Научная статья на тему '«СОЧИНЕНИЯ НЕБЛАГОМЫСЛЯЩИХ» В РУКОПИСНОМ КАТАЛОГЕ БИБЛИОТЕКИ ИРКУТСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ'

«СОЧИНЕНИЯ НЕБЛАГОМЫСЛЯЩИХ» В РУКОПИСНОМ КАТАЛОГЕ БИБЛИОТЕКИ ИРКУТСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иркутская духовная семинария / Научная библиотека Уральского государственного юридического университета / Научная библиотека Иркутского государственного университета / история знания / Питер Бёрк / «отбрасывание знания» / Irkutsk Theological Seminary / Scientific Library of the Ural State Law University / Scientific Library of Irkutsk State University / history of knowledge / Peter Burke / «rejection of knowledge»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морева Ольга Викторовна, Овчинникова Ольга Анатольевна

История Научной библиотеки Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева связана с историей книжного собрания Иркутской духовной семинарии и Иркутского университета. В каталогах духовных семинарий в XVIII – начале XIX в. существовали разделы «Сочинения неблагомыслящих писателей». Статья посвящена анализу такого раздела в Рукописном каталоге фундаментальной библиотеки Иркутской духовной семинарии, хранящемся в Российском государственном историческом архиве. По мнению Питера Бёрка, объектом изучения социологии знания должен быть не только рост, но и «сокрытие, уничтожение и особенно отбрасывание знания». Книги «неблагомыслящих», выделенные в специальный раздел, таким образом «отбросили» или «скрыли» от читателей, но не уничтожили совсем (из 19 книг, указанных в рукописном каталоге, 12 – до сих пор хранятся в фонде Научной библиотеки Иркутского государственного университета, куда вошли самые ценные издания дореволюционного Иркутска). Расшифровав краткие библиографические записи из рукописного каталога, авторы анализируют книги и высказывают предположения, почему издания были включены в этот раздел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Морева Ольга Викторовна, Овчинникова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«WORKS OF FORBIDDEN WRITERS» IN THE HANDWRITTEN CATALOG OF THE LIBRARY OF THE IRKUTSK THEOLOGICAL SEMINARY

The history of the Scientific Library of the Ural State Law University named after V.F. Yakovlev is connected with the history of the book collection of the Irkutsk Theological Seminary and Irkutsk University. In the catalogues of the libraries of theological seminaries in the XVIII – early XIX century there were sections "Works of forbidden writers". The article is devoted to the analysis of this section in the Manuscript catalog of the fundamental library of the Irkutsk Theological Seminary, stored in the Russian State Historical Archive. According to Peter Burke, the object of studying the sociology of knowledge should be not only growth, but also "hiding, destroying and especially discarding knowledge". The books of the "forbidden", allocated in a special section, were thus "discarded" or "hidden" from readers, but not destroyed at all (of the 19 books listed in the handwritten catalog, 12 are still stored in the fund of the Scientific Library of Irkutsk State University, which includes the most valuable publications of pre-revolutionary Irkutsk). Having deciphered brief bibliographic entries from the handwritten catalog, the authors answer the questions: what is the evidence of such ";rejection of knowledge"; what caused the inclusion of books in this section; why some of the author's books were included in this section, and others were not.

Текст научной работы на тему ««СОЧИНЕНИЯ НЕБЛАГОМЫСЛЯЩИХ» В РУКОПИСНОМ КАТАЛОГЕ БИБЛИОТЕКИ ИРКУТСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ»

44 ОЧИНЕНИЯ НЕБЛАГОМЫСЛЯЩИХ» В РУКОПИСНОМ КАТАЛОГЕ БИБЛИОТЕКИ ИРКУТСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

«

УДК 002(09):1

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-76-85 О.В. Морева

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Российская Федерация, e-mail: moreva.o.v@yandex.ru

О.А. Овчинникова

Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева, Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: olga-2011_11@mail.ru

Аннотация: История Научной библиотеки Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева связана с историей книжного собрания Иркутской духовной семинарии и Иркутского университета. В каталогах духовных семинарий в XVIII - начале XIX в. существовали разделы «Сочинения неблагомыслящих писателей». Статья посвящена анализу такого раздела в Рукописном каталоге фундаментальной библиотеки Иркутской духовной семинарии, хранящемся в Российском государственном историческом архиве. По мнению Питера Бёрка, объектом изучения социологии знания должен быть не только рост, но и «сокрытие, уничтожение и особенно отбрасывание знания». Книги «неблагомыслящих», выделенные в специальный раздел, таким образом «отбросили» или «скрыли» от читателей, но не уничтожили совсем (из 19 книг, указанных в рукописном каталоге, 12 - до сих пор хранятся в фонде Научной библиотеки Иркутского государственного университета, куда вошли самые ценные издания дореволюционного Иркутска). Расшифровав краткие библиографические записи из рукописного каталога, авторы анализируют книги и высказывают предположения, почему издания были включены в этот раздел.

Ключевые слова: Иркутская духовная семинария, Научная библиотека Уральского государственного юридического университета, Научная библиотека Иркутского государственного университета, история знания, Питер Бёрк, «отбрасывание знания».

Для цитирования: Морева О. В., Овчинникова О. А. «Сочинения неблагомыслящих» в рукописном каталоге библиотеки Иркутской духовной семинарии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №6 (116). С. 76-85. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-76-85

МОРЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

ОВЧИННИКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат философских наук, директор Научной библиотеки, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

MOREVA OLGA VIKTOROVNA - CSc in History, Senior Researcher, State Public Scientific Technological

Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences OVCHINNIKOVA OLGA ANATOLYEVNA - CSc in Philosophy, Director of the Scientific Library, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

© Морева О. В., Овчинникова О. А., 2023

Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Трансформация книжной культуры в социальных коммуникациях Х1Х-ХХ1 вв.», № 122041100088-9.

«WORKS OF FORBIDDEN WRITERS»

IN THE HANDWRITTEN CATALOG OF THE LIBRARY

OF THE IRKUTSK THEOLOGICAL SEMINARY

Olga V. Moreva

State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: moreva.o.v@yandex.ru

Olga A. Ovchinnikova

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Ekaterinburg, Russian Federation, e-mail: olga-2011_11@mail.ru

Abstract: The history of the Scientific Library of the Ural State Law University named after V. F. Yakovlev is connected with the history of the book collection of the Irkutsk Theological Seminary and Irkutsk University. In the catalogues of the libraries of theological seminaries in the XVIII - early XIX century there were sections "Works of forbidden writers". The article is devoted to the analysis of this section in the Manuscript catalog of the fundamental library of the Irkutsk Theological Seminary, stored in the Russian State Historical Archive. According to Peter Burke, the object of studying the sociology of knowledge should be not only growth, but also "hiding, destroying and especially discarding knowledge". The books of the "forbidden", allocated in a special section, were thus "discarded" or "hidden" from readers, but not destroyed at all (of the 19 books listed in the handwritten catalog, 12 are still stored in the fund of the Scientific Library of Irkutsk State University, which includes the most valuable publications of pre-revolutionary Irkutsk). Having deciphered brief bibliographic entries from the handwritten catalog, the authors answer the questions: what is the evidence of such "rejection of knowledge"; what caused the inclusion of books in this section; why some of the author's books were included in this section, and others were not.

Keywords: Irkutsk Theological Seminary, Scientific Library of the Ural State Law University, Scientific Library of Irkutsk State University, history of knowledge, Peter Burke, «rejection of knowledge».

For citation: Moreva O. V., Ovchinnikova O. A. «Works of forbidden writers» in the handwritten catalog of the library of the Irkutsk Theological Seminary. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vest-nik MGUKI). 2023, no. 6 (116), pp. 76-85. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-76-85

The article was prepared according to the research plan of the State Scientific Research Institute of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, the project "Transformation of book culture in social communications of the XIX-XXI centuries", No. 122041100088-9.

В 2023 году исполнилось 105 лет Уральскому государственному юридическому университету и его Научной библиотеке (НБ Ур-ГЮУ), история которой связана с книжными богатствами Сибири. Ее фонды начали формироваться при организации Иркутского

государственного университета в 1918 году, а наиболее ценная часть собрания происходит из библиотеки Иркутской духовной семинарии. В преддверии юбилейной даты мы открыли новые источники по истории вузовской библиотеки.

Источником для анализа книг «Сочинения неблагомыслящих» послужил раздел рукописного каталога Фундаментальной библиотеки Иркутской духовной семинарии, составленный в 1820-х годах - «Разряд последний. Сочинения неблагомыслящих»1. В качестве методологической рамки мы выбрали «историю знания», предложенную П. Бёрком.

В 2010 г. Питер Бёрк, британский историк, известный своими трудами по истории культуры и социологии знания2, выступая перед студентами Биркбек-колледжа, назвал свою лекцию «Потеря и приобретение: социальная история знания, 1750-2000» [23]. В ней он представил очень важный эффект, который возникает от «преднамеренных потерь, т. е. процессов: сокрытия, уничтожения и особенно отбрасывания знаний» [23]. Он привел пример из библиотечной истории XVIII века, когда «появилась идея уничтожать книги не потому, что они были еретическими или подрывными, а потому, что они были бесполезны» [23]. Он указал на Дэвида Юма (1711-1776), который в «Исследовании о человеческом разумении» (1748) предлагал сжечь книги «по богословию или школьной метафизике», так как они «не могут содержать ничего, кроме софистики и иллюзии» [22, с. 193]. П. Бёрк отмечал, что «большинство библиотекарей не зашли так далеко, как советовал Юм, но некоторые действительно предпочитают "де-присоединение" книг - недавний эвфемизм для их выбрасывания. Другие просто изгоняют то, что считают менее полезным, в отдаленные уголки библиотеки, подвалы <...> подальше от центра внимания, но еще не в мусорную корзину» [23]. По мнению П. Бёрка, эти «изгнанные» книги важно изучать, так как они свидетельствуют «об изменении приоритетов» и «долговечности идей» [23].

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 834. Оп. 3. Д. 3251. См. Рис. 1.

2 Работы П. Бёрка по социологии знания: «Социальная история знания: от Гутенберга до Дидро» (2000), «Социальная история знания II: от Энциклопедии до Ви-кипедии» (2012), «Что такое история знания» (2016).

Новый источник по истории библиотеки Иркутской духовной семинарии.

К «де-присоединенным книгам» мы относим «сочинения неблагомыслящих». Благодаря электронным каталогам Научной библиотеки Иркутского государственного университета (НБ ИГУ), Российской государственной библиотеки (РГБ) и Баварской государственной библиотеки (БГБ) нам удалось расшифровать краткие библиографические записи из каталога, кроме двух (№ 4 и 8, таблица 1).

Сведения о книгах в рукописном каталоге расположены в семи столбцах: 1) порядковый номер издания в библиотеке; 2) порядковый номер в «отделении» (или разделе); 3) имя автора; 4) формат (указаны размеры в долях листа) и название в одном столбце; далее в отдельных столбцах 5) год и 6) место издания; последний столбец 7) «переплет» содержит сведения о внешнем виде книги («в досках», «в пергамене», «в коже», «в корешке» или «в бумажке»).

Рис. 1

№ п/п Библиографическое описание Переплет

1 Alciato, Andrea (1492-1550). Andrea Alciati. Tractatus contra vitam monasticam, cui accedit sylloge epistolarum: nimirum Andr. Alciati et al. Aliorumque virorum clarissimorum... Vetera aliquot testamenta / Adjectis notis Antonius Matthaeus. Hagae: Comitum Apud Block, 1740. 4°. в коже

2 **Buddeus, Johann Franz (1667-1729). Epistola apologetica pro ecclesia Lutherana contra calumnias et obtrectationes Stephani Javorskii, Resanens et Metropolitae, ad amicVum Moscvae degentem. Jena, 1729. 4°. в корешке

3 ** Конволют. Buddeus, Johann Franz (1667-1729). Epistola apologetica pro ecclesia Lutherana contra calumnias et obtrectationes Stephani Javorskii, Resanens et Metropolitae, ad amicVum Moscvae degentem. Jena, 1729. 4°. Сплетено с 4-мя изданиями: 1 annMraT.Wolff, Christian (1679-1754). Oratio de Sinarum philosophia practica, in solemni panegyri recitata, cum in ipso Academiae Halensis natali XXVIII., d. XII. julii... 1721, fasces prorectorales successori traderet, notis uberioribus illustrata. / Ch. Wolff. Francofurti ad Moenum: apud J. B. An-dreae et H. Hort, 1729. 2 annMraT.Volder, Burcheri de (1643-1709). Burcheri De Volder Oratio De Rationis Viribus, Et Usu In Scientiis: Dicta Publice Cum Rectoris Academiae Lugd. Bat. munere abiret. A. d. VI. Idus Februarii, anni MDCXCVIII. / B. Volder. Lugduni Batavorum: apud Abrahamum Elzevier. 3 аллигат. Noodt, Gerard Noodt (1647-1725). Julius Paulus, sive de Partus Expositione et nece apud veteres, liber singularis / G. Noodt. Editio secunda, priore auctior. Lugduni Batavorum: apud Johannem vander Linden, 1710. 4. аллигат. Lommius, Joannes Henricus. Oratio De Necessitate Matheseos In Physica,: Dicta Pubice A. D. 15. Septembr. 1729: Quum Ordinariam Matheseos Professorem solenniter auspicaretur / Joannes Henricus Lommius. Bremae: apud Hermannum Jaegerum, 1729. в коже

4 Не установленное издание. Lipsia (Лейпциг), 1619. 4°. в пергамене

5 **Gengell, Georgius S. J. Admiranda Lutheri tribus exposita tractatibus. In primo exponuntur & discutiuntur aligua dicta & facta, Lutherum concementia, quae ab ejus Affectis, inter Admiranda reponi solent. In secundo expontur vere Admiranda Lutheri mendacia, atque Convicia lata in SS. Patres, Sacra Concilia, S. Moysen, & libros Scripturae Sacrae. Item Admiranda ejus superbia, & malendicentia. In tertio Tractatu demum, admirandi errores contenenti tum in Lutheri Doctrina, tum in ejusdem Doctrinae Confirmatione. tum in datis ab eo variorum Casuum Resolutionibus, exponuntur / Authore Patre Georgio Gengell, societatis Jesu Theologo. Pragae,: typis Universit. Carolo-Ferdinandeae, 1714. 4°. в корешке

6 **Brochmand, Jesper Rasmussen (1585-1652). Lychnos Logu Prophetiku, Phainon en auchmero topo: Oppositus Veritatis Pontificiae Speculo. Hoc est, Succincta, sed solida, causarum, quibus inductus Illustrissimus Dux Christianus Wilhelmus Marchio Brandenburgensis &c., a Lutherana Ecclesia defecit, & se Ecclesiae Pontificiae mancipavit, refutation: regio iussu adornata / J. R. Brochmand. Rostochi: ac Johannis Hallervordii ac Joachimi Moltkenii, bibliopol. sumptibus, 1640. 4° в пергамене

7 **Dannhauer, Johann Konrad (1603-1666). Hodomoria Spiritvs Papaei. Duodecim Phantasmatis, Academica Parrhesia ac Philalethea Detecti, ac examinati: Duodecim Phantasmatis, Academica Parrhesia ac Philalethea Detecti, ac examinati a Ioh. Conrado Dannhawero, Doctorie Et Professore Theologo In Acad. Argent. Argentorati: Spoor, 1653. 8°. в пергамене

8 Не установленное издание. H(?). Catechismus religions Reformatorum. Без года и места издания. 8°. в бумажке

9 **Вольтер, Франсуа Мари Аруэ де (1694-1778). Человек в 40 талеров. / Сочинение г. Волтера; [Перевел П. И. Богданович]. Новое изд. Санктпетербург: Печат. и прод. с 5 картинами по Невской перспективе у Аничковскаго мосту в доме г. Зубова: [Тип. Богдановича], 1792. 8°. в коже

10 **Гоббс, Томас (1588-1679). Фомы Гоббезия Начальныя основания философическия о гражданине / Переведены с латинского [Семеном Веницеевым]. Санктпетербург; Москва: [Тип. Воен. коллегии], 1776. 8°. в корешке

11 Гюэ, Пьер Даниэль (1630-1721). Г. Гуэция Историческое разсуждение о начале романов, / С прибавлением Беллегардова Разговора о том, какую можно получить пользу от чтения романов; Переведено с французскаго языка Иваном Крюковым; Иждивением Н. Новикова и Компании. Москва: Унив. тип., у Н. Новикова, 1783. 8°. в корешке

Таблица 1 (начало). Сочинения неблагомыслящих* «Works of forbidden writers»

№ п/п Библиографическое описание Переплет

12 **Voltaire, François Marie Arouet de (1763-1764). Collection complette des oeuvres de mr. de Voltaire. [s. l.]: [s. n.], 1763-1764. 8°. в корешке

13 **Voltaire, François Marie Arouet de (1763-1764). Contes de Guillaume Vadé [pseud.] et autres pièces / Par m. de Voltaire. Genève: [s. n.], 1764. 8°. в корешке

14 Voltaire, François Marie Arouet de (1763-1764). Oeuvres complètes de Voltaire. [Kehl]: Impr. de la Société littéraire-typographique, 1785. T. 61: [Recueil des lettres de m. Voltaire.] [T. 10. 1769-1771]. 1785. 8°. в бумажке

15 Von Ehesachen / D. Mart. Luth.; Item. Vom Ehebruch und weglauffen / D. J. Bugenhagen...; De arbore consanguinitatis & affinitatis, sive De gradibus. Philippi Melanthonis. Vittemberg [Wittenberg]: Durch Joseph Klug, 1540. 4°. в досках

16 **Spinoza, Benedictus de (1632-1677). Tractatus theologico-politicus: continens dissertationes aliquot, quibus ostenditur libertatem phi-losophandi non tantum salva pietate, & reipublicae pace posse concedi, sed eandem nisi cum pace reipublicae, ipsaque pietate tolli non posse / Benedictus de Spinoz. - Hamburgi: apud Henricum Kunraht, 1670. 4°. в пергамене

17 **Historia perbrevis. Aboae: Winter, 1671. 4°. Содержание: I. De ortu, progressu, et exitu Augustanœ confessionis II. De ejusdem apologia III. De articulis Smalcaldicis IV. De libro interimistico V. De formula concordiœ в корешке

18 **Штарк, Иоганн Август (1741-1816). Апология, или Защищение ордена Вольных каменьщиков. / Писанная братом**** членом Шотландской** ложи, в П**.; Перевод с немецкаго языка [И. П. Тургенева]. Печатана в Москве: В вольной типографии И. Лопухина, 1784. 8° в коже

19 Сире, Пьер Луи (1745-1798). Человек с латынью, или Судьба ученых людей,: Небывалая история / Переведена с французскаго на российской язык; Иждивением Н. Новикова и Компании. Москва: Унив. тип., у Н. Новикова, 1782. 8°. в коже

* Источник: Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 834. Оп. 3. Д. 3251. Л. 53 об. - 55 об.

** Сведения об экземпляре есть в Электронном каталоге Научной библиотеки Иркутского государственного университета.

Таблица 1 (окончание). Сочинения неблагомыслящих* «Works of forbidden writers»

В Таблице 1 мы расположили сведения о книгах в трех столбцах: номер по порядку в разделе, библиографические данные, сведения о переплете.

Анализ представленных книг начнем с внешнего вида изданий. В комментариях не нуждаются переплеты «в досках», «в пергамене», «в коже», а вот о вариантах «в корешке» и «в бумажке» скажем отдельно. В XVIII веке с расширением круга читателей появились более дешевые способы переплета - полукожаный («в корешок») и в обложке из одноцветной бумаги («в бумажку») [13, с. 153]. В Иркутском каталоге «в бумажке» две книги. Одну из них не удалось атрибутировать, так как, кроме краткого назва-

ния «Catechismus religions Reformatorum», нет указания на год и место издания (№ 8, таблица 1). Вторая книга - десятый том из французского полного собрания писем Вольтера 1785 года издания (№ 14, таблица 1). «В корешке» семь книг 1770-1780-х годов - это отдельные тома из Полного собрания сочинений Вольтера, две русские книги и трактаты на латыни (№ 2, 5, 10-13, 17, таблица 1). Вероятно, из-за недостатка средств у семинарской библиотеки книги остались без переплета («в бумажке») или были переплетены в один из дешевых вариантов («в корешке»). И. М. Полонская указывает, что «в 1780-х годах переплет одного тома в 8-ю долю листа в сафьян стоил 2 руб., в те-

лячью кожу - 30 коп., «в корешок» - 15 коп., в бумажную обложку - 5 коп. Для XVIII века это были немалые цены, если учесть, что пуд ржаной муки в 1762 г. стоил 14 коп., а в 1797 г. - 68 коп.» [13, с. 153]. Сохранность почти половины изданий (9 экземпляров из 19-ти), указанных в рукописном каталоге в разделе «Сочинения неблагомыслящих», в полукожаных переплетах или совсем без оных, может свидетельствовать о том, что эти книги были «сокрыты» (П. Бёрк) от большинства читателей либо сразу после приобретения (те, что «в бумажке»), либо предполагалось, что ими будут пользоваться, и их отдали в переплет по дешевому варианту, но позже «де-присоединили» (П. Бёрк).

От внешнего вида обратимся к количественным характеристикам. Всего в разделе каталога «Библиотека книг, не принадлежавших к духовному просвещению» было указано 119 изданий. Из них 19 (или 16%) составлял «Разряд последний» (отметим, что кроме «неблагомыслящих» в нем был раздел «Театр»3. Из 19 книг «сочинений неблагомыслящих» одна книга издана в XVI веке, шесть - в XVII-м и 12 - в XVIII-м. Среди трудов «неблагомыслящих авторов» нет изданий XIX века (время составления каталога), поэтому можно предположить, что они поступили в фонд Фундаментальной библиотеки Иркутской духовной семинарии в период ее организации, то есть после 1780 года и до 1820-х годов. Возможно, источником получения этих книг были дары (известно, что во многом благодаря дарам библиотека пополнялась [1]), а не закупки. В пользу этой версии говорит наличие владельческого конволюта, в состав которого входили сочинения 1698-1729 годов издания (№ 3, таблица 1). Но нельзя исключать и того, что книги специально приобретались, а в дальнейшем под воздействием разных обстоятельств (революционные события во Франции, цензурные ограничения, введение духовной цензуры и пр.) были помещены в раздел «неблагомыслящих».

Авторы «Сочинений неблагомыслящих»

Кто были авторы книг, указанных в этом разделе? Большей частью это философы, юристы, поэты, писатели, а также богословы и теологи, представители разных течений христианства. Так, например, Андреа Альчиати (1492-1550), итальянский юрист, один из основателей юридического гуманизма, автор многократно переиздававшегося труда по эмблематике [15], в Каталоге представлен «Трактатом против монашеской жизни» (№ 1, таблица 1). Автором «Historia perbrevis» (№ 17, таблица 1) был Йоханнес Гезелиус (1615-1690), шведский и финский церковный деятель, богослов, сторонник объединения всех протестантских исповеданий в одну церковь. В рамках воплощения этой идеи, видимо, и была издана книга, содержащая «Formula concordiae» («Формула согласия» - одна из символических книг лютеранской церкви, призванная прекратить распри, возникшие после смерти Лютера среди его сторонников [7, с. 5]).

Среди «неблагомыслящих» было популярное у русских читателей сочинение Томаса Гоббса (№ 10, таблица 1). Перевод труда английского философа-материалиста «Философских оснований учения о гражданине» был, например, в библиотеке Н. А. Демидова. После прочтения книги уральский заводчик оставил такую запись: «Хотя Сия филозофическая тонкость и дана знать, но не всякой с охотою прочтет а особливо думать можно что болшим боярам не понравится. Читано в апреле 26 числа 1776 года» [3, форзац4]. Идеи о гражданских правах, видимо, «не понравились» и тем, кто включил книгу Гоббса в последний раздел каталога иркутской библиотеки. Заметим, что в библиотеке Казанской духовной семинарии труд Т. Гоббса числился в разделе «Сочинения философов» [20, с. 253].

РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3251. Л. 53.

4 См. экземпляр из фонда Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского, электронный вариант которого доступен в Национальной электронной библиотеке по ссылке: Ьйр8://гшпеЬ. ги/са1а1од/000199_000009_02000025436/. В записи Н. А. Демидова сохранена орфография и пунктуация.

Книгу Иоганна Августа Штарка (17411816) об ордене Вольных каменщиков (№ 18, таблица 1), возможно, зачислили в «неблагомыслящие» только из-за упоминания известного масонского ордена. Известно, что в конце 1770-х гг. из-за обострений отношений России со Швецией Орден вольных каменщиков «начал вызывать высочайшие подозрения <...> начальник петербургской полиции П. В. Лопухин получил приказ проверить деятельность лож, управлявшихся князем Г. П. Гагариным и состоявших в союзе с Великой шведской ложей» [21, с. 211]. Как отмечает исследователь феномена русского масонства Д. Смит, И. А. Штарк, «преподававший в петербургской немецкой школе Св. Петра и являвшийся в прошлом видной фигурой русского и германского масонства был известен в масонских кругах России с 1760-х г.» [21, с. 109]. В 1784 г. в России труд «брата, члена Шотландской ложи», изданный на немецком языке в 1770 г., был переведен на русский и выдержал два издания [16, с. 387]. Новиковское издание (№ 11, таблица 1), предполагаем, было отнесено в раздел «неблагомыслящих» после суда над издателем и уничтожения части тиражей, изданных им книг [8, с. 338].

На первый взгляд может показаться, что популярные авторы западного мира, стоявшие у истоков протестантизма или защищавшие католицизм, автоматически «де-присоединя-лись», но это не так; более того, книги одного и того же автора могли каталогизироваться как в раздел «Сочинения неблагомыслящих писателей», так и в другие. Примером является «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви» немецкого лютеранского теолога Иоганна Франца Буддея (1667-1729), изданное в Йене в 1729 г. (№ 2 и 3, таблица 1). Это письмо - ответ Стефану Яворскому (1658-1722), митрополиту Рязанскому и Муромскому, на его сочинение «Камень веры», написанное «в опровержение протестантских теорий» [10, с. 153]. Другие труды Буддея, как прижизненные, так и переизданные после его смерти, были в библиотеках Московской (9 изданий) [17, с. 286] и Казанской духовных ака-

демий (5 изданий) [20, с. 81, 100, 248, 323, 352]; они каталогизировались в разделах «Патрология: сочинения средневековых и новейших церковных писателей», «Основное богословие: христианская апологетика», «Философия», «Системы библейской истории и истории еврейского народа» и «Древняя церковная история». В НБ УрГЮУ самое раннее издание - это тоже сочинение Буддея «Избранные права природы и народов» (Галле, 1704) [11, с. 25-26], ранее принадлежащее библиотеке Иркутской духовной семинарии (предположительно из раздела «Законоведение»). На книге сохранилась не только владельческая запись, но и многочисленные следы прочтения - подчеркивания и различные пометы на полях, т. е. семинаристы и преподаватели ее активно использовали, что вряд ли было возможно в отношении его «Апологетического письма в защиту лютеранской церкви», раз оно было отнесено к «неблагомыслящим».

Действительно, в этот раздел могли попасть не все книги автора, а какие-то отдельные его сочинения, как было с книгами Вольтера. Из полного собрания его сочинений только том с письмами за 1769-1771 гг. был отнесен к «неблагомыслящим» (№ 14, таблица 1). Возможно, других томов из этого собрания не было вовсе, но нельзя исключить и того, что письма только этого периода подверглись «изгнанию». Отметим, что из 19 изданий в разряде «неблагомыслящих» было 4 книги Вольтера (или одна пятая часть). Это три книги на французском языке (№ 12-14, таблица 1) и одна на русском (№ 9, таблица 1). В то же время в библиотеке Московской духовной семинарии было четыре книги Вольтера на русском языке [18, с. 183, 348] и десять - на французском, в том числе и те, что в Иркутске были отнесены в последний раздел Каталога (№ 12 и 14, таблица 1) [19, с. 28-29].

Нужно отметить, что интерес к сочинениям вольнодумца Вольтера среди читателей-священнослужителей был велик, что подтверждают не только каталоги семинарских библиотек, но и такие артефакты, как рукописный поэтический сборник конца XVIII - начала

XIX века, принадлежащий священнику [5]. Первыми стихами, записанными в альбом, был перевод неизвестным лицом поэмы Вольтера «Орлеанская девственница» [5, с. 238]. Примечательно, что именно этот текст антиклерикальной направленности открывает сборник. И что этот неизвестный перевод (напомним, что на русском поэма впервые была издана лишь в 1924 году [2]) выполнен «старательным и умелым стихотворцем, вполне прилично знавшим французский язык, но ... не слишком образованным, хотя какими-то сведениями об истории Франции и Столетней войне он обладал» [5, с. 238]. Еще одним подтверждением популярности французского автора среди духовенства могут служить записи из дневника, который вел екатеринбургский протоиерей Екатерининской соборной церкви Ф. Л. Карпинский (1758-1831) в 1798-1799 годах [6]. Из 47 наименований книг и сборников екатеринбургский священник прочел три книги Вольтера и две Ж.-Ж. Руссо, что, несомненно, указывает на осознанный выбор книг этих писателей, так как все другие авторы в дневнике упоминаются по одному разу.

Популярность Вольтера и Руссо среди духовного сословия может быть связана и с тем, что отрывки из их сочинений использовались для занятий со студентами французским языком. Например, митрополит Самуил Миславский (в миру - Симеон Григорьевич Миславский; 1731-1796) советовал ректору Харьковского коллегиума Лаврентию Кордету (1720-1781) выбирать для занятий со студентами те места из произведений Руссо и Вольтера, «славнейших французских сочинителей ... красноречивых, искусных и остроумных авторов», которые не содержат «предосужде-ние нашей веры и благочестия» (цит. по: [14, с. 201]). Галломании, видимо, были подвержены не только представители дворянства, но и священничество, что наглядно демонстрируют каталоги духовных семинарий, изданные в 1870-1890-х гг., и раздел «неблагомыслящих» из Иркутского рукописного каталога.

Известно, что такие разряды в каталогах духовных лиц и учебных заведений в XVIII -

первой половине XIX века были нормой. Так, И. Л. Григорьева и Н. В. Салоников указали, что в Библиотеке архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) в разряде «Неблагомыслящие писатели» было две книги на русском языке [4, с. 171].

Для окончательных выводов о составе подобных разрядов в фондах библиотек духовных семинарий нужны дальнейшие исследования и сравнительный анализ, который позволил бы определить, была ли это стандартная практика «отбрасывания» знания. Вполне возможно, формирование этой части фонда книжного собрания зависело от субъективного отношения библиотекаря, решений руководства семинарии, ситуаций, связанных с внешними обстоятельствами и т. п. Источником для подобных сравнительных изысканий могли бы послужить каталоги духовных училищ, семинарий и академий, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве в 834-м фонде - «Рукописи Синода». Согласно третьей описи там хранится 90 каталогов (дела 3240-3330) [12, с. 315-335].

Но даже в первом приближении указанные данные свидетельствуют о бытовании в Сибири масонской литературы, сочинений представителей французского Просвещения, католических и протестантских авторов XVI-XVIII веков. Это расширяет наши представления не только о развитии книжной торговли и книгораспространении в Сибири, но и «сокрытии, уничтожении и особенно отбрасывании» (П. Бёрк) идей и знаний в прошлом. Наличие подобных сочинений в библиотеке духовной семинарии демонстрирует широту интеллектуальных интересов представителей духовенства, их открытость к «иному» знанию. Идеи Просвещения, новиковские издания, полемические труды, исторические, философские и теологические сочинения западноевропейских авторов находили своих читателей в далекой провинции, о чем свидетельствуют владельческие конволюты и переплеты. Включенные в раздел «Сочинения неблагомыслящих», они могли вызывать повышенный интерес со стороны молодых преподавателей

семинарии или наиболее настойчивых студентов, были доступны для знакомства. Важно отметить, что из 19 книг, включенных в раздел Каталога «Сочинения неблагомыслящих», 12 сейчас хранятся в НБ ИГУ. Это значит, что они сохранялись в фонде семинарской библиотеки, а после ее закрытия были переданы в фонд Иркутского университета. Летописец Иркутска Н. С. Романов писал, что из закрытых Советской властью учреждений «в Ир-

кутскую губернскую публичную библиотеку в 1918-1924 гг. поступило более 35 тысяч изданий, из которых наиболее ценные направлялись в Научную библиотеку Иркутского университета» [9, с. 70-74]. Таким образом, пусть «де-присоединенные», «отброшенные», но эти книги хранились с конца XVIII века и до сих пор доступны для изучения и анализа, тем самым доказывая, что у знаний нет «срока годности».

Список литературы

1. Виноградов А. Историческая записка об Иркутской духовной семинарии // Иркутские епархиальные ведомости. 1879. № 42. Прибавления. С. 485-498.

2. Вольтер Ф. М. А. де. Орлеанская девственница: поэма в 21 песни. Москва; Ленинград: Всемирная литература, 1924. Т. 1. XLII, 183, [7] с.

3. Гоббс Т. Начальныя основания философическия о гражданине. Санкт-Петербург; Москва: [Типография Военной коллегии], 1776. [48], 188, [4] с.

4. Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Библиотека архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) // Лихудовские чтения = The Leichoudes' studies: материалы Научной конференции «Вторые Лихудовские чтения», Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2009. С. 167-191.

5. Заборов П. Р. «Сия книга грешного Степана» // Вопросы литературы. 2022. № 2. С. 238-241.

6. Карпинский Ф. Л. Дневник священника // Уральский исторический вестник. 1995. № 2. С. 114-143.

7. Книга согласия: вероисповедание и учение Лютеранской церкви / [ред. А. Комаров; пер. К. Комаров]. Санкт-Петербург: Наука, 2014. 829, [7] с.

8. Кондратьев А. И. Новиковские издания // Книга в России. 2-е изд. Москва: Государственная историческая библиотека, 2008. Ч. 1: Русская книга от начала письменности до 1800 года. С. 287-357.

9. Летопись Иркутской губернской библиотеки. Из воспоминаний Н. С. Романова 1861-1931 гг. / [авт.-сост. Ф. М. Полищук]. Иркутск: Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2008. 260 с.

10. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: ч. 1-3. Санкт-Петербург: Редакция журнала «Мир божий», 1897. Т. 2: Церковь и школа: (вера, творчество, образование). 1897. [2], VIII, 365 с.

11. Овчинникова О. А., Морева О. В. Книги XVIII в. по естественному праву из библиотеки Иркутской духовной семинарии как исторический источник // Библиосфера. 2021. № 4. С. 22-28.

12. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода / [архивариус Св. синода А. Никольский]. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1910. Т. 2, выпуск 2. С. 315-335.

13. Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. Москва: Книга, 1979. Сб. 38. С. 152-161.

14. Посохова Л. Ю. «Сад украинских наук» и его созидатели: опыт реконструкции интеллектуальных сетей второй половины XVIII - начала XIX века // Век Просвещения. Москва: Наука, 2018. Выпуск 6: Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос. С. 189-207.

15. Сахно И. М. «Ut pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2015. № 5. С. 94-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века 1725-1800: [в 3 т.] / [сост.: Е. И. Ка-цпржак и др.]. Москва: Издание Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1966. Т. 3: Р-Я: 1901-1916. 686 с.

Систематический каталог книг Библиотеки Московской духовной академии, составленный библиотекарем Московской духовной академии И. Корсунским: [выпуск 1-7]. Москва: Типография М. Н. Лаврова, 1887. Т. 2, выпуск 4: Богословие. [4], 413-752, LXXX с.

Систематический каталог книг Библиотеки Московской духовной академии, составленный библиотекарем Московской духовной академии И. Корсунским: [выпуск 1-7]. Москва: Типография М. Н. Лаврова, 1895. Т. 4, выпуск 7, первая половина: Словесность и история / сост. библиотекарем Акад. Н. Колосовым. [2], 380, LVII с.

Систематический каталог книг Библиотеки Московской духовной академии, составленный библиотекарем Московской духовной академии И. Корсунским: [выпуск 1-7]. Москва: Типография М. Н. Лаврова, 1890. Т. 3: Богословие и философия. Выпуск 6: Философия. [2], 252, XXXVIII с.

Систематический каталог книг Фундаментальной библиотеки Казанской духовной академии / [сост. библиотекарь Академии Ф. Троицкий]. Казань: Типолитография Императорского университета, 1874. 552 с.

21. Смит Д. Работа над диким камнем: масонский орден и русское общество в XVIII веке. Москва: Новое литературное обозрение, 2006. 222 с.

22. Юм Д. Исследование человеческого разумения = (An inquiry concerning human understanding). Санкт-Петербург: Издание М. В. Пирожкова, 1902. [4], 194 с.

23. Burke P. Loss and gain: the social history of knowledge, 1750-2000 // Think-Pieces. 2010. 13 дек. Theory. Culture & Society Global Pablik Life. URL: https://www.theoryculturesociety.org/blog/peter-burke-on-the-social-history-of-knowledge-1750-2000

*

Поступила в редакцию 02.10.2023

18.

19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.