Научная статья на тему 'Банкиры в летнем саду'

Банкиры в летнем саду Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банкиры в летнем саду»

Я к розам хочу

Летний сад - одно из самых любимых, почти сакральных мест в Петербурге. Его символы и аллегории, липовые аллеи, памятник баснописцу Крылову пробуждали добрые чувства у многих поколений петербуржцев и ленинградцев. Лучшие поэты воспели это рукотворное чудо: «и в Летний сад гулять водил», «весь Летний сад - Онегин», «я к розам хочу, в тот единственный сад...».

Над обликом сада трудились архитекторы Трезини, Леблон, Земцов, Растрелли, Фель-тен, мастера садово-паркового искусства Ян Розен и Иван Сурмин.

Регулярный голландский сад в стиле модного в ту пору барокко, со шпалерами, фонтанами, клумбами, был украшен при жизни Петра I мраморными статуями и бюстами, привезенными из итальянских мастерских. Петр Алексеевич не пожалел денег на приобретение в Риме античного изваяния Венеры, обнаруженного там в 1719 году при раскопках (эта римская копия с греческого оригинала III века до нашей эры под названием Венеры Таврической при Павле I была передана на хранение в Эрмитаж). У каждой

статуи были таблички с записками, поясняющими смысл античной мифологии, побуждающие посетителей сада к осмыслению мироздания, раздумьям о благородстве, истине и красоте. Царь даже заказал в 1705 году в Амстердаме издание на нескольких европейских языках книги «Символы и эмблема-та» - для пущей популяризации нового образного европейского языка.

Подросший сад вскоре превратился в место придворных праздников, великосветских приемов и знаменитых петровских ассамблей. С середины XIX века он стал частью огромного городского ансамбля, одним из любимых мест отдыха аристократической публики. Купцы, мещане и крестьяне в сад поначалу не допускались, а когда запрет был снят, городовые строго следили за

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (67) 2007

ваш банк/благотворительность | 65

чистотой одежды посетителей и их благообразным поведением.

При Екатерине II, велевшей облицевать Неву гранитом, вдоль Летнего сада, вплотную подходившего к реке, забили сваи, подсыпали грунт, а затем отделили сад от получившейся набережной чугунной оградой, изготовленной по проекту архитекторов Юрия Фельтена и Петра Егорова. Уже современники восхищались этими 36 пепельно-розовыми колоннами из гранита, вазами и урнами, чередующимися с черными звеньями решетки. Легенда гласит, что в 30-е годы XX века американские бизнесмены предлагали нам за эту ограду «сто новых паровозов». Но Советы так ею дорожили, что не отдали.

Не менее известна возникшая чуть позже по проекту архитектора Людвига Шарлема-ня ограда Летнего сада со стороны Мойки. Столбы решетки декорировали эгидами (щитами) с изображением головы горгоны Медузы. Увы, наших современников символика не пугает, голова Медузы - желанный сувенир и беспощадно выламывается неуловимыми вандалами.

«Слава» Сбербанка

В последнем десятилетии XX века Летний сад представлял собой плачевное зрелище. Денег, которые давал на этот «объект» город, едва хватало на мизерные зарплаты хранителям. После очередных дорожных работ на набережной фундамент ограды Фельтена местами просел. Розовые гранитные колонны потускнели, стали разрушаться. К 1995 году третья со стороны Лебяжьей канавки колонна угрожающе наклонилась, пятая держалась только за счет ограды. Изящные чугунные звенья были деформированы, декоративные детали расхищены, ручки ваз погнуты.

Ценности мирового значения буквально спас Сбербанк России, ставший в 2001 году официальным партнером сада, основным спонсором реставрации ограды и скульптур, одним из организаторов культурных программ для детей. С тех пор на эти цели банк перечислил уже несколько десятков миллионов рублей.

«Беречь память о прошлом во имя будущего - наша общая забота, объединяющая усилия мастеров искусства и людей бизнеса, - так формулирует философию меценатства председатель Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Логинов. - Мы будем и впредь шаг за шагом осуществлять благотворительную программу по реставрации знаменитой ограды и скульптур Летнего сада. Безусловно, это не единственный крупный проект, банк регулярно выделяет значительные средства на развитие образования и науки, поддержание музейного и театрального дела, восстановление историко-архитек-

турных памятников Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Мы не просто выделяем деньги, но всегда принимаем самое живое участие в судьбе тех, кому помогаем, будь то детский дом, больница, театр или такое историческое сокровище, каким является и для Петербурга, и для России знаменитый Летний сад».

В музее под открытым небом, состоящим из пяти скульптурных групп, 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и одной скульптурной гермы - произведений венецианских мастеров конца XVII - начала XVIII века, - нет ни одного так или иначе не поврежденного экспоната, кроме скульптур, уже отреставрированных на средства Сбербанка: это «Слава», «Минерва», «Юность», «Аполлон Бель-ведерский», «Похищение сабинянки» (две скульптуры), «Церера», бюсты «Нерон», «День» («Аллегория чистоты»), «Юноша в лавровом венке».

На реставрацию одной скульптуры требуется в среднем не менее полутора миллиона рублей, и банк по-прежнему планирует выделять средства на спасение уникальных статуй. Однако решить проблему Летнего сада может только его комплексная реконструкция.

Сегодня глава Русского музея Владимир Гусев предпринимает для этого новые шаги, планирует масштабные преобразования в саду, включающие воссоздание таких строительных конструкций петровской поры, как Гаванец, Лабиринт, Менажерийный пруд. Ал-

ные деревья и самосев. Задача поставлена нешуточная, поэтому проектная документация пока прошла не все согласования. Как сообщил автору этих строк заместитель директора Русского музея по капстроительству Владимир Баженов, проект весьма затратный: из федеральной казны будет выделено полтора миллиарда рублей. Практически такая же сумма - полтора миллиарда рублей -требуется на устройство оригинальной подсветки и монтаж системы безопасности.

Копье «Минервы»

Организация видеонаблюдения и современной охранной сигнализации в Летнем саду - не прихоть, а жизненная необходимость, защита от вандализма. В 2003 году два курсанта Военного университета связи вырвали у мраморной богини Минервы работы Томаса Квелинуса металлическое копье с подлинным мраморным наконечником. В 1999 году у статуи Правосудия выломали с куском руки меч, в 2002 году у богини Цереры - серп. Последние волнения связаны с осенью 2006 года, когда неизвестные злоумышленники сбросили на землю вместе с постаментами восемь экспонатов - пять оригиналов и три копии. После сложной реставрации «Минервы» искусствоведы решили больше не рисковать - убрать оригинал в запасники Русского музея, а для сада сделать копию.

Охранные нововведения, как и программа комплексной реконструкции Летнего сада,

леи хотят вновь украсить тенистыми беседками, фонтанами, высадить высокие шпалеры для образования боскетов - отдельных участков сада со своими «затеями» и водяными забавами.

Саду вернут облик, характерный для периода его наивысшего расцвета - с 1740 года до второй половины XIX века. При этом проектировщики намерены сохранить знаменитые липы, клены и дубы, убрав только боль-

В конце XIX века городовые строго следили за достойным поведением посетителей Летнего сада

потребуют огромных затрат. Но, судя по всему, чиновники и банкиры готовы принять в ней участие. Может быть, это и есть «иные времена» России - когда и государство, и меценаты начали осознавать, что историческое наследие - это капитал, нуждающийся в преумножении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.