Научная статья на тему 'Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности России'

Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучеренко А.В.

В данной статье рассмотрены особенности взаимозависимости и взаимодействия фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Произведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации для определения изменений в государственной политике по обеспечению финансово-экономической безопасности. Выявлены угрозы, исходящие из существующего сочетания фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для финансово-экономической безопасности государства на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности России»

блемы в своей деятельности, при этом минимизировать факты преступности и нарушения таможенного законодательства, а также профессионально выявлять преступления, что несомненно повысит экономическую безопасность страны.

Список литературы:

1. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - Режим доступа: http://www.customs.ru/.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. -Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бушуева Т.А. национальная, экономическая безопасность страны и таможенные преступления [Текст] / Т.А. Бушуева // Транспортное дело России Серия: Государство и право. Юридические науки. - 2012. - № 6S. - С. 44-48.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [от 30.12.2001 N 195-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 25 января 2016 г. - М.: Проспект, КноРус 2016. - 560 с.

5. Бушуева Т.А. Экономическая безопасность страны и таможенные преступления [Текст] / Т.А. Бушуева // Ленинградский юридический журнал Серия: Государство и право. Юридические науки. - 2014. - № 2. - С. 143-154.

СОЧЕТАНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ

ФУНКЦИЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© Кучеренко А.В.1

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В данной статье рассмотрены особенности взаимозависимости и взаимодействия фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Произведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации для определения изменений в государственной политике по обеспечению финансово-эконо-

1 Студент 3 курса кафедры Экономики. Научный руководитель: Маляренко О.И., доцент кафедры Экономики.

мической безопасности. Выявлены угрозы, исходящие из существующего сочетания фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для финансово-экономической безопасности государства на современном этапе.

Ключевые слова: налоговая система, фискальная функция налоговой системы, стимулирующая функция налоговой системы, финансово-экономическая безопасность.

Сегодня, в современных экономических отношениях, налоги играют важную роль. Они не только являются основным источником доходной части бюджета, но и с их помощью осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из производственной сферы в социальную, происходит перераспределение доходов граждан в интересах реализации крупных социальных, народнохозяйственных, экономических, научно-технических программ. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке. Поэтому закономерно, что налоги, в российских условиях, имеющие первостепенное значение, стали важнейшим объектом регулирования рыночной экономики.

Налоговая политика существенно влияет на экономическую и общую государственную безопасность Российской Федерации. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, а она проявляется через их функции, которые взаимосвязаны между собой. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, то есть экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что стимулирующая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее [1].

За многие годы угрозы, в налоговой системе, и формы их проявления претерпели явные изменения, но главная роль налогов, как источника финансовых ресурсов, конечно же осталась. Важная фискальная сторона налоговых отношений, проявляется в изъятии части доходов граждан для обеспечения безопасности государства. Понятие безопасность, в настоящее время, можно трактовать по-разному. Например, экономическая безопасность представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Сущность экономической безопасности государства заключается в состоянии института власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных эконо-

мических интересов, социально-экономическое развитие страны в целом, ее стабильность, достаточный оборонный потенциал.

Рассматривая основные процессы налоговой системы нужно учитывать тенденции налоговой политики, реальные налоговые отношения и реальные количественные показатели налоговой системы, а также усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства. Также, необходимо различать внутренние и внешние факторы и интересы, угрожающие экономической безопасности государства со стороны налоговой системы и налоговой политики.

Объективными тенденциями налоговой политики, имеющие значение для обеспечения экономической безопасности являются:

1. Незначительное увеличение налоговых доходов государства за последние три года, вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства и сокращение способности налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов.

Динамику доходов Российской Федерации за 2011 - 2015 годы рассмотрим в таблице 1.

Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 2011 г. и в 2012 г., сохранили тенденцию к повышению, а с 2013 г. характеризовались неустойчивостью, но в целом имели положительную тенденцию [2].

Таблица 1

Динамика доходов Российской Федерации за 2011-2015 гг.

Показатели Консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы - всего 20855,4 23435,1 24442,7 26766,1 26922,0

В % от ВВП 37,3 37,7 36,6 34,3 33,3

В том числе налоговые поступления: 9743,4 10961,8 11328,9 12671,0 13787,8

В % от суммы доходов 46,7 46,8 46,3 47,3 51,2

Налог на прибыль организаций 2270,5 2355,7 2071,9 2375,3 2599,0

В % от суммы доходов 10,9 10,1 8,5 8,9 9,7

Налог на доходы физических лиц 1995,8 2261,5 2499,1 2702,6 2807,8

В % от суммы доходов 9,6 9,6 10,2 10,1 10,4

Налог на добавленную стоимость 3250,8 3546,1 3593,4 3940,2 5302,3

В % от суммы доходов 15,6 15,1 14,4 14,7 19,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции): 650,5 837 1015,9 1072,2 1068,4

В % от суммы доходов 3,1 3,5 4,2 4,0 3,9

Прочие 1575,8 1961,5 2148,6 2580,7 2010,3

В % от суммы доходов 7,6 8,4 8,8 9,6 7,5

2. С 2011 по 2015 гг. доля налоговых поступлений в доходах государственного бюджета в целом имела тенденцию к повышению.

Снижение поступлений по налогу на прибыль в 2013 году в основном произошло по крупным компаниям сырьевого сектора и во многом связано

с экономической конъюнктурой. За 9 месяцев 2013 года мировые цены на нефть снизились на 2,9 %, на металлы - на 5-12 %, на уголь - на 7 %. Но, даже несмотря на непростую экономическую ситуацию удалось за счет налогового администрирования увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет [2].

3. Снижение доли налоговых поступлений (2011-2013 годы) в бюджетную систему привело к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением социальной безопасности государства. В частности, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность каждый год менялись. Критически низкий уровень расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, конечно, сложился в 2015 г. - 7,0 % (таблица 2).

Аналогичные тенденции проявились и по расходам государства на жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и рыболовство, общегосударственные вопросы.

Таблица 2

Динамика расходов Российской Федерации за 2011-2015 гг.

Показатели Консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Расходы - всего 19994,6 23174,7 25290,9 27611,7 29741,5

В % от ВВП 35,7 37,2 37,9 35,4 36,8

В том числе: Общегосударственные вопросы 1357,0 1437,9 1525,9 1640,4 1848,2

В % от суммы расходов 6,8 6,2 6,0 5,9 6,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1518,6 1929,2 2159,3 2192,9 2072,2

В % от суммы расходов 7,6 8,3 8,5 7,9 7,0

Социально-культурные мероприятия 11245,9 13215,2 14678,0 15154,2 17151,5

В % от суммы расходов 56,2 57,1 58 54,9 57,7

Топливно-энергетический комплекс 55,4 132,8 50,8 44,3 103,6

В % от суммы расходов 0,3 0,6 0,2 0,2 0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 1195,0 1075,0 1052,7 1004,7 979,9

В % от суммы расходов 6,0 4,6 4,5 3,6 3,3

Сельское хозяйство и рыболовство 268,7 276,5 361,3 314,3 362,4

В % от суммы расходов 1,3 1,2 1,4 1,1 1,2

Транспорт 499,1 622,8 545,2 664,9 665,0

В % от суммы расходов 2,5 2,7 2,2 2,4 2,2

Профицит, дефицит (-) 860,7 260,4 -848,2 -845,6 -2819,5

Даже такое поверхностное наблюдение за динамикой доли расходов приводит к такому выводу, что снижение доли приоритетных расходов (необходимых для снижения угроз социального и экономического характера) во многом произошли за счет повышения доли расходов на социально-культурные мероприятия [3].

Таким образом, современная налоговая система России не удовлетворяет потребностям экономического развития страны не обеспечивает достаточный уровень финансово-экономической безопасности Российской Федерации, что требует её реформирования.

Для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить изменения, как в целом, так и в отдельные элементы налоговой системы, которые способствуют более полному развитию экономики государства. Рассмотрим некоторые из них:

1. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль) [4].

2. Продолжающаяся криминализация хозяйственной деятельности и налоговой сферы носит устойчивый характер и может характеризоваться, как саморазвивающийся социальный процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Общее число выявленных преступлений данной категории каждый год снижается, но их количество по-прежнему остается значительным (таблица 3).

Таблица 3

Число преступлений, совершенных в сфере экономики в Российской Федерации

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г.

Число преступлений, ед. 144816 127799 101621 78038

Кардинальное решение этой проблемы возможно только при улучшении системы налогового администрирования, устранении пробелов в налоговом законодательстве, создающих возможности его неоднозначного толкования [5].

3. Создание эффективной системы сбора налогов. Для решения этой задачи необходимо нормализовать деятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел, обеспечить их высококвалифицированными и честными специалистами, создав для них нормальные условия работы и в первую очередь установив достойную заработную плату, необходимую для содержания семьи, что, возможно, решит вопрос получения взяток и утечки мозгов из органов. Кроме того, государство должно вести работу непосредственно с налогоплательщиками, повышая с помощью информирования и разъяснения уровень правосознания, объясняя, на какие цели идут средства от налогов, а главное, установив разумные ставки налогов [5].

Подводя итог, можно сказать, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем, повышает уровень финансово-экономической безопасности страны. Но на данный момент национальная налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности, кроме того, она содержит в себе угрозы финансово-экономической безопасности страны.

Список литературы:

1. Сенчагов В.К. [Текст]: учебник / В.К. Сенчагов. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2012. - 827 с.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.02.2017).

3. Алиев Б.Х. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России [Текст] / Б.Х. Алиев // Финансы и кредит. - 2013. - № 42. -С. 42-47.

4. Тухтаев Т.М. Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности [Текст] / Т.М. Тухтаев // Вестник Российского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2012. -№ 3. -С. 136-146.

5. Кривошапко Ю.А. Федеральный выпуск [Текст] / Ю.А. Кривошапко // Российская газета. - 2013. - № 262. - С. 35-52.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Терещенко Е.А.1

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В данной статье рассмотрены проблемы Российской Федерации в области продовольственной безопасности. Проанализированы некото-

1 Студент 3 курса кафедры Экономики. Научный руководитель: Маляренко О.И., доцент кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.