Научная статья на тему 'СОЧЕТАНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО В ОДНОМ РОМАНЕ: ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОЙ И ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В «КОРАЛИНЕ» НИЛА ГЕЙМАНА'

СОЧЕТАНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО В ОДНОМ РОМАНЕ: ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОЙ И ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В «КОРАЛИНЕ» НИЛА ГЕЙМАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Коралина» / Нил Гейман / детская литература / готическая литература / «Coraline» / Neil Gaiman / children's literature / gothic literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нелюбина Алия Маратовна

В статье делается попытка выяснить, как элементы детской и готической литературы сосуществуют в романе Н. Геймана – «Коралина». Описываются основные черты готической и детской литературы. Рассматривая произведение «Коралина», выделяются элементы обоих жанров. Автор приходит к выводу, что ни один из этих жанров в данной работе не теряет своих достоинств, а наоборот – выгодно обогащает её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нелюбина Алия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINING THE INCOMPATIBLE IN ONE NOVEL: ELEMENTS OF CHILDREN'S AND GOTHIC LITERATURE IN NEIL GAIMAN'S «CORALINE»

The author of the article attempts to find out how elements of children's and Gothic literature coexist in N. Gaiman's novel «Coraline». The main features of Gothic and children's literature are described. Considering the work «Coraline», the elements of both genres are highlighted. The author comes to the conclusion that none of these genres in this work loses its merits, but, on the contrary, beneficially enriches it.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО В ОДНОМ РОМАНЕ: ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОЙ И ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В «КОРАЛИНЕ» НИЛА ГЕЙМАНА»

УДК 82

СОЧЕТАНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО В ОДНОМ РОМАНЕ: ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОЙ И ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В «КОРАЛИНЕ» НИЛА ГЕЙМАНА

Нелюбина Алия Маратовна

Россия, г. Северобайкальск, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11, магистр педагогики, учитель, aliyamakina_1895@mail.ru.

Аннотация. В статье делается попытка выяснить, как элементы детской и готической литературы сосуществуют в романе Н. Геймана - «Коралина». Описываются основные черты готической и детской литературы. Рассматривая произведение «Коралина», выделяются элементы обоих жанров. Автор приходит к выводу, что ни один из этих жанров в данной работе не теряет своих достоинств, а наоборот - выгодно обогащает её.

Ключевые слова: «Коралина», Нил Гейман, детская литература, готическая литература.

COMBINING THE INCOMPATIBLE IN ONE NOVEL: ELEMENTS OF CHILDREN'S AND GOTHIC LITERATURE IN NEIL GAIMAN'S

«CORALINE»

Nelyubina Aliya Maratovna.

Russia, Severobaikalsk, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School №11, Master of Education, teacher, aliyamakina_1895@mail.ru

Abstract: The author of the article attempts to find out how elements of children's and Gothic literature coexist in N. Gaiman's novel «Coraline». The main features of Gothic and children's literature are described. Considering the work «Coraline», the elements of both genres are highlighted. The author comes to the conclusion that none of these genres in this work loses its merits, but, on the contrary, beneficially enriches it.

Key words: «Coraline», Neil Gaiman, children's literature, gothic literature.

Готическая литература и детская литература обычно занимают непримиримые позиции. Готика часто ассоциируется с ощущением ужаса, а литературные произведения, предназначенные для детей, избегают любые вызывающие страх и беспокойство проблемы в их содержании. Готическая литература прекрасно сочетается с негативными эмоциями, она открыта для изучения самых темных уголков человеческого сознания. Путаница, сомнение,

отчаяние и ужас часто сопровождают готические истории, в которых неизвестное и гротескное становятся силами, которые, как во «Франкенштейне», ставят под сомнение природу человеческой души.

Среди различных наборов характеристик, наблюдаемых в рассматриваемом жанре, список, предложенный Д. Пунтером, кажется наиболее полным: «акцент на изображении чего-то ужасающего, общая настойчивость в архаичных условиях, выдающееся использование сверхъестественного, присутствие высоко стереотипных персонажей и попытки раскрывать и совершенствовать приемы литературного ожидания являются наиболее значительными» [3]. Г. Хьюз добавляет в готическую литературу дополнительные черты: «подрыв религиозных и социальных норм, одержимость сексом и смертью и страх сверхъестественного или неизвестного» [1].

Этот тяжелый груз мрачных эмоций в готических произведениях едва ли может быть подходящим для детей. Как известно, с детьми больше ассоциируется детская литература. Достаточно трудно найти определение для детской литературы, однако, истории для юных читателей традиционно рассматриваются как дидактическая литература или, в основном, связаны с ней: «детская литература предлагает детям то, что, по мнению взрослых, нравится детям и предназначена для того, чтобы удовлетворить потребности взрослых в отношении детей» [2].

«Коралина» Н. Геймана - это роман для детей, занявший видное место в готической литературе. Роман также стал основой для сценария мультфильма режиссера Г. Селика, который многие зрители ошибочно приписывают Тиму Бертону, отчасти из-за сильного сходства фильма с анимационными готическими постановками Бертона, предназначенными для детей, такими как «Франкенвини» или «Труп невесты». Роман Геймана повествует о фантастическом и ужасающем приключении девочки-подростка Коралины Джонс (возраст не указан), после того, как она попадает в альтернативный мир. В этом новом мире девушка встречает своих т.н. «других родителей», неточных копий своих настоящих родителей, имеющих пуговицы вместо глаз, и понимает, что темная реальность скрывается под явно счастливой поверхностью этого мира, в котором ее «другая мать» что-то скрывает от нее по неизвестной причине.

К наиболее выдающимся готическим элементам в работе можно отнести паранормальные проявления (в виде призраков), общее взаимодействие с гротескными существами и существование темной, сверхъестественной вселенной, которая создает особую атмосферу романа. С другой стороны, будучи произведением, предназначенным для детей и подростков, роман повествует о пути самопознания, которому подвергается главная героиня.

Таким образом, некоторые читатели могут прийти к мысли, что явно несовместимые черты романа разделят его на два разных направления, которые в конечном итоге сведут работу на нет, упустив эстетический или

дидактический посыл. Однако, по нашему мнению, это не тот случай. Несмотря на то, что некоторые читатели могут заявить, что «Коралина» Н. Геймана не подходит для детской аудитории, ввиду готических образов и сюжета в целом, эти элементы, подрывая идеальный образ любящей семьи, фактически способствуют «пробуждению» эмоций юных читателей, и это, в конечном итоге, способствует достижению дидактической цели.

Библиографический список.

1. Hughes H.J. Familiarity of the Strange: Japans Gothic Tradition. // Criticism. -2013. - No. 42. - P. 59-89.

2. Nodelman P. The Hidden Adult. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2008. - 408 p.

3. Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fiction from 1765 to the Present Day. New York: Longman Group Ltd., 1980. - 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.