Научная статья на тему '«НОВАЯ МАТЬ» ЛЮСИ КЛИФФОРД КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА'

«НОВАЯ МАТЬ» ЛЮСИ КЛИФФОРД КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
392
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Новая Мать» / «Коралина» / Люси Клиффорд / Нил Гейман / «The New Mother» / «Coraline» / Lucy Clifford / Neil Gaiman

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нелюбина Алия Маратовна

Автор делает краткий обзор некоторых сходств между «Новой Матерью» Люси Клиффорд и «Коралиной» Нила Геймана. Рассматриваются характеристики, объединяющие антагонистов этих произведений. Проводится анализ общей атмосферы в каждом из произведений. Делается попытка выяснить основную идею историй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нелюбина Алия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE NEW MOTHER» OF LUCYCLIFFORD AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR NEIL GAIMAN

The author provides a brief overview of some of the similarities between Lucy Clifford's «The New Mother» and Neil Gaiman's «Coraline». The characteristics uniting the antagonists of these works are considered. The analysis of the general atmosphere in each of the works is carried out. An attempt is made to figure out the basic idea of the stories.

Текст научной работы на тему ««НОВАЯ МАТЬ» ЛЮСИ КЛИФФОРД КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА»

УДК 82

«НОВАЯ МАТЬ» ЛЮСИ КЛИФФОРД КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА

Нелюбина Алия Маратовна.

Россия, г. Северобайкальск, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №11, магистр педагогики, учитель, aliyamakina_1895@mail.ru.

Аннотация. Автор делает краткий обзор некоторых сходств между «Новой Матерью» Люси Клиффорд и «Коралиной» Нила Геймана. Рассматриваются характеристики, объединяющие антагонистов этих произведений. Проводится анализ общей атмосферы в каждом из произведений. Делается попытка выяснить основную идею историй.

Ключевые слова: «Новая Мать», «Коралина», Люси Клиффорд, Нил Гейман.

«THE NEW MOTHER» OF LUCYCLIFFORD AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR NEIL GAIMAN

Nelyubina Aliya Maratovna.

Россия, Severobaikalsk, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School №11, Master of Education, teacher, aliyamakina_1895@mail.ru.

Abstract: The author provides a brief overview of some of the similarities between Lucy Clifford's «The New Mother» and Neil Gaiman's «Coraline». The characteristics uniting the antagonists of these works are considered. The analysis of the general atmosphere in each of the works is carried out. An attempt is made to figure out the basic idea of the stories.

Key words: «The New Mother», «Coraline», Lucy Clifford, Neil Gaiman.

«Коралина», опубликованная в 2002 г. - это история о девочке по имени Коралина, которая нашла портал в другой мир в своем доме. Она и ее родители переехали в старый дом, разделенный на квартиры. Когда Коралина исследует дом, она обнаруживает коридор за дверью, ведущей в другой (потусторонний) мир. Войдя туда, она попадает в другой дом, который, по мнению Коралины, «очень знаком», но не «точно такой же». Все персонажи, кроме Коралины и кота, дублируются в другом мире. Поначалу другой дом кажется Коралине гораздо более интересным, потому что другие родители «готовы любить ее, играть с ней и делать ее жизнь интересной». Однако через некоторое время Коралина понимает, что другой мир пугает её и возвращается домой, но

обнаруживает, что ее родители пропали. Другая мать (из другого мира) похитила их, и Коралина должна вернуться, чтобы их спасти. Цель другой матери - заманить Коралину в ловушку, и, таким образом, навсегда удержать ее в другом мире. Так, девочка отправляется на поиски ради спасения себя и своих родителей из мира Другой матери.

«Новая Мать» (1882) Люси Клиффорд (1846 - 1929) - это поучительная история о двух девочках, живущих с матерью в лесной хижине, которые постоянно испытывают искушение вести себя непослушно. Несмотря на предупреждение их матери о том, что если они не будут вести себя хорошо, она уйдет и отправит себе на замену новую маму «со стеклянными глазами и деревянным хвостом», дети продолжают вести себя плохо, и это существо, в конце концов, приходит, заменяя их настоящую мать навсегда.

В первую очередь, мы обнаруживаем определенное сходство между персонажами-антагонистами в этих произведениях. Главным образом, наше внимание привлекают их глаза, а вернее - их отсутствие. У Другой матери Н. Геймана вместо глаз пуговицы, и она старается заменить настоящие глаза Коралины на пуговицы. У Новой матери Клиффорд стеклянные глаза. Это наводит на мысль, что глаза тут представлены в качестве «окон души», как это часто бывает в литературе. В литературе мы постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «добрые глаза», «улыбающиеся глаза», «холодные глаза», «жесткие глаза» и т.д. Сложно отрицать важность описания глаз во многих произведениях. Так, отсутствие настоящих глаз у этих персонажей свидетельствует об отсутствии человечности, раскрывает их чудовищную сущность. Наличие нечеловеческих клыков и когтей, или деревянный хвост едва ли сможет произвести подобный эффект. У этих персонажей нет настоящих глаз, и это делает их бездушными.

Важно и то, что «Новая Мать» содержит в своей основе изображение некоей границы: дом, в котором девочки живут со своей матерью, расположен на опушке леса, а лес - между деревней и океаном. Проблемы девочек начинаются с того момента, когда они пересекают мост, лежащий на границе между деревней и лесом. Так, границы между безопасным социальным пространством и темной, неизвестной местностью, становятся центральными в повествовании. В «Коралине» присутствует странный, растворяющийся туман, который поглощает реальность. Дом и сад исчезают до тех пор, пока не остается ничего, кроме «бледного небытия», «чистого листа бумаги», как будто Коралина идет в никуда. В «Новой Матери» все персонажи, за исключением самих девочек, уходят в туман в конце истории, уходя все дальше и дальше, становясь темными «туманными объектами».

Отсюда вытекает еще одно сходство, наличие другого, опасного мира. В «Коралине» такой мир находится за дверью в доме, а в «Новой Матери» - на другой стороне моста. Важно заметить, что в данных произведениях мы не обнаруживаем существенной разницы между реальным и потусторонним миром, однако, в потустороннем мире нас постоянно сопровождает

нарастающее чувство опасности. Дверь и мост выполняют функцию «портала» в другую реальность. Хотя, в работе Н. Геймана, эту дверь-портал можно закрыть на ключ, обезопасив себя от хаоса, находящегося за дверью. В «Новой Матери» такой возможности нет.

И, конечно, не смотря на значительную разницу в окончаниях этих произведений (в «Коралине» главной героине удалось справиться со злом, в «Новой Матери» зло, фактически, побеждает), мы видим схожую мораль. Авторы произведений пытаются донести до читателей, как важно слушаться своих родителей.

Библиографический список.

1. Clifford L. «The New Mother», 1882. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.geocities.com/orwellus/newmoth er.htm (дата обращения 15.09.2021)

2. Gaiman N. «Coraline», 2002. [Электронный ресурс]. - URL: https://coraline.bib.bz/ (дата обращения 10.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.