ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 332.15:004.4
«Сочинская инновационная долина» — миф или реальность?
О. В. Берген
Сочинский государственный университет
Утверждается, что в условиях глубокого экономического кризиса необходимо сделать ставку на разработку и внедрение современных информационных технологий, поскольку именно они должны стать важнейшим инструментом новой инновационной политики. Рассматривается состояние отрасли в целом и перспективы ее развития. Для прогнозирования условий и возможностей создания высокотехнологичного кластера выбран российский город Сочи как регион с развитой инфраструктурой и благоприятным инвестиционным климатом.
Ключевые слова: информационные технологии; инновация; кластер; концепция стартапа.
В декабре 2014 г. в Сочи, на горнолыжном курорте Красная Поляна, прошел двухдневный форум развития региональной инновационной инфраструктуры «Экосистема инноваций», организованный ОАО РВК совместно с Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края при поддержке Министерства экономического развития и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Форум был нацелен на повышение интеграции и наращивание компетенций субъектов региональной инновационной экосистемы в рамках процесса поиска и коммерциализации инновационных технологий. Ключевая тема форума: «Стратегия развития инновационной экосистемы: на что делать ставку?» На этот вопрос попытались ответить участники форума — представители региональных органов государственной
© Берген О. В.
власти, управляющих компаний территориальных инновационных кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, вузов, региональных венчурных фондов и других субъектов инновационной инфраструктуры, а также руководители высокотехнологичных компаний и ведущие эксперты в области инновационного развития.
В современных условиях информационные технологии (ГГ) занимают ведущее положение во всех отраслях экономики. ^-отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в мире и в России. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики на внешнем рынке в основном связана с развитием инновационных технологий. Их внедрение оказывает существенное влияние на производительность труда. Темпы роста отраслей, интенсивно использующих Щ в 1,7 раза выше, чем в среднем в экономике [1].
В России 1Т-отрасль удовлетворяет потребности рынка в программном обеспечении менее чем на 25 %, что составляет около 80 % всех 1Т-услуг. За счет импорта восполняются практически все потребности внутреннего рынка в сегменте оборудования.
Несмотря на такую импортозави-симость, 1Т-отрасль в России обладает достаточным потенциалом для лидерства в период модернизации страны и формирования информационного общества. Именно 1Т-индустрия может сыграть главную роль в преодолении низкой производительности труда, которая в России в несколько раз ниже, чем в США и Западной Европе.
Более того, с учетом обширной территории и рассредоточения населения РФ, именно 1Т способны решить стратегически важные задачи управления. Слабое проникновение 1Т в государственный сектор, в хозяйствующие субъекты, низкий уровень накопления интеллектуального капитала, с одной стороны, выступают препятствием в развитии 1Т, а с другой — формируют хорошую перспективу для инвестиций государства в эти сферы.
По данным исследовательской компании РМЯ, объем российского 1Т-рынка в 2013 г. составил 711,6 млрд руб. (€16,8 млрд). На 8 % отличаются оценки объема 1Т-рынка, приведенные в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015 г. и на плановый период 2016—2017 гг., подготовленном Минэкономразвития в сентябре 2014 г. По данным этого ведомства, в 2013 г. объем рынка составил 658 млрд руб.
При базовом варианте развития экономики России, который предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний истекший период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, резкое
сокращение зарубежных инвестиций, стагнацию государственного спроса и сокращение расходов на 1Т в инфраструктурном секторе, Минэкономразвития прогнозирует к 2017 г. рост 1Т-рынка немногим более чем на 6 % по сравнению с 2013 г. до 698 млрд руб. [2].
Рост рынка обеспечивается спросом со стороны наукоемких отраслей, необходимостью импортозамещения программного обеспечения и 1Т-услуг. Наибольший вклад в рост 1Т вносят отрасли с интенсивным спросом на 1Т-продукцию — финансовые услуги, телекоммуникации и др. В числе перспективных сфер 1Т — облачная обработка данных, суперкомпьютеры, «зеленые» 1Т, электронная медицина, электронная коммерция, космическая связь, системы навигации, технологии дистанционного обучения и др. [3; 4; 5].
Будущий потенциал роста 1Т-рынка связан с более широким применением аутсорсинга в данной отрасли. На этом сегменте рынка имеются и местные лидеры, и 1Т-продукты мирового класса — в РФ успешно функционируют многие ведущие мировые компании.
Основным приоритетом социальной и экономической политики России является формирование инновационных высокотехнологичных кластеров. Данная стратегия реализуется в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [6].
Соответствующий местный закон от 29 апреля 2008 г. № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» определяет стратегические задачи реализации инвестиционной политики Краснодарского края:
— повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики посредством целенаправленного формирования территориальных кластеров;
Организационно-экономические аспекты инновационного развития
— модернизация и развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей потребности субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности;
— повышение эффективности механизмов поддержки субъектов инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности;
— снижение административных барьеров и упрощение административных процедур, характерных для инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности в Краснодарском крае;
— разработка и практическое внедрение новых, а также совершенствование используемых инструментов и методов привлечения инвестиций;
— развитие межрегионального и международного сотрудничества, формирование имиджа Краснодарского края как региона, открытого для инвестиций;
— развитие механизмов поддержки экспортно ориентированных производственных предприятий.
Стратегия предусматривает два сценария развития: базовый и форсированный. Базовый сценарий предполагает инерционное продолжение текущих тенденций. При таком развитии не произойдет взрывного роста российской 1Т-отрасли, ее размер составит к 2020 г. около 410 млрд руб., при этом доля отечественной информационно-коммуникационной продукции в общем объеме внутреннего рынка сохранится на уровне текущих показателей.
Форсированный сценарий предполагает системную государственную поддержку отрасли информационных технологий. Результатом такой политики станет рост производства отечественной продукции в данной сфере до 620 млрд руб. за счет увеличения объема продаж тиражного программного обеспечения на внутреннем рынке и роста экспорта
до 11 млрд долл. США. Показатели форсированного сценария — целевые показатели Стратегии.
Анализ сложившейся ситуации выявил некоторые тенденции, связанные с наличием в Краснодарском крае кадровой основы для развития отрасли информационных технологий. С одной стороны, в течение продолжительного периода наблюдается отток молодых 1Т-специалистов из Краснодарского края в Москву либо за рубеж, где имеется высокооплачиваемый спрос на соответствующие интеллектуальные ресурсы. Ключевым фактором при этом является наличие необходимых инфраструктурных условий, позволяющих добиваться наибольшей самореализации в работе. С другой стороны, в последние несколько лет в Краснодарском крае собираются 1Т-специалисты из других областей Российской Федерации. Они ценят комфортную природную среду и благоприятный предпринимательский климат для ведения собственного бизнеса. По результатам проведенных исследований, примерно 70 % сотрудников действующих в регионе крупных локальных компаний, разрабатывающих программные продукты, родились за пределами Краснодарского края. География приезжающих в Краснодарский край 1Т-специалистов весьма широка — от Москвы до Урала, Сибири и Сахалина.
Анализ мировой практики свидетельствует: бизнес, ориентированный на разработку инновационных решений и продуктов, эффективнее развивается не в политических либо финансовых центрах страны, а в регионах с теплым климатом, в благоприятных социальных условиях для высококвалифицированных специалистов.
Концепция создания 1Т-кластера под условным названием «Сочинская инновационная долина» (СИД) разработана инициативной группой по формированию
1Т-кластера на территории города Сочи по поручению администрации Краснодарского края, при содействии администрации города Сочи, Торгово-промышленной палаты города Сочи, Организационного комитета Всероссийского конкурса 1Т-стартапов «Море идей на берегу моря».
Концепция описывает цели и условия, а также меры по формированию 1Т-кластера СИД, которые должны быть реализованы Торгово-промышленной палатой города Сочи при поддержке государственной, краевой и муниципальной власти, а также Организационного комитета Всероссийского конкурса 1Т-стартапов «Море идей на берегу моря» и инициативной группы по формированию 1Т-кластера на территории города Сочи.
Концепция по созданию СИД предлагает комплексный подход к решению проблемы развития 1Т-отрасли на территории Краснодарского края, а также содействие миграции специалистов и 1Т-компаний на территорию края, в том числе в Сочи, в целях решения кадровых проблем в отрасли и придания нового импульса ее развитию.
Одна из ключевых задач стратегии — развитие среды, благоприятной для инноваций. Безусловные гарантии защиты прав собственности и обеспечение инвестиционного климата служат фундаментом для построения эффективной инновационной экосистемы. Только при таких базовых условиях постоянные инновации становятся неотъемлемым элементом цивилизованной конкуренции между компаниями и именно инновационные компании получают долгосрочные преимущества на рынке, а их собственники заинтересованы в результативных инновациях.
Краснодарский край, в частности город Сочи, благодаря комфортным природно-климатическим условиям
и благоприятной социальной среде, привлекает высококвалифицир ован -ных IT-специалистов.
Сегодня проект «Сколково», финансируемый за счет средств бюджета, вызывает много вопросов не только у специалистов, но и у рядовых граждан России. Действительно, руководители названной программы не в состоянии предъявить какие-либо серьезные разработки. Может быть, концепция IT-кластера «Сочинская инновационная долина» будет более успешной, а ее участники быстрее пройдут путь от идеи (замысла, мифа) к реальности?
Литература
1. Балдин К. В. Информационные технологии в менеджменте. М.: Академия, 2012. 283 с.: ил., табл. (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат) (Экономика и управление).
2. Динамика и структура рынка // РБК. Магазин исследований [Электронный ресурс] / РосБизнесКонсалтинг. Cop. 1995—2014. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/it-business/ chapter_1_1.shtml (дата обращения: 09.06.2016).
3. Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. И. Проектное управление в сфере информационных технологий. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 336 с. (Проекты, программы, портфели).
4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / СПб. гос. ун-т экономики и финансов; под ред. В. В. Трофимова. М.: Юрайт, 2012. 528 с.
5. Самуйлов К. Е., Чукарин А. В., Ярки-на Н. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфо-коммуникационной компанией. М.: Альпина Паблишер, 2009. 442 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Правительство России [электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. URL: http://govern-ment.ru/info/6217/ (дата обращения: 07.06.2016).
Берген Ольга Владимировна — ассистент кафедры социально-гуманитарных и философских дисциплин Сочинского государственного университета, промо-дирек-тор всероссийского конкурса IT-стартапов «Море идей на берегу моря». E-mail: [email protected]