Л.К. Салиева
ПОНИМАНИЕ МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА: СОБЫТИЕ КАК КОГНИТИВНАЯ ЕДИНИЦА
Задача образования информационной эпохи - формирование компетентной личности, базовой составляющий которой является критическое мышление, подразумевающее в том числе и формирование навыков понимания медийного дискурса, то есть медиакомпетентность или медиаграмотность. Быть «медиаграмотным, значит, обладать информацией и критическим пониманием природы, техники и влияния масс-медиа, одновременно имея способности создавать медиапродукты» [5].
Одной из основных технологией СМИ является создание нарративного дискурса, который в основном и формирует современную информационную среду. Нарратив признан имманентным свойством человеческого мышления: «повествовательная форма - и устная, и письменная - составляет фундаментальную психологическую, лингвистическую, культурологическую и философскую основу наших попыток прийти к соглашению с природой и условиями существования... Посредством нарратива мы организуем нашу память, намерения, жизненные истории, идеи нашей «самости» или «персональной идентичности» [1].
На основании того, что люди проживают свою жизнь не иначе как историю, делается вывод, что нарратив - идеальное средство социального воздействия, идеальный способ распространения идей. Последнее свойство определено природой нарратива, состоящей в том, повествование - это такой отбор и монтаж элементов событийного ряда, при помощи которого автор достигает реализации своего пафоса косвенным путем - посредством рассказывания истории, создающей определенную точку зрения на предмет речи, т.е. его образ. Информация отбирается и группируется таким образом, чтобы из высказывания следовал определенный вывод.
В силу сказанного становиться очевидным, что знание основ нарративного анализа и владение им - одна из базовых составляющих медиаграмотности. Нарративный дискурс сложен по своей структуре. Его всесторонний анализ включает целый комплекс аспектов, требует знания риторики, поэтики, нарратологии, семиотики и пр. Одним из аспектов является исследование событийного ряда и способов конструирования события, поскольку нарративный дискурс составлен из событий. О.Ю. Воробьев в книге «Эвентология» показывает, что событие является онтологической характеристикой человека, способом освоения мира обыденным сознанием, что разум, язык и бытие, соединяясь в событии, создают человека [2]. Принимая во внимание то, что для ПР-деятельности создание событий в виде информации о них в СМИ является одним из основных инструментов достижения цели (формирование общественного мнения), способность анализировать событийный план является насущной для современного человека.
Событийный анализ вскрывает сущностную черту нарративного дискурса, состоящую в превращении фактографического дискурса в фикциональный. На основе изучения литературы по нарратологии были сформулированы приведенные ниже свойства события, которые отличают его от факта и создают указанный выше эффект. Нарратология проводит различие между тремя соотнесенными понятиями, а именно: событием, фактом и просто происшествием или случаем. Происшествие - это изменение положения вещей в ситуации реальности, виртуальной или реальной. Происшествие становится фактом «только вследствие вмешательства языка, текстопорождающей деятельности, дискурсии... о «факте» как единичном состоянии некоторого аспекта бытия нет возможности говорить или мыслить без фиксирующего это состояние текста. Процессуальная цепь бытия онтологически континуальна. . Без дискурсивной артикуляции (текстуального освоения сознанием) фактов как таковых не существует. Факт есть не что иное, как референтная функция дискурса - высказывания о нем. Фактография представляет собой дробление и локализацию процессуальности: фактом служит пространственно-временная единичность, которая может быть зафиксирована и может оказаться событийной. Но может таковой и не оказаться. Факт является субстратом события: без факта нет и события. Но далеко не всякий факт событиен. Специфика нарративного дискурса - в отличие от стенограммы или лапидарной хроники - состоит именно в том, что он наделяет факт или некоторую совокупность фактов статусом события»» [3]. Факт становится событием в результате его интерпретации автором нарративного текста. Свойствами события, возникающими в результате интерпретации факта, являются:
• Коммуникативность: рассказывают о событии не ради него самого, а чтобы достичь иной помимо рассказа о событии цели.
• Аргументативность: способность служить доказательством. В риторике традиционно принято считать пример (описание и повествование) самым сильным аргументом.
• Образность: событие является частью сюжета-метафоры, выполняет свою роль в создании переносного смысла целого и потому образно.
• Типичность: событие обретает смысл благодаря его отнесению к определенному прототипу.
• Суггестивность: информация воспринимается на уровне подсознания, эмоционально, логический анализ отсутствует.
• Оценочность: даже если в высказывании отсутствуют оценочные языковые средства, отбор информации и игра перспективой, создают определенную ценностную точку зрения на предмет речи.
• Выделенность в качестве нестандартной альтернативы: факт становится событием, только если он нарушает привычный ход вещей.
• Хронотопичность: для того, чтобы факт стал событием, он должен из категории сущего (только пространство и время) перейти в категорию сущностного (пространство и время в человеке), что определяет следующие два свойства события.
• Персонифицированность: в событии действительность одухотворяется, все приобретает смысл.
• Культурная обусловленность: событие обретает смысл на фоне ценностей (топосов) определенной культуры.
• Способность быть частью последовательности событий: событие является эпизодом истории; в массовой коммуникации события создаются таким образом, что они являются частью той картины мира, которую продвигает данный орган СМИ.
• Фрактальность: событие, как фрагмент истории, содержит в себе все ее смыслы, и потому может быть развернуто до целой истории, и наоборот, история может быть свернута в событие.
• Пространственно-временная точка зрения [4].
• «Точка зрения» в плане психологии [4].
• «Точка зрения» в плане фразеологии [4].
Преобразование факта в событие меняет качество фактографического повествовательного дискурса: указывая на реальность и используя компоненты реальности, последний одновременно приобретает свойства ее конструирования, образного осмысления. В результате фактографический текст переходит в категорию вымысла (фикшн), прозаическое осмысление заменяется поэтическим (образным).
В докладе теоретические положения иллюстрируются сопоставительным анализом представления одной и той же темы в разных СМИ.
Литература
1. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42.
2. Воробьев О.Ю. Эвентология. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2007
3. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Приложение к серийному изданию «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Серия «Лекции в Твери». Тверь: Издательство Тверского государственного университета. 2001. URL: http://my-chekhov.ru/kritika/tupe/content.shtml (дата обращения: 05.04 2017)
4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб: Азбука, 2000. URL: http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm#chapter_04 (дата обращения: 05.04 2017)
5. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма. [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://psyfactor.org/lib/fedorov11-11.htm (дата обращения: 05.04 2017)