Научная статья на тему '\ событие \ Летний сад в макете'

\ событие \ Летний сад в макете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ событие \ Летний сад в макете»

Летний сад в макете

27мая 2012 года в Санкт-Петербурге после реконструкции и капитального ремонта открылся Летний сад. Знаковое для любого петербуржца место утратило свою историчность, превратившись в произведение современного искусства.

Рай эпохи Петра I

Издревле сад был символом рая, а богатство и красота сада свидетельствовали о вкусе и достатке его хозяина.

Почти ровесник Петербурга, Летний сад был основан Петром I в 1704 году на территории бывшей мызы (дачи) шведского майора Конау. Практически с этого времени он стал культовым местом для петербуржцев.

Виктория МУСОРИНА

Петр I ограничил Летний сад Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим реки Фонтанка и Мойка. По проекту Доминико Трезини было возведено двухэтажное кирпичное здание — Летний дворец. По нему затем и получил название сад.

К дворцу примыкал Гаванец — прямоугольный бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой для того, чтобы суда могли подходить прямо к главному входу дворца. В отличие от многих других объектов Гаванец не только сохранился на старых планах Летнего сада XVIII века, но и стал единственным подобным сооружением, частично дошедшим до наших дней.

«Запах цветов, красота цветников и деревьев, звуки музыки и интеллектуальная жизнь», — так описывали Летний сад современники. По их воспоминаниям, деревья высаживали и выстригали во французской манере, просовывая их ветви сквозь ограду. Стволы деревьев и дорожки мыли, а по краям сада они переплетались, образуя «огибные дороги». Цветники Партера были оформлены морскими раковинами, цветным песком, кусочками стекла, керамики и обсажены брусничником. В разных участках сада росла персидская сирень и много сортов роз.

В вазы из фарфора ставили лимонные или апельсиновые деревья. Зимой их уносили в Оранжерею, а летом украшали фарфоровыми изделиями. Зачастую на ветвях деревьев висели шелковые клетки с экзотическими птицами. По большому Карпиеву пруду плавали белоснежные лебеди. Разнообразных птиц в Летнем

I

I 11

И и Г

и I

ИТАР-ТАСС ИТАР-ТАСС

саду насчитывалось более тысячи, был и небольшой зоопарк: лисы, волки, соболи, дикобразы и даже тюлень по имени Фока.

Потрясающий вид имел Грот — морской павильон. Отделанный морскими раковинами в своих глубинах он скрывал настоящий водяной орган... К несчастью, страшное наводнение 1777 года погубило Грот. На его месте в 1826 году был построен Кофейный домик.

Скульптуры хоть и пострадали во время наводнения, но в большинстве своем выжили. Приобретая их в Италии для Летнего сада, Петр I преследовал важную цель: ему хотелось, чтобы люди учились понимать античное искусство, воспитывали и развивали свой эстетический вкус. По этой причине рядом с каждой скульптурой размещался рассказ о ней.

Летний сад мог и развлечь гостей: в нем располагался настоящий Лабиринт, куда Петр I заводил своих подданных, а затем внезапно исчезал. В Менажерном пруду плавала лодочка с карликом, на которой Петра I перевозили на остров, находящийся посреди пруда.

К концу XVIII века привычка гулять в Летнем саду приобрела для петербуржцев характер моциона. С тех времен и по наши дни там растут дети, встречаются влюбленные, пожилые петербуржцы сидят на скамьях, которых было более 300. Частому посетителю Летнего сада — баснописцу Ивану Крылову — на общественные деньги скульптор Петр Клодт изготовил монументальный памятник.

От реставрации к реконструкции

Первые разговоры о необходимости реставрационных работ в Летнем саду возникли 17 лет назад — в 1995 году — при тогдашнем директоре сада Галине Болотовой. Предполагалось сделать акцент на исследовании и восстановлении деревьев и трав: часть деревьев и кустарников Летнего сада остро нуждалась в лечении и подкормке, обрезке и формовке.

Предполагалось также восстановить четыре боскета (элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка, засаженный в форме зеленых стен) на основании имеющихся исторических материалов в период 1723-1775 годов. Предлагалось обратить внимание и на возможность воссоздания фонтанов на площадках Центральной аллеи. Важная деталь: с сохранением и консервацией имеющихся фрагментов исторических фонтанов. Разрабатывались варианты оформления партера (открытой части сада с газонами, цветниками, фонтанами и скульптурами) и Гаванца, а также реконструкция хозяйственного двора. Большинство произведений скульптуры находилось в очень плохом состоянии: мрамор буквально превращался в гипс и известняк.

Однако руководство Летнего сада тогда так и не смогло договориться с государством об утверждении плана реставрационных работ и выделении финансирования. В 2002 году Летний сад был передан в оперативное управление Государственному Русскому музею, став его неотъемлемой частью. К слову, изготовление копий скульптур было начато задолго до того, как Летний сад передали музею.

Спустя два года, на заседании совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, вопрос о реставрации Летнего сада возник вновь. Здесь весьма уместно привести мнение академика

Летний сад — это не только деревья, фонтаны и павильоны, это прежде всего 300-летняя история.

Дмитрия Лихачева. «Основная задача реставрации заключается не в том, чтобы вернуть реставрируемому объекту внешний облик, который он имел в тот или иной период своего существования, — писал Дмитрий Лихачев, — а в том, чтобы продлить жизнь реставрируемым объектам. Реставрация есть не восстановление, а сохранение памятника».

На этот раз подход оказался иным: более щадящий метод реставрации вытеснила концепция реконструкции и воссоздания объектов Летнего сада. Заметим, что при реконструкции всегда существует опасность того, чтобы сделать «как было или лучше». В качестве примера достаточно вспомнить реконструкцию музея-заповедника «Царицыно». Другими словами, вместо метода реставрации возобладала концепция новодела.

Соответствующий эскизный проект представили ГУП Институт «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект». В 2004 году проект был утвержден, а в 2009 году Летний сад закрыли на трехлетний ремонт. На него было выделено около 2 млрд руб. После открытия должен был предстать Летний сад петровской эпохи — именно так и было задумано. «Главное — не навредить», — так говорил в интервью «Прямым инвестициям» двухлетней давности директор Русского музея Владимир Гусев.

Сад «на вырост»

Летний сад открылся 27 мая 2012 года, на год раньше запланированного. То, что он претерпел кардинальные изменения, становится ясно с первых шагов по его дорожкам, покрытым пыльной смесью гравия и песка.

Со стороны Михайловского замка посетителей встречал пустынный Карпиев пруд — в петровское время в нем работал фонтан и плавали лебеди. Расходящиеся от пруда аллеи по обеим сторонам были обхвачены высокими трельяжами (деревянными решетками). Густо растущая за ним шпалера (высокий кустарник) полностью перекрывала вид на пейзажный парк. Впрочем, самого пейзажного парка пока и нет — он еще создается и растет. Ничего не осталось при этом и от былой «прозрачности» парка.

Общее ощущение недоделанности — вот, пожалуй, основное чувство, охватывающее при виде нового Летнего сада. По словам старшего преподавателя истории и культуры Государственного Петербургского университета культуры и искусств Руфины Павловой, на каждый плюс приходится минус. «Высажено около 30 тыс. новых растений, среди них есть и исчезнувшие породы, однако большинство этих посадок в боскетах почему-то отсутствует. Восстановлен сад пряных трав, но в нем нет экзотических растений, что были в петровские времена: виноград, шпанская вишня, кофе, — рассказала Руфина Павлова. — Восстановлены и обсажены брусничником Партеры — это хорошо. При этом сами Партеры не цветочные, тогда как при Петре I они изобиловали пионами, лилиями, тюльпанами и множеством других цветов».

Очевидно, что все перечисленное нашим экспертом имеет шанс появиться: растения можно посадить.

Но есть в Летнем саду то, что с годами исправить невозможно. Если только не изменить концепцию, которой следовали специалисты. Например, Гаванец — тот самый искусственный бассейн, что располагался рядом с Летним дворцом и имел прямой выход к Фонтанке. Вместо

104

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (126) 2012

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

PHOTOXPRESS

бассейна ныне — полое сухое пространство. В Русском музее говорят, что восстанавливать исторический выход к воде побоялись из-за возможности разрушения водой Летнего дворца. Однако шанс сохранить Гаванец с водой у музея был: вполне реально было бы установить бассейн из нержавеющей стали, выдержав приверженность той эпохе, на которую и ориентировались в Русском музее при восстановлении сада.

«Тем более что именно эта часть сада — мемориальная, историческая, тогда как все остальное — новодел», — считает Руфина Павлова.

Таковыми наш эксперт считает и копии античных и эпохи XVIII века мраморных статуй, ныне сделанных из современных материалов. «Современное связующее вещество — в отличие от традиционных полимерных смол — не позволяет скульптуре становиться желтой, — в интервью «Прямым инвестициям» рассказал директор Русского музея Владимир Гусев. — Как поведут себя через 20-30 лет скульптуры, сделанные при помощи современных технологий и материалов, нельзя предсказать с абсолютной точностью. Однако копию от оригинала невозможно отличить».

Отличить можно легко, считает Руфина Павлова: «Не проработаны детали головы — волосы, морщины, а сами статуи имеют, можно сказать, неестественно белый вид. Очевидно, что на фоне тотального новодела старые статуи очень выделялись бы. Новые же прекрасно вписываются. Это что-то вроде ремонта квартиры: чистенько и беленько, но все одинаково».

При этом есть и плюсы: Партеры и Берсо (крытая галерея, по обеим сторонам которой высаживают растения, прикрепляя их к каркасу) вполне отвечают требованиям конца XVII и первой половины XVIII века.

На территории Оранжереи растут привычные для петровской эпохи шнитт-лук и лук-батун, картофель, морковь. Впрочем, вход на территорию Оранжереи почему-то запрещен. Внутри самого павильона, где зимой должны находиться редкие растения для их выноса в Партер летом, ныне расположилось кафе.

Одна из немногих сохранившихся с петровских времен традиций — концерты духовых оркестров. Музыка

Сбербанк России и Русский музей возродили традицию воскресных публичных концертов. На фото (в центре): председатель Северо-Западного Сбербанка Александр Говорунов (слева) и директор Русского музея Владимир Гусев (в центре).

сопровождала ассамблеи, торжества по случаю военных побед и другие праздники со времен первого российского императора. Марши, вальсы, польки и другие популярные и любимые горожанами мелодии звучали в Летнем саду вплоть до 1907 года, затем были упразднены. В 2001 году Сбербанк России и Русский музей возродили традицию воскресных публичных концертов в виде проекта «Музыка Летнего сада». После завершения реконструкции сада духовой оркестр заиграл вновь.

Продолжение старинной традиции — лишь часть огромного вклада Сбербанка в сохранение и возрождение облика Летнего сада. Так, Сбербанк финансировал работы по восстановлению металлических звеньев и декоративных элементов ограды парка. На средства Сбербанка на свое историческое место — на пьедестал в начале центральной аллеи — вернулась статуя Славы, копия скульптуры итальянского мастера Пьетро Баратта. Помимо прямых вложений в реконструкцию, в 2004 году Сбербанк реализовал и социально-просветительский компонент — программу «Дети в Летнем саду», организовав проведение экскурсий для воспитанников приютов и детских домов.

Самое неприятное, по мнению Руфины Павловой, заключается в том, что были воссозданы те объекты, которые исторически никогда вместе не находились. Например, петровские Партеры и Чайный домик, построенный в 1827 году.

Антиисторичность проявилась и в реконструкции фонтанов: дело в том, что не сохранилось ни единого документа с точным описанием их вида, археологи нашли лишь основания некоторых чаш. Восстановление фонтанов в том виде и в том количестве, в каком они есть сегодня, — истинный новодел.

Вопрос, насколько точно сделана реконструкция, блекнет перед вопросом об ее уместности.

Почему же так получилось?

Память сада

Напомним слова академика Дмитрия Лихачева о том, что «реставрация есть не восстановление, а сохранение памятника». Именно по этой причине «ни один участок Летнего сада не мог быть восстановлен точно по сохранившимся планам, — считает петербуржский искусствовед Ксения Тихомирова. — Это исключается из-за изменений в его сооружениях, изменений габаритов тех мест, где могут быть проведены какие-либо работы». Из ее слов ясно следует, что возможны лишь отдельные вкрапления петровских элементов в живой организм Летнего сада. И только. При этом частичное восстановление должно носить творческий характер. Ведь сад это не только деревья и павильоны. Это вся история, которая произошла в течение 300 лет. И эту память нельзя было просто так уничтожить.

Однако и чиновники, и привлеченные к разработке проекта реконструкции сада специалисты изначально пошли не по пути реставрации, они использовали метод реконструкции. Что из этого вышло — можно прийти и посмотреть.

«Нельзя подменять подлинный объект искусства его макетом», — предупреждал Дмитрий Лихачев в своей статье о принципах реставрации садово-паркового искусства. Похоже, именно это и произошло с Летним садом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.