УДК 373.1
\
СОЧИНЕНИЕ АВТОРСКИХ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕКСТОВ КАК МЕТОД ПОМОЩИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Бессараб Елена Леонидовна,
аспирант Московского государственного областного университета, Московская область Мазниченко Марина Александровна,
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи
АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ РОССИЙСКИХ ШКОЛ ЯВЛЯЕТСЯ СТАРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. ЗАЧАСТУЮ НАЧИНАЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ УХОДЯТ ИЗ ШКОЛЫ ПОСЛЕ НЕКОТОРОГО ПЕРИОДА РАБОТЫ ПО ПРИЧИНЕ НЕГОТОВНОСТИ К РЕШЕНИЮ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ НЕ ТОЛЬКО МЕТОДИЧЕСКОГО, НО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОБОЙ И РЕЗУЛЬТАТАМИ РАБОТЫ, РАЗОЧАРОВАНИЕ В ПРОФЕССИИ, БОЯЗНЬ АТТЕСТАЦИИ И ПРОВЕРОК, ПРОБЛЕМЫ С НАЛАЖИВАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В КЛАССЕ И КОНТАКТОВ С «ТРУДНЫМИ» УЧЕНИКАМИ). В СТАТЬЕ ОПИСАН НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ, ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ - СОЧИНЕНИЕ АВТОРСКИХ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕКСТОВ. ПРИВЕДЕНЫ МЕТОДИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ «КОНСТРУКТОР СКАЗОК» И АЛГОРИТМ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ; ДАНЫ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ СКАЗОК КАК СРЕДСТВА САМОПОМОЩИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ.
• профессиональная адаптация • молодой учитель • методика самопомощи • авторские рефлексивные тексты • методика «<Конструктор сказок»
Актуальная проблема российских школ — нехватка молодых учителей при высокой доле педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, доля молодых учителей в последние годы почти не растёт и колеблется в пределах 11-13% всего педагогического сообщества [3].
Зачастую директора и завучи школ сталкиваются с проблемой ухода начинающих педагогов из школы после некоторого периода работы. И связано это не только с недостаточной заработной платой и психологически сложными условиями труда, но и с тем, что выпускники вузов зачастую не готовы справиться с возникающими у них в период адаптации к работе в школе проблемами. И чаще всего проблемы эти не методического, а психологического характера. Понятно, что коллектив школы оказывает молодым педагогам разные виды помощи и поддержки: наставничество опытных учителей, помощь и консультации методическо-
го объединения, посещение и анализ уроков завучем, консультации психолога и социального педагога. Но, к сожалению, чаще всего они дают начинающему учителю методические рекомендации наподобие «делай как я» или «это неправильно», «вот тут ошибка, дисциплины никакой» и т.д. А что с этим делать учителю? Здесь нужно обратиться к народной мудрости «помоги себе сам» и запустить процесс педагогической саморефлексии. Но молодые учителя зачастую не владеют навыками самопомощи. Одним из инструментов психологической самопомощи для молодого педагога могут стать сказки, применение которых сначала с помощью школьного психолога, а потом самостоятельно может помочь решить ряд актуальных проблем начинающего учителя.
Русская народная пословица подсказывает: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок...». Потенциал сказок в выявлении и решении психологических проблем, в том числе проблем педагогов,
обнаружен давно. Существует и развивается направление психотерапии «сказкотера-пия». М.М. Елфимова изучала особенности педагогического взаимодействия посредством анализа сочинённых учителями сказок о школе, что позволило исследователю выявить типичные мифологические сюжеты педагогического взаимодействия, не всегда продуктивно влияющие на его результат:
• «Мир мне должен» — учитель манипулирует учениками: «почувствуйте, как вам будет плохо без меня»;
• «Удачливый победитель»: в сюжете сказок прослеживается достижение успеха, славы за счёт неожиданного везения или открытия, сделанного благодаря ловкости и таланту («Знание — сила», «Мастер», «Злая волшебница», «Поиск чудесного педагогического средства (рецепта)». Главное желание педагога — стать максимально сильным, компетентным и могущественным, доказать свою ценность «мужественными» и сложными действиями, использовать силу для того, чтобы усовершенствовать мир;
• «Избегание одиночества»: герой/героиня (а ею является учитель) стремится избежать одиночества, найти своё место под солнцем («Грустная красавица»). Окружающий мир в таких сказках достаточно опасен, поэтому оставаться одной очень не хочется. Успех — это избегание одиночества и нахождение своей пары, друзей;
• «Уникальность личного мира» («собственная избранность», отрицание возможности других миров). Основными характеристиками мифологического сюжета здесь являются центрация на себе, сохранение традиций («Добрая красавица», «Славное королевство», «Страна дарований»). В текстах сказок учителей представлены образы-символы «царство», «ключ», «глина», «лестница», «сад», «замок». Школа в представлении авторов сказок этой группы олицетворяет собой мощь, силу, власть, избранность. Факт возвращения в родную школу — гарантия родительской опеки, возможно сти наследования, незыблемости традиций, аристократического консерватизма;
• «Мир враждебен»: ощущение учителем собственной никчёмности, несостоятельности. Герой, погружаясь постепенно в депрессию, авантюру, подводит себя к гибели [1].
Для корректировки выявленных мифологических сюжетов автор предлагает использовать в работе с учителями мифокоммуни-кационный тренинг.
О.В. Защиринская по результатам своей работы в качестве психолога-консультанта составила сборник «111 баек для педагогов» [2], в который вошли сказки, истории, юмористические стихи. Они тематически сгруппированы: «О семейном воспитании», «Из детского сада», «О школе». После каждой «байки» приводится краткий психологический комментарий автора. По мнению О.В. Защиринской, чтение и анализ таких «баек» помогут учителям улучшить своё психологическое состояние, совершенствовать педагогическое мастерство. «Байки» — это лёгкая форма подачи учителю серьёзного материала, касающегося психологии воспитания. Приведём пример одной из таких баек — «Физрук сказал: "Банзай"».
«Школа, спортзал. В углу стоит стол для пинг-понга. На перемене четыре старшеклассницы просятся поиграть. Учитель физкультуры готовится к занятиям со второклашками и вежливо посылает девушек подальше. Те не уступают, уверенные в своей неотразимости: шпильки, короткие юбочки и по полкило макияжа. Тогда физрук просто отворачивается, строит второклашек и ... звучит громкая команда:
— Равняйсь! Смирно! Ну что, будем больших девочек щекотать?
— Да! — обрадовались детишки.
— Банзай! — скомандовал физрук.
Осчастливленные дети накинулись на визжащих старшеклассниц. В этот день был установлен рекорд по бегу на шпильках в закрытом помещении» [2].
Хотя О.В. Защиринская подаёт эту историю как иллюстрацию возможности укреплять здоровье детей в разных школьных ситуациях, мы считаем, что данная «байка» показывает следующее: там, где начинающему учителю не хватает компетентности или авторитетности, может помочь юмор.
И ещё одна байка — «Урок инквизиции».
«На уроке физкультуры 8-й «Г» прыгал через спортивный снаряд с романтическим
Внедрение и пршшш
названием «козёл». Разбегаешься, отталкиваешься, опора на руки, прыжок и. перелетает с красивым приземлением. Несложно. Среди учеников периодически попадаются хрупкие, низкорослые девочки. Они добегают до «козла», прыгают и садятся на него верхом. Учитель физкультуры решил одну такую школьницу вывести на «олимпийский уровень»:
— Рост — не помеха. Я научу тебя перелетать через снаряд, — оптимистично заявил физрук испуганной девочке.
Ученица не верила, что когда-нибудь сможет совершить гигантский прыжок. «Козёл» был слишком высокий. Да и страшно. Однако выбора не было. Пришлось довериться учителю.
Разбег, прыжок — и миниатюрная девочка-подросток сбивает своим телом снаряд и падает вместе с ним. От грохота вздрогнули все одноклассники. Зрелище было неприятным. Окончательно перепуганная ученица отказалась продолжать попытки взлететь над спортивным снарядом.
— У тебя нет освобождения от физкультуры. Должна сдавать все нормы! Я помогу, подстрахую. Прыгай!
В прыжке физрук поймал руку девочки и начал перебрасывать её через «козла». Раздался хруст. Старательный учитель сломал ученице безымянный палец.
На другой день в кабинет директора школы пришли родители травмированного ребёнка. Они потребовали наказать учителя-инквизитора. Оказалось, что у девочки фобия высоты. Страх парализовал все её попытки выполнить установленный норматив» [2].
Эта «байка» может использоваться как средство решения проблемы учителя, связанной с недостаточной наблюдательностью, что свидетельствует о недостатке профессионализма. Она побуждает учителя к внимательному отношению к ученикам, их индивидуальным особенностям.
Таким образом, в психологии разработаны: • методики использования сказок как средства диагностики психологических проблем учителя;
• методики использования сочинённых психологом сказок и историй для решения таких проблем.
Мы предлагаем начинающему учителю самому сочинять сказки с целью решения своих профессиональных проблем, используя технологию «Конструктор сказок». Она позволяет педагогу проанализировать существующие проблемы, взглянуть на них по-новому и превратить проблему в задачу для себя.
Проблемы, которые учитель может решить посредством сочинения сказок, можно объединить в три группы:
1) проблемы, связанные с недостаточным профессионализмом: неспособность наладить дисциплину на уроке (трудности с дисциплиной в конкретном классе или с конкретным учеником), сформировать ученический коллектив, организовать конкретный вид деятельности детей на уроке, сформировать учебную мотивацию, подобрать метод, позволяющий ученику с особыми образовательными потребностями овладеть учебным материалом и т.д.;
2) личные психологические проблемы учителя: неудовлетворённость выбором профессии, результатами своей педагогической деятельности, собой как учителем, неумение завоевать авторитет среди детей, наладить дисциплину, неумение совмещать профессиональную деятельность с личными, семейными функциями; барьеры, страхи, мифы, фобии как результат психотравмирующей ситуации, пережитой в детстве или в профессиональной деятельности, и т.д.;
3) проблемы во взаимодействии с конкретным учеником: психологическое неприятие, агрессивность, трудности в установлении контакта и др.
Опишем алгоритм конструирования сказки для решения проблемы учителя.
Шаг 1. Первое, что необходимо сделать, это обозначить проблему. Например, начинающего педагога расстраивает, что ученик Вася Петров не выполняет домашние задания, не слушает учителя и нарушает дисциплину на уроке. Теоретически молодой педагог знает, что с этим делать. Много всего
важного написано в учебниках педагогики и про создание «ситуации успеха», и про «зону ближайшего развития», и про интерактивные, игровые методы обучения. Например, самому быть высоко замотивиро-ванным, заинтересованным в уроке, демонстрировать успешность. Допустим, молодой учитель перепробовал применить всё, чему его учили, но только как ни старался, не добился положительного результата: ученик Петров по-прежнему не выполняет домашние задания и не хочет решать задачи на уроках физики. Проблема в данном случае может быть обозначена начинающим учителем так: «Меня очень расстраивает, что Вася Петров не учит материал, приходит на мои уроки неподготовленным и нарушает дисциплину».
Шаг 2. Выявление причин возникновения проблемы (почему она возникла). На этом этапе важно, чтобы начинающий учитель задал «наводящие» вопросы самому себе. Для этого он может использовать приём «Пять "почему"». Этот инструмент поможет определить основную причину возникновения проблемы и «отсеять» ошибочные предположения. Учитель записывает на листе первый вопрос, начинающийся со слова «почему», затем отвечает на него. Можно устно, но лучше записать ответ. Вторым шагом перефразирует ответ и записывает его в форме второго вопроса, также начинающегося со слова «почему» Эта процедура повторяется, пока не получится пять вопросов «почему» и ответов на них (см. табл.).
Шаг 3. Выделить всех значимых участников проблемы, а затем описать в сказке шаблон поведения каждого из них. Участниками проблемы будут люди, которые имеют отношение к ситуации и к её разрешению. В нашем случае это ученик, который не занимается на уроке, учитель-предметник, который не знает, что делать в такой ситуации, потому что он должен работать не только с Петровым, но и со всеми другими учениками класса, и администрация школы, которая беспокоится не только о всех детях, но и о репутации школы. В сказке участников проблемы может быть больше или меньше, чем в реальности.
Шаг 4. Чётко формулируем, что мы имеем и что хотим получить, т.е. проблему переводим в задачу. В случае с Петровым мы имеем расстроенного учителя из-за незамо-тивированного, не готовящегося к урокам ученика, который к тому же нарушает дисциплину, а хотим, чтобы учитель успокоился и с удовольствием входил в класс, где у всех детей «горят глаза», они интересуются физикой, максимально погружаются в предмет, изучают дополнительный материал, проявляют активность на уроках. Таким образом, мы имеем противоречие между тем, что есть, и тем, что нужно получить.
Шаг 5. Вспоминаем, кто и как пытался решить выявленную проблему. Например, на уроки к начинающему специалисту приходил руководитель методического объединения, который проводил анализ уроков, давал методические рекомендации по принципу
Приём «Пять "почему"»
Я очень расстраиваюсь от того, что Петров Вася не учит материал, приходит на мои уроки неподготовленным и нарушает дисциплину
Почему меня это расстраивает? Потому, что он начинает шуметь и мешать остальным, и я не могу вести урок
Почему он начинает шуметь? Он не вовлечён в работу, не видит в ней смысла
Почему не вовлечён в работу? Потому, что ему неинтересно
Почему ученику неинтересно? Он решил, что этот предмет ему не понадобится для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз
Почему вдруг у него возникло такое решение? Наверное, он с кем-то поговорил. Может быть, с родителями, которые обеспокоены его будущим. И теперь Вася слишком «узко» воспринимает учебный процесс, предметы делит на «нужные» и «ненужные» для поступления в вуз
Возможный вывод Мне нужно расширить грани учебного процесса для Васи, показать на примере, что он учится в школе и изучает физику не только для того, чтобы потом поступить в вуз
Внедрение и нрпмш
«делай как я». На одном из уроков, когда Вася особенно «разошёлся», кукарекал и ездил на стуле по классу, учителю пришлось позвать завуча. Завуч провела беседу с Петровым, но это не помогло.
Шаг 6. Придумать историю, в которой герой сталкивается с такой же проблемой, пытается её решить и терпит неудачу, пробует новое решение и добивается успеха. Теперь учитель может проанализировать успешное решение сказочного героя и перенести его в свою школьную реальность, чтобы справиться с мучающей его проблемой.
Таким образом, сложная ситуация перемещается в сказку, в которой «всё можно» и герой которой преодолевает все трудности.
Вот какая сказка может получиться для решения проблемы с не мотивированным на изучение физики Петровым Васей.
Жил-был в маленьком городке Плотник. Он мечтал создать для жителей города красивый корабль, на котором бы все могли путешествовать по миру. Однажды он пришёл в свою мастерскую, а его любимые инструменты перестали заниматься своими прямыми обязанностями. Молоток возомнил себя пилой и «<распиливал» верстак, на котором так любил трудиться Плотник. А Лобзик прикинулся кисточкой и опрокинул целую банку краски. Опилки (кто бы мог подумать!) вообще заявили, что они подруги ветра, и принялись летать по всей мастерской, изображая лёгкий бриз.
Задумался Плотник: его инструменты не хотят заниматься делом, а он мечтал вместе с ними построить большой красивый корабль для всех жителей города. Что же делать?
Отчаялся наш Плотник, стал звать на помощь большого и сильного, более опытного Столяра. А тот ему предложил:
— Пристегни их всех на цепи или придумай кармашки-отсеки, в которых бы они сидели, пока тебе не понадобятся. Я всегда так делаю.
Плотник засомневался:
— А точно получится? Это поможет?
— Если не исправятся, то можно будет перейти в другую мастерскую, а с этими пусть подмастерья мучаются.
Попробовал Плотник приковать инструменты на длинные цепи, но это не помогло! Стали инструменты летать по мастерской, и цепи все перепутались, стало ещё хуже.
Однажды вечером Плотник задержался в мастерской, посмотрел на свои инструменты и говорит:
— Чего же вы хотите, дорогие мои? Не стану я вас больше на цепь сажать и в карманы прятать, лучше давайте поговорим о мечте. Вот ты, Лобзик, о чём мечтаешь?
— Я слышал, — отвечает Лобзик, — что есть где-то место, в котором все лобзики могут посоревноваться друг с другом в филигранности полёта и умении вырезать красивый цветок. Только как туда попасть, я не знаю...
— А я, — воскликнула Пила, — очень хочу принести пользу всем городским ребятишкам и напилить заготовки для того, чтобы им потом красивые яркие игрушки сделали. Только как я ни стараюсь, я больше четырёх штук сделать не могу. Наверное, надо секрет какой-то знать, чтобы это получилось.
— Не знаю, как вы, а я вообще считаю, что мне в вашей мастерской не место! Я хочу жить и трудиться в красивом замке, где у каждого инструмента фирменный логотип отмечен, — добавил Молоток.
— Очень хорошо, что мы поговорили, — сказал Плотник. — Это важно, когда те, кто рядом, знают, о чём ты думаешь, о чём мечтаешь.
— А о чём мечтаешь ты, Плотник? — спросили инструменты.
— Я хочу, чтобы мы вместе нашли решение, и тогда исполнятся все наши мечты.
Плотник предложил Лобзику оттачивать мастерство, ведь знаний у него и так было очень много. И Лобзик стал принимать участие во всех делах, где проявлялся его талант, — красиво вырезать фигуры.
— Ты можешь отметить день соревнований в моём календаре, — предложил Плотник Лобзику. — Давай его обведём зелёным цветом и будем готовиться.
Для выполнения заказа в красивом замке Плотник взял с собой на экскурсию Молоток, который побывал во всех местных мастерских. Молоток посмотрел, сравнил и сделал выводы.
Энтузиазм Пилы помогал ей добиваться своих целей, но ей важно было получить и дополнительные знания — «секрет».
— Дорогая Пила, — обратился Плотник, — у меня сохранилась старинная книга, где есть формула, по которой ты можешь рассчитать свою скорость и запланировать объём своей работы.
Так Плотник подружился со своими инструментами, и вместе они построили для жителей города красивый корабль для путешествий по миру. Плотник надолго запомнил эту историю. Он понял, что «<высокие» цели могут быть не только у него, но и у его инструментов. И нужно их воспринимать не как препятствие для достижения своих целей, а как дополнительный бонус.
Опишем ещё две проблемы, которые начинающий учитель сможет решить с помощью собственной сказки-памятки. Например, личной психологической проблемой для начинающего учителя может стать низкий авторитет среди коллег и, как результат, заниженная самооценка, разочарование в своей профессиональной успешности. Молодой специалист в коллективе чаще всего выбирает для общения в первую очередь таких же, как и он. Влияют опыт, возраст коллеги и учебный предмет. Когда молодёжь собирается в учительской, то между ними может возникнуть некий «батл достижений». И если человек скромный, то он может чувствовать себя неудачником, который слишком медленно развивается в профессии.
Вот пример возможной сказочной истории для решения этой проблемы.
Сегодня Валерик загрустил... Вокруг были его молодые коллеги, которые приехали на молодёжный форум.
— Я — самозванец! — думал он. — Какой из меня учитель? Ничего у меня не получается! Вот трудовик, с которым я сегодня познакомился на форуме, чуть старше, а уже важное место в школе занимает. Он, правда, и не трудовик, а физрук, и даже не физрук, а историк. Поступал в вуз он на учителя истории, выпускался из него как учитель физической культуры, а ведёт вообще технологию у мальчиков. Гоомкий такой «трудовик», говорит как историк и быстрый как физрук:
— Я захочу, и к директору в кабинет запросто войду, и по столу стукну!
— Вот это да... — подумал Валерик.
Правда, он не знал, зачем по директорскому столу стучать ходят. У них в школе такого не было, у них всё решалось сообща, мирным путём. Но на молоденьких учительниц речь «трудовика» оказывала явно впечатляющее действие. Этого наш герой не мог допустить!
Вдруг Валерик начал стихи читать наизусть: «<Белеет парус одинокий в тумане моря голубом...».
И взгляды всех сидящих за столом обратились на Валерика, который расправил плечи и читал одно стихотворение за другим.
Это была победа! Педагоги приняли его.
Мораль этой сказки: не бойся сомнений своих — все проходят через подобные настроения. Если ты знаешь и любишь свой предмет, то это уже половина успеха! Педагогический опыт перерастёт в педагогическое мастерство. Нужно только постараться передать детям эту любовь. Ну, а если не получается побороть уныние и хандру «самозванца», то иди и на лыжах покатайся, как физрук.
Как решается проблема разочарования в своей профессиональной успешности с помощью сказки? Учитель сначала был расстроен тем, что кто-то из его сверстников так быстро адаптировался в коллективе, а у него до сих пор не получилось. Но, сочинив сказку, в которой он с большой иронией описал возможную «победу в батле» с учителем технологии, начинающий специалист отрефлексировал эту ситуацию и нашёл возможный выход.
Внедрение и прпмш
Актуальной проблемой для начинающего специалиста является его аттестация на профессиональную категорию. Во-первых, опыта работы, а значит, и результатов маловато. Во-вторых, в первый и второй годы работы начинающий педагог редко даёт «открытые» уроки, а приезд эксперта, чаще всего, предполагает посещение урока с целью выявления используемых учителем методов и технологий. Молодой учитель волнуется и беспокоится о детях, как они себя поведут при чужом человеке. Помещаем эти тревоги в «Конструктор сказок» и получаем сказку «Аттестация».
Валерик аттестации боялся... Ему даже сон страшный приснился, в котором она Бабой-Ягой прикинулась и летала за ним в своей ступе.
И вот, эксперт по аттестации позвонила... Валерик так ждал и боялся этого разговора... А всё прошло хорошо!!! Коллега была очень доброжелательна и настроила его на положительный результат.
Что нужно было сделать, чтобы аттестация на первую категорию состоялась? Первое — это подать заявление через завуча школы. Второе — подготовить приложение к экспертному заключению, его заполняет сам педагог. Завуч вместе с Валериком очень много работали вместе над этим документом, и всё получилось. Третье — подготовить урок, на котором эксперт определит, какие же методы использовал молодой учитель, и внесёт баллы за их использование в экспертное заключение. И вообще, урок для Валерика — очень важное действо! Он любит свой предмет и очень хочет, чтобы ученики его тоже полюбили, чтобы много читали литературы по предмету.
И вот долгожданный момент настал! Валерик очень хорошо выглядел в день аттестации: стильный костюм, начищенные туфли. Мама могла бы гордиться им!
Главный вывод, который сделал Валерик в день аттестации: «доверяй своей профессиональной интуиции и людям».
Как видим, в данной сказке были проработаны возможные коммуникационные проблемы между начинающим учителем и экспертом по аттестации.
Какую же роль играет «Конструктор сказок» в решении проблем молодого учителя? Во-первых, сказка помогает учителю выработать модель поведения в той или иной ситуации. Во-вторых, в сказке можно увидеть (конкретизировать) проблему и найти множество эффективных предложений по её преодолению. В-третьих, учителю предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих профессиональных задач.
Таким образом, при использовании технологии «Конструктор сказок» в работе с начинающими специалистами мы получаем возможность помочь учителю создать свой гармоничный образ, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные образы мира, а также спрогнозировать и определить, к каким результатам приведёт его жизненная и профессиональная позиция, имеющаяся на данный момент. □
Литература
1. Елфимова М.М. Теоретико-методические основы мифокоммуникационного тренинга в работе с учителями // Материалы XIV Международной конференции молодых учёных «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». — Пермь, 2011.
2. Защиринская О.В. 111 баек для педагогов. — СПб.: Питер, 2013. — 192 с.
3. Новостной блог Рамблер: https://news. ra m b le r.ru/edu cat ion/42755352/? ut m_ content = rnews&utm_medium = read_ more&utm_source=copylink
Literature
1. Yelfimova M.M. Teoretiko-metodicheskiye osnovy mifokommunikatsionnogo treninga v rabote s uchitelyami // Materialy XIV Mezhdu-narodnoy konferentsii molodykh uchonykh «Chelovek v mire. Mir v cheloveke: aktual'-nyye problemy filosofii, sotsiologii, politologii i psikhologii». — Perm', 2011.
2. Zashchirinskaya O.V. 111 bayek dlya peda-gogov. — SPb.: Piter, 2013. — 192 s.
3. Novostnoy blog Rambler: https://news.ram-bler.ru/education/42755352/?utm_con-tent = rnews&utm_medium = read_mo-re&utm_source=copylink