УДК 294.3 (510)
ЦЫРЕНОВ Чингис Цыбикдоржиевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии, религиоведения и культурологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])
СОЧИНЕНИЕ «ТАБЛИЦА ЗАСЛУГ И ПРОСТУПКОВ» И КИТАЙСКИЙ СОЦИУМ ЭПОХИ СУН (960-1279 гг.)
Аннотация. Статья посвящена исследованию важного, но малоизученного религиозно-этического сочинения «Тайшан гань-ин пянь» [«Главы высочайшего наставника о воздействии и отклике»] и созданной на его основе «Таблицы заслуг и проступков». На основе авторского перевода и терминологического анализа сочинения предложена реконструкция его понятийного аппарата, а также выявлена смысловая специфика концепта «гань-ин» (досл. - «воздействие - отклик», «стимул - реакция») и его связь с физическими терминами «резонанс» и «индукция». В результате текстологического анализа и перевода автор установил сходство и различия исследуемого сочинения с его основным первоисточником - даосским алхимическим сочинением IVв. н.э. «Баопу-цзы» (автор - Гэ Хун, 283-343).
Ключевые слова: китайский принцип «воздействие - отклик» [«гань-ин» $&], принцип подобия [тунлэй ЙЩ «Баопу-цзы» Гэ Хун [$Ш], заслуги [гун $], проступки [И]
Средневековое китайское общество к X в. нашей эры прошло целую череду драматических событий (междоусобные войны, крестьянские восстания, распад страны, вторжения иноземных захватчиков и др.) и претерпело значительные структурные, экономические трансформации. В частности, позиции знатных кланов и конфуцианских элит эпохи Хань и Тан были сильно ослаблены социальными катаклизмами, в сунский период на исторической арене появились удачливые купцы-простолюдины. Все эти трансформационные процессы отразились и на духовной жизни и культуре средневекового китайского общества. Исконно китайские традиции конфуцианства и даосизма, а также чужеземный буддизм, пустивший корни в китайской социокультурной почве, прошли значительный путь совместного развития, борьбы и синтеза. Ярким примером и продуктом ранних форм (эпоха Сун) философского и социокультурного синтеза трех указанных религий в триединое религиозно-философское учение является небольшое по объему сочинение под названием «Тайшан гань-ин пянь» [«Главы Высшего наставника о мольбе и отклике»].
В отечественном китаеведении и буддологии это сочинение до сих пор не было предметом специального исследования и перевода. О нем кратко упоминал Е.А. Торчинов [Торчинов 1998: 190]. Однако наше знание о средневековой истории и культуре Китая будет неполным без ясного представления об истоках этого сочинения, а также о процессе культурного синтеза трех религиозно-философских учений. Изначально, в период Северной Сун, оно было создано для членов даосских сект, но позднее (в 1230 г.) южносунский император Ли-цзун, узнав о существовании этого небольшого сочинения (1 274 иероглифа), приказал распространить его в империи. (Заметим, что население Южной Сун составляло около 50 млн чел.) После этого приказа, надо полагать, правительство, выделив огромную сумму денег и увеличив тираж сочинения в сотни и даже тысячи раз против прежнего, распространяло его во всех государственных учебных заведениях всех городов и деревень.
Необходимо отметить, что история китайской ксилографии ко времени правления Ли-цзуна уже насчитывала как минимум три века (самый ранний из
сохранившихся ксилографов относится к 868 г., это было издание буддийского сочинения «Алмазная сутра»). Революция в издательском деле обусловила резкое повышение уровня грамотности в Южной Сун [Китайский этнос 1984: 115]. При династии Сун впервые были введены в оборот бумажные деньги, которые изготавливались по ксилографическому принципу. Был изобретен порох, усовершенствован компас, водяное колесо и т.д. Как отмечает А.В. Меликсетов, «все эти новшества стимулировались, прежде всего, запросами эпохи. Подобно тому как изобретение печатного станка способствовало расширению культурного горизонта и развитию искусства в Западной Европе, так и внедрение ксилографии благотворно повлияло на расширение культурного пространства Китая» [История Китая... 2002: 195].
Забегая вперед, отметим, что исследуемое сочинение считается одним из самых распространенных и знаменитых произведений старого Китая. Многие выражения из этого сочинения стали крылатыми и популярны до сих пор. В качестве примера можно привести выражение «знать о своих ошибках и не исправлять их», а также «знать о важности благодеяний, но не творить их» (^Ж^-'^ки^Щ-^^!).
Согласно китайской исторической традиции считается, что упадок династии Южной Сун начался именно при южносунском императоре Ли-цзуне. Во время правления Ли-цзуна на Севере Китая Хубилай-хан (внук Чингисхана, сын Толуя) окончательно разгромил чжурчжэньскую династию Цзинь и захватил все южно-сунские земли междуречья Хуанхэ и Янцзы. В 1279 г. последний очаг сопротивления в Южном Китае был подавлен монголами, и впервые за 300 лет Китай был собран под властью одного правителя.
Сочинение «Тайшан гань-ин нянь» основано на трех традиционных и взаимосвязанных китайских концепциях:
- концепции симпатической взаимосвязи явлений родственного класса (тун-лэй);
- концепции воздействий человека и откликов неба (гань-ин);
- концепции воздаяния (инь-го бао-ин).
1. Концепция тунлэй, по всей видимости, возникла уже в 722-479 гг. до н.э., но подробное отражение она получила в объемном сочинении «Чуньцю фаньлу» [«Обильные росы Весен и Осеней»], созданном главным идеологом ханьского конфуцианства по имени Дун Чжуншу (ок. 179-104 гг. до н.э.). В небольшой по размеру главе 57 под названием «Тунлэй сяндун» («Взаимодействие [между вещами] сходных категорий») приводится натурфилософское обоснование тезиса о закономерности взаимного притяжения вещей сходных категорий (тун-лэ^Ц) и взаимного отталкивания вещей различных категорий (и лэй#Ц). «Благие дела притягивают все вещи и события благого рода (лэй). События взаимно притягиваются по соответствующим родам и таким образом проявляются». Это можно уподобить тому, что, если одна лошадь заржет, - другая отзовется, если одна корова замычит - другая отзовется. В случае с монархами все обстоит таким же образом: «благие знамения также видны заранее, если он претворяет благо. Дурные знамения также видны заранее, если его помыслы не чисты» [Дун Чжуншу 2011: 169]. В этом фрагменте Дун Чжуншу из принципа подобия выводит теорию знамений, которую в последующей конфуцианской практике советники императора использовали как средство влияния на политику императора по какому-либо вопросу.
2. Термин «гань-ин» впервые встречается еще в добуддийский период истории китайской культуры в знаменитом «Каноне Перемен» [«Ицзин»]. Этот термин встречается в комментарии «Туань-чжуань» к гексаграмме № 31«Сянь» [Д, «Взаимодействие»]; употреблен в комментарии «Вэнь янь чжуань» [«Предание знаков и слов»] к гексаграмме № 1 Цянь [^ «Творчество»]: «Одинаковые звуки
взаимно откликаются... Вода течет к мокрому, огонь тянется к сухому. Облака следуют Дракону, ветер следует Тигру. Совершенномудрый творит, а тьма вещей примечает. Коренящееся в Небе родственно верху. Коренящееся на Земле родственно низу. Все сообразуется согласно своему роду»1.
Автор фундаментального исследования по «Книге Перемен» В.Е. Еремеев, говоря о концепции «гань-ин», отмечает: «В синологии такой тип мышления принято называть "коррелятивным". Ему имеются аналоги и в других культурах, но в случае Китая он, по сути, представляет собой не что иное, как развитие архаической познавательной деятельности, первоначально связанной с симпатической магией, в универсальную научную методологию, опирающуюся на систематизацию явлений мира согласно принципу подобия»2.
Как отмечал синолог Е.А. Торчинов, автор сочинения «Тайшан гань-ин пянь» «на даосский манер переосмысливает буддийское учение о карме, заменяя принцип "причина - следствие" традиционной китайской моделью "воздействие - отклик". Вместе с тем ее морализирующий дидактический характер и обращенность к самым широким слоям общества сигнализируют о начале нового этапа истории даосизма» [Торчинов 1998: 190].
Британский синолог и миссионер Джеймс Легг перевел термин «гань-ин» как action and retribution [Tai Shang... 1917: 235-243]. Отечественный китаевед-буддо-лог М.Е. Ермаков перевел этот термин, который вошел в название раннего сино -буддийского сочинения Ван Яньсю «Гань-ин чжуань» как «Предание об
услышанных мольбах», т.е. термин «гань» он перевел как моление, а термин «ин» - как отклик [Ван Янь-сю 1998].
Для того чтобы внести ясность в вопрос о значении термина «гань», мы составили схему, приведенную на рис. 1, в которой разграничены и объяснены два контекстных значения этого термина.
Рисунок 1. Контекстные значения термина «гань»
В «Тайшан гань-ин пянь» термин «гань-ин» использован в первом, активном значении, когда человек, по мысли автора сочинения, сознательно может повлиять на свою судьбу. В качестве примера использования второго (пассивного) значения можно привести сочинение раннесредневекового буддийского мыслителя Хуэйюаня под названием «О трояком воздаянии» («Саньбао лунь») [Цыренов 2011].
1 Еремеев В.Е. 2009. Механика. - Духовная культура Китая: энциклопедия. М.: Восточная литература. 2006-2010. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование (под ред. М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтина, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Д.Г. Главевой, С.М. Аникеевой). С. 155.
2 Там же. С. 156.
3. Третья концепция тесно связана с двумя предыдущими китайскими концепциями, а также основана на общем для буддизма, конфуцианства и даосизма пункте - идее воздаяния за добро и возмездия за зло. При этом китайский автор свел идею воздаяния и возмездия к прижизненному периоду; его не устраивает воздаяние, отложенное на следующие жизни. Судьба человека, по мысли автора, зависит от накопления им больших и малых благодеяний и злодеяний, причем сюда входят и мысли, и слова, и дела.
В структурном плане «Тайшан гань-ин пянь» состоит из краткого введения, списка благих деяний (24 пункта), списка дурных деяний (161 пункт) и заключения. Известно, что изучаемое сочинение было популярно в разного рода сектах средневекового Китая вплоть до начала ХХ в. Так, влиятельная консервативная монархическая секта Туншаньшэ («Общество единения в добре», со-
зданная в начале XX в. и до сих пор существующая на Тайване, включила сочинение «Тайшан гань-ин пянь» в свою этическую доктрину [Тертицкий 2000: 261, 277].
Основные понятия и термины «Тайшан гань-ин пянь» можно представить следующим образом. Главные акторы китайской традиционной картины мира - это Небо и Человек. Под Небом подразумеваются духи созвездий Северного Ковша и Южного Ковша (Бэйдоу шэнь и Наньдоушэнь соответственно)
как наивысшей инстанции для поднебесного мира. Под Человеком подразумевается прежде всего правитель, император, Сын Неба как земной вершитель людских судеб, который творит благие/неблагие деяния, а эти деяния, в свою очередь, являются сигналами-стимулами для благих и неблагих откликов-реакций Неба. Механизм и характер этих реакций основан на онтологизированных принципах подобия и резонанса сходных вещей и явлений: подобное привлекает подобное, т.е. благие деяния притягивают благие реакции, а дурные деяния -дурные реакции.
Благие реакции представлены двумя уровнями: 1) за накопление 300 благодеяний полагается достижение состояния земной святости (дисяньЙЛЖ); 2) за накопление 1 200 благодеяний полагается достижение состояния небесной святости (тяньсянь^#). Что касается дурных реакций, то они представлены в виде сокращения срока жизни человека: 1) за большой проступок - вычет 12 лет; 2) за малый проступок - вычет 100 дней.
Этот количественный аспект «Тайшан гань-ин пянь» берет свое начало в древ-недаосском трактате «Баопу-цзы» (о котором подобнее будет сказано ниже), где указано, что в процессе накопления указанных нормативов благодеяний нельзя допускать ни малейшего проступка, в противном случае нужно будет начинать сначала. В прагматичном сунском обществе, проникнутом духом коммерции и точного финансового расчета, простой и понятный арифметический принцип нашел свое яркое воплощение в «Тайшан гань-ин пянь» и получил горячий отклик в среде простолюдинов. В исследуемом сочинении нет ни слова об алхимии и эликсирах вечной жизни. Долголетие и благополучие каждого человека зависит только от баланса его благих и дурных деяний. Проявляться эти реакции могут либо в виде благих или дурных природных знамений, либо в виде общественного уважения, признания, удачи в делах и т.д.
Таким образом, в сочинении «Тайшан гань-ин пянь» показана своеобразная схема процесса психоинформационного обмена между человеческим сознанием и Небом, которое представлено духами созвездий. В сочинении подробно раскрыт смысл главных этических понятий добра и зла на конкретных перечнях благих и дурных дел.
«Тайшан гань-ин пянь» было во многом основано на выдержках из двух глав сочинения знаменитого даоса Гэ Хуна (283-343 гг. н.э.) под названием «Баопу-цзы»
(17 иероглифов из гл. 3 «Дуйсу» и около 680 иероглифов из гл. 6 Вэйчжи»). Первыми на это обстоятельство указали китайские филологи периода династии Цин (16441911) Хуэй Дун (1697-1758) и Юй Юэ (1821-1906). Поэтому нельзя квалифицировать этот текст как полностью самостоятельное произведение. Необходимо отметить, что сочинение Гэ Хуна появилось во времена Троецарствия, когда книги (свитки) были очень дороги и поэтому были достоянием узкого круга высших образованных слоев позднего древнекитайского общества (чиновные и аристократические кланы). Но после изобретения и развития техники ксилографирова-ния (У-Х1 вв.) древние сочинения (в т.ч. и трактат «Баопу-цзы») стали доступны для более широкого круга читателей. Иными словами, фрагменты «Баопу-цзы» в дополненной версии получили второе рождение в средневековом сунском сочинении «Тайшан гань-ин пянь». Говоря о количественном аспекте изучаемого сочинения, необходимо сказать, что оно содержит 1 200 с лишним иероглифов, из них чуть больше 700 иероглифов взяты из двух глав трактата «Баопу-цзы», т.е. около 58% всего объема «Тайшан гань-ин пянь».
Для выявления сходства и различий между двумя упомянутыми сочинениями мы провели сравнительный анализ структуры и содержания обоих сочинений и выявили 5 пунктов отличий сочинения «Тайшан гань-ин пянь» от глав 3 и 6 «Баопу-цзы».
1. Автор-составитель «Тайшан гань-ин пянь» добавил строки про трех духов созвездия Белой Медведицы, которые следили за всеми поступками людей.
2. В «Тайшан гань-ин пянь» в перечень греховных поступков добавлен пункт об абортах, который, видимо, был частым явлением в сунском Китае из-за большой рождаемости.
3. Гэ Хун и составитель «Тайшан гань-ин пянь» использовали термины, которые обозначают периоды времени, вычитаемые за большие и малые греховные проступки - «цзи» и «суань» соответственно. Но при этом содержание обоих терминов различно в этих сочинениях.
4. В этих двух сочинениях есть два различия в вопросе о числе благих дел, необходимом для достижения небесной святости. В исследуемом сочинении оно возросло с 1 200 в «Баопу-цзы» до 1 300. Но при этом в «Тайшан гань-ин пянь» не вошло примечание о сведении всех дел на нет при мельчайшем проступке, даже если человек уже совершил 1 199 благих дел.
5. В «Тайшан гань-ин пянь» есть важный тезис, который в явном виде не встречается у Гэ Хуна в «Баопу-цзы»: «У всякого человека есть проступки». Отсюда можно сделать вывод, что, по мысли автора-составителя «Тайшан гань-ин пянь», идеальных совершенномудрых людей нет.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что китайское раннесредневеко-вое сочинение «Тайшан гань-ин пянь», будучи интереснейшим продуктом ранних форм синтеза трех религиозно-философских учений (конфуцианства, даосизма и буддизма), сыграло значительную роль в эволюции менталитета китайской нации и оказало значительное влияние на формирование традиционных морально-этических норм китайского общества. В этом произведении нашел свое отражение особый дух китайского прагматизма во всех сферах жизни, который был особенно характерен для сунской эпохи, когда на первый план выходит не наследственный аристократ, а активный и предприимчивый простолюдин. Для решения вопросов, связанных с социокультурными факторами, повлиявшими на содержание изучаемого трактата, необходимо продолжить историко-философские и филологические исследования в этом направлении.
Список литературы
Ван Янь-сю. 1998. Предания об услышанных мольбах [Гань ин чжуань] (пер. с кит., вступ. статья и примеч. М.Е. Ермакова). СПб: Центр «Петербургское Востоковедение». 368 с.
История Китая (под ред. А.В. Меликсетова). 2-е изд., испр. и доп. 2002. М.: МГУ; Высшая школа. 736 с.
Китайский этнос в средние века (VII—XIII вв.) (под ред. М.В. Крюкова, В.В. Малявина, М.В. Софронова). 1984. М.: Наука. 336 с.
Тертицкий К.М. 2000. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Восточная литература, РАН. 415 с.
Торчинов Е.А. 1998. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. 2-е изд., доп. СПб: Лань. 448 с.
Цыренов Ч.Ц. 2011. Концепция воздаяния в сочинении Хуэйюаня «Саньбаолунь». — Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия. № 4. С. 17-20.
Дун Чжуншу. 2011. Гл. 57. Тунлэй сяндун. - Чуньцю фаньлу. Пекин: Чжунхуа шуцзюй. 237 с.
Tai Shang Kan Ying Phien (A.D. 1000). 1917. - Medieval China (Sacred Books and Early Literature of the East). Vol. 12 (transl. by Legge; ed. under direction of C.F. Horne). P. 235-243. URL: https://archive.org/stream/sacredbooksearly12hornuoft#page/234/ mode/2up accessed 06.11.2017).
TSYRENOV Chingis Tsybikdorzhievich, Cand.Sci. (Hist.), Research Fellow of the Department of Philosophy, Religion Studies and Culturology, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (6SakhjyanovojSt, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia; [email protected]
ESSAY «TABLE OF MERITS AND FAULTS»
AND CHINESE SOCIETY OF SUNG PERIOD (960-1279)
Abstract. The article describes the contents and history of the creation, distribution and research of well-known in old China, but poorly studied in Russian and world Sinology the religious and ethical treatise «Taishang gan-ying pian» [«The Chapters of the Highest on Action and Response»]. As a result of the textual analysis and translation of the treatise the author establishes similarities and differences between the test works with its main source - the Taoist alchemical writing «Baopu-zi» written by Ge Hong (283-343 AD).
Keywords: Chinese principle of gan-ying [«impact - response» $ It], «Baopu-zi» ^ft-?» (Ge Hong 284/283363/343 AD), merits [$], dismerits [it]