Научная статья на тему 'СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА: СОХРАНЕНИЕ "МАССАНДРЫ"'

СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА: СОХРАНЕНИЕ "МАССАНДРЫ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КРЫМ / "МАССАНДРА" / ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огурцова Оксана Валериевна

В статье рассматривается проблема сохранения культурных ценностей как фундамента коллективной памяти. Данная работа написана на основании подлинных исторических документов, которые должны быть, по нашему мнению, введены в широкий научный оборот. Особое значение истории сохранения уникальной коллекции «Массандры» придает празднование Юбилея Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS THE CULTURAL MEMORY OF THE PEOPLE: THE PRESERVATION OF THE "MASSANDRA"

The article deals with the problem of preserving cultural values as the basis of collective memory. This work was written on the basis of genuine historical documents, which, in our opinion, should be introduced into a wide scientific circulation. The celebration of the Great Victory in the Second World War gives special significance to the history of preserving the unique collection of "Massandra".

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА: СОХРАНЕНИЕ "МАССАНДРЫ"»

2. Виртуализация всего того, что несет в себе культурное наследие, не только популяризирует его в Сети, но и избавляет от ненужных рисков: например, нанесение ущерба памятникам культурного наследия несознательными гражданами.

3. Игровые механики позволяют сохранить имеющиеся и воссоздать утраченные памятники культурного наследия. В статье были рассмотрены единичные случаи (Пальмира, Нотр-Дам-де-Пари), однако в Российской Федерации существует множество утраченных памятников культурного наследия, исторических облик которых был сохранен на фотографиях и/или видеосъемке. В перспективе с помощью 3D-моделирования можно будет воссоздать такие архитектурные сооружения, как Александровский мост (г. Санкт-Петербург), Успенская церковь (г. Кондопога), Церковь мученика Валериана (с. Комаровка), Красноярский железнодорожный мост и т.д.

4. В настоящее время прослеживается четкая взаимосвязь между механиками, которые были предложены в компьютерных играх, и теми, которые находят применение в интерактивных музеях и 3D-моделировании. Можно предположить, что в ближайшее время для туристов будут созданы специальные проекты с точным моделированием различных достопримечательностей.

5. Пандемия COVID-19 значительно ускорила процесс внедрения таких механик во всем мире. Проделав большой путь, «симулятор ходьбы» преобразовался из артхаусного продукта индустрии развлечений в инструмент научно-познавательной деятельности. Уже сейчас активно создаются проекты, которые позволят виртуальным туристам, не выходя из дома, посещать музеи и достопримечательности из разных уголков мира.

Список литературы:

1. Аванесян Л.А. Геймификация как инструмент корпоративной культуры / Л.А. Аванесян // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 112-117

2. Вершицкая Н.А. Трансформация рынка туристских услуг республики крым под потребности z-поколения / Н.А. Вершицкая // Colloquium-journal. - 2020. - № 35-2 (87). -С. 21-28.

3. Коваленко Б.Б., Гусарова Т.И. Геймификация как инструмент принятия управленческих решений / Б.Б. Коваленко, Т.И. Гусарова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 1. - С. 103-111.

4. Норманская А.В. Тексты геймификации как тексты массовой культуры / А.В. Норманская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2020. - № 37. - С. 37-43.

5. Паудяль Н.Ю., Филиндаш Л.В. Актуальные вопросы реновации коммуникативной культуры в условиях информационного общества / Н.Ю. Паудяль, Л.В. Филиндаш // Сервис plus. - 2015. - Т. 9. - № 2. - С. 107-119.

УДК 008:351.853.1(292.471)"1941/1945"

СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА: СОХРАНЕНИЕ «МАССАНДРЫ»

Огурцова Оксана Валериевна,

главный специалист Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения культурных ценностей как фундамента коллективной памяти. Данная работа написана на основании подлинных исторических документов, которые должны быть, по нашему мнению, введены в широкий научный оборот. Особое значение истории сохранения уникальной коллекции «Массандры» придает празднование Юбилея Победы.

Ключевые слова: культурная память, Крым, «Массандра», война.

Annotation. The article deals with the problem of preserving cultural values as the basis of collective memory. This work was written on the basis of genuine historical documents, which, in our opinion, should be introduced into a wide scientific circulation. The celebration of the Great Victory in the Second World War gives special significance to the history of preserving the unique collection of "Massandra".

Keywords: cultural memory, Crimea, "Massandra", war.

Постановка проблемы. «Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры... Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.», - призывает нас, своих современников, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром». Это и значит быть современными, сберегая и передавая историю и традиции будущим поколениям.

Победа в Великой Отечественной войне - часть культурного кода нашего народа, а документальные свидетельства о событиях тех лет - основа его культурной памяти, так как: «Пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти.» [1, с. 173].

Празднование 75-летия Великой Победы представляется, в данной статье, исходной точкой рассмотрения событий войны как культурного текста нашей памяти, сложенного, в свою очередь, из огромного (во времени и пространстве) количества отдельных текстов, составляющих историческую память народа. Юбилей Победы - это обязательный повод вернуться к значимым вехам исторического прошлого нашей Родины.

Поэтому, тема данной работы - изучение документов и событий отечественной истории, представляющих, по нашему мнению, культурологическое, меморативно-культурное «эхо» не только для Крыма.

Целью данной статьи является сохранение информации о коллективной памяти как примере сохранения традиции в экстремальных условиях.

Изложение основного материала. Массандра - уникальная своими природными ландшафтами географическая местность - является особой точкой на культурной карте России. Напомним, что 24 сентября 1941 года передовые германские части 54-го корпуса 11-й армии под командованием генерала армии Манштейна открыли массированный огонь по советским позициям на Перекопе. Война вплотную подошла к Крыму: на полуострове начинается эвакуация населения, госпиталей, культурных ценностей. В восточные районы страны вывозится и самая ценная часть богатейшей коллекции массандровских вин1, представляющая собой национальное достояние. На Кавказ, в порты Анапа и Новороссийск, отправляются 120 000 декалитров марочного вина и 57 тысяч бутылок вина коллекционного: эвакуации подлежала лучшая часть массандровских вин элитных марок - Мускат, Пино-Гри, Токай, Мадера, Портвейн.

Эвакуация проходила в исключительно сложных условиях, поскольку город, его транспортные коммуникации постоянно подвергались бомбардировкам вражеской авиации [см. подробнее: № 7]. Из воспоминаний Николая Александровича Соболева, директора комбината «Массандра» (см. ил. № 6), возглавлявшего созданный на предприятии оперативный штаб: «... В эти дни А. И. Микоян2 беспокоился об эвакуации в глубокий тыл рабочих и специалистов винкомбината и массандровской коллекции.» [2, с. 9].

На совещании в Ялтинском райкоме партии заслушиваются доклады. Один из секретарей райкома интересуется вывозкой бочек с вином в порт: «.Отправлено тысяча двести бочек. За сутки - по двести бочек, а с завтрашнего дня начнем вывозить по триста» [там же, с. 9]. Отметим, что для этой цели в городе был мобилизован весь имеющийся гужевой и автотранспорт. Отправкой бочкового вина руководил винодел А.Б. Мельтцер. Работниками винзавода для предстоящей транспортировки выбирали самые крепкие бочки, срок погрузки сокращался до одних суток [там же, стр. 9].

1. Коллекция «Массандры» - огромное винодельческое наследие, уникальное собрание нескольких поколений виноделов. Сложный, многоликий, многофункциональный механизм. Разработана и введена в эксплуатацию Л.С. Голицыным в конце XIX века. Основное назначение - вписать Россию золотыми буквами в мировое виноделие. Энотека сегодня - это около полутора тысяч различных наименований винодельческой продукции разных лет в разных емкостях - всего более 1

миллиона бутылок. В 1988 году была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как величайшая сокровищница вин по своей многочисленности и уникальности [6].

Известно, что работник райкома И.В. Лысиков обращался лично к Н.А. Соболеву с вопросом об упаковке и отправке в ялтинский порт вина бутылочного, коллекционного. Учитывая специфику транспортировки последнего, сообщалось: «...уже уложено в ящики и вывезено в порт десять тысяч бутылок. Каждая из них взята на учет, тщательно упакована...» [6, с. 9]. Работами по подготовке партий коллекционного вина руководил главный инженер-винодел Александр Александрович Егоров (см. ил. № 7), имя которого золотыми буквами вписано в историю отечественного виноделия. Александр Александрович, по воспоминаниям Леонида Исаковича Шлейгера, «.показывал, как лучше уложить каждую бутылку в ящик, по ходу дела рассказывая о некоторых винах» [3, с. 11]. Также, по предложению винодела П.А. Новичкова, на каждой бутылке отправляемого вина указывался номер партии. Это делалось для того, чтобы опытный винодел, в случае утери документации, мог установить, проведя органолептическую экспертизу, марку всей партии вина [3, с. 11].

2. А.И. Микоян, 1937-46 гг. - заместитель председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР, в 1941-46 гг. - член бюро СНК СССР и Народный Комиссар внешней торговли (1938-46 гг.). Во время Великой Отечественной войны, с 1941 года, -председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии. В 1942-45 гг. - член Государственного Комитета Обороны СССР. Осуществлял контроль за организацией снабжения армии (1943-46 гг.), являлся членом Комитета СНК СССР по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождённых от немецко-фашистских захватчиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени в годы Великой Отечественной войны Анастасу Ивановичу Микояну присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» [5].

«.Пароходы "Одесский горсовет", "Пестель", "Ногин" отправлялись в Новороссийск (рис. 1). Погрузка шла круглые сутки.

Рисунок 1. Транспорт «Одесский горсовет»

Рыболовецкая шхуна "Массандра", с капитаном В.И. Лысиковым, бывшим работником комбината, совершила пять рейсов в Новороссийск.» [5, с. 11]. Несмотря на героические усилия по сохранению (в данной ситуации - спасению) уникального

национального достояния, часть последнего была утрачена: «В восьмидесяти километрах от Новороссийска лежит на дне моря ... пароходик с грузом массандровских вин и отважным экипажем.» [4, с. 113]. По воспоминаниям Владимира Алексеевича Дацько, бывшего главного инженера объединения «Крымсовхозвинпром», судно было потоплено фашистами на пятом рейсе» [4, с. 113]. Также, в эвакуации вин «Массандры» и вин института «Магарач» были задействованы три крейсера Черноморского флота.

В начале ноября 1941 года ударные силы вермахта вторглись на Южный берег Крыма, Ялта оказалась на пороге оккупации. На заводе получен приказ - уничтожить оставшееся: «.Около 120 тысяч бутылок вина лучших марок замуровали в третьей галерее. Там же оставили железный ящик, где было знамя и приказ Н.К. Соболева об эвакуации.» [2, с. 9]. Позже, третья галерея была разграблена немцами.

Оставшиеся работники комбината уничтожали винопродукцию. В Миллионной галерее расшатывали и ломали деревянные стеллажи, подростки кирками разбивали бутылки, вино текло реками. Работники по пояс стояли в вине. По воспоминаниям Николая Константиновича Соболева, люди плакали, но выполняли приказ: «.Вино мощными струями устремилось в цементированные каналы, а затем - по крутым склонам и извилистым каналам - в море» <.> Даже воздух стал пьянящим, а морская вода в голубой Ялтинской бухте обрела зловещую розовую окраску.» [2, с. 10]. Предполагается, что в море успели вылить только треть вина.

Батуми, Новороссийск, и далее - Тбилиси, Баку, Куйбышев (Самара), Казань, Кизляр - подальше от войны. По данным Юрия Александровича, сына А.А. Егорова, основная часть эвакуированного вина «Массандры» сконцентрировалась в г. Тбилиси (точнее, в пригороде Авчалы). Небольшие партии - в Самарканде, Куйбышеве, Баку.

Необходимо отметить, что эвакуированное вино хранилось в надлежащих условиях, за ним бережно и тщательно ухаживали виноделы. История сохранила их имена: в Самарканде ответственным был назначен М.А. Беркович, в Куйбышеве -А.Б. Мельтцер, в Баку - П.Е. Тараненко. Александр Александрович проверял как само качество хранящегося вина, так и сроки проведения технологических операций. Дочь, Татьяна Александровна, микробиолог Массандровского завода № 2, была включена в работу по проверке кондиций и микрофлоры вин.

Ниже, на рисунке 2, приводится отрывок распоряжения начальника Главвино НКПП СССР П. К. Картавченко [4, с. 106]:

«№ 014-14 14/ГУ-42 г.

Главному инженеру-виноделу винкомбината «Массандра» т. Егорову А.А.

Предлагается Вам с открытием навигации выехать из Казани на пароходе через Астрахань в Баку и дальше в Тбилиси. В Баку предстоит Вам проверить

состояние находящихся там в эвакуации массандровских вин и назначить

соответствующий технологический уход. Оттуда проедете в Тбилиси и остановитесь там до вывоза массандровских вин, организовав работу с вином

согласно назначения.

Одновременно обращаюсь с просьбой к представителям администрации Пароходства на Волге и по Каспийскому морю и к железнодорожному начальству обеспечить получение билетов и проезд на места назначения.».

Рисунок 2. Отрывок распоряжения начальника Главвино НКПП СССР

П.К. Картавченко

Общеизвестно, что перемещение материальных ценностей не всегда осуществляется «идеально». В исследуемой нами проблеме необходимо подчеркнуть наличие обстоятельств непреодолимой силы, а именно: непрекращающиеся боевые действия.

Приведём некоторые факты их отражённости на «судьбе» драгоценного груза: часть вина осталась в портах (к примеру, Поти); не был выяснен вопрос сохранности 20 бочек в порту Батуми; не найдена партия вина, отправленного в Ростов в количестве 434 бочек в сентябре 1941 г. на пароходе «Сакко и Ванцетти»; остался «открытым» вопрос сохранности груза на комбинате «Абрау-Дюрсо» (Кубань). Также, есть свидетельства о похищении 5 бочек с вином при отправке эшелона из Туапсе и многое другое. Часть вина была реализована для оплаты фрахта, услуг по экспедиции и транспортировке груза.

Тем не менее, вино сберегли - и сегодня это неоспоримый факт - с высоким качеством. В конце декабря 1944 года из Батуми возвращается первая партия вина, последняя - в конце 1946-го.

Немецко-фашистские захватчики, варварски орудовавшие на крымской земле, уничтожили хозяйственные постройки в совхозе «Судак», дома для работников совхоза «Ливадия» - сожжены. Благодаря «стараниям» немцев, в руины превращены винсовхозы - им. Софьи Перовской, «Профинтерн», им. Полины Осипенко. Был уничтожен и уникальный (в стране единственный в те годы) завод виноградных соков. Также, по-варварски оккупанты относились и к виноградникам: «Хищнический способ ведения хозяйства привёл к гибели 483 гектаров насаждений» [4, с. 113]. Одичали виноградники, уничтожено оборудование для борьбы с вредителями. Кроме этого, немцами вырубались парки с декоративными растениями и свыше 100 гектаров плодоносящих садов.

Необходимо отметить, что сразу же после захвата полуострова на Головной завод был назначен немецкий управляющий. Силами оставшихся женщин и детей заготавливался новый виноматериал, который сберегли до освобождения Ялты [8].

Когда был освобождён весь Крым, на предприятие возвратились демобилизованные бойцы Красной Армии - виноделы и агрономы: П.С. Охрименко, М.А. Македонский, П.И. Федоров, А.И. Петров, С.А. Меркулов, Ю.И. Литвиненко, В.В. Григорьянц, В.В. Постников, А.И. Ходакова (Волошина), Ю.И. Литвиненко и многие другие. Коллектив предприятия безотлагательно приступил к работе: восстанавливались виноградники, заводы, всё подготавливали к новому сезону виноделия. И ныне в энотеке «Массандры» представлено более трёх тысяч бутылок вина особого рода - 1944-1945 гг. Примечательно, что в 2018 году работниками винодельческого объединения была произведена перекупорка этих раритетных вин. Бутылки аккуратно освободили от сургуча и укомплектовали новыми пробками высочайшего качества (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Экспонаты Юбилейной серии

Рисунок 4. Процесс перекупорки вина 1944-1945 гг.

Двумя годами позже, в Юбилейном 2020 году, предприятие выпустило «Красное вино Победы» ограниченной партией - 1800 бутылок, из которых 700 экземпляров предназначались в качестве подарка для участников боевых действий и ветеранов Великой Отечественной войны (рис. 5).

Рисунок 5. Подарочный ветеранский набор. Содержание набора

На подарочной упаковке значится надпись: «.«Красное Вино Победы» - это сувенирная серия, в которую вошли две марки, рожденные в первый сезон виноделия на освобожденной от фашистов крымской земле. Это «Портвейн красный Крымский» и «Мускат розовый Южнобережный».

Красное, как Знамя Победы, крепкое, как стойкость и мужество тех солдат, которые защищали нашу Родину, терпкое, как горькие дни войны, и сладкое, как радость

Победы 45-го. Это вино олицетворение любви, нежности и веры в то, что под мирным небом сбудутся все мечты".

Рисунок 6. Н.К. Соболев Рисунок 7. А.А. Егоров

Рисунок 8. Весна. Ялта. Долгожданная Победа

Выводы. Очевидно, что в современном поликультурном мире процессы глобализации способствуют размыванию национальных «границ», что актуализирует проблему трансляции культурных ценностей.

История развития крымского виноделия - новое развитие и новый статус не только крымского, но и отечественного культурного наследия.

Представляется важным, что проблема сохранения рассматривается нами на примере экстренных социокультурных обстоятельств: надвигающейся оккупации Крыма в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., побудившей людей на проявление высших человеческих качеств - мужества, любви к Родине, заботе о будущих поколениях. Люди

верили в неизбежность Победы над врагом, и эта вера убеждала в необходимости возврата уникальной винной коллекции в Крым.

Сохранение памяти о людях, перечислить все имена которых невозможно в формате данной статьи, достойных уважения и благодарной памяти потомков, совершивших подвиг в условиях выбора между сохранением собственной жизни и ценностью национального достояния - наш долг.

Поскольку тираж издания данного сборника небольшой и немногочисленно количество источников, мы посчитали это основанием для приведения в нашей статье иллюстративного материала.

Список литературы:

1. Лихачев Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, СПб - LOGOS, 2006. - 321 с.

2. Соболев Н.К. Как была спасена золотая коллекция «Массандры» / Огонёк. - 1970. - № 28. - С. 9-10.

3. Шлейгер Л.И. Воспоминания винодела «Массандры» / Шлейгер Л.И. -Симферополь: Таврида, 1994. - 144 с.

4. Солнечная «Массандра» / Коллектив авторов. 2-е изд., перераб. и доп. -Массандра: Гриф-Фонд. - 1996 г. - 410 с.

5. Микоян Анастас Иванович [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: https://sovtime.ru/bio/mikoyan (дата обращения: 03.04.2021 г.). - Текст: электронный.

6. «Массандра» собрала виноделов России на дегустацию коллекционных вин [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.massandra.su/911-massandra-sobrala-vinodelov-rossii-na-degustaciyu-kollekcionnyh-vin.html (дата обращения: 30.03.2021 г.). - Текст: электронный.

7. Гурьянова Н.М. Ялта в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://bfnk.ru/history/books-yalta-monuments-vov (дата обращения: 03.04.2021 г.). - Текст: электронный.

8. Безуглова Е. Как спасали винотеку «Массандры» от фашистских захватчиков. [Электронный ресурс] / Безуглова Е. Режим доступа к статье: https://travelask.ru/blog/posts/24859-kak-spasali-vinoteku-massandry (дата обращения: 05.04.2021 г.). - Текст: электронный.

УДК 710

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Платонова Айше Вадимовна,

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент, доцент кафедры рекламы и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Асеев Сергей Сергеевич, обучающийся направления подготовки: «Реклама и связи с общественностью» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье описываются многочисленные примеры изготовления и распространения социальной рекламы в России которые дают возможность говорить о развитии этого типа коммуникации. Несовершенство технологий по созданию и апробации социальной рекламы, отсутствие возможности экспертно оценивать ее эффективность послужили основой для дальнейшего освещения материала в формате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.