Научная статья на тему 'Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009-2012 годах'

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009-2012 годах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
918
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ САД / МРАМОРНАЯ СКУЛЬПТУРА / РЕСТАВРАЦИЯ / КОПИРОВАНИЕ / SUMMER GARDEN / MARBLE SCULPTURE / RESTORATION / COPYING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хвостова Галина Александровна

Статья посвящена проблемам хранения, реставрации и копирования скуль- птуры Летнего сада. Коллекция мраморных памятников, собранная Петром I, является самым большим в мире собранием садово-парковой скульптуры. Трехсотлетнее пребыва- ние скульптурных произведений на открытом воздухе, неблагоприятное воздействие мно- гих различного рода внешних факторов, обусловили необходимость замены подлинников на копии в течение 2009-2012 гг. Подлинные скульптурные произведения обрели постоян- ное место хранения в помещении филиала Русского музея - Михайловском замке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хвостова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the marble sculpture of the Summer garden during 2009-2012

The article is devoted to the problems of preservation, restoration and replication of the sculpture of the Summer Garden. The collection of the marble monuments acquired by Peter the First is the most significant one of the garden sculpture. The sculpture monuments had been staying in the open air for 300 years, suffering from the disadvantageous environmental exposure which determined the necessity of substitution of the original works for the copies, accomplished during 2009-2012. The original sculptures preserve at the Mikhailovsky Castle (a branch of the State Russian Museum).

Текст научной работы на тему «Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009-2012 годах»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». (СПб., 2014

Г. А. Хвостова

РЕСТАВРАЦИЯ МРАМОРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ЛЕТНЕГО САДА

В 2009- 2012 ГОДАХ

Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада представляет собой уникальное, самое большое в мире собрание садово-парковой декоративной пластики. В настоящее время она состоит из 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и 5 скульптурных групп, доставленных в Россию из Италии в начале XVIII в. по распоряжению императора Петра I. Скульптуры изготавливались выдающимися мастерами своего времени: Пьетро Баратта, Джованни Бонацца с сыновьями, Антонио Тарсия, Джузеппе и Паоло Гропелли, Франческо Кабианка, Антонио Коррадини, Джованни Дзорд-зони и другими. Часть скульптур поступила из Польши, на что имеются указания в мемуарной литературе. В «Описании города Петербурга вкупе с несколькими замечаниями» шведа Л. Ю. Эренмальма 1710-1712 гг. читаем: «...При летнем доме есть красивый сад с аллеями, фонтанами, прекрасными деревьями и хорошей оранжереей. Здесь я видел изображения, или статуи из мрамора, которые были привезены в Петербург из Варшавы в Польше. Среди них особенно ценными были изображения короля Яна Собеского и королевы.»1

Датский посланник при Петре Великом Юст Юль в своих «Записках...», относившихся к 1709-1710 гг., также упоминает, что в «новоразбитом саду» русского царя «стоит с лишком 30 больших мраморных статуй художественной работы. Статуи эти вывезены из садов Польских магнатов.»2.

1 Эренмальм Л. Ю. Описание города Петербурга вкупе с несколькими замечаниями. 1709-1712 гг. // Беспятых Ю. Н. Петербург Петра в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 92.

2 Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-1711). М., 1899. С. 203; цит. по: Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб., 1999. С. 13.

165

Г. А.Хвостова

По мнению исследователей, в состав «первой партии» статуй входили сохранившиеся до наших дней произведения Томаса Квеллинуса: «Нимфа Летнего сада», «Церера», «Минерва». Образ Минервы, несомненно, был особенно близок воображению Петра I и вполне успешно конкурировал с богиней любви Венерой, а в ряде случаев даже превосходил ее по частоте воспроизведений, повторений, использований в аллегорических построениях искусства не только петровской поры, но и всего XVIII столетия. Более того, творение Квеллинуса можно признать первой Минервой, именно «ступившей» на русскую почву, оказавшей значительное влияние на идейное и художественное оформление памятников Летнего сада, а также на искусство петровского времени в целом3. В XX столетии, располагаясь в самом начале центральной аллеи Летнего сада, напротив статуи «Слава», она открывала парад главных персонажей античной мифологии, дошедших до наших дней из обширного сонма богов и героев, «населявших» Летний сад в петровское время.

«Итальянская» часть собрания поступала через агентов Петра I в Италии столь энергично, что к 20-м гг. XVIII в. общее количество (согласно описи 1728 г.) составляло 118 произведений. Исключительно ценным приобретением стала скульптурная группа «Амур и Психея», выполненная в мастерской Лоренцо Бернини. Невзирая на неблагоприятные условия хранения в Летнем саду и многочисленные перипетии, связанные с актами вандализма и последующими реставрациями, скульптура безусловно сохраняет статус подлинного шедевра4-.

По выражению Т. В. Ильиной, знакомство русских людей с европейской круглой скульптурой в петровское время происходило в процессе восприятия как покупаемых копий с античных образцов, так и подлинников садово-парковой пластики5. Многие из них были заказаны специально для Летнего сада.

К настоящему времени сохранилось 15 скульптур, выполненных Пьетро Баратта: статуи «Слава», «Архитектура», «Мореплавание», «Мило-

3 Хвостова Г. А. История реставрации статуи «Минерва» в Летнем саду. К проблеме реставрации мраморной скульптуры // Кафедра Исаакиевского собора. СПб., 2006. № 2. С. 152-163.

4 Хвостова Г. А. История скульптурной группы «Амур и Психея» в Летнем саду. Вопросы реставрации // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. 2006. № 2. С. 2-5.

5 Ильина, Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. Москва: Юрайт, 2015. С. 155.

166

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009- 2012 гг.

сердие», «Правосудие»; скульптурные бюсты: «Камилла», «Изобилие», «Александр Македонский», «Флора», «Женщина в диадеме», «Аполлон», «Юноша», «Вакх», «Молодая женщина». Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа», завершавшая процесс формирования скульптурной коллекции Летнего сада, была заказана венецианскому скульптору Пьетро Баратта Саввой Рагузинским по прямому указанию Петра6. Это произведение занимает совершенно особое место в коллекции. Оно является первым мраморным памятником в России; первым специально заказанным Петром памятником победам русских войск, и, наконец, единственным мраморным подлинником, оставшимся на территории Летнего сада после его полной реставрации 2009-2012 гг.

Вопросы сохранения скульптуры Летнего сада были весьма актуальны все три столетия пребывания мраморных памятников под петербургским небом. Мрамор, оказавшийся слишком хрупким и нежным материалом для сурового северного климата, нуждался в специальном уходе и защите от вредного атмосферного воздействия. Методом проб и ошибок вырабатывались основы правильного подхода к сохранению мраморных памятников на открытом воздухе. В XVIII в. так называемая «починка» осуществлялась как иностранцами, (австрийский скульптор И. А. Цвен-гоф — с русскими учениками), так и отечественными мастерами (скульптор Ф. Гордеев). В 1826 г. скульптор В. И. Демут-Малиновский предложил для сохранения мраморов в зимнее время использовать спроектированные им деревянные футляры, состоявшие из сборных щитов. Работы по укрытию мраморов превратились в своеобразный, разумно организованный ритуал. Похожие на высокие ящики, они служили средством защиты не только от атмосферных осадков, но и от недобрых рук. Футляры скульптур Летнего сада на долгие годы стали образцами для аналогичных сооружений во всех садах и парках Петербурга, Москвы и их окрестностей, имевших мраморные памятники.

В XX столетии состояние сохранности мраморов постепенно становилось аварийным. Сложные условия существования скульптуры сада на протяжении длительного времени — тяжелое состояние камня, выветривание вследствие вредного воздействия окружающей среды, «стертость» поверхности скульптурных произведений, постоянные акты вандализма — все это способствовало осознанию невозможности даль-

6 Андросов С. О. Петр Великий и скульптура Италии. СПб., 2004. С. 159.

167

Г. А.Хвостова

нейшего пребывания памятников в условиях открытого доступа публики. Превращение Летнего сада в музей в 1934 г. было отмечено усилением внимания к проблемам сохранения мраморной скульптуры. В 1930-е гг. проводились необходимые реставрационные работы, которые, тем не менее, не могли кардинально улучшить состояние мраморов.

С началом Великой Отечественной войны скульптуры сада были сняты с постаментов и укрыты в земле, а после ее окончания, соответственно, извлечены из укрытий и установлены на прежние места экспонирования. Профессор М. В. Фармаковский, известный специалист в области теории и практики консервации и реставрации, отмечал, что в этот период скульптура Летнего сада особенно была подвержена влиянию промышленных выбросов (кислотных, продуктов сгорания топлива и проч.) в атмосферу города: «Следует всячески подчеркнуть недопустимость применения в печах каменного угля, выделяющего сернистый газ, который и сам действует непосредственно, обесцвечивая, изменяя те или иные вещества, или, жадно поглощая атмосферную воду, превращается в серную кислоту и действует в виде кислоты самым разрушающим образом на все предметы. Достойным сожаления доказательством этого служат скульптуры Летнего сада в Ленинграде. Все они изъедены сверху донизу и местами похожи на обтаявший сахар»7.

Именно в послевоенный период, в связи с проведением широкомасштабных работ по реставрации мраморных памятников, которые затем повторялись регулярно, с периодичностью раз в 5-10 лет, и возник впервые вопрос о целесообразности копирования скульптуры Летнего сада. Печально памятный ночной разгром скульптуры в 1979 г. заставил специалистов сосредоточить внимание на этой проблеме. В 1981 г. на расширенном Музейном Совете музейные работники, скульпторы, реставраторы, химики, совместно с руководителями городского масштаба приняли решение о переносе наиболее ценных памятников на закрытое музейное хранение с заменой их на копии в экспозиции Летнего сада.

В 1986 г. Ленгорисполком принял решение о постепенной замене разрушающихся оригиналов на копии. В период до 1996 г. было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов и три копийные статуи из мраморной крошки на основе портландцемента. Это позволило убрать на закры-

7 Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947. С. 13.

168

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009- 2012 гг.

тое хранение часть мраморных подлинников. Впервые был приобретен полезный опыт в деле копирования скульптуры сада.

Присоединение Летнего сада, Дворца-музея, Домика Петра I к Государственному Русскому музею после того, как миновал период «вхождения» и «привыкания» музеев, вывело проблему копирования на следующий виток. Оно проходило параллельно с реставрационными работами в рамках общей реставрации сада. Начало масштабных реставрационных работ по Летнему саду в июне 2009 г. поставило задачу освобождения его территории от скульптуры и перевода коллекции в другое место хранения.

После закрытия Летнего сада на реставрацию последовал приказ дирекции музея «О передислокации коллекции мраморной скульптуры». В соответствии с разработанным планом перемещения скульптур, каждый день, в течение двух с половиной летних месяцев, перевозились мраморные подлинники, 5-7 скульптур и постаментов ежедневно. Места «убежища» определились следующим образом: ранее исполненные копии перевозились на специально оборудованную временную площадку в Михайловском саду; мраморные подлинники — статуи, скульптурные бюсты, скульптурные группы, а также постаменты из белого мрамора — отправлялись в Михайловский замок, в хранилище и в реставрационные мастерские. Работы по перевозке скульптур сада выполнялись замечательными профессионалами — сотрудниками выставочного отдела Русского музея — и завершились 20 августа 2009 г. Во время этого важного и трудоемкого процесса ни один мраморный экспонат не был поврежден. Так состоялась единственная за триста лет существования скульптуры Летнего сада акция, когда все памятники не только были «стронуты» со своих мест, но и покинули сад. Впервые за всю свою историю Летний сад расстался со скульптурой.

Разлука носила своеобразный характер прежде всего оттого, что подлинные мраморные скульптуры больше не вернулись в сад. Вернее сказать, они появились в виде копийных произведений, и это стало отдельной частью проекта реставрации. Таким образом, все скульптуры (за исключением скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа») были отреставрированы и сразу же скопированы. Работы по реставрации и копированию были организованы заместителем директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей И. И. Карловым, осуществлялись при курировании заведующего отделом реставрации музейных ценностей Е. С. Солдатенкова. Для реставрации

169

Г. А.Хвостова

скульптур и снятия силиконовых форм на территории Русского музея было оборудовано 7 реставрационных помещений общей площадью около 1500 кв. м. В них, в течение почти 3-х лет, под руководством и при участии опытнейшего специалиста реставрационного дела Б. П. Топорковой трудились реставраторы Русского музея П. А. Лазарев, О. И. Иванов, М. С. Галимов, А. Ю. Баруздин, А. В. Казанова, Е. В. Гудей. Исполнители работ, ориентируясь на советы и пожелания Научно-реставрационного Совета музея (при участии зав. отделом декоративно-прикладного искусства КГИОП при Правительстве Санкт-Петербурга С. А. Сим-киной, зав. научно-фондовым отделом «Летний сад - Дворец Петра I» Т Д. Козловой, хранителя скульптуры Летнего сада Г. А. Хвостовой, зав. сектором скульптуры XVIII - начала XIX в. Е. В. Карповой), успешно справились с поставленными задачами. О мере ответственности, с какой отнеслись все участники к проводимым работам, можно судить хотя бы по тому, что за три года реставрации Совет собирался 49 раз.

Реставрационный процесс подразделялся на пять этапов:

1. Предварительное технологическое исследование, сопровождавшееся научным документированием состояния сохранности памятника. Выявление и изучение литературных и архивных материалов по истории создания и бытования скульптур. Анализ сведений о предыдущих реставрациях. Поиск аналогий для восполнения утраченных фрагментов.

2. Расчистка поверхности от стойких загрязнений и биопоражений, удаление старых защитных покрытий и мастиковок, утративших декоративные качества, удаление заржавевшей металлической арматуры, применявшейся в прежних реставрациях.

3. Структурное укрепление камня методом инъектирования трещин специальными составами.

4. Моделирование утраченных фрагментов скульптуры в мягком материале, перевод их в искусственный камень, установка на места утрат. Восполнение мелких утрат на поверхности доделочной массой.

5. Биоцидная обработка поверхности и нанесение защитно-декоративного покрытия.

Неукоснительное следование принципам выработанной методики, утвержденной Комитетом государственной инспекции охраны и использования памятников, не исключало необходимости индивидуального подхода к любому памятнику. Каждая скульптура имеет «личные переживания», которые обусловлены присущими только данному произведе-

170

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009- 2012 гг.

нию особенностями — художественным решением, историей бытования, характером проводимых прежде реставраций8- Поэтому если одни скульптуры занимали меньше времени и внимания, то другие обнаруживали проблемы, требовавшие дополнительного изучения, осмысления, а также конечных ответственных решений.

Примером может служить позиция музейного Реставрационного Совета в отношении скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа». Памятник оказался завершающим в уникальной реставрационной эпопее XXI века. Он реставрировался на месте, окруженный специально сооруженной своеобразной временной мастерской. И, самое главное, учитывая удовлетворительное состояние сохранности, было принято решение не включать его в программу копирования9.

Мероприятия по реставрации, изготовлению форм и копий проводились в соответствии с реставрационными нормами и правилами проведения консервационных и реставрационных работ и работ по копированию экспонатов в федеральных государственных учреждениях культуры в соответствии с действующей «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (Москва, 1984 г.). В работах принимали участие специалисты фирм «Артстудия» и «Петербургская скульптура».

Процесс копирования скульптур и пьедесталов состоял из двух основных этапов: снятия силиконовых форм с оригиналов, прошедших реставрацию; изготовления готовых копий из натуральной мраморной крошки методом литья на основе полиэфирной смолы с различными наполнителями. Таким образом, комплекс работ по изготовлению форм для копирования мраморной скульптуры и пьедесталов включал в себя следующие операции:

1. Нанесение разделительного слоя на оригинал.

2. Разделение оригинала на необходимые фрагменты с изготовлением фиксирующих замков.

8 Хвостова Г. А. Мраморная скульптура Летнего сада. История, реставрация, копирование // Летний сад. Возрождение. СПб., 2012. С. 80.

9 Хвостова Г. А. Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» в Летнем саду. К истории петровской коллекции мраморной скульптуры // Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по культуре. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры. «Государственный музей городской скульптуры». Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы. СПб., 2012. С. 150.

171

Г. А.Хвостова

3. Нанесение формовочной массы из силикона на фрагменты.

4. Установка замков на поверхности формы.

5. Изготовление закладных гипсовых кусков на фрагменты кожуха.

6. Нанесение разделительного слоя на формовочную массу.

7. Изготовление пластикового кожуха на каждый фрагмент формы.

8. Снятие пластиковых кожухов с готовой формы.

9. Снятие закладных гипсовых кусков.

10. Снятие формы из силикона с оригинала.

11. Сборка готовой формы.

Данная методика отличалась от содержания работ предыдущего этапа по копированию скульптур, проводившемуся в 1980-90-е гг. Главное отличие — отсутствие изготовления промежуточной «мастермодели» из гипса, поверхность которой при помощи пластилина дорабатывалась скульпторами с целью восполнения утраченной авторской поверхности. Далее следовало снятие формы с проработанной копии и отлив нового слепка, с которого вновь снималась форма. В эту окончательную форму делалась набивка мраморно-цементной массы, и через определенный срок (48 дней) появлялась готовая копия.

В замысел копирования 2009-2012 гг. не входили задачи воссоздания утраченной авторской поверхности статуй и скульптурных бюстов. Поскольку состояние сохранности произведений различно и степень доработки поверхности в каждом случае может иметь произвольный характер, было принято решение при копировании зафиксировать именно то состояние, в каком скульптура дошла до нашего времени. Таким образом, готовые копии максимально точно передают уровень сохранности верхнего слоя мрамора подлинника на момент копирования.

Соответственно, процесс работ по изготовлению копий скульптур и пьедесталов методом литья из полимербетона (полиэфирная смола с наполнителем из натуральной мраморной крошки), включал в себя:

1. Снятие пластиковых кожухов с готовой формы.

2. Представление не менее четырех фрагментов пробной отливки из полимербетона, на утверждение эталонного цвета копий Реставрационным Советом.

3. Отливка копий из полимербетона в полученные формы.

4. Перевозка и монтаж готовых копий в местах их постоянного хранения и экспонирования в Летнем саду.

172

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009- 2012 гг.

Необходимо подчеркнуть, что заблаговременно были проведены испытания на материалы полимербетона, из которого создавались копии, по следующим характеристикам: прочность, истираемость, водопоглощение, морозостойкость. Новые технологии и современные материалы позволили имитировать мрамор с такой степенью достоверности, что визуально отличить искусственный камень от настоящего почти невозможно. Новый материал легко поддается очистке, но, разумеется, система ухода за копийными скульптурами должна быть традиционной — такой же, как за мраморными подлинниками. Скульптуры следует содержать в чистоте и непременно укрывать защитными деревянными футлярами на зимний период.

Завершение реставрации Летнего сада, намеченное на 2012 г., сопровождалось возвращением скульптур в виде копий на прежние места в сад уже в июле-августе 2011 г. Различного рода сомнения, споры, столкновения позиций как профессионалов, так и любителей искусства, а также обычных посетителей относительно правильности подхода к задачам реставрации Летнего сада померкли перед победным аккордом этого события. Сияющие белоснежные копии, разумеется, лишены информационной мудрости и величия спасенных от неминуемого разрушения подлинников. Тем не менее, они продолжают не только акцентировать зеленое пространство Летнего сада, но и являются важнейшей составляющей его духовного облика.

Информация о статье

ББК 85.13; УДК 73.025

Автор: Хвостова Галина Александровна — ведущий научный сотрудник ГРМ, хранитель скульптуры Летнего сада, заслуженный работник культуры РФ, Санкт-Петербург, Россия, HvostovaGalina@yandex.ru

Название: Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009-2012 годах Аннотация: Статья посвящена проблемам хранения, реставрации и копирования скульптуры Летнего сада. Коллекция мраморных памятников, собранная Петром I, является самым большим в мире собранием садово-парковой скульптуры. Трехсотлетнее пребывание скульптурных произведений на открытом воздухе, неблагоприятное воздействие многих различного рода внешних факторов, обусловили необходимость замены подлинников на копии в течение 2009-2012 гг. Подлинные скульптурные произведения обрели постоянное место хранения в помещении филиала Русского музея — Михайловском замке. Ключевые слова: Летний сад, мраморная скульптура, реставрация, копирование Литература, использованная в статье

Андросов, Сергей Олегович. Петр Великий и скульптура Италии. Санкт-Петербург: Арс, 2004. 419 с.

Андросов, Сергей Олегович. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. 270 с.

173

Г. А.Хвостова

Ильина, Татьяна Валериановна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна. Русское искусство XVIII века. Москва: Юрайт, 2015. 611 с.

Фармаковский, Мстислав Владимирович. Консервация и реставрация музейных коллекций. Москва: Красный печатник, 1947. 143 с.

Хвостова, Галина Александровна. История реставрации статуи «Минерва» в Летнем саду. К проблеме реставрации мраморной скульптуры // Кафедра Исаакиевского собора. 2006. № 2. С. 152-163.

Хвостова, Галина Александровна. История скульптурной группы «Амур и Психея» в Летнем саду. Вопросы реставрации // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. 2006. № 2. С. 2-5.

Хвостова, Галина Александровна. Мраморная скульптура Летнего сада. История, реставрация, копирование // Летний сад. Возрождение. 2012. С. 77-80.

Хвостова, Галина Александровна. Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» в Летнем саду. К истории петровской коллекции мраморной скульптуры // Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по культуре. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей городской скульптуры». Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы. Санкт-Петербург, 2012. С. 146-151.

Эренмальм, Ларс Юхан. Описание города Петербурга вкупе с несколькими замечаниями. 1709-1712 гг. // Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Ленинград: Наука, 1991. С. 91-98.

Information about the article

Author: Hvostova Galina Aleksandrovna — leading researcher of the State Russian Museum, curator of the sculptures of the Summer Garden, honored worker of culture of Russian Federation, HvostovaGalina@yandex.ru

Title: Restoration of the marble sculpture of the Summer garden during 2009-2012 Summary: The article is devoted to the problems of preservation, restoration and replication of the sculpture of the Summer Garden. The collection of the marble monuments acquired by Peter the First is the most significant one of the garden sculpture. The sculpture monuments had been staying in the open air for 300 years, suffering from the disadvantageous environmental exposure which determined the necessity of substitution of the original works for the copies, accomplished during 2009-2012. The original sculptures preserve at the Mikhailovsky Castle (a branch of the State Russian Museum).

Keywords: Summer garden, marble sculpture, restoration, copying

References

Androsov, Sergey Olegovich. Petr Velikiy i skul’ptura Italii [Peter the Great and the Italian sculpture]. St. Petersburg: Ars Publ., 2004. 419 p.

Androsov, Sergey Olegovich. Ital’yanskaya skul’ptura v sobranii Petra Velikogo [The Italian sculpture in the collection of Peter the First]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 1999. 270 p. Il’ina, Tat’yana Valerianovna; Staniukovich-Denisova, Ekaterina Yur’evna. Russkoe iskusstvo XVIII veka [Russian art of the 18th century]. Moscow: Urait Publ., 2015. 611 p.

Farmakovskiy, Mstislav Vladimirovich. Konservatsiya i restavratsiya muzeynykh kollektsiy [Preservation and restoration of the museum collections]. Moscow: Krasnyj pechatnik Publ., 1947. 143 p. Khvostova, Galina Aleksandrovna. Istoriya restavratsii statui «Minerva» v Letnem sadu. K prob-leme restavratsii mramornoy skul’ptury [History of the restoration of the sculpture «Minerva» in the Summer Garden. On the problem of the restoration of the marble sculpture], in Kafedra Isaakievskogo sobora. 2006. № 2. P. 152-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khvostova, Galina Aleksandrovna. Istoriya skul’pturnoy gruppy «Amur i Psikheya» v Letnem sadu. Voprosy restavratsii [History of the statuary «Amor and Psyche» in the Summer Garden.

174

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в 2009- 2012 гг.

Questions of the restoration], in Relikviya. Restavratsiya. Konservatsiya. Muzei. 2006. № 2. P. 2-5.

Khvostova, Galina Aleksandrovna. Mramornaya skul’ptura Letnego sada. Istoriya, restavratsiya, kopirovanie [Marble sculpture of the Summer Garden. History, restoration, copying], in Letniy sad. Vozrozhdenie [The Summer Garden. Revival]. 2012. P. 77-80.

Khvostova, Galina Aleksandrovna. Skul’pturnaya gruppa «Allegoriya Nishtadtskogo mira. Mir i Pobeda» v Letnem sadu. K istorii petrovskoy kollektsii mramornoy skul’ptury [Statuary «Allegory of the Treaty of Nystad. Peace and Victory»], in Pravitel’stvo Sankt-Peterburga. Komitet po kul’ture. Sankt-Peterburgskoe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie kultury «Gosudarst-vennyy muzey gorodskoy skul’ptury». Muzeypod otkrytym nebom. Problemy sokhraneniyapamy-atnikov iz kamnya i bronzy. St. Petersburg, 2012. P 146-151.

Erenmalm, Lars Johann. Opisanie goroda Peterburga vkupe s neskol’kimi zamechaniyami. 17091712 gg. [Description of St. Petersburg with some notes. 1709-1712], in Bespyatykh Yu. N. Peter-burg Petra I v inostrannykh opisaniyakh [Petersburg of Peter the First in the foreign descriptions]. Leningrad: Nauka Publ., 1991. P 91-98.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.