Научная статья на тему 'Событийные коммуникации в пространстве культуры XX  века'

Событийные коммуникации в пространстве культуры XX  века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1207
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КРЕАТИВ / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийные коммуникации в пространстве культуры XX  века»

УДК 009 ББК 87.8

Е.А. Каверина

СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Событийные коммуникации являются разновидностью социокультурных коммуникаций. Это тип коммуникации в культуре, где способом и формой взаимодействия является символически выстроенное действо. В современном мире событийные коммуникации стали одной из ведущих форм интеракции в социуме; они обширно прагматически используются с целью достижения различных корпоративных целей; они стали новым направлением профессиональной деятельности. Культура XX века оказала существенное влияние на развитие и на использование событийных коммуникаций.

Ключевые слова:

коммуникационная деятельность, коммуникационные технологии, корпоративные коммуникации, креатив, реклама, связи с общественностью, символический капитал, событийные коммуникации, специальные события,

Сегодня понятие «событийные коммуникации» активно используется в международном тезаурусе профессиональной коммуникационной деятельности: event communication (англ.), event management (англ.), communication evenementielle (франц.), eventmanagement и еventmarketmg (нем.). Понятие «специальное событие» (special event) принадлежит сфере современных событийных коммуникаций и является его основным структурным элементом. Под «специальным событием» понимается действо, целенаправленно организованное для трансляции идеологии и достижения целей какого-либо сообщества, объединенного некими аксиологическими основаниями, социальными, конфессиональными, корпоративными принципами и взглядами.

Событийные коммуникации реализуются в многообразных формах символических действ. В современных международной и отечественной практиках они направлены на достижение широкого спектра геополитических, экономических, социальных и культурных целей. Специальное событие строится как символическое действо, в котором используются исторические и этнические традиции организации ритуалов, церемоний, праздников. Создание специальных событий и сегодня направлено на творение мифологии, но имеет особый ракурс и стратегическую задачу - формирование символического капитала различных, как коммерческих, так и некоммерческих объектов продвижения; прослеживается наличие государственного и частного заказа на создание события. Все эти аспекты приводят к необходимости понимания сущности событийных коммуникаций и основных этапов развития в историческом контексте культуры.

Развитие событийных коммуникаций на пороге и в процессе последующего развертывания культуры XX века было обусловлено рядом социокультурных факторов. В культуре происходят тектонические изменения, существенно влияющие на формирование социокультурного пространства нового типа: обозначилось начало глобального процесса международной интеграции и формирование нового транснационального поля культуры. Историческое время существенно увеличило свой темп, как и скорость социально-политических изменений, что отразилось в быстрой смене ключевых мировоззренческих установок и социальных практик, взаимодействий и структур.

Мировоззренческие изменения, происходившие в конце XIX и в первой трети XX вв., привели к формированию новых философско-эстетических концепций жизни и творчества, к становлению нового типа художественного сознания и практик. Эстетические идеи эпохи модерна являлись основанием для появления в культуре новых форм и опыта событийных коммуникаций. Мистериальность Вяч. Иванова, жизнестроительная концепция А. Белого, международные культурные проекты С. Дягилева, художественные концепции нового театра А. Таирова и идея «театра без рампы» Б. Брехта, художественные опыты русского и европейского авангарда, художественные практики футуристов, дадаистов и позднее - сюрреалистов (идеи перфомансного взаимодействия со зрителем, практика интерактивности, приемы художественной провокации и эпатажа), существенным образом повлияли на становление и развитие новых форм событийности и практики организации символических действ. Благодаря этим

3 ю О

философско-эстетическим и художественным практикам искусство расширило свой ареол, вышло в пространство реальной, повседневной жизни. Свершившаяся трансформация искусства стала серьезным фундаментом для развития новых форм событийных коммуникаций. Эстетический заряд, полученный на заре XX в., питал творческой энергией создание различных форм «специальных событий» на протяжении всего столетия.

Фактор радикальных экономических перемен заметен как в первой, так и особенно во второй половине XX века, когда формировались новые концепции ведения бизнеса, управления крупными компаниями и существенно менялся стиль потребления, в котором все больше начинают доминировать символические значения. К этому времени экономика и маркетинг как философия и наука управления бизнесом преодолели и осознали этапы своего развития, среди которых можно выделить «сырьевой», «производственный», «сервисный» и «символический». На четвертом этапе появляется другой язык описания, в котором все чаще присутствуют понятия из области эстетики - «символический капитал» (Ж. Бодрийяр), «экономика впечатлений» (Д. Гилморт), «общество спектакля» (Э. Ги Дебор).

Активное развитие технических средств коммуникаций радикальным образом повлияло на сферу коммуникаций социокультурных. В первой половине XX века появившиеся электричество, телеграф, телефон, радио, фотография, кинематограф, звукозапись по-новому открыли, осветили, зафиксировали и отразили новый образ мира; существенным образом изменили скорость информационных потоков и масштаб охвата аудиторий, что было мощным фактором начала глобализации.

Во второй половине XX века происходит выстраивание принципиально нового информационного поля, которое также обусловлено техническими достижениями. Телевидение, развитие телефонии, позднее - мобильной связи, появление персонального компьютера, глобальной коммуникационной Интернет-среды и персональных цифровых «гаджетов» качественно изменили продвижение информации, интегрировали мобильное слово с мобильным изображением. Все это и определило новейшие условия социальных коммуникаций, обусловили новые возможности для самоорганизации сообществ и, более того, самоорганизации вне прина-

длежности к традиционным идентичнос-тям (конфессиональным, национальным, культурным). Субъектом событийных коммуникаций, инициатором и организатором может стать отдельная персона, группа, реализующая свои конструктивные и деструктивные сценарии в глобальном публичном медиапространстве.

На протяжении всего XX века по нарастающей происходит становление профессиональной отрасли событийных коммуникаций. В XX веке события создаются в активно развивающейся системе массовых коммуникаций и в условиях формирующейся массовой культуры. Обозначив их общий контур, перейдем к более подробному рассмотрению наиболее существенных вех, практик и форм.

В культуре XX столетия событийные коммуникации обретают новые формы, цели и принципы организации. Появление первых международных праздников и международных событий является своеобразным маркером обозначенных процессов международной интеграции в культуре. Формируется международный календарь событий и праздников.

Конец XIX - начало XX века хранят опыт организации масштабных торжеств, посвященных важнейшим событиям российской национальной истории. Официальные празднества инициировались и патронировались государством. Высокий государственный статус, масштаб и высочайший уровень организации торжеств должны были подчеркнуть значение данных исторических событий для Отечества, выполнить миссию единения и солидарности российского народа. Такими стали 1000-летие России, торжества к 300-летию Дома Романовых, 200-летие основания Санкт-Петербурга, 100-летие Бородинской битвы, 50-летие обороны Севастополя.

Эстетические идеи эпохи модерна стали основанием для появления в культуре новых форм и опыта событийных коммуникаций. На рубеже XIX-XX вв. у событий появляется автор. Начинается время расцвета персональной инициативы и личного кураторства и финансовой поддержки событий. П. де Кубертен, А. Нобель, П. Третьяков, С. Дягилев инициируют крупнейшие культурные события, которые сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Деятельность объединения «Мир искусства» внесла существенный вклад в формирование новых форм событийных коммуникаций. Художники и критики впервые обратились к теме культурного

наследия, бережного отношения к национальной культуре и представления различных видов искусства отечественной и зарубежной публике. Впервые ими была предложена и воплощена такая форма событийных коммуникаций, как крупная международная художественная выставка, профессионально организованная именно как художественное событие. Они занимались продвижением отечественного искусства в Европу, формируя тем самым новое культурное пространство без границ. Культура отныне преодолевает территориальные границы благодаря международным культурным событиям и проектам. Деятельность С. Дягилева по организации «Русских сезонов» создала культурный прецедент и новую форму - международный культурный проект. В дальнейшем это получило активное развитие и трансформировалось в формы актуальных и востребованных событийных коммуникаций (например, 2010 год - Год Франции в России).

Культура XX в. пропитана интенциями модернистского мышления, идеями творчества жизни и организации нового социального порядка. Революция - воплощенный феномен модернистского, символистского и радикального авангардистского мышления. Эстетические идеи жизнестроительства реализовывались в глобальных сюжетах творчества нового социального пространства и мироустройства, которое нашло свое выражение и в конкретной форме создания нового советского государства, выстраивания новой идеологии, и ее трансляции через организацию событий и посредством формирования новой целостной праздничной культуры.

Модернистский революционный проект построения нового государства был воплощен во многом благодаря символическим формам и символическому языку. Событийные коммуникации явились одним из ключевых способов донесения посланий и формирования народного единства через праздничную со-бытий-ность. Революция сама трактовалась как праздник. Использование грандиозных постановочных действ и организация локальных инсценировок, агитпостановок, работа агитбригад, организация агитпоездов - опыт уникальных коммуникационных технологий.

В контексте творчества социального праздник оказывался и средством, и результатом. Новые советские праздники - творчество в самом высоком смысле,

творение абсолютно нового. Революция и первые годы советской власти дали возможность и пространство для реализации эстетических замыслов многим художественным интеллектуалам этого времени. Вяч. Иванов проявил активное участие в подготовке праздничных событий для осуществления своего эстетического замысла, используя для этого также и свой административный ресурс. «Вяч. Иванов предполагал в своих прожектах всенародное переживание «почвенных» ценностей в открытых мистериальных торжествах. В контекстах мистерии осмыслены идеи "театра для себя" Н. Евреиновым и "магического театра" Ф. Сологубом. А. Мейер выступил с пропагандой мистериального малого собора "жрецов революции". Согласно этой идеологии воскресительно-диалогической мистериальности "новое родство", "новое отечество" и "новая связь" даются только участием в мистерии» [3, с. 245.].

Для первых лет советской власти наряду с трагическим мироощущением характерен и эмоциональный подъем, питавшийся энергией созидания нового. Это особенно демонстрируют первые революционные праздники и торжества. Наиболее наглядным примером может служить реконструкция штурма Зимнего дворца, организованная в честь третьей годовщины Октябрьской революции. Режиссер праздничной реконструкции «Взятие Зимнего дворца» Н. Евреинов планировал подлинно восстановить это действо, для чего в качестве участников в первую очередь набирались реальные участники исторического штурма, доукомплектовываясь затем несколькими тысячами военных [2, с. 279-280]. Режиссер пытался достичь ощущения «хора» (вот она - эстетическая аналогия с античными греческими празднествами), передать драматургию времени и атмосферу великих свершений.

Сценой для театрализованного праздничного события становилось пространство города, его символические места. Эстетика театра без рампы, единения участников и зрителей имела большую актуальность. Режиссеры С. Радлов, Н. Охлопков, К. Марджанов, Н. Виноградов поставили грандиозное празднество «Гимн освобожденному труду» на стрелке Васильевского острова на ступенях Фондовой биржи. Число зрителей составляло более 35 тыс. человек. Когда в финале огромный хоровод трудящихся запел «Интернационал», наэлектризованная народная масса прорвала проволочные заграждения, отделявшие зрителей от места действия,

ринулась к порталу и присоединилась к общему пению [1, с. 38]. Масштабные театрализованные инсценировки проходили во всех крупных городах.

Идеологическое значение советской праздничной культуры и масштаб первых революционных праздников, креативность их концепции, выразительность художественных приемов, используемых для донесения новой политической идеи, сравнимы с идеологией праздничной культуры императорского Рима и размахом праздников периода буржуазных революций во Франции. Только хор для сопровождения праздника и достижения народности главный официальный устроитель и режиссер революционных торжеств Луи Давид создавал из двух с половиной тысяч человек.

Главным идеологом новой советской праздничной культуры был А.В. Луначарский. Будучи представителем интеллектуальной культуры модерна, он подчеркивал: празднество должно быть организовано так, чтобы смогло произвести высоко эстетическое впечатление [5]; рассуждал о празднике как о технологичном действе, нуждающемся в качественных режиссерах, настаивая при этом на необходимости общенародного характера.

Праздники развивающегося советского государства должны были доносить идеологические послания образно, ярко, доходчиво и быстро, поскольку в сложной политической, экономической ситуации шла битва за умы и души; было необходимо увеличивать количество приверженцев и патриотов новой страны и «строителей» новой жизни. Поэтому праздник, ориентированный на достижение стратегических идеологических и политических задач, проектировался как массовый, дабы охватить сразу большее количество граждан; проходил на открытом пространстве, что также увеличивало возможность посещения-участия в празднике; создавался как завораживающее масштабом, всенародностью и уровнем художественного воплощения действо, что должно было вызвать катарсические переживания.

Вторая половина XX в. отчасти продолжила и в основном предложила новые форматы событийных коммуникаций, которые питались формирующейся философией и эстетикой постмодернизма, мировоззрением послевоенной культуры и набирающим силу пацифистским движением. Официальной идеологии и государственному праздничному событийному ряду были противопоставлены идеология и ценность отдельного человека. Философия самосо-

знания, представленная в экзистенциализме, явилась манифестом и обеспечила новую программу событийных действий и формы взаимодействий.

Символически организованные действа во всех сферах жизни общества становятся осознанно применяемым коммуникационным инструментарием, способом формирования и репрезентации субкультур, официальных идеологий, новой идеологии формирующегося общества потребления и новой идеологии международного сотрудничества, развивающейся на основании понимания необходимости совместного решения актуальных общечеловеческих проблем.

Во второй половине XX века активно формируются и развиваются международные организации. Это является показателем попытки объединения на основании общих универсальных человеческих ценностей. Наибольшее социокультурное значение приобретают ООН и ЮНЕСКО, которые создают свой международный календарь значимых событий.

В общественном и индивидуальном сознании мир впервые предстает единым социальным организмом, где каждый его гражданин имеет право на достойную жизнь. Впервые авторская инициатива и использование известности имени персоны-инициатора для усиления внимания к событию направлены на международные благотворительные цели. Впервые «звезда» шоу-бизнеса, используя свои персональные ресурсы популярности среди обширных аудиторий, организует благотворительное событие. Знаменитый музыкант Фил Коллинз выступает инициатором благотворительного проекта, направленного на оказание помощи жителям Африки. Для того чтобы наиболее выразительно продемонстрировать, что мир стал ближе, он дает два благотворительных концерта - в Великобритании и в США. С концерта на концерт он летит на сверхзвуковом самолете, символизируя тем самым максимальное сокращение времени и расстояния между людьми. Идея проекта состояла в записи песни Do They Know It's Christmas? («Знают ли они, что наступило Рождество?»), которую исполняли известные музыканты, разделяющие предложенную благотворительную миссию. Сбор средств осуществляется за счет продажи записанной на диск песни. Это была первая глобальная по масштабам благотворительная акция.

В культуре второй половины XX века появляется новый субъект - бренд или

смоделированный коммуникационными технологиями виртуальный образ объекта продвижения (торговой марки, компании, страны, персоны), закрепившийся в сознании общественных и целевых аудиторий. Коммуникация с общественными и целевыми аудиториями выстраивается не от лица реального субъекта - государственной структуры, социального института, коммерческой компании, персоны, а «от лица» бренда. В развивающемся публичном медийном поле конкурируют не институции, а их виртуальные агенты - бренды и имиджи.

Культура обретает принципиально новые черты и параметры - становится пространством дискурса брендов. С точки зрения культурологи, бренды можно определить как «культурные концепты и модели, производимые индустрией маркетинговых коммуникаций и воспроизводимые субъектами общества потребления» [6, с. 30]. Создание специальных событий от имени бренда становится эффективной технологией погружения общественных аудиторий в корпоративную культуру бренда, способствует трансляции его идеологии и ценностей.

Постмодернистские философско-эсте-тические концепции зафиксировали, отразили и отрефлексировали настроение и атмосферу эпохи последней трети XX века. Постмодернизм можно назвать самосознанием культуры последних десятилетий XX - начала XXI века. Американский исследователь постмодернизма И. Хассан выделил следующие его признаки: неопределенность, фрагментарность, дека-нонизация, безликость, представление непредставимого, ирония, гибридизация (мутантное изменение жанров), карна-вализация, перфоманс, конструктивизм (конструирование реальности), имманентность [4, с. 533]. Данные черты постмодернистской эпохи предопределили развитие

событийных коммуникаций, обусловили идеи, формы и архитектонику современного символического действа.

Создание специальных событий постмодернистской эпохи является процессом конструирования символического события в условиях релятивности. Ввиду отсутствия устойчивого аксиологического центра все становится относительным. Границы и оси ценностных координат «добра» и «зла», «истинного» и «ложного», «правды» и «вымысла» сместились, обусловили возможность развития симулятивных сущностей и субъектов. Ж. Бодрийяр в своих работах проводит мысль о «разыгрывании» смысла в условиях потери аксиологической ценности информации. Оторванность от сакральных корней обуславливает свободу игры; создает возможность разыгрывать смыслы, поскольку легитимизированы игровые условия коммуникации; позволяет цитировать, вспоминать и использовать фрагменты различных текстов культуры (миф, фольклор, национальная история, произведение искусства, биография и т.п.) в процессе свободной комбинаторной игры. Современное специальное событие, таким образом, обретает интертекстуальность, в которой прослеживаются различные заимствования. Концептуальным центром, собирающим различные культурные фрагменты, становится идея режиссера/автора специального события, который работает в русле определенных корпоративных/авторских задач.

Событийные коммуникации впитали эстетику постмодернистского концептуального искусства и в своих формах стали отражать подходы, приемы, формы и средства художественной выразительности, характерные для хэппенинга, перфо-манса, инсталляций и др. И специально организованное событие времени постмодерна само является артефактом, своеобразной инверсией искусства.

Список литературы:

[1] Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.

[2] История советского театра: очерки развития. Т. 1: Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма, 1917-1921 / Предисл. В.Е. Рафаловича. - Л.: Ленгихл, 1933. - 131 с.

[3] Исупов К.Г. Космос русского самосознания: мистерия // Общество. Среда. Развитие. - 2009, № 1. -С. 244-247.

[4] Керимов Т.Х. Постмодернизм // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.К. Кемерова. - М.: Академический проект, 2004. - С. 529-534.

[5] Луначарский А.В. О народных празднествах // Луначарский А. В. Партия и революция. - М.: Новая Москва, 1924. - С. 63-67. - 131 с.

[6] Хашковский А.В. Культура как дискурс брендов // Реклама и PR в России: современное состояние и

перспективы развития: материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 13 февраля 2009 г. - СПб.: Изда- т

тельство СПбГУП, 2009. - С. 30-33. £

Э ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.