ИННОВАЦИОННЫМ ФОРУМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «КОНКУРИРУЯ ЗА БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ»
В Москве 23 марта 2010 г. состоялся Инновационный форум малого и среднего предпринимательства «Конкурируя за будущее сегодня», организованный общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Главной темой Форума стало исследование ОПОРЫ РОССИИ «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России», проводимое совместно с консалтинговой компанией «БауманИнновейшн». Участники Форума обсудили не только представленные результаты исследования, но и перспективы инновационного развития России.
Форум состоял из двух сессий: «Инновации и бизнес» и «Новая инновационная политика». В рамках первой сессии были рассмотрены два основных вопроса: барьеры для инновационного бизнеса в России и пути их преодоления. Предложены три альтернативных пути развития: исключительно создание новых институтов управления инновационной политикой, сочетание новых и старых элементов, модернизация имеющихся институтов. В обсуждении приняли участие компании, работающие в ресурсных отраслях, и представители иностранных фирм, которые ведут НИОКР в России.
В работе второй сессии приняли участие представители органов федеральной и региональной власти, руководители объектов инновационной инфраструктуры, банковского сообщества, международные эксперты, обсудившие вопросы построения конкурентоспособной инновационной системы России, развития инновационного малого и среднего бизнеса, а также реализации инновационной политики.
Форум завершился выступлением Председателя Правительства РФ Владимира Путина, который в своем докладе сообщил о мерах, подготов-
ленных Правительством РФ для малых и средних предприятий, в частности:
• снятие всех основных ограничений реализации 217-ФЗ о создании малых и средних предприятий при вузах, предприятия, где доля вузов в капитале компании превышает 25% смогут переходить на упрощенную систему налогообложения;
• отмена уплаты предпринимателями налога на добавленную стоимость в рамках реализации закона о льготной приватизации 159-ФЗ и продление срока действия закона на 3 года;
• изменение идеологии и практики работы контрольных органов, сокращение избыточных полномочий органов власти и соответственно, возможностей для злоупотреблений и коррупции;
• продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации, и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
• определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным, с возможностью дополнения этого перечня на местах;
• формирование на 2010 г. дополнительного пакета помощи малому и среднему бизнесу в объеме 13 млрд руб., выделение на дополнительную поддержку малых инновационных компаний из бюджета еще 3 млрд руб., а на поддержку экспорто-ориентированного бизнеса — 2 млрд руб.;
• внесение в Госдуму законопроекта об установлении ставки страховых платежей для инновационных малых компаний с 2011 г. в размере 14%;
Подробнее с материалами Форума можно ознакомиться на сайте ОПОРЫ РОССИИ http://www.opora.ru/press/lenta в разделе «Лента новостей».
КОНФЕРЕНЦИЯ
«РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И СНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
В рамках Недели российского бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Юридической фирмой «Вегас-Лекс» 14 апреля 2010 г. в Москве провели конференцию, посвященную актуальным вопросам развития конкуренции.
В ходе мероприятия с докладами выступили представители руководства Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Государственной Думы РФ.
Среди обсуждаемых вопросов значились:
• Развитие конкуренции;
• Новые законодательные инициативы ФАС (закон о защите прав конкуренции, Кодекс об административных правонарушениях);
• Формирование добросовестной практики ведения бизнеса;
• Проблемы квалификации нарушений и варианты исключения рисков применения «оборотных» штрафов к компании и уголовных мер к должностным лицам;
• Административные барьеры для развития бизнеса в России: региональный протекционизм, дополнительные требования региональных властей к бизнесу.
Выступивший с приветственным словом Президент РСПП А. Шохин выразил удовлетворение совместной с ФАС работой по либерализации антимонопольного законодательства, также им было предложено рассматривать нынешнюю конференцию как
публичную и продуктивную площадку взаимодействия бизнеса и власти.
Член Бюро Правления РСПП, председатель Комитета РСПП по собственности и развитию конкуренции, глава Наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп» М. Фридман в своем докладе изложил предложения и замечания Комитета к «третьему» пакету поправок в антимонопольное законодательство.
Выступивший с докладом руководитель ФАC И. Артемьев перечислил целый ряд вопросов, по которым его ведомству удалось достичь продуктивного компромисса с бизнесом в процессе обсуждения «второго» и «третьего» пакетов антимонопольного законодательства.
Руководитель ФАС заявил, что «третий» антимонопольный пакет — это пакет либерализации, а не ужесточения мер антимонопольного законодательства. Так, из Уголовного кодекса РФ будет изъята статья об ответственности предпринимателей за вертикальные соглашения; допущены все виды агентских соглашений. Кроме того, решено не уменьшать срок обжалования решений ФАС до 1-го месяца, а оставить его 3-месячным; разделить «соглашения» и «согласованные действия» на две статьи и др.
Заместитель председателя Счетной палаты РФ В. Горегляд отметил, что «сегодня и политическая элита, и бизнес, и экспертное сообщество признают, что наш бюрократический аппарат имеет и склонность, и возможности для использования своей мощи для чрезмерного присутствия в экономической жизни страны». «Поэтому, — уве-
рен В. Горегляд, — большинству участников рынка импонирует стремление государства упорядочить полномочия чиновника в экономической сфере».
Председатель Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку Л. Хасис озвучил проблемы развития конкуренции в сфере торговли, которую назвал высококонкурентным и эффективным видом бизнеса.
Управляющий директор и партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» А. Ситников посвятил свое выступление развитию правоприменительной практике антимонопольного законодательства в России. По его словам, количество возбуждаемых дел в нашей стране значительно (в десятки раз) превышает количество дел, возбуждаемых в Европейском Союзе и США, чему способствует наличие в законодательстве существенного количества оценочных норм, при расширительном толковании которых в правоприменительной практике нарушением может быть признано любое поведение компании.
Другие участники обсуждения — член Правления РСПП, заместитель генерального директора ОАО «Газпромнефть» Е. Илюхина, директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ
А. Пироженко — указали на необходимость доработки «третьего» антимонопольного пакета по целому ряду позиций, которые вызывают обеспокоенность у бизнес-сообщества: введение четких критериев отграничения согласованных действий с целью выведения из-под уголовной ответственности; установление единых законодательных правил товарного рынка; сокращение числа проверок контролирующих и надзорных органов; введение запрета для государственных органов на создание дискриминационных условий для различных хозяйствующих субъектов.
Участники второго сессионного заседания и последовавшей открытой дискуссии, среди которых были представители ФАС, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, ОАО «РЖД», ОАО «Мобильные Телесистемы», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», попытались прояснить правоприменительные подходы регулирующего органа, обсудили нормы антимонопольного законодательства, позволяющие ФАС заниматься ценовым регулированием, а также обозначили основные противоречия во взаимоотношениях бизнеса и антимонопольной службы в части непрозрачности антимонопольных норм, наложения оборотных штрафов за их нарушения и другие вопросы.
ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»
Первая московская конференция «Конгрессная деятельность. Основные задачи и направления развития» прошла 11 марта 2010 г. в Центре международной торговли. Ее организатором выступила Московская торгово-промышленная палата при поддержке Правительства Москвы (МТПП), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Ассоциации Агентств делового туризма, Центра международной торговли. В работе конференции приняли участие министры Правительства Москвы — руководитель Департамента науки и промышленной политики Е. Пантелеев и руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Г. Мурадов; начальник отдела выставок и координации участников внешнеэкономической деятельности Департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга России А. Диа-нов; Председатель комиссии Московской городской Думы по регламенту, правилам и процедурам А. Крутов; президент МТПП Л. Говоров; Председатель Правления МТПП Ю. Котов; представители префектур Москвы, организаций, занимающихся конгресс-ной деятельностью, из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов — всего более 150 участников.
На конференции обсуждались следующие вопросы:
• Современное состояние и перспективы дальнейшего развития конгрессной деятельности в Российской Федерации и в Москве;
• Основные направления развития объектов конгрессно-выставочной деятельности в Москве в 2009-2015 гг. и на период до 2025 г.;
• Повышение эффективности конгрессной деятельности как инструмента стимулирования различных отраслей экономики Москвы и источника значительных финансовых поступлений;
• Формы взаимодействия местной власти и бизнеса в развитии М1СЕ-индустрии;
• Средства продвижения Москвы на международном рынке конгрессных услуг;
• Роль торгово-промышленных палат в совершенствовании информационно-аналитического и методического обеспечения конгрессной деятельности;
• Конгрессное бюро как средство улучшения международного имиджа города и привлечения международных конгрессных мероприятий;
• Потенциал Москвы на рынке международных конгрессных мероприятий;
• Международный опыт строительства и эксплуатации конгрессных центров;
• Региональные программы развития конгрессной деятельности;
• Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров для конгресс-ной деятельности, индустрии встреч и делового туризма.
Президент МТПП Л. Говоров представил участникам конференции развернутый аналитический доклад о состоянии конгрессной деятельности в Москве.
Также свое мнение об основных направлениях развития конгрессной деятельности в Москве и России высказали:
• Председатель Правления МТПП, Председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Ю. Котов;
• начальник отдела выставок и координации участников внешнеэкономической деятельности Департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга России А. Дианов;
• начальник отдела конгрессно-выста-вочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга А. Яковлев;
• заместитель директора ГУП Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы В. Беккер;
• директор конгресс-центра ОАО «Центр международной торговли» В. Ионова;
• директор Департамента конгрессов Центра делового сотрудничества «ТКБ-Сер-вис» В. Жуков;
• заместитель Генерального директора ЗАО «Крокус Интернэшнл» Л. Лозбенко;
• президент ООО «Рэстек Ивент Менеджмент Технолоджи» С. Трофимов;
• исполнительный директор Ассоциации Агентств делового туризма Ю. Сарапкин.
В секционной работе конференции приняли участие представители российских и зарубежных организаций, занимающихся конгрессной деятельностью.
По итогам конференции принята Резолюция, которая была направлена в органы исполнительной и законодательной власти Москвы и федеральные органы власти.
В Резолюции участники конференции сочли возможным рекомендовать Правительству Москвы совместно с заинтересованными негосударственными, общественными организациями и деловыми кругами кон-грессной сферы деятельности:
1. Разработать и принять Концепцию развития конгрессной деятельности на ближайшие 10-15 лет.
2. Разработать основные направления развития объектов выставочно-конгрессной
деятельности на период до 2025 г., предусматривающие:
• развитие и совершенствование существующей материально-технической базы выставочно-конгрессной деятельности и ее инфраструктуры;
• создание новых выставочных и кон-грессных центров международного уровня;
• размещение выставочно-конгрессных площадей в составе объектов, предусмотренных городской комплексной инвестиционной программой «Новое кольцо Москвы»;
• создание конгрессно-выставочных центров административных округов и информационно-выставочных центров районов Москвы;
• определение индикативных показателей развития объектов выставочно-конгрессной деятельности;
• стимулирование развития выставочно-конгрессной деятельности федеральных и частных организаций, расположенных на территории Москвы, в том числе государственных научных центров, вузов, отраслевых объединений и др.;
• повышение доли участия малых и средних предприятий в выставочно-конгрессной деятельности;
• совершенствование региональных нормативов градостроительного проектирования в части объектов выставочно-конгресс-ной деятельности.
3. Активнее использовать государственно-частное партнерство в инвестировании средств и практическом развитии материально-технической базы выставочно-кон-грессной деятельности.
4. Создать Конгрессное бюро Москвы как единый координационный центр кон-грессной деятельности для решения задач продвижения, маркетинга, мониторинга деловой активности и состояния соответствующей инфраструктуры городского рынка конгрессных мероприятий, объединения усилий государственных и муниципальных
структур власти и частного бизнеса (государственно-частного партнерства) в развитии конгрессной деятельности.
5. Активнее использовать конгрессные мероприятия для продвижения научных разработок и продукции московских производителей, услуг на региональные и зарубежные рынки в рамках реализации отраслевых программ развития.
6. Планировать бюджетные и внебюджетные расходы для финансирования, а также организации и проведения конгрессных мероприятий по представлению экономического потенциала и инвестиционной привлекательности Москвы на приоритетных кон-
грессных форумах с участием исполнительных органов государственной власти города и предпринимательства.
На основании подготовленных Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и МТПП информационно-аналитических материалов и выступлений докладчиков Первой московской конференции «Конгрессная деятельность. Основные задачи и направления развития», редакция журнала предлагает читателям ознакомиться с основными характеристиками рынка конгрессной деятельности в России, которые представлены в рубрике «Отраслевая конкуренция» данного номера.
С 12 по 16 апреля 2010 г. в Московской финансово-промышленной академии состоялся Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества», который стал важным событием в научном и академическом сообществе. На пленарном заседании с докладами выступили Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов А. В. Турбанов и Первый заместитель директора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Д. Е. Сорокин. В течение 5 дней на Конгрессе прошло 77 мероприятий (конференции, круглые столы, научные секции, тренерские лаборатории), в которых приняло участие около 4 тыс. человек (преподаватели и научные работники, аспиранты и студенты, представители государственных и деловых структур).
Среди центральных научных направлений Конгресса необходимо отметить следующие:
• Россия и мировой финансовый рынок: современная архитектура и развитие;
• Конкурентные стратегии и конкурентоспособность бизнеса;
• Развитие молодежного предпринимательства и трудности вхождения в бизнес;
• Теория и практика правового обеспечения бизнеса;
• Коммерциализация и маркетинг инновационных разработок;
• Особенности развития венчурного бизнеса в России;
• Управление финансами: современные технологии и инструменты;
• Информационный менеджмент как инструмент повышения эффективности бизнеса;
• Развитие индустрии спорта и спортивного менеджмента.
Следующий Конгресс пройдет в апреле 2011 г. в Московской финансово-промышленной академии.
ИТОГИ МАРТОВСКОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСА
Москва, 20 апреля 2010 г. На протяжении всего 2009 г. руководители и/или владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно, в рамках кризисного мониторинга ОПОРЫ РОССИИ, отвечали на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.
В 2010 г. ОПОРА РОССИИ совместно с консалтинговой компанией БауманИнновейшн продолжили работу по изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса в России. Представляем итоги мартовского мониторинга.
В марте 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. ситуация структурно не изменилась. Вместе с тем наблюдается ряд положительных тенденций улучшения условий и состояния малого и среднего бизнеса в России.
Финансовые ресурсы становятся все более доступными: для 17% респондентов привлечь заемные средства стало просто (в марте 2009 — для 8%). Количество респондентов, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (52% в марте 2010 г. против 68% в марте 2009 г.).
Треть компаний отмечают низкий уровень спроса на продукцию, однако, наметилась тенденция к улучшению ситуации: если в марте 2009 г. 37% респондентов отмечали низкий спрос, то в марте 2010 г. об этом говорят только 29%.
Ситуация на рынке труда стала более напряженной: на сегодняшний день найти подходящие кадры сложнее, чем год назад. Если тогда это было проблемой для трети респондентов, то в этом году с ней столкнулись более половины опрошенных.
Ситуация с поиском недвижимости постепенно меняется в лучшую сторону: найти подходящее помещение для бизнеса по-прежнему сложно только для 26% респондентов (в марте 2009 г. — 31%).
Наблюдается значительный рост конкуренции среди компаний — 47,9%.
За год административное давление осталось практически на прежнем уровне: 71% респондентов утверждают, что количество проверок не изменилось, а 12% — что сократилось (в марте 2009 г. — 70 и 10% соответственно). Не существует «поборов» для 60% компаний (в марте 2009 г. — для 68%).
В то же время компании по-прежнему указывают на усиление прессинга со стороны налоговых органов.
За год сократилось число компаний, отмечающих давление на бизнес со стороны криминала в своих регионах. Однако участились случаи рейдерских захватов. Если в марте 2009 г. 13% опрошенных говорили о подобных случаях, то сегодня — уже 18%.
11% респондентов по-прежнему фиксируют случаи противоправных действий со стороны правоохранительных органов — так же, как и год назад. В то же время эта цифра в 2 раза превышает ту, что была в ноябре 2009 г. (5,8% предпринимателей).
Хотя количество компаний, имеющих просроченные платежи за год, не изменилось, однако, наметилась тенденция к сокращению их размера. Респонденты, указавшие на наличие у них задолженностей (16%), отмечают серьезное сокращение долгов за год. Особенно снизились задолженности по налогам, кредиту, аренде и коммунальным платежам.
Основными проблемами малый и средний бизнес, как и прежде, считает спад спроса на продукцию и дефицит финансов. Также среди главных проблем — повышение тарифов.
Наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом мерами Правительства РФ остаются доступное кредитование и «налоговые каникулы».
Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ
Тел. +7 (495) 660-21-11 (доб. 222) e-mail: [email protected]
круглый стол
Летом 2009 г. журнал «Современная конкуренция» открыл дискуссию, посвященную теоретическим вопросам конкуренции. Ее начало положено работой выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской премии Фридриха фон Хайека «Смысл конкуренции». Позже были опубликованы следующие статьи:
• Светуньков С. Г. «Теория конкуренции: абстрактное и идеализированное»;
• Дегтярев К. С. «Что такое конкуренция?»;
• Богданов Д. Д. «Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории».
Анализ уже опубликованных материалов, а также готовящихся к публикации дает основание обратить внимание на актуальность обсуждения вопросов теории конкуренции. С этой целью редакция журнала проводит 19 мая 2010 г. в Московской финансово-промышленной академии круглый стол для обсуждения смысла и содержания конкуренции, а также других проблем современной теории конкуренции.
Наряду с авторами опубликованных и принятых к публикации материалов к участию в работе круглого стола приглашены:
1. Авдашева С. Б., докт. экон. наук, профессор НИУ ВШЭ;
2. Клейнер Г. Б., докт. экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАЕН, зам. директора Центрального экономико-математического института РАН;
3. Князева И. В., докт. экон. наук, профессор Новосибирского государственного технического университета;
4. Пироженко А. А., директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития и торговли РФ;
5. Рубин Ю. Б., докт. экон. наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ректор Московской финансово-промышленной академии;
6. Светуньков С. Г., докт. экон. наук, профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов;
7. Сушкевич А. Г., канд. экон. наук, начальник Аналитического управления ФАС России;
8. Тарануха Ю. В., докт. экон. наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова;
9. Шаститко А. Е., докт. экон. наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, генеральный директор фонда «Бюро экономического анализа».
В рамках круглого стола редакция планирует рассмотреть следующие вопросы:
• Структурный, поведенческий и функциональный подходы к изучению современной конкуренции.
• Измерение конкуренции: цели, методы, точность.
• Место теории конкуренции в системе знаний.
• Конкурентоспособность в контексте теории конкуренции.
• Природа конкурентных действий.
• Субъекты конкуренции.
Информация о круглом столе размещена на сайте www.marketds.ru