Научная статья на тему 'События и факты'

События и факты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «События и факты»

20-летие антимонопольных органов России

С 7 по 9 июня 2010 г. в Суздале прошло заседание коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, приуроченное к 20-летию антимонопольного регулирования в Российской Федерации. В нем приняли участие главы и представители отечественных и зарубежных конкурентных ведомств, международных организаций и интеграционных группировок, стран-членов СНГ, а также правоохранительных, судебных органов, деловых, научных и общественных кругов.

С основным докладом выступил руководитель ФАС России И. Ю. Артемьев. Он рассказал об этапах развития антимонопольного регулирования в нашей стране, достигнутых результатах и планах на будущее. В частности, упомянул о начале разработки четвертого антимонопольного пакета, в который планируется включить революционные изменения законодательства. К их числу относятся отмена закона «О естественных монополиях», положения которого предлагается включить в закон «О защите конкуренции», реформа КоАП. Также перед сотрудниками ФАС России была поставлена задача снижения количества проверок, особенно в отношении малого и среднего предпринимательства, и улучшения качества работы.

Перед участниками заседания коллегии ФАС выступил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалов, который зачитал поздравление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина работникам антимонопольных органов России. К поздравлениям присоединился председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации России О. А. Оганян, зачитавший послание Председателя Совета Федерации России С. М. Миронова.

Редакция журнала «Современная конкуренция» поздравляет ФАС с юбилеем и же-

лает дальнейших успехов в защите и развитии конкуренции в России.

Конкурентный кодекс РФ

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования разработал проект Конкурентного кодекса РФ, который стал результатом трехлетней работы Центра по проблемам совершенствования стимулирования и защиты конкуренции. По задумке авторов предлагаемый документ должен дополнить существующие подходы в области конкурентной политики. Основной упор в Кодексе сделан на меры по развитию конкуренции. Авторы убеждены, что принятие разработанного Кодекса позволит обеспечить стабильность конкурентного законодательства, его полноту и адекватность экономическим реалиям.

Более подробная информация представлена на сайте Центра http://www.rusrand.ru, текст проекта будет опубликован на сайте в разделе «Публикации».

Третий ежегодный инвестиционный форум

бизнес-лидеров «инновации для бизнеса»

30 июня -1 июля 2010 г. в Санкт-Петербурге состоялся Третий Ежегодный Инвестиционный Форум Бизнес-Лидеров «Инновации для бизнеса», организованный компанией MARCHMONT CAPITAL PARTNERS. Основная цель форума — показать санкт-петербургским представителям бизнес-сообщества пути развития конкурентоспособности и эффективности своего бизнеса на основе инноваций. В работе форума приняли участие топ-менеджеры и руководители компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители вузов и научных организаций, эксперты крупных международных компаний, бизнес-ангелы, предприниматели и инноваторы.

Форум проходил в течение двух дней, включал пленарные заседания, сессии и круглые столы, каждому дню соответствовала своя тематика. Первый день был посвящен применению инновационного мышления для улучшения эффективности и рыночной конкурентоспособности компаний. В рамках заявленной тематики участники форума обсудили проблемы, барьеры, перспективы и роль государства в развитии инновационного климата в России в общем и в Санкт-Петербурге в частности, указали на слабые связи между предпринимательской средой, наукой, финансовой системой и государством, осветили в своих докладах зарубежный опыт перехода к инновационной экономике и практику работы венчурных инвесторов, налоговые льготы при инвестировании в инновации, роль инноваций в экономике России и инновации как фактор увеличения стоимости компании, использование инноваций для привлечения стратегических партнеров.

Второй день форума был посвящен привлечению инвестиционного капитала в инновационные проекты и модернизации предприятий. Участники мероприятия обсудили региональный инвестиционный климат Санкт-Петербурга — условия успеха, кластерный подход при формировании региональных инновационных систем, практический опыт развития инновационных проектов. Завершило официальную программу форума открытое собрание Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов, на котором бизнесмены представили пять инновационных проектов, отобранных Ассоциацией: «Мобильное видео»; «Ангельская сфера» (Angelic S); «Переработка отходов животноводства»; «Озеленение городов. Grin Kis»; «Оптилайт».

Подробнее с материалами форума можно ознакомиться на сайте компании MARCHMONT CAPITAL PARTNERS http://marchmont.ru/conferences/Saint-Petersburg-2010.

В Московской торгово-промышленной палате (МТПП) представители московских органов власти, бизнеса и общественности обсудили Программу развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.

Развитие конкуренции имеет жизненно важное значение для формирования рыночной экономики. Экономический рост в условиях рыночных отношений достигается за счет перераспределения существующих ресурсов между предприятиями и внутри них, создания новых продуктов и методов производства, а также аккумулирования новых производственных факторов. В центре этого процесса стоит развитие конкуренции, поскольку именно она стимулирует предприятия повышать производительность, вводить инновации и делать капиталовложения при условиях значительного снижения возможностей для коррупции. Поддержка и развитие здоровой конкуренции — одна из основных функций государства, строящего рыночную эконо-

мику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге — общество.

Построение конкурентной экономики — одна из главных задач и целей России.

Правительством РФ утверждена Программа развития конкуренции в России и план мероприятий по ее реализации на 2009-2012 гг. Конкурентная политика страны представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффектив-

ным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и главные направления на период до 2012 г., включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность. Программой предписано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы развития конкуренции, срок создания которых — до 1 сентября текущего года.

В развитие указанного распоряжения Правительства Российской Федерации были изданы Распоряжение Правительства Москвы от 15 июля 2009 г. № 1559-РП «О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москве на 2009-2012 гг.» и Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1480-ПП «О мерах по развитию конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.», в котором утверждены Концепция Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. и Перечень первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москве. МТПП приняла активное участие в реализации данных документов.

В настоящее время подготовлена Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. Государственный заказчик и координатор Программы — Департамент города Москвы по конкурентной политике, исполнители — отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Участниками Программы выступают органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы, общественные и профсоюзные объединения и организации, представители бизнес-сообщества, предприятия и организации, средства массовой информации, население города Москвы.

Данный документ определяет общественное участие и контроль за формированием и реализацией Программы развития конкуренции в городе Москве — активное участие общественных организаций и бизнес-сообщества.

Для реализации направлений Программы, строящихся на принципах сотрудничества власти и бизнеса, предусматривается формирование общественной инфраструктуры поддержки добросовестной конкуренции в городе Москве.

Для координации деятельности общественных организаций и бизнес-сообщества с работой органов исполнительной власти города Москвы по развитию конкуренции планируется создание Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве.

Обсуждение вопросов готовности отраслевого аспекта московской программы развития конкуренции, а также участия бизнес-сообщества, общественных объединений предпринимателей столицы в ее реализации состоялось на заседании круглого стола в МТПП 28 июня 2010 г. «Реализация программы развития конкуренции в городе Москве: партнерство власти и бизнеса», который был организован Департаментом города Москвы по конкурентной политике и МТПП и собрал большое количество участников от ведущих компаний города в базовых отраслях экономики, гильдий и комитетов МТПП, общественных объединений предпринимательства, саморегулируемых организаций (СРО), научной общественности, СМИ.

От органов власти в работе круглого стола приняли участие:

• первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю. Росляк;

• министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы М. Вышегородцев;

Участники круглого стола при обсуждении Программы развития конкуренции в городе Москве

• директор Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ А. Пиро-женко;

• руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Г. Дег-тев;

• первый заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике С. Зайцев;

• первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Н. Бадаев;

• первый заместитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Г. Лифинцев.

Ю. Росляк сообщил, что Программа развития конкуренции в городе Москве в настоящее время проходит завершающий этап согласования по принципам и порядку формирования, и в начале июля текущего года она окончательно оформлена и принята к реализации. Одной из ее главных составляющих является развитие системы городского государственного заказа. Речь идет о совершенствовании нормативной и методологической базы в части размещения госзаказа, создании целого ряда инструментов,

позволяющих сделать работу по реализации госзаказов и иных заказов в интересах потребителей более прозрачной, понятной и главное — более эффективной. К таким процедурам относится система электронных торгов, и с 1 июля 2010 г. городские власти приступают к размещению государственных заказов в режиме электронных торгов в массовом порядке, опередив, таким образом, переход всех регионов России на электронную форму размещения госзаказов, запланированный Правительством РФ на 1 января 2011 г.

Ю. Росляк пояснил, что это опережение поможет московскому региону получить необходимый опыт и практические навыки, а также сэкономить определенные денежные средства к началу массовой работы по проведению торгов в электронном виде по всей стране. Электронные торги — важный элемент развития конкуренции, поскольку они предполагают анонимное участие в конкурсе и исключают давление на конкретного заказчика или корпоративный сговор. Экономический эффект при размещении госзаказов в режиме электронных аукционов составляет до 40% экономии денежных средств. Электронная система торгов позволяет выйти на прямую поставку товаров или прямое исполнение заказа, минуя посредников, следовательно, устраняются посреднические наценки.

Докладчик Ю. Росляк

Вице-мэр Москвы отметил, что в предстоящей работе по реализации Программы развития конкуренции в городе Москве МТПП и другим организациям предпринимателей отводится значительная роль, поскольку необходимы общие усилия власти, бизнеса и общественности для достижения итоговой цели — обеспечения жителей Москвы товарами и услугами, гарантированными качеством и надежностью исполнения заказа и доступными по цене.

Развитие конкуренции требует комплексного подхода. Об основополагающих принципах построения Программы развития конкуренции в городе Москве рассказал С. Зайцев. В частности, он заявил, что Программа подготовлена Правительством Москвы с учетом предложений представителей бизнес-сообщества и общественных организаций предпринимателей, прошла согласование в более 50 органах исполнительной власти и включает как общие городские мероприятия, в том числе по созданию нормативно-правовой базы развития конкуренции, так и 18 отраслевых разделов по развитию конкуренции в различных отраслях (ЖКХ, строительство, транспорт и др.). В плане повышения информационной прозрачности Программой предполагается утвердить требования к раскрытию органами исполнительной власти города информации о конкурентных процедурах. Также будут разработаны и утверждены порядок и критерии оценки соответствия подлежащих экспертизе документов требованиям конкурентного развития как по отраслям, так и по городу в целом.

Докладчик отметил, что на этапе разработки Программы Тендерным комитетом совместно с МТПП проведены опросы свыше 2 тыс. руководителей предприятий и организаций с целью выявления проблемных зон и определения возможностей развития конкуренции в конкретных отраслях с учетом потребностей предпринимательства. Более 70% респондентов свидетельствовали о росте уровня конкуренции во всех отрас-

Выступает С. Зайцев

лях экономики города, при этом около 65% отмечали рост случаев недобросовестной конкуренции, в первую очередь в таких формах, как демпинг, обман потребителя, использование чужого продукта, сговор между организациями. С. Зайцев подчеркнул, что без обратной связи, без знания состояния конкурентной среды в отраслях органам исполнительной власти города будет трудно реализовать данную Программу, поэтому она предполагает создание Общественного совета и привлечение представителей бизнес-сообщества в качестве экспертов для проведения экспертизы программных мероприятий.

О роли и участии городского предпринимательского сообщества в создании и реализации Программы развития конкуренции в городе Москве доложил президент МТПП Л. Говоров. Так, представители отраслевых объединений предпринимателей, наряду с сотрудниками Минэкономразвития РФ и Московского УФАС, приняли участие в цикле заслушиваний соответствующих разделов Программы в Департаменте города Москвы по конкурентной политике. Обсуждение проектов отраслевых разделов показало, что в ряде случаев органы исполнительной власти первоначально были ориентированы исключительно на вопросы совершенствования системы размещения городского заказа,

в то время как разработка подобной Программы предполагает комплекс мер, направленных на развитие конкуренции в отрасли в целом. Было проведено заседание комиссии Общественного совета города Москвы с приглашением руководства Тендерного комитета, которое, в частности, позволило уточнить раздел Программы, посвященный вопросам общественного участия и контроля за ее формированием и реализацией. Появление данного раздела отличает московскую программу от других региональных программ.

Л. Говоров подробно остановился на задачах предпринимательского сообщества в реализации Программы развития конкуренции в Москве.

Одна из задач предпринимательского сообщества — формирование интегрированной оценки состояния конкурентной среды, степени ее развития в отраслях. Президент МТПП отметил, что это задача и общественных, и отраслевых профессиональных объединений, и СРО. Кроме того, общественное участие в ее решении должно осуществляться на системной основе, а не по принципу фрагментарных оценок по отдельным направлениям.

Очень важной Л. Говоров назвал задачу внедрения процедуры общественной экспертизы и предварительной оценки последствий принятия городских законов и распорядительных документов Правительства Москвы. Здесь необходимо создание системы организационного, информационного и методического обеспечения данной работы. При этом может быть использован опыт проведения антикоррупционной экспертизы, который имеют общественные организации, в том числе опыт совместной работы МТПП и прокуратуры города, опыт Общественного совета Москвы.

Необходимо участие представителей общественных объединений московских предпринимателей в работе конкурсных комиссий, экспертных групп, методических советов в целях повышения прозрачности

размещения городского заказа и инвестиционных торгов. В качестве положительных примеров в данном вопросе Л. Говоров указал на работу Департамента города Москвы по конкурентной политике и Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, которые активно привлекают к сотрудничеству представителей общественности. Вместе с тем докладчик отметил, что у некоторых городских заказчиков по-прежнему отсутствует желание наладить совместную работу с общественными объединениями.

Глава МТПП предложил обязательно включить в систему оценок соответствия принципам добросовестной конкуренции показатель деловой репутации предприятия и использовать при разработке механизма учета деловой репутации принципы ведения реестра надежных предприятий Москвы. Эту программу реализует МТПП согласно законодательству и имеет значительный опыт в этой области. По поручению мэра Москвы Ю. Лужкова Департаментом города Москвы по конкурентной политике при участии МТПП подготовлено техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка методики оценки добросовестной деловой репутации при проведении процедур размещения государственного заказа города Москвы», направлено обращение в Департамент науки и промышленной политики города Москвы о ее включении в план торгов на первое полугодие 2010 г. Однако конкурс до сих пор не объявлен. Л. Говоров обратил внимание городских властей на то, что предложения, поступающие от предпринимателей или организаций, представляющих их интересы, должны со всей серьезностью рассматриваться органами исполнительной власти на предмет реализации, поскольку они диктуются насущными потребностями рынка, и от их реализации зависит не только состояние бизнеса, но в конечном итоге состояние экономики региона.

Также важно использование возможностей общественных организаций, в частности, системы ТПП в развитии межрегионального и международного сотрудничества применительно к расширению состава участников городских торгов и участию московских организаций в размещении заказа в других субъектах РФ (информационное обеспечение, конгрессно-выставочная деятельность, экспертиза и т. п.).

По мнению главы МТПП, требуется создать систему анализа проблем, ограничивающих развитие конкуренции. Так, например, в строительных СРО в настоящее время наблюдается явное ущемление возможностей для участия в них малых и средних предприятий, и эту тему следует обсуждать на Общественном совете с активным участием предпринимательского сообщества.

Л. Говоров указал также на необходимость создания системы информационной поддержки Программы развития конкуренции и пропаганды добросовестного предпринимательства как в информационном плане, так и в рамках содействия продвижению продукции и услуг московских предприятий.

Анализируя развитие конкуренции в городе, Л. Говоров подчеркнул, что развитие конкурентной среды во многом определяет конкурентоспособность мегаполиса в целом, а это привлечение в столицу инвестиций, бизнеса, делового туризма, финансов. О развитии конкурентоспособности мегаполисов как о важнейшей задаче бизнеса и власти шла речь на недавней встрече Группы «С-5» — руководителей торгово-промышленных палат Москвы, Парижа, Берлина, Лондона и Пекина. По этому важнейшему показателю Москва пока занимает не самое лучшее место.

Президент МТПП обратил внимание участников круглого стола на необходимость уже сейчас задуматься о создании аппарата Общественного совета, который должен работать на постоянной основе. Данному

А. Пироженко

органу предстоит решать довольно трудные задачи обеспечения работы Совета и здесь без государственной поддержки не обойтись.

Свою оценку Программы развития конкуренции в Москве представил А. Пироженко. Прежде всего он отметил инновационную суть Программы. В ней предусмотрен ряд мер, которых нет в программах других регионов России, в частности, создание Общественного совета.

А. Пироженко подчеркнул, что важный показатель эффективности работы Правительства Москвы по реализации задач федерального правительства — открытость обсуждения проблем и путей их решения с участием бизнес-сообщества, общественности города, средств массовой информации, подтверждением чему является состав участников данного круглого стола. Позитивным результатом работы над Программой стала качественная разработка инфраструктуры для ведения бизнеса, которую Минэкономразвития РФ рекомендует другим регионам в качестве примера. Наряду с положительными оценками, глава Департамента высказал замечания, которые, главным образом, касались недоработок в отраслевых разделах Программы, а именно — отсутствия конкретики по ряду программных мер отраслевого аспекта. А. Пироженко привлек вни-

мание участников круглого стола к задаче создания конкурентного климата в регионе. Он сообщил о начале проведения Всемирным банком исследования «Doing business» в регионах России, подчеркнув, что важным является, чтобы работа Правительства Москвы по улучшению предпринимательского климата получила адекватную оценку в рейтинге «Doing business», которая считается объективной международной оценкой состояния бизнеса в регионе. По мнению А. Пироженко, Программа развития конкуренции в городе Москве после окончательной доработки сможет быть представлена в качестве модели для совершенствования аналогичных программ в других регионах.

Н. Бадаев в кратком выступлении предложил включить в Программу задачу по разработке системы стандартов и меры по борьбе с контрафактной продукцией.

На заседании круглого стола также выступили:

• генеральный директор Московской международной Бизнес-ассоциации А. Борисов;

• начальник отдела контроля органов власти Московского УФАС России О. Сус-ликова;

• руководитель ГУ «Центр реформы в ЖКХ» И. Шрамко;

• председатель Экспертного совета при Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Н. Ма-лофеева;

• председатель Комитета по рейтингам Ассоциации развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами В. Зимин;

• председатель Гильдии логистических операторов МТПП С. Домнина;

• заместитель председателя Гильдии негосударственных структур безопасности С. Айрапетян.

Выступающие высказали предложения по конкретным отраслевым направлениям, связанные с созданием конкурентной среды, и выразили готовность участвовать в доработке и реализации данной программы.

В заключение президент МТПП Л. Говоров отметил: «Хочу от имени общественности еще раз поддержать меры, предложенные в проекте Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2010 гг., и незамедлительно вместе с нашими партнерами — органами власти города Москвы приступить к ее реализации. Это важный документ, который будет способствовать серьезному развитию делового климата в городе».

Участники круглого стола приняли за основу проект резолюции, содержащей решения, касающиеся участия бизнес-сообщества и общественных организаций в реализации Программы развития конкуренции в городе Москве.

Пресс-служба МТПП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.