Научная статья на тему '«Событие» в нарратологии и связях с общественностью'

«Событие» в нарратологии и связях с общественностью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
711
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / НАРРАТОЛОГИЯ / СОБЫТИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PUBLIC RELATIONS / NARRATOLOGY / EVENT / SOCIAL CONSCIOUSNESS / STRATEGIC COMMUNICATIONS / MEDIA LITERACY / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салиева Людмила Казимовна

Исследование связей с общественностью как технологии управления общественным сознанием является насущной задачей современности, поскольку именно связи с общественностью создают нарративный дискурс современной информационной сферы. В статье обосновывается целесообразность использования нарратологического термина «событие» в теории и практике связей с общественностью. Автор рассматривает сущностные свойства события отличающие его от факта и меняющие природу повествовательного дискурса, превращая его из фактографического в фикциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Event” in Narratology and Public Relations

Public Relations is a multidisciplinary sphere of activity and knowledge. The main tool of PR is a message which is mostly of narrative nature. Various PR narratives are transmitted through different kinds of communication channels and used to influence public opinion and public consciousness. Though there is a burgeoning literature on Public Relations there are few narratological researches in this field. The purpose of this article is to substantiate applicability of the term “event” used in the narratological sence to PR practice and theory. Firstly drawing on the extensive narratological literature the author states that “event” differs from “fact” due to the interpretation of the latter by the human mind. Then the author identifies fourteen features of “event”, defined by its interpretation characteristic compared to a “fact”. The transformation of a fact into an event in narration changes the nature of discourse, the latter turns from factual to fictional. Secondly, strategic positioning can be considered as creating a series (soap opera) with each separate message being an episode of the series and with the purpose of positioning being the production of an image-making story in the audience's mind. The author claims that audience oriented approach makes it reasonable to apply the term “event” to each message / episode of the whole story about the organization, personality, good etc. promoted. Use of narratological approach in the choosing and interpretation of newsworthy occurrences can enhance the effectiveness of both PR practice and theory.

Текст научной работы на тему ««Событие» в нарратологии и связях с общественностью»

Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении

Салиева Л.К.

«Событие» в нарратологии и связях с общественностью

Салиева Людмила Казимовна — кандидат филологических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: salieva@spa. msu.ru SPIN-код РИНЦ: 1755-6500

Аннотация

Исследование связей с общественностью как технологии управления общественным сознанием является насущной задачей современности, поскольку именно связи с общественностью создают нарративный дискурс современной информационной сферы. В статье обосновывается целесообразность использования нарратологического термина «событие» в теории и практике связей с общественностью. Автор рассматривает сущностные свойства события отличающие его от факта и меняющие природу повествовательного дискурса, превращая его из фактографического в фикциональный.

Ключевые слова

Связи с общественностью, нарратология, событие, общественное сознание, стратегические коммуникации, медиаграмотность, критическое мышление.

Событие — это слово не сходит с наших уст. Оно постоянно мелькает на полосах газет, звучит на радио и телевидении. Без этого слова не обходятся философы, его постоянно используют физики и социологи. Это понятие, имеющее множество определений, настолько вездесуще и настолько заурядно, что словари избегают его толковать. Все понимают, что такое событие, но каждый вкладывает в это понятие свой собственный смысл. Вместе с тем всем абсолютно ясно, что речь всегда идет об одном и том же — о событии1.

Понятие события используется во всех без исключения гуманитарных, социальных, естественных науках и математике2.

Связи с общественностью (СО) — бурно развивающаяся область деятельности. Ю.В. Рождественский писал, что «связи с общественностью были необходимы всегда, но они стали особенно необходимы в условиях информационного общества»3. Самой

1 Воробьев О.Ю. Эвентология. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. С. 16.

2 Там же. С. 24.

3 Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. С. 314.

широкой областью деятельности связей с общественностью ученый считал тоталитаризм4. Что касается общества либерального демократизма, то здесь «идеалом становятся действия связей с общественностью в интересах разнородных риторических изобретений, продвижения частных идей и частных проектов»5, отражающих интересы разных общественных групп или лиц. Плюралистическая организация связей с общественностью сплачивает общество, «позволяет наиболее надежно сохранить порядок управления и лиц, участвующих в управлении, так как наличие многих новых стилеобразующих идей приводит к их различиям и противоречиям между ними и позволяет развить противодействие им со стороны тех видов диалогов, которые реализуют пафос управления»6. Новый этап развития связей с общественностью, на котором последние выступают не только в роли пропагандиста нового, но и выполняют функцию формирования общественного сознания и консолидации общества7, требует глубокого теоретического осмысления. Несмотря на большое число работ в этой области8, теоретическое изучение отстает от практики связей с общественностью. В частности, представляется, что теория и практика связей с общественностью могли бы использовать слово «событие» в терминологическом значении, опираясь на его употребление в философии9, философии языка10, лингвистике11, эвентологии12, нарратологии / поэтике. В связях с общественностью слово «событие» терминологически используется только в словосочетании «специальное событие»,

4 Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. С. 404.

5 Там же.

6 Там же. С. 405.

7 См., например: Миронов И.М. Паблик Рилейшнз как теория и практика управления общественным сознанием: дис... канд. социол. наук. М., 2004; Янборисова Э.Р. Роль PR-деятельности в процессе трансформации общественного сознания граждан России: дис. канд. социол. наук. Пенза, 2011; Меморандум Российской ассоциации по связям с общественностью «О состоянии общественных отношений в Российской Федерации в 2010-2011 годах» // Sovetnik.ru [Сайт]. URL: www.sovetnik.ru/reference/documents/documents 10.html (дата обращения: 01.07.2015).

8 В связи с тем, что проблемами связей с общественностью занимаются специалисты различных областей знания: социологи, филологи, политологи, управленцы, экономисты, психологи, библиографический список является практически необозримым. По этой причине автор здесь не приводит сносок на каких-либо авторов.

9 См., например: Лебедев М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 145-163; УайтхедА.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: сборник / Под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991.

10 См., например: Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия. М.: Территория будущего, 2007; Юрченко В.С. Философия языка и философия языкознания. Лингвофилософские очерки. М.: ЛКИ, 2008.

11 См., например: АрутюноваН.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988; Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Когнитивные аспекты лексикографии [Сайт]. URL: http://www.infolex.ru/IZV4 83.html (дата обращения: 05.06.2015).

12 Воробьев О.Ю. Указ. соч.

которое представляет собой технологию продвижения при помощи искусственно созданных ярких и запоминающихся мероприятий. Данная технология состоит в вовлечении человека в культуру бренда какой-либо общности посредством организации его (человека) действий и переживаний в рамках «специального события»13. Сюда относят пресс-конференцию, брифинг, конференцию, презентацию, пресс-тур, клубный вечер, круглый стол, конкурс14. В прочих же случаях употребления слова «событие» в СО оно используется в обыденном значении. «В обыденном смысле событие — это то или иное значительное явление, факт, состояние, ситуация или стечение обстоятельств общественной или личной жизни»15, и в СО, как правило, так называют все, что может быть использовано в качестве информационного повода, то есть любое происшествие, из которого можно создать информационное сообщение, новость. Целью настоящей статьи является обосновать, почему нарратологическое понимание категории «событие» является релевантным для связей с общественностью.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «события» в нарратологии, представляется уместным для наших целей привести некоторые цитаты из книги «Эвентология» О.Ю. Воробьева, показывающие, что событие является онтологической характеристикой человека, способом освоения мира обыденным сознанием, что разум, язык и бытие, соединяясь с событии, создают человека16.

«... материя и разум — это просто удобный способ связывания событий воедино.

Событие, «со-бытие» — способ сосуществования бытия и разума; ключевое понятие эвентологии, определяемое как воспринимаемое и / или создаваемое разумом «со-бытие». подмножество пространства исходов бытия; то, что присуще вероятности и ценности, составляет их конкретное существование — без вероятности. и ценности. событие. существовать не может; а также: «со-бытие». — это то, что произошло, происходит или будет происходить. в определенной точке пространства-времени, и следовательно могло, может или сможет быть воспринятым и / или созданным разумом в данной точке пространства-времени.

13 Минаева Л.В. Спортивное мероприятие в контексте геобрендинга // Российская школа связей с общественностью: альманах / Ассоциация преподавателей по связям с общественностью; под ред. Л.В. Минаевой. Казань: Издательство Казанского государственного технического университета (КНИТУ-КАИ), 2013. Т. 4. С. 70-92.

14 Проблема специального события широко обсуждается в настоящее время; см., например: Каверина Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: дис. докт. филос. наук. СПб., 2012.

15 Воробьев О.Ю. Указ. соч. С. 24.

16 Такое понимание природы события необходимо для специалиста по связям с общественностью, поскольку, как было сказано выше, связи с общественностью формируют общественное сознание.

Разум — это множество событий. Разумный субъект... — это эвентологическое распределение. множества событий. Любое Э-распределение множества событий — это разум.

Человек событийный (Homo eventus) олицетворяет собой ту индивидуальную последовательность событий, которая полностью определяет личность и существование человека.»17

«Осознать наступление события, понять, что оно наступило, воспринять его разум может, только либо вспомнив имя события, либо дав имя событию, до сих пор безымянному. Событие без имени остается за пределами сознания, в бессознательном, до поры до времени, пока разум не вызовет его из своих бессознательных глубин, дав ему имя. Осознавать наступление событий, понимать, что они наступают, воспринимать их — это для разума то же, что существовать, быть. Так же и события существуют, пока их осознает, понимает, воспринимает разум. Разум и события не могут существовать друг без друга. Бытие разума — восприятие событий, бытие событий — восприятие разумом.»18

Законы и технология построения виртуальных историй, вымыслов, эффективных с точки зрения вовлечения аудитории, поддержания ее интереса и в итоге воздействия на аудиторию в нужном ключе, описаны в поэтике и ее современной риторической модификации — нарратологии. А.С. Данто считал проблему события одной из центральных в нарратологии. Он рассматривает рассказ как структуру, навязанную событиям, группирующую их друг с другом и исключающую некоторые из них как недостаточно существенные19.

Обобщение работ классиков нарратологии20 дает следующую картину. Прежде всего стоит отметить, что нарратология проводит различие между тремя соотнесенными понятиями, а именно: событием, фактом и просто происшествием или случаем. Происшествие — это изменение положения вещей в ситуации реальности, виртуальной или реальной. Происшествие становится фактом «только вследствие вмешательства языка, текстопорождающей деятельности, дискурсии. о "факте" как единичном состоянии некоторого аспекта бытия нет возможности говорить или мыслить без фиксирующего это состояние текста. Процессуальная цепь бытия онтологически континуальна. .Без дискурсивной

17 Воробьев О.Ю. Указ. соч. С. 19-35.

18 Там же. С. 266.

19 Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Приложение к серийному изданию «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Серия «Лекции в Твери». Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. С. 6.

20 Назовем только некоторые имена: М.М. Бахтин, А.Н. Веселовский, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг, А.С. Данто, Ж. Женетт, П. Рикер, Х. Уайт, Шмид В., Группа д: Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберк, Ф. Мэнге, Ф. Пир, А. Тринон.

артикуляции (текстуального освоения сознанием) фактов как таковых не существует. Факт есть не что иное, как референтная функция дискурса — высказывания о нем. Фактография представляет собой дробление и локализацию процессуальности: фактом служит пространственно-временная единичность, которая может быть зафиксирована и может оказаться событийной. Но может таковой и не оказаться. Факт является субстратом события: без факта нет и события. Но далеко не всякий факт событиен. Специфика нарративного дискурса — в отличие от стенограммы или лапидарной хроники — состоит именно в том, что он наделяет факт или некоторую совокупность фактов статусом события»21.

Возникает вопрос, что делает факт событием, каковы отличительные признаки события.

Событие является частью истории, которую создатель сообщения теми или иными средствами рассказывает / показывает получателю сообщения. В акте коммуникации, в котором история (моделирование действительности) выступает, выражаясь языком филологии и семиотики, в качестве означающего22, соединяются два плана: план содержания истории и план коммуникации, в процессе которой история рассказывается. Это соединение происходит посредством плана выражения истории (наррации). Такой акт коммуникации является со-бытием фактов рассказываемой истории и факта коммуникации, то есть со-бытием содержания истории, рассказывающего сознания и воспринимающего сознания (последним может быть собственное сознание автора). Это со-бытие является своего рода макрособытием по отношению к отдельным частям-событиям истории. Событие и макрособытие истории выступают в коммуникации как пример, аргумент (свойство аргументативности), использующийся для создания нужного создателю сообщения образа предмета сообщения (свойство суггестивности). Именно с этой целью он отбирает, осмысливает и интерпретирует факты. Интерпретация факта и использование его в качестве означающего и делает факт событием. Первое и главное свойство события — интерпретация, в нарратологии оно носит название точки зрения. Точка зрения — это всегда оценка, ценностная позиция, следовательно, событие оценочно. Событие манифистирует определенную систему ценностей и рассматривается с определенной ценностной позиции (свойство оценочности). Точка зрения трактующего сознания

21 Тюпа В.И. Указ. соч. С. 6.

22 Относится ко всем видам семантических (сюжетных) искусств. (См.: Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры, 1995. С. 9).

определяет все прочие свойства события, его место и функцию в целом истории, выбор типа повествования (от первого лица, от третьего лица, от лица персонажа) и тона, языковой стиль23.

Событие как часть истории обладает свойством выделенности на фоне континуума действительности (реальной или фиктивной). Выделение отрезка из континуума реальности является результатом деятельности сознания, которое признает этот отрезок, эпизод, значимым с определенной точки зрения. Значимость факта обусловлена во многом тем, что он нарушает ожидание воспринимающего, основанное на стереотипности бытия; отсюда, событие — это нестандартная альтернатива. «Иначе говоря, событие — это значимая в рамках некоторой парадигмы альтернативных вариантов, конкретность, то есть факт, обладающий собственным значением в меру того, насколько и в какую сторону он отличается от всех прочих, не реализовавшихся в данный момент возможностей»24.

Точка зрения определяет также пространственно-временные координаты, «место-время совершения»25 или хронотоп события (свойство хронотопичности). Примерами хронотопа могут служить: встреча, дорога, гостиная, провинциальный городок, праздник, пресс-конференция и т. п. Важно понимать, что хронотоп — это не просто время и место, Бахтин считал его формально-содержательной категорией, манифестирующей «существенную взаимосвязь пространственных и временных отношений. слияние пространственных и временных примет в осмысленном целом»26, причем, с точки зрения осмысления, время выполняет ведущую роль. Кроме того, хронотоп во многом обусловливает и жанр, и его разновидность, и образ человека в произведении речи. В.Г. Щукин, перефразируя Бахтина, определил хронотоп как «присущую процессу, событию или состоянию субъекта пространственную и временную оформленность и жанровую завершенность»27.

Композиция событий, авторская последовательность эпизодов-событий, носит название сюжета. Сюжет как индивидуальная модификация фабулы (хронологической

23 Б.А. Успенский выделяет четыре типа точки зрения: в плане идеологии, фразеологии, в плане пространственно-временной характеристики, в плане психологии. (См: Успенский Б.А. Указ. соч.).

24 Тюпа В.И. Указ. соч. С. 23.

25 Гудкова Е.Ф. Теоретические аспекты анализа пространственно-временных (хронотопа) ориентаций художественной литературы // Сайт Е. Гудковой. 05.09.2007. URL: http://guuu7.narod.ru/Hronotop.htm (дата обращения: 10.06.2015).

26 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. СПб.; М.: Художественная литература, 1975. С. 234-235.

27 Гудкова Е.Ф. Указ. соч.

последовательности эпизодов-событий) говорит об авторской обработке фактического материала и в целом является метафорой28. События, с одной стороны, составляют интригу (свойство коммуникативности, управления вниманием аудитории), а с другой — призваны создавать определенный образ предмета речи, определенную картину мира (свойство создавать картину мира или быть ее частью, образность, метафоричность). И здесь очень важно отметить, что сюжетопостроение — культурно-обусловленная деятельность. Сюжеты, по словам Веселовского, являются частью поэтического языка культуры. Чтобы создать новый сюжет, эффективный и влиятельный с точки зрения воздействия на аудиторию, надо «обратиться к закрепленным в культуре конфигурациям, к схематизму повествования, оперирующему в типах интриг, воспринятых из традиции. Только благодаря этому схематизму действие может быть рассказано»29 (свойство культурной обусловленности).

Природа воздействия нарративных текстов на человеческое сознание состоит в том, что при помощи наррации происходит образное, в отличие от логического, освоение некого явления в его целостности. Последнее является пониманием без объяснения и потому суггестивно (свойство суггестивности). Именно поэтому отдельный пример и целая история считаются в риторике самыми сильными аргументами, и поэтому сторителлинг находит широкое применение в современной журналистике и СО.

Структурно событие есть единство таких компонентов, как носитель действия, являющийся причиной изменения ситуации, противодействующие элементы ситуации и точка зрения трактующего сознания. В нарратологии за «событие» принимается эпизод, участок текста, характеризующийся единством места, времени и состава действующих лиц30. Для образования нового эпизода достаточно изменения одного из этих показателей. Единство авторской интерпретации делает последовательность эпизодов-событий целостной, а целостную историю последовательной, тем самым создавая единство комплексного образа. «Ведь само существо наррации состоит именно в том, что в отличие от идентификации она расчленяет объективную (или квазиобъективную) картину референтного высказыванию мира на его событийные фрагменты (микрособытия) и одновременно стягивает эти фрагменты в коммуникативное единство высказывания, нанизывая их на нить повествования о

28 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

29 Рикер П. Указ. соч. С. 50.

30 Тюпа В.И. Указ. соч. С. 27.

макрособытии»31. Единством авторской интерпретации также обеспечивается то, что в микрособытии отражается макрособытие и, наоборот, что «любое событие посредством нарративного акта может быть развернуто в цепь микрособытий или, напротив, свернуто в эпизод макрособытия»32 (свойство фрактальности, типичности).

Оценка помещает событие в антропологическую систему координат, дает ему лицо и имя, персонифицирует событие и составляющие его элементы (свойство персонифицированности).

Важную роль в создании со-бытийности, вовлеченности аудитории в историю, играют повествовательная и фразеологическая точки зрения. Первая состоит в выборе способа повествования, которое может быть представлено как объективное (повествование от третьего лица) или как субъективное (повествование от первого лица), также возможна комбинация, переплетение различных типов изложения. Повествование от первого лица способно создать эффект большей достоверности, как и большей доверительности в отношениях повествователя и аудитории (свойство фокализации33). Фразеологическая точка зрения связана с взаимодействием голоса нарратора, его стиля речи и стилей речи других участников истории (речевой портрет, маска), с одной стороны, и, с другой стороны, с определенным тоном повествования, в котором выражается отношение повествователя к своей аудитории, тон может формальным, нейтральным, фамильярным и т. д. Фразеологическая точка зрения — мощный ресурс взаимодействия с аудиторией (свойство фразеологизации).

Итак, свойствами события, возникающими в результате интерпретации факта, являются:

• аргументативность;

• суггестивность;

• оценочность;

• выделенность в качестве нестандартной альтернативы;

• хронотопичность;

• коммуникативность;

• способность быть частью последовательности событий;

• образность;

31 Тюпа В.И. Указ. соч. С. 37.

32 Там же. С. 27.

33 Женетт Ж. Фигуры III // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. Т. 2.

• культурная обусловленность;

• фрактальность;

• типичность;

• персонифицированность;

• фокализация;

• фразеологизация.

Преобразование факта в событие меняет качество фактографического повествовательного дискурса: указывая на реальность и используя компоненты реальности, последний одновременно приобретает свойства ее конструирования, образного осмысления. В результате фактографический текст переходит в категорию вымысла (фикшн), прозаическое осмысление заменяется поэтическим (образным).

Теперь перейдем к рассмотрению тех сущностных характеристик связей с общественностью, которые делают знания поэтики и нарратологии релевантными для специалиста по связям с общественностью. Вне зависимости от того, в каких этических рамках (манипуляции и пропаганды, информирования, взаимопонимания, социального партнерства34) осуществляется деятельность связей с общественностью, альфой и омегой здесь в целом является стратегическая задача позиционирования, то есть формирования позитивного имиджа и на его основе построения и сохранения репутации и доверительных отношений с разными общественными группами. «.Теперь маркетолог отождествляется со специалистом по связям с общественностью (PR) и / или рекламе. .он занимается формированием: а) узнаваемого и б) позитивно узнаваемого образа товара на основе изучения мнения потребителей, подготовки для них оптимальных посланий и размещения их в коммуникационных каналах. То есть превращением товара в бренд. Брендинг — это не создание материальных объектов, это виртуальная операция с сознанием целевых групп. Специалист по брендингу (PR и рекламе) управляет восприятием потребителей, меняя (сохраняя) их отношение к товару (территории в том числе) даже без изменения самого товара, что входит в компетенцию других специалистов»35.

Позиционирование технически выглядит как размещение в разных коммуникационных каналах сообщений, продвигающих определенную позицию.

34 Глебова И.С., Тарасова Ю.А. Паблик рилейшнз в современном бизнесе. Казань: Казанский государственный университет, 2006. С. 15-19.

35 Чумиков А.Н. Территориальный маркетинг и брендинг: теоретические основания, страновой и региональный опыт для России // Социальные аспекты имиджевой политики региона: коллективная монография. М.: Спутник, 2011. С. 7.

Отсюда следует: если посмотреть на работу по созданию и поддержанию имиджа в целом, то она может быть описана как создание сериала о предмете СО в реальном времени, то есть создание некой истории, состоящей из определенных событий, в которых предмет СО демонстрирует нужные качества. Данный сериал транслируется через разные коммуникационные каналы и в итоге должен запечатлеться в памяти аудитории как история, в которой предмет СО выступает в качестве героя в рамках определенной ценностной системы. Здесь стоит отметить, что сериал создается не только позиционирующим органом, в него вплетаются все информационные сообщения о предмете СО. Отражение негативных посланий, а также вызовов составляет часть интриги истории. Данный ход рассуждения позволяет высказать мысль о том, что событием в связях с общественностью стоит называть не реальное явление или мероприятие (обыденное значение слова «событие»), а эпизод виртуальной истории36, остающийся в памяти общественности и формирующий общественное мнение. С точки зрения виртуальности, тотального коммуникативного поля для аудитории события — это все информационные сообщения; для позиционирующего органа событие c точки зрения аналитики — это также все информационные сообщения, а с точки зрения — это очередное послание в рамках продвижения объекта СО, которое, чтобы достичь своей цели, должно базироваться на информационном эталоне и быть выстроено как в соответствии с предыдущим и последующим повествованием, так и с глобально рассказываемой историей, легендой37. Миссия, видение, корпоративная философия должны незримо присутствовать в каждом сообщении. Такая трактовка события помогает посмотреть на текущую деятельность со стратегической точки зрения.

В заключение отметим, что, поскольку современное информационное пространство в большой мере формируется информационными материалами (зачастую

36 Ср.: «.идеи высказываются и в новейших социологических работах, сфокусированных на исследовании события, сферой бытования которого является информационное общество. Анализируя социокультурное воздействие масс-медиа на политические процессы и на общество в целом, социологи также отмечают, что представление рядовых граждан о реальных С. являются результатом конструирования действительности средствами массовой информации. Иными словами, опровергая принцип "объективного отражения" реальности, ученые приходят к выводу, что в процессе социально-политического конструирования медиа создают определенный тип действительности. Ее составляющими являются медиасобытия (точнее — медиаверсии событий), также конструируемые СМИ. Как минимум происходит структурация С.: выстраивается логическая последовательность и устанавливаются причинно-следственные связи для облегчения "понимания" адресата» (Филатенко И.А. Политическое событие в координатах социологии и политологии // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 243-245. URL: http://www.moluch.ru/archive/46/5737/ (дата обращения: 05.06.2015)).

37 Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2010.

манипулятивными), которые СМИ получают от агентств или отделов по СО38, знание основ нарратологии и владение нарративным анализом является насущным для общества, если оно хочет быть компетентным. Эти знания являются основой медиаграмотности и критического мышления.

Список литературы:

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука,1988.

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. СПб.; М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

4. Воробьев О.Ю. Эвентология. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007.

5. Глебова И.С., Тарасова Ю.А. Паблик рилейшнз в современном бизнесе. Казань: Казананский государственный университет, 2006.

6. Гудкова Е.Ф. Теоретические аспекты анализа пространственно-временных (хронотопа) ориентаций художественной литературы // Сайт Е. Гудковой. 05.09.2007. URL: http://guuu7.narod.ru/Hronotop.htm (дата обращения: 10.06.2015).

7. Давыдова Е.А. Категория событие: онтологический и лингвистический аспекты: дис... канд. филол. наук. Челябинск, 2012.

8. Данилина В.В., ЛуканинаМ.В., Минаева Л.В., Салиева Л.К., Сыроватская Г.И., ФилимоновА.Е. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика / Под ред. Л.В. Минаевой. М.: Аспект-Пресс, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Когнитивные аспекты лексикографии [Сайт].

URL: http://www.infolex.ru/IZV4 83.html (дата обращения: 05.06.2015).

10. Женетт Ж. Фигуры III // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. Т. 2.

11. Каверина Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: дис. докт. филос. наук. СПб., 2012.

38 Луканина М.В., Салиева Л.К. Нарративное манипулирование // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 46. С. 210-225. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/46 2014lukanina salieva.htm (дата обращения: 18.01.2016).

12. Лебедев М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 145-163.

13. ЛуканинаМ.В., Салиева Л.К. Нарративное манипулирование // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 46. С. 210-225. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/46 2014lukanina salieva.htm (дата обращения: 18.01.2016).

14. Меморандум Российской ассоциации по связям с общественностью «О состоянии общественных отношений в Российской Федерации в 2010-2011 годах» // Sovetnik.ru [Сайт]. URL: www.sovetnik.ru/reference/documents/documents_10.html (дата обращения: 01.07.2015).

15. Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2010.

16. Минаева Л.В. Спортивное мероприятие в контексте геобрендинга // Российская школа связей с общественностью: альманах / Ассоциация преподавателей по связям с общественностью; под ред. Л.В. Минаевой. Казань: Издательство Казанского государственного технического университета (КНИТУ-КАИ), 2013. Т. 4. С. 70-92.

17. Миронов И.М. Паблик Рилейшнз как теория и практика управления общественным сознанием: дис... канд. социол. наук. М., 2004.

18. Рикер П. Время и рассказ. М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; Культурная инициатива; Университетская книга, 2000.

19. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997.

20. Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия. М.: Территория будущего, 2007.

21. Салиева Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 3. С. 116-128.

22. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Приложение к серийному изданию «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Серия «Лекции в Твери». Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001.

23. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

24. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры, 1995. С. 9-218.

25. Филатенко И.А. Политическое событие в координатах социологии и политологии // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 243-245. URL: http://www.moluch.ru/archive/46/5737/ (дата обращения: 05.06.2015).

26. Хайдеггер М.Разговор на проселочной дороге: сборник / Под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991.

27. Чумиков А.Н. Территориальный маркетинг и брендинг: теоретические основания, страновой и региональный опыт для России // Социальные аспекты имиджевой политики региона: коллективная монография. М.: Спутник, 2011.

28. ЮрченкоВ.С. Философия языка и философия языкознания. Лингвофилософские очерки. М.: ЛКИ, 2008.

29. Янборисова Э.Р. Роль PR-деятельности в процессе трансформации общественного сознания граждан России: дис... канд. социол. наук. Пенза, 2011.

Salieva L.K.

"Event" in Narratology and Public Relations

Ludmila K. Salieva — Ph.D., Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: salieva@spa. msu.ru

Annotation

Public Relations is a multidisciplinary sphere of activity and knowledge. The main tool of PR is a message which is mostly of narrative nature. Various PR narratives are transmitted through different kinds of communication channels and used to influence public opinion and public consciousness. Though there is a burgeoning literature on Public Relations there are few narratological researches in this field. The purpose of this article is to substantiate applicability of the term "event" used in the narratological sence to PR practice and theory. Firstly drawing on the extensive narratological literature the author states that "event" differs from "fact" due to the interpretation of the latter by the human mind. Then the author identifies fourteen features of "event", defined by its interpretation characteristic compared to a "fact". The transformation of a fact into an event in narration changes the nature of discourse, the latter turns from factual to fictional. Secondly, strategic positioning can be considered as creating a series (soap opera) with each separate message being an episode of the series and with the purpose of positioning being the production of an image-making story in the audience's mind. The author claims that audience oriented approach makes it reasonable to apply the term "event" to each message / episode of the whole story about the organization, personality, good etc. promoted. Use of narratological approach in the choosing and interpretation of newsworthy occurrences can enhance the effectiveness of both PR practice and theory.

Keywords

Public Relations, narratology, event, social consciousness, strategic communications, media literacy, critical thinking.

References:

1. Arutiunova N.D. Tipy iazykovykh znachenii. Otsenka. Sobytie. Fakt. Moscow: Nauka, 1988.

2. Bakhtin M.M. Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoi poetike. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki. Saint Petersburg; Moscow: Khudozhestvennaia literatura, 1975. Pp. 234-407.

3. Veselovskii A.N. Istoricheskaiapoetika. Moscow: Vysshaia shkola, 1989.

4. Vorob'ev O.Iu. Eventologiia. Krasnoiarsk: Sibirskii federal'nyi universitet, 2007.

5. Glebova I.S., Tarasova Iu.A. Pablik rileishnz v sovremennom biznese. Kazan': Kazananskii gosudarstvennyi universitet, 2006.

6. Gudkova E.F. Teoreticheskie aspekty analiza prostranstvenno-vremennykh (khronotopa) orientatsii khudozhestvennoi literatury. Sait E. Gudkovoi. 05.09.2007. URL: http://guuu7.narod.ru/Hronotop.htm (data obrashcheniia: 10.06.2015).

7. Davydova E.A. Kategoriia sobytie: ontologicheskii i lingvisticheskii aspekty: dis... kand. filol. nauk. Cheliabinsk, 2012.

8. Danilina V.V., Lukanina M.V., Minaeva L.V., Salieva L.K., Syrovatskaia G.I., Filimonov A.E. Sviazi s obshchestvennost'iu. Sostavlenie dokumentov: Teoriia ipraktika / Pod red. L.V. Minaevoi. M.: Aspekt-Press, 2012.

9. Dem'iankov V.Z. "Sobytie" v semantike, pragmatike i v koordinatakh interpretatsii teksta. Kognitivnye aspekty leksikografii [Sait]. URL: http://www.infolex.ru/IZV4 83.html (data obrashcheniia: 05.06.2015).

10. Zhenett Zh. Figury III. Zhenett Zh. Figury. V 2-kh tomakh. Moscow: Izdatel'stvo im. Sabashnikovykh, 1998. T. 2.

11. Kaverina E.A. Sozdanie sobytii v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve: dis... dokt. filos. nauk. Saint Petersburg, 2012.

12. Lebedev M.V. Kontseptsiia vremeni v ekzistentsial'noi ontologii Ingardena. Voprosy filosofii, 2006, 12, pp. 145-163.

13. Lukanina M.V., Salieva L.K. Narrativnoe manipulirovanie. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, 46, pp. 210-225. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/46 2014lukanina salieva.htm (data obrashcheniia: 18.01.2016).

14. Memorandum Rossiiskoi assotsiatsii po sviaziam s obshchestvennost'iu "O sostoianii obshchestvennykh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii v 2010-2011 godakh". Sovetnik.ru [Sait].

URL: www.sovetnik.ru/reference/documents/documents 10.html (data obrashcheniia: 01.07.2015).

15. Minaeva L.V. Vnutrikorporativnye sviazi s obshchestvennost'iu. Teoriia i praktika. Moscow: AspektPress, 2010.

16. Minaeva L.V. Sportivnoe meropriiatie v kontekste geobrendinga. Rossiiskaia shkola sviazei s obshchestvennost'iu: al'manakh / Assotsiatsiia prepodavatelei po sviaziam s obshchestvennost'iu; pod red. L.V. Minaevoi. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (KNITU-KAI), 2013. T. 4. Pp. 70-92.

17. Mironov I.M. PablikRileishnz kak teoriia i praktika upravleniia obshchestvennym soznaniem: dis. kand. sotsiol. nauk. Moscow, 2004.

18. Riker P. Vremia i rasskaz. Moscow; Saint Petersburg: TsGNII INION RAN; Kul'turnaia initsiativa; Universitetskaia kniga, 2000.

19. Rozhdestvenskii Iu.V. Teoriia ritoriki. Moscow: Dobrosvet, 1997.

20. Rudnev V.P. Filosofiia iazyka i semiotika bezumiia. Moscow: Territoriia budushchego, 2007.

21. Salieva L.K. Narrativnyi analiz. Istoriia i sovremennost'. Sfery prilozheniia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2012, 3, pp. 116-128.

22. Tiupa V.I. Narratologiia kak analitika povestvovatel'nogo diskursa ("Arkhierei" A.P. Chekhova). Prilozhenie k seriinomu izdaniiu "Literaturnyi tekst: problemy i metody issledovaniia ". Seriia "Lektsii v Tveri". Tver': Izdatel'stvo Tverskogo gosudarstvennogo universiteta, 2001.

23. Uaitkhed A.N. Izbrannye raboty po filosofii. Moscow: Progress, 1990.

24. Uspenskii B.A. Poetika kompozitsii. Uspenskii B.A. Semiotika iskusstva. Moscow: Shkola "Iazyki russkoi kul'tury", 1995. Pp. 9-218.

25. Filatenko I.A. Politicheskoe sobytie v koordinatakh sotsiologii i politologii. Molodoi uchenyi, 2012, 11, pp. 243-245. URL: http://www.moluch.ru/archive/46/5737/ (data obrashcheniia: 05.06.2015).

26. Khaidegger M. Razgovor na proselochnoi doroge: sbornik / Pod red. A.L. Dobrokhotova. Moscow: Vysshaia shkola, 1991.

27. Chumikov A.N. Territorial'nyi marketing i brending: teoreticheskie osnovaniia, stranovoi i regional'nyi opyt dlia Rossii. Sotsial'nye aspekty imidzhevoi politiki regiona: kollektivnaia monografiia. Moscow: Sputnik, 2011.

28. Iurchenko V.S. Filosofiia iazyka i filosofiia iazykoznaniia. Lingvofilosofskie ocherki. Moscow: LKI, 2008.

29. Ianborisova E.R. Rol' PR-deiatel'nosti v protsesse transformatsii obshchestvennogo soznaniia grazhdan Rossii: dis. kand. sotsiol. nauk. Penza, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.