизмов осуществления ад-министративно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России. Во многом это объясняется тем, что от ее эффективности в прямой зависимости находится реализация государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в целях сохранения жизни и здоровья граждан.

В целях раскрытия сущности администра-тивно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России необходимо провести анализ самой категории «административно-юрисдикци-онная деятельность», ее сущности, а также раскрыть особенности ее исторического развития.

Интересным представляется тот факт, что проблема определения понятия административ-но-юрисдикционной деятельности до сих пор не разрешена как с теоретического аспекта, так и с практического. Нет единого решения и на законодательном уровне, что приводит к массе проблем в правоприменительной практике. Так, спорными остаются вопросы, актуальные для всей административно-юрисдикционной деятельности в целом, такие как понятие, основные признаки, содержание, структура данной деятельности.

Юрисдикционная деятельность представляет собой рассмотрение, а также разрешение дел об административных правонарушениях, а также индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, которые определены нормами права, а также административными процедурами.

В основе любого административно-правового спора практически всегда лежит правовое разрешение уполномоченным органом должностным лицом, которое имеет субъективный характер. Административная юрисдикция — это некая совокупность различных административных производств, которые обладают целостностью порядка, а также имеют последовательность в своих стадиях производства.

КоАП РФ определяет три основных вида органов, которые могут рассматривать дела данной категории. К таким органам необходимо отнести: судей; коллегиальные юрисдикцион-ные органы при районных, городских органах исполнительной власти; федеральные органы исполнительной власти, а также их учреждения, различные структурные подразделения, территориальные органы с учетом объема их полномочий, задач и функций, которые на них возложены на основании российского законодательства.

Сам процесс становления административно-юрисдикционной деятельности является весьма длительным и сложным, что во многом объясняется преобразованиями, происходящими в политической, социальной, экономической жизни общества и всего российского государства в целом.

Стоит учитывать и тот факт, что админист-ративно-юрисдикционная деятельность развивалась в контексте различных исторических событий (в том числе изменялось и государственное устройство). Законодательство в данной области формировалось весьма медленно, при этом значительная часть норм имела весьма противоречивый характер.

Так, разбирательство споров имело место еще в племенах восточных славян: в компетенцию вождя входило регулирование всех возникающих правоотношений. В дальнейшем стали возникать советы старейшин, служителей культа. С появлением Киевской Руси настал процесс

№ 5/2020

объединения законов и их унификация на всей территории Русских земель. Постепенно происходило и усложнение государственного управления, что было вызвано расширением сферы управления. Все это привело к тому, что необходимо было выстроить новую законодательную базу.

В период IX—XIV вв. процесс управления Российским государством осуществлялся на основании обычаев, традиций, которые содержались в Русской Правде. В XII—XV вв. стала применяться дворцово-вотчинная система, а уже в XV—XVIII вв. на территории нашего отечества стали формироваться основы административного права централизованного государства.

В период абсолютной монархии большое распространение получило полицейское право. Все это также привело к тому, что необходимо было кодифицировать данную область правоотношений.

После Октябрьской революции 1917 г. начинает медленно оформляться советское административное право. Постепенно происходило кардинальное изменение всей административной системы: от сталинских репрессий до принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (утверждены Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. № 3145^), а также Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (утвержден Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 г.), что явилось значительным прорывом в области права.

В течение нескольких лет (60—70 гг. XX в.) такими правоведами, как А.П. Алехин, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкин, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, были разработаны учебные курсы по советскому государственному управлению. Изменение представлений относительно процессуальной части административного права способствовало тому, что были сформированы две основополагающие концепции административного процесса — юрисдикционная и управленческая. Их основа была положена в трудах Н.Г. Салищевой «Административный процесс в СССР» [б], В.Д. Сорокина «Проблемы административного процесса» [7]. Позиция Сорокина была поддержана в большей степени. Согласно управленческой концепции, административный процесс и административно-процессуальное право — это своеобразные атрибуты, с одной стороны, юрисдик-ционной, а с другой — позитивной деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти.

Постепенно происходит и теоретическое развитие различных административно-правовых институтов. Так, появляются издания, которые были посвящены вопросам прохождения государственной службы. Именно в данный исторический период обосновывается необходимость выделения такой подотрасли, как служебное право [8].

После того как была принята Конституция РФ 1993 г., а также ряд иных нормативных правовых актов, актов субъектов РФ, в науке административного права встали задачи, направленные на развитие различных областей управления и всего административного права в целом.

Можно обозначить современные направления административно-правового исследования: задачи, функции, а также принципы государственного управления; процесс становления местного самоуправления, анализ составных элементов; проблемы, связанные с деятельностью государственной власти; особенности административного процесса и административной юстиции; проблемы прохождения государственной службы.

Вопросы в сфере административно-юрисдик-ционной деятельности в последнее время поднимаются и в науке административного права, что также придает им особую значимость.

На сегодняшний день административно-юрисдикционная деятельность включает в себя различные функции (нормотворческие, регулятивные, правоохранительные). Все это позволяет говорить о некой социальной ценности админи-стративно-юрисдикционной деятельности (которая проявляется через функции). Это средство правового регулирования отношений, которые находятся под охраной органов внутренних дел (в том числе и ГИБДД МВД России) [1, с. 10].

Таким образом, по нашему мнению, административная юрисдикция - это реализуемые полномочия соответствующих государственных органов, которые направлены на регулирование общественных отношений, на оценку действий лица с позиции законности, а также правомерности, действия, направленные на разрешение возникших споров и рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершение иных юрисдикционных значимых действий.

Стоит полагать, что административно-юрис-дикционная деятельность — это административная деятельность, которая прошла достаточно длительный процесс своего формирования и развития, что было обусловлено преоб-

№ 5/2020

разованиями, происходящими в обществе и государстве. Тем не менее сегодня такую деятельность можно обозначить в качестве деятельности, связанной с рассмотрением споров о праве. Административно-юрисдикционная деятельность основана на законе, четко им регламентируется, а результатом как раз и является привлечение виновных лиц к административной ответственности.

На наш взгляд, целесообразным будет дополнение административно-юрисдикционной деятельности более объемным содержанием, что подразумевает включение в нее принудительной, регулятивной, правоприменительной, а также правонаделительной деятельности. Это необходимо в целях усовершенствования практической реализации рассматриваемой деятельности. Соответственно в широком смысле адми-нистративно-юрисдикционная деятельность — это установленная нормативными правовыми актами определенная совокупность полномочий государственных, а также муниципальных органов по урегулированию общественных отношений, а также производство оценки деятельности физических и юридических лиц с позиции их правомерности, совершение иных значимых действий.

Обеспечение безопасности дорожного движения было и остается одной из наиболее значимых областей общественной жизни. Именно ад-министративно-юрисдикционная деятельность Госавтоиспекции позволяет определить состояние общественных отношений в данной области.

Реализация властных полномочий невозможна без соответствующей нормативной базы, механизма правового регулирования, т.е. системы правовых средств, которые оказывают воздействие на общественные отношения, организуя их с учетом задач общества и государства.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России оказывает существенное содействие при реализации различных функций (правоохранительной, нормотворческой, правонаделительной). Кроме того, сюда входит разрешение различных споров, вытекающих из дел по административным правонарушениям, лицензирование.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД рассматривается а качестве деятельности, которую осуществляют должностные лица ГИБДД при рассмотрении материалов по административным правонарушениям в области дорожного движения, а также иных стандартов, которые существуют в данной сфере, а

также принимают решение по ним в порядке, установленном законом.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД включает в себя несколько составляющих, к которым необходимо отнести:

■ рассмотрение, а также разрешение дел об административных правонарушениях;

■ применение различных административных наказаний;

■ применение мер административного принуждения;

■ разрешение спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе правоприменительной деятельности.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России — это весьма трудоемкий, а также сложный процесс, который требует значительных затрат (материально-технических затрат, иных ресурсных). Сама по себе результативность правоприменительной деятельности находится в зависимости от качества правотворческой деятельности. Полнота и четкость регулирования общественных отношений способствуют минимизации возникновения возможного конфликта интересов. Именно поэтому вопросы о перспективах административно-юрисдикционной деятельности в условиях реформирования становятся часто объектом исследования. Так, например, В.В. Головко указывает на положительное влияние правотворчества и правоприменения на всю администра-тивно-юрисдикционную деятельность ГИБДД МВД России [2, с. 87].

Стоит согласиться и с позицией В.И. Майорова, который полагает, что превентивные способности административной юрисдикции в области дорожного движения до сих пор реализованы не в полной мере (так, например, законодатель по-разному определяет цели привлечения к административной ответственности, а также задачи самого административного производства) [4, с. 115].

Часть исследователей проводят разграничение административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России. Так, например, В.Е. Севрюгин и С.В. Полякова производят разделение административно-юрисдикционной деятельности на два подвида: внешнюю правоприменительную деятельность в области реализации административных полномочий и внутри-организационную деятельность, которая обеспечивает функционирование всей системы Госавтоинспекции, позволяет распределить должным образом обязанности, наделить должнос-

№ 5/2020

тных лиц соответствующей компетенцией, сформировать штатное расписание [6, с. 98].

Содержание административно-юрисдикцион-ной деятельности ГИБДД МВД России подразумевает сбор, исследование, а также оценку всей имеющейся информации и принятие решения. Интересным представляется тот факт, что ад-министративно-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России имеет ряд специфических особенностей, которые как раз и позволяют выделить данный вид деятельности в самостоятельную группу.

Одной из особенностей является тот факт, что на Госавтоинспекцию, помимо рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, возлагается также обязанность по пресечению и процессуальному оформлению таких административных правонарушений.

Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что ГИБДД МВД России может использовать в своей деятельности три вида производства по административным правонарушениям в области дорожного движения. Это является своего рода расширением полномочий. Сюда необходимо отнести:

(1) обычное производство — происходит последовательная реализация стадий производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (возбуждение дела, оформление необходимых материалов, рассмотрение дела, дальнейшее исполнение постановления);

(2) упрощенное производство — характерно наличие минимума процессуальных действий. Кроме того, наблюдается большая оперативность. Как правило, протокол об административных правонарушениях в области дорожного движения не составляется, а необходимое решение принимается компетентными в данной области должностными лицами (как правило, лицом на месте правонарушения).

Но такая процедура является исключением, а соответственно применяется при очевидности дел. Например, можно применить упрощенное производство при нарушении правил дорожного движения, когда в отношении виновного лица (как правило, водителя транспортного средства) применяется предупреждение или налагается административный штраф;

(3) особое производство — является собирательным понятием. Оно характерно в том случае, когда общий порядок производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения изменяется ввиду соответствующих указаний в отдельных федеральных нормативных правовых актах. И это также необходимо принимать во внимание в правоприменительной практике.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России представляет собой процесс рассмотрения, а также разрешения различных административно-правовых споров. Данные категории споров могут возникнуть в процессе: реализации полномочий по установлению надлежащего порядка дорожного движения; совершения разрешительно-регистрационных действий; применения мер административного пресечения, а также административного предупреждения; применение мер административной ответственности за нарушение установленных на законодательном уровне административно-правовых норм.

Все это позволяет говорить об основных признаках, особенностях административно-юрис-дикционной деятельности ГИБДД:

■ специфика порядка, а также правила рассмотрения индивидуальных дел;

■ административно-юрисдикционная деятельность может быть реализована только специально уполномоченными на то лицами (в ряде случаев может быть реализована судом);

■ должностное лицо вправе применить упрощенное административное производство, назначая наказание на месте правонарушения без составления соответствующего протокола;

■ такая деятельность является объектом регулирования как федерального законодательства, так и законодательства субъектов РФ. Часть вопросов регулируется федеральными ведомственными нормативными правовыми актами;

■ такая деятельность выявляется при реализации регистрационной, разрешительной, лицензионной деятельности, которая предусмотрена положениями законодательства, а также при проведении различных административных расследований, рассмотрении дел об административных нарушениях.

№ 5/2020

Весьма важным направлением, относящимся к административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России, является и дисциплинарное производство. Такое производство часто связывают непосредственно с юридической ответственностью самих должностных лиц Госавтоинспекции, поскольку при привлечении сотрудников ГИБДД МВД России за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей к ним возможно применение мер дисциплинарной ответственности. Такие меры предусматриваются Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377. Однако на сегодня такой вопрос в юридической литературе освещен недостаточно полно. Все это приводит к тому, что снижается значение данного правового института [3, с. 195—196].

Таким образом, можно сказать, что адми-нистративно-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России представляет собой совокупность различных процедур, которые осуществляются органом, должностными лицами с учетом функций и задач, возложенных на Госавтоинспекцию на основании действующего законодательства. Административно-юрисдик-ционная деятельность ГИБДД весьма разнообразна, охватывает различные сферы обеспечения безопасности дорожного движения.

На сегодняшний день существует необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области осуществления админист-ративно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России. Это во многом положительно ска-

жется на процессе систематизации такой деятельности, а также приведет к повышению ее эффективности.

Список литературы

1. Вельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Смолен. гуманитар. ун-т, 1995.

2. Головко В.В., Слышалов И.В. Админист-ративно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции в условиях реформирования полицейского законодательства: проблемы и перспективы // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. 2012. № 7.

3. Костенников М.В., Куракин A.B., Овчинников H.A. Актуальные проблемы науки административного права: Монография. М.: Маросейка, 2011.

4. Майоров В.И. Оценка эффективности ад-министративно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в области дорожного движения // Полицейское право. 2007. № 2.

5. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид. лит., 1964.

6. Севрюгин В.Е., Полякова С.В. О сущности административно-юрисдикционной деятельности полиции в сфере дорожного движения / / Проблемы права. 2016.

7. Сорокин ВД. Проблемы административного процесса. М.: Юрид. лит., 1968.

8. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.