www.volsu.ru
УДК 94(47+57)"1941/1945" ББК 63.3(2)622
СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В УКРАИНСКОМ ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ (Рец. на кн.: Пометун, О. I. Исторiя Украшы. 11 клас / О. I. Пометун, Н. Н. Гупан. - Кшв : Сищя Освгга, 2011. - 336 с.)
Денис Анатольевич Ахременко
Директор автономной некоммерческой организации «Историческое сознание» denis_akhremenko@histsoznanie. ги
ул. Депутатская, 6, 241524 г. Брянск, Российская Федерация
Аннотация. В статье автор анализирует один из учебников по истории Украины, который посвящен историческому периоду от начала Второй мировой войны до XXI века. Анализу в статье подвергается раздел, знакомящий с событиями 1939-1945 годов. Автор выделяет основные плюсы и минусы учебника, дает оценку его объективности на основе имеющихся архивных материалов и достижений историографии.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, школьный учебник, Е.И. Пометун, Украина, коллаборационисты, ОУН, УПА.
В Украине, как и в России, в настоящее время нет единого учебника истории, который был бы утвержден Министерством образования в качестве обязательного для изучения. Каждый учитель из утвержденного списка школьных учебников истории может выбрать тот, который, по его мнению, в большей степени объективно отражает события, произошедшие в истории страны. Пожалуй, самым популярным и востребованным среди учителей истории 11-х классов является учебник Е.И. Пометун и Н.Н. Гупан. Скажем несколько слов об авторах.
Пометун Елена Ивановна - украинский историк и методист исторического образования, профессор Луганского государственного ¡2 университета, доктор педагогических наук. ^ В ноябре 2010 г. стала членом-корреспондентом Национальной академии педагогических ^ наук Украины. Награждена грамотой Верхов-§ ной рады Украины, нагрудным знаком «От-3 личник образования Украины», медалью j| НАПН Украины «Ушинский К.Д.». В 2013 г. © отмечена наградой Международного акаде-
мического рейтинга «Золотая Фортуна», а также медалью «Независимость Украины» III степени.
Гупан Нестор Николаевич - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, начальник кафедры истории государства и права Киевского института внутренних дел при Национальной академии внутренних дел Украины.
Учебник Е.И. Пометун, Н.Н. Гупана соответствует уровню стандарта и академическому уровню Украины. Учебник повествует об историческом периоде с 1939 г. до начала XXI века. Книга состоит из 6 разделов: 1 -й раздел посвящен периоду Второй мировой войны (1939-1945 гг.); во 2-м разделе авторы исследуют период с 1945-го по начало 1950-х гг.;
3-й период охватывает исторический промежуток с середины 1950-х по середину 1960-х гг.;
4-й период раскрывает суть «кризиса советской системы» (с середины 1960-х до 1980-х гг.);
5-й период посвящен периоду распада Советского Союза и провозглашению независимой Украины (1985-1991 гг.); заключительный,
6-й период посвящен современной истории Украины.
Для нас представляет интерес первый раздел данного учебника «Украина в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)».
Во вступительном слове к разделу авторы отмечают, что для многих украинцев «война началась 1 сентября 1939 г., ведь в это время западноукраинские земли находились в составе Польши и западные украинцы вынуждены были служить в Войске польском; для других - 17 сентября 1939 г., когда Красная армия, в составе которой также были наши земляки, осуществила "поход" в Западную Украину и Западную Белоруссию» [2, с. 4]. Таким образом, авторы косвенно утверждают, что виновниками развязывания Второй мировой войны являются и нацистская Германия, и Советский Союз. Данное утверждение историки конкретизируют уже прямой формулировкой, указывая, что «фактически А. Гитлер и И. Сталин, дав согласие на подписание пакта Молотова - Риббентропа, согласно которому разделялась Польша, инициировали Вторую мировую войну» [2, с. 7]. Далее Е.И. Пометун и Н.Н. Гупан в духе современных украинских пропагандистов повествуют школьникам о том, что «с Украиной связаны основные, решающие события на всем 4 500-километровом советско-немецком фронте», а операции, проводимые советскими военачальниками на территории УССР, «решили судьбу всей войны» [2, с. 4].
Говоря о событиях начала Второй мировой войны и присоединения Западной Украины к УССР, авторы учебника отмечают, что «новые земли вошли в состав СССР мирным путем, и их хозяйство не было разрушено», а «по отношению к местному населению советская власть сначала (выделено мной. - Д. А.) вела себя нормально, стремясь заручиться его поддержкой» [2, с. 13]. Но далее в учебнике обращается внимание школьников на то, что «позже советская власть, изменив свои позиции, стала навязывать местному населению собственные интересы. Усилилось давление на крестьян посредством обложения их высокими налогами, началась насильственная коллективизация» [2, с. 14]. Особое внимание авторы уделяют тому, что «сразу же после вступления
Красной Армии в западноукраинские земли новая власть запретила все партии и общественные движения» [2, с. 14]. И в это «ужасное» время борьбу против «тоталитарного Советского Союза», как пишут Е.И. Пометун и
H.Н. Гупан, возглавили члены Организации украинских националистов (ОУН) [2, с. 14]. Однако стоит отметить, что политика Советского Союза по коллективизации и индустриализации страны проводилась на территории всего государства в одинаковой степени.
Говоря о вторжении немцев на территорию современной Украины, авторы учебника обращают внимание школьников на то, что «преимущественное большинство населения отнеслось к вторжению нацистских агрессоров негативно. Но были и такие, которые старались сотрудничать с оккупантами. Главным образом это были те, которые пострадали от советской власти во время коллективизации, голодомора или массовых политических репрессий» [2, с. 25]. Количество коллаборационистов на территории Украины Е.И. Пометун и Н.Н. Гупан оценивают в 250-300 тыс. чел. из 1,5-2 млн чел. общего числа советских коллаборационистов [2, с. 25]. Реально же количество коллаборационистов на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, по разным подсчетам, составляло от 1,3 до
I,5 млн чел., из которых украинцев было порядка 270 тыс. человек [1, с. 205]. С какой целью авторы украинского школьного учебника завысили количество коллаборационистов на территории СССР? На мой взгляд, ответ очевиден - чтобы уменьшить процентное соотношение украинцев в общем числе коллаборационистов.
Описывая оккупационный немецкий режим на территории Украины, историки справедливо отмечают, что немцы не планировали создавать независимое государство Украины, а славянское население страны либо уничтожали, либо отправляли на работу в Германию [2, с. 27-32].
Е.И. Пометун и Н.Н. Гупан отмечают, что во время Второй мировой войны существовало два течения движения Сопротивления в Украине - «советское и украинское националистическое», которые преследовали общую цель - «освобождение от захватчиков» [2, с. 35]. Внутри националистического дви-
жения Украины также образовался раскол, главной причиной которого, по мнению авторов, стало избрание методов борьбы.
Организация украинских националистов (мельниковцы) во главе с А. Мельником считали, что для достижения своей заветной цели - образования независимого, самостоятельного украинского государства, возможным является и сотрудничество с немецкими оккупантами, а Организация украинских националистов (бандеровцы) во главе с С. Банде-рой считали, что националисты в построении собственного государства должны опираться на собственные силы украинского народа [2, с. 38]. Однако это утверждение не соответствует действительности. Общеизвестным является факт, что Бандера сотрудничал с Абвером, о чем свидетельствуют показания сотрудников немецкой военной разведки и контрразведки [3]. Сторонник С. Бандеры командир УПА Р. Шухевич был заместителем командира немецкого батальона «Нахтигаль».
Завершая повествование о военных действиях на Украине в годы Второй мировой войны, Е.И. Пометун и Н.Н. Гупан справедливо отмечают, что освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков произошло благодаря усилиям Красной армии, а «главная роль в победе стран антигитлеровской коалиции принадлежала Советскому Союзу и его Вооруженным силам. Значительный вклад в победу внес украинский народ» [2, с. 56].
Анализируя раздел школьного учебника по истории Украины под редакцией Е.И. По-метун и Н.Н. Гупана, посвященный Второй мировой войне, отметим, что в целом, на наш взгляд, авторы представили субъективное и искаженное представление о причинах начала войны и ее инициаторах. Обвиняя И.В. Сталина в том, что он совместно с А. Гитлером начал войну, историки лукавят. Общеизвестно, что прежде чем заключить пакт о ненападении с Германией, СССР пытался заключить англо-франко-советское соглашение о противодействии коричневой чуме. Но ни
Франция, ни Великобритания не пошли на этот шаг, и СССР вынужден был, чтобы обезопасить себя, заключить советско-германское соглашение.
Не находит документального обоснования и утверждение о наличии двух течений движения Сопротивления: украинские националисты не боролись с нацистами, а пытались заручиться их поддержкой, активно принимая участие в карательных операциях против мирного населения [3].
Подводя итог, следует отметить, что учебник Е.И. Пометун и Н.Н. Гупана содержит целый ряд ошибок, домыслов и неточностей, но авторы верно оценивают вклад Советского Союза в целом и украинского народа в частности в разгром нацистской Германии.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Дробязко, С. Иностранные формирования Третьего рейха / С. Дробязко, О. Романько, К. Семенов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 830 с.
2. Пометун, О. I. Ист^я Украшы. 11 клас / О. I. Пометун, Н. Н. Гупан. - Кшв : Сищя Освга, 2011. - 336 с.
3. Центральный архив Федеральной службы безопасности России. - Ф. 100. - Оп. 11. - Д. 8. -Л. 117-137. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mozohin.ru/article/a-194-12.html (дата обращения: 18.11.2015). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Drobyazko S., Romanko O., Semenov K. Inostrannye formirovaniya Tretyego reykha [Foreign Formations of the Third Reich]. Moscow, AST Publ.; Astrel Publ., 2011. 830 p.
2. Pometun O.I., Gupan N.N. Istoriya Ukrainy. 11 klas [History of Ukraine. 11th Grade]. Kiev, Sitsiya Osvita Publ., 2011. 336 p.
3. Tsentralnyy arkhiv Federalnoy sluzhby bezopasnosti Rossii [Central Archive of the Federal Security Service ofRussia]. F. 100, Op. 11, D. 8, L. 117137. Available at: http://www.mozohin.ru/article/a-194-12.html (accessed November 18, 2015).
EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE UKRAINIAN SCHOOL TEXTBOOK
(Book Review: Pometun, O. I. History of Ukraine. 11th Grade / O. I. Pometun, N. N. Gupan. - Kyiv : Sitsiya Osvita Publ., 2011. - 336 p.)
Denis Anatolyevich Akhremenko
Director, Autonomous Nonprofit Organization "Istoricheskoe soznanie"
denis_akhremenko@histsoznanie. ru
Deputatskaya St., 6, 241524 Bryansk, Russian Federation
Abstract. In the article the author analyzes one of the textbooks on the history of Ukraine, which is dedicated to the historical period from the outbreak of the Second world war up to the 21st century. The analysis of the article exposed a section devoted to the events of 19391945. The author highlighted the main pros and cons of the textbook, gave his assessment of objectivity on the basis of available archival materials and achievements of historiography.
Key words: Great Patriotic War, Second World War, school textbook, E.I. Pometun, Ukraine, collaborators, the OUN, the UPA.