ник лишнего человека» (1850), однако подобный образ сформировался в западноевропейской литературе уже в самом начале XIX в. как симптом разочарования в попытках воплотить в обществе высокие идеалы всеобщего благоденствия. К предшественникам западноевропейского «лишнего человека» Г.В. Якушева относит тип невостребованного и неоцененного «одаренного бедняка», порожденный просветительской литературой XVIII в., к которому исследовательница относит Вертера из романа И.В. Гёте «Страдания молодого Вертера», Сен-Пре из романа Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Идейно-эмоциональный комплекс «лишнего человека» Г.В. Якушева прослеживает на примере героев Ф.Р. Шатоб-риана, Э.П. Сенанкура, Б. Констана и др.
Романтическая ирония в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» -предмет изучения д-ра филол. наук С.Ю. Николаевой (Тверь). Основой комедийной жанровой сущности пьесы исследовательница считает «импрессионистичность, сиюминутность, эфемерность, иллюзорность, текучесть ценностей и взглядов российской интеллигенции», вызывающих осуждение и осмеяние Чехова.
Доктор филол. наук В.В. Иванов (Петрозаводск) исследует влияние жанра фольклорной волшебной сказки на поэтику романа
A.С. Грина «Бегущая по волнам». Основываясь на семиперсонаж-ной схеме волшебной сказки, открытой В.Я. Проппом, автор статьи рассматривает героев романа Грина.
Хочется присоединиться к предваряющим эту статью словам
B.В. Иванова, адресованным коллегам Тверского государственного университета: «Ваша научная школа романтизма является гордостью российской филологии», - и пожелать им удачи в дальнейшей работе.
К.А. Жулькова
2019.02.004. ДЖАГАННАТХАН П. ПРИЗРАКИ РОМАНТИЗМА В ДЕТСКИХ СКАЗКАХ НИЛА ГЕЙМАНА.
JAGANNATHAN P. Ghosts of romanticism in Neil Gaiman's Children's Fiction // Inquiries journal [Electronic journal]. - [S.l.], 2017. -Vol. 9, N 3. - Mode of access: http://www.inquiriesjournal.com/ articles/1582/ghosts-of-romanticism-in-neil-gaimans-childrens-fiction
Ключевые слова: Нил Гейман; детская литература; романтизм.
Падма Джаганнатхан - магистр Университета Южного Нью-Гемпшира в Манчестере, анализирует характерные особенности современной сказки английского писателя Нила Геймана, исследует эволюцию жанра сказки в его творчестве, а также связь с произведениями выдающихся писателей западноевропейской литературы, оказавшими влияние на формирование его индивидуально-авторского стиля.
П. Джаганнатхан обосновывает выбор тематики исследования и ее актуальность, которые определяются как степенью влияния Нила Геймана на современную английскую литературу в целом, так и специфическими особенностями поэтики детской литературы жанра сказки.
Принципиальное внимание уделено влиянию цифрового / информационного общества на жизнь, развитие и поведение детей. Современное поколение все чаще страдает от синдрома «дефицита природы» (т.е. отчуждения детей от природы, приводящего к снижению уровня эмоциональности и чувствительности детей) и переноса существенной части жизни в виртуальную среду. Изменения запросов читательской аудитории становятся стимулом развития детской литературы: появлению литературных сказок с элементами фэнтези и готики. Одним из ведущих писателей в данном жанре и является Нил Гейман.
Критик проводит анализ трех сказок Нила Геймана - «Волки в стенах», «Коралина в стране кошмаров», «История с кладбищем» и отмечает, что данные произведения написаны в лучших традициях сказок и готической фантастики. Гейман обращается к специфическим страхам детства - покинутости и одиночеству. Выделены специфические черты сказок писателя, заимствованные из готической традиции: мистическая атмосфера, герой-аутсайдер, пугающие злодеи, замкнутые пространства, множественные реальности. Сказки Нила Геймана композиционно представляют собой квест, который приводит детей в другой мир, раскрывает их страхи, как реальные, так и воображаемые. Сказки писателя страшны, но он использует страх, чтобы вызвать эмоции у читателей и способствует развитию их фантазии и воображения.
Так же как герои сказок Геймана находят освобождение от страха и угнетения, он освобождает от условностей и своих читателей, изменяя баланс между автором / читателем, взрослым / ребен-
ком, контролем / творчеством и реальным / воображаемым при интерпретации сказки. Современные сказки Геймана дают богатое психоаналитическое представление о детях и их страхах в современном западном обществе. Заимствуя отдельные элементы из готического романа, Нил Гейман демонстрирует взаимосвязь насилия, страха, жажды познания, депрессии, памяти, прошлого и подчеркивает роль бессознательного в этих процессах. Все три протагониста этих сказок имеют сложную внутреннюю жизнь с противоречивыми импульсами, попадают в сложные загадочные ситуации, сталкиваются со сверхъестественным. Существенным для творчества Нила Геймана критик считает влияние сказок братьев Гримм и романтизма как литературного направления, собрание фольклора братьев Гримм рассматривается как наследие эпохи романтизма.
Раскрыта уникальность формы каждого произведения писателя: иллюстрированная книга, графический рассказ, роман. В произведениях Нила Геймана происходит заимствование ряда идей из данных сказок, считающихся слишком страшными для его читательской аудитории в возрастной группе от пяти до 12 лет.
П. Джаганнатхан определяет черты, делающие героев сказок Нила Геймана «особенными». Три главных героя: Люси («Волки в стенах»), Коралина («Коралина в стране кошмаров») и Бод («История с кладбищем») - изолированы, обделены вниманием своих семей и не похожи на других «нормальных» детей своего возраста. В каком-то смысле эти дети, несмотря на свой возраст, похожи на задумчивых героев Байрона. Так, Люси часто одна блуждает вокруг дома, слушая звуки природы, и разговаривает со своей куклой. Коралина - единственный ребенок, окруженный большим количеством взрослых: соседями-чудаками - старушками, которые читают чайные листья, и стариком, который тренирует мышей, не говоря уже о ее родителях-трудоголиках. Ей комфортно в одиночестве наедине с собой. Бод (одинокий мальчик, живущий на кладбище) является единственным живым среди мертвых - это как бы и есть само определение аутсайдера.
Три героя в истинно сказочной манере наделены сверхъестественными способностями и волшебными предметами. У Люси есть «суперслух», у Коралины - амулет, позволяющий видеть души детей, у Бода есть способность исчезать; и все трое используют эти
силы, чтобы пройти свои квесты и спасти или отомстить за свои семьи.
Еще одна специфическая черта всех героев сказок английского писателя - их дезориентация в пространстве вследствие встречи со сверхъестественным. Особый интерес представляет вывод критика об использовании писателем различных форм выражения пространства и времени в сказках в качестве метафоры. Развитие сюжета сказок происходит в различных «мистических» локациях: на кладбище, в замке, руинах; кроме того, в текстах сказок используется большое количество символов: склепов, гробниц, костей умерших. Все это позволяет проследить развитие сюжетной линии и вместе с тем почувствовать колебание психики ребенка между реальным и воображаемым миром.
Нил Гейман смещает границы между реальным и воображаемым. Является ли место действия кладбищем, старинным английским особняком, преобразованным в квартиры, или просто ветхим домом с волками, живущими в стенах, писатель умело рассказывает историю, делая всех их полноправными персонажами в своих работах.
В этих трех сказках можно проследить следы забытого прошлого детей, которое, однако, влияет на нынешние судьбы главных героев и их видение будущего. Они имеют дело со сложными социальными реалиями, у них есть много вопросов о том, кто они, откуда они родом, каким будет их будущее и т.д. Естественное любопытство героев, их богатый внутренний мир, волшебная атмосфера действия придают привлекательность сказке, какой бы ни была ее форма.
Люси, Коралина и Бод являются вымышленными персонажами, живущими в мире фантазии и сталкивающимися с трудностями, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к действительности. Однако они убедительно показывают, что происходит, когда взрослые доверяют фантазии, творчеству и интуиции ребенка, которые не менее ценны, чем рациональное мышление.
П. Джаганнатхан делает вывод об интерактивности сказок Нила Геймана, в каждой из которых он оставляет читателей с надеждой и позволяет им сделать свои собственные выводы из прочитанного.
Е.В. Смирнова