\ СОБЫТИЕ\
Коллективный разум
Сбербанк России будет использовать идеи коллективного разума для своего стратегического развития. А сама инновационная технология краудсорсинга станет центральной темой юбилейной Конференции «Сбербанк-170», которая состоится 12 ноября.
Виктория одна голова хорошо, а коллектив лучше
МусоринА Летом 2011 года комитет по составлению новой Консти-
туции Исландии обратился к гражданам страны с призывом помочь в написании документа. Представители комитета открыли страницу на Facebook, где каждый мог высказать свое мнение относительно документа, и эти правки могли быть внесены в текст. Новости проекта транслируются через Twitter, Youtube и Flickr. Новая исландская Конституция станет первой в мире, составленной на основе технологии с элементами краудсорсинга (от англ. crowd — толпа, source — источник; источник знаний и мыслей из толпы). Слово «краудсорсинг» появилось четыре-пять лет назад. Сегодня в качестве примеров для иллюстрации возможностей технологии приводят онлайн-энциклопедию Wikipedia или онлайн-аукцион Ebay. По аналогии с западными примерами подобные модели реализованы и в России. Например, ресурс «РосЯма»: сайт создан в виде единой базы данных,
Ключевые слова для правильного понимания термина «краудсорсинг» — работа и коллектив.-'
куда пользователи заносят фотографию и адрес нахождения дорожного дефекта и заполняют форму жалобы в ГИБДД. Если ответ не поступает, сайт самостоятельно генерирует заявление в прокуратуру. Еще пример слажен-по материалам ной работы интернет-аудитории — ресурс Э^ееиоита!,
Сергея Карелова с сайта „
www.witoiogy.com. где происходит коллективный перевод текстов любых
50 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (115) 2011
" ^
>
Â
с
£
ИГ.,
j**
m
m
объемов и сложности. Все перечисленные и многие другие ресурсы позволяют привлечь к исполнению той или иной задачи большое количество людей. Однако приравнивать эти проекты к технологиям краудсорсинга не совсем верно. Подобные ресурсы (даже Wikipedia, где более 17 млн статей написано добровольцами со всего мира) — это все же прототип технологии краудсорсинга. «Когда появилось слово «краудсорсинг», ранее существовавшие проекты вдруг стали называть этим словом. Получилось излишне широкое понятие, размывающее суть самой технологии», — объясняет президент Фонда «общественное мнение» (ФоМ) Александр ослон.
Ключевые слова для правильного понимания термина — работа и коллектив. Важен факт трудовой деятельности, а не общения, пусть даже с умственным напряжением и в поисках некоего коллективного решения, например объезда пробки. В этом смысле форум — не работа. А сама модель форума — не краудсоринг.
Вот задачка для читателя: американский фонд здоровья пытался найти решение проблемы высокой смертности от неврачебных ошибок, от которых в США ежегодно умирали 400 тыс. пациентов. В проекте приняли участие около миллиона человек, было выбрано примерно 50 идей, часть из них внедрена. Итог: смертность снизилась на четверть. Вопрос: краудсорсинг это или нет? Правильный ответ — нет. Это не коллективный экспертный труд, а просто одновременная работа многих умов.
По мнению александра ослона, правильное определение краудсорсинга — это работа особым образом организованного коллектива над некой задачей для получения определенного результата. «Но кроме коллектива необходимы и технологии — специальные программные средства, которые давали бы возможность реализовать краудсорсинговый проект», — поясняет г-н ослон.
Российские граждане также участвуют в обсуждении тех или иных законов. Свежий пример — обсуждение и общественная доработка закона о полиции на сайте МВД. В отличие от Исландии, где для обсуждения Конституции страны была создана специальная площадка, обеспечена работа на ней из популярных социальных сетей и онлайн-мониторинг новостей, в России воспользовались традиционной моделью работы всех желающих на сайте ведомства. Неиспользование современных технологий и программных средств отличает российскую модель работы сообществ или общества над законами от западной модели.
Производство знаний
Последние три-четыре года технологии краудсорсинга в мире активно развиваются. Наиболее успешные лидеры в разработке платформ для краудсорсинга — американские компании Spigit и Imaginatik. В краудсорсинге выделяют три основных направления: Social Marketing (общественный маркетинг), Social Innovation (общественные инновации) и Social Enterprise (социальное предприятие). С точки зрения экономии наибольший эффект дает Social Marketing. Именно поэтому крупнейшие компании мира используют коллективную работу на всех стадиях разработки и вывода на рынок нового продукта. Так появляются не существовавшие ранее новые продукты, например известные дезодоранты Axe и Rexona. Любопытно, что они были созданы не только с помощью краудсорсинга, но и в конкуренции с профессиональными маркетологами.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (115) 2011 51
\ СОБЫТИЕ\
Краудсорсинг в Сбербанке России
Если в 2010 году благодаря использованию идей собственных сотрудников Сбербанк России получил 1 млрд руб. экономии, то в 2011 году — уже в 7 раз больше. В этом году авторы самых креативных предложений получили 8,1 млн руб. в качестве вознаграждения, а номинантам и победителям конкурсов Сбербанк выплатил 15 млн руб. «Копил-
ка идей» — еще один проект поиска идей среди собственных сотрудников. А для клиентов разработана онлайн-площадка «Биржа идей». В числе уже реализованных проектов — бесплатный WiFi в некоторых отделениях банка, мониторинг прохождения документов, онлайн-консультирование. На сегодня в «Биржу идей» поступило порядка 10 тыс. предложений от клиентов.
Идеи «народных экспертов» получили заметное преимущество и были реализованы. При этом происходит фантастическая экономия средств: затраты на профессиональных разработчиков, исследования и маркетинг были бы несоизмеримо больше. Экономию можно увеличить до 80%, если в ходе краудсорсинга заниматься еще и разработкой маркетинговой стратегии.
В России технологии краудсорсинга только начали появляться. По сути, работающих в этом сегменте компаний всего две — Witology и WikiVote!. Объект разработки для Witology — платформа принципиально нового типа, которая позволяет выявлять ключевые проблемы в сложных проектах, находить и привлекать к их решению наиболее активных, компетентных и продуктивных специалистов любой отрасли из любой точки мира при помощи интернет-технологий. Программный продукт, созданный Witology, обладает специальными алгоритмами фильтрации «социального шума» на уровне идей и людей (когда работают сотни краудсорсеров, они производят массу идей, комментариев, что создает так называемый «социальный шум»). Также были разработаны способы получения синергии интеллектуального потенциала. В существующих системах просто отбирается идея, получившая высший рейтинг. В Witology идеи формируются, улучшаются, развиваются и отбираются — рождается процесс интеллектуальной синергии. Третье принципиальное отличие от западных
Неиспользование программных средств и технологий отличает российскую модель работы сообществ от западной.
конкурентов — возможность извлечения так называемых «скрытых знаний». Witology предлагает воспользоваться умом собственных сотрудников, в головах у которых скрыто до 80% знаний, представляющих интерес для руководящего менеджмента. Перед сотрудниками ставят задачу, разбивают ее на подзадачи — и во внутренней сети начинается дискуссия. Ноу-хау Witology в том, как вести эту дискуссию (для этого в компании есть штат специально обученных сотрудников) и как извлечь из этой дискуссии правильное решение. При помощи сложных алгоритмов, разработанных в Witology, правильное решение поможет найти собственно
сама программа. Критерии отбора программе были заданы в период разработки непосредственно создателями проекта — Сергеем Кареловым и Александром Ослоном, которые разработали очень сложную систему рейтингования деятельности людей. Вообще создание подобных критериев — довольно серьезная научная «надстройка» краудсорсингового проекта, как и сама методология Witology.
Компания WikiVote! решает задачи попроще: она представляет собой платформу для коллективной разработки текстов и работы над их улучшением. Сегодня WikiVote! удалось реализовать ряд крупных проектов. Характерный пример — открытый сетевой проект, в котором смогли принять участие граждане, заинтересованные в создании более ясного, понятного и одобряемого обществом текста федерального закона об образовании. В проекте приняли участие более 5,5 тыс. участников, получено 169 идей по решению наиболее острых вопросов. Также на платформе WikiVote! был реализован специальный сайт для внесения и рейтингования поправок в тексты законопроектов федеральных законов о рыболовстве. На стадии запуска — открытая площадка для создания коллективной книги о смысле инноваций в России, заказанной инноградом «Сколково». WikiVote! на год моложе Witology, компания была образована в 2010 году и сначала развивалась на средства учредителей — главы ФОМ Александра Ослона и руководителя аналитического центра REAL IT Василия Бурова.
Witology и WikiVote! стали основными партнерами инновационного проекта Сбербанка России, который реализуется в рамках празднования его 170-летнего юбилея.
синтеллект интеллекту не ровня
12 ноября состоится большая Конференция «Сбер-банк-170», на которую будут приглашены губернаторы, правительство России, первые лица крупнейших мировых компаний, банкиры, финансисты. «Мы посвятили конференцию технологиям будущего, которые перевернут XXI век», — говорил Президент сбербанка россии Герман Греф на брифинге 11 октября. Под «технологиями будущего» г-н Греф имеет в виду именно краудсорсинг, называя его «ключевой технологией, переворотом в поиске основных идей по улучшению жизни людей, повышению эффективности компаний».
В каких направлениях развиваться дальше? Какие новые цели ставить и как их достичь? Каким будет Сбербанк России в 2021 году? Получить ответы на эти вопросы и поможет краудсорсинг. Полученные экспертные знания станут основой для подготовки трех докладов: «Сбербанк-21-Будущее», «Россия-21-Прогресс» и «Инновации-21-Краудсорсинг». К слову, конференция такого масштаба, в рамках которой будет отдельная сессия, посвященная краудсорсингу, в мире пройдет впервые. И это не первое новшество мирового размаха.
«Мы будем первыми в мире, кто попытается не только вовлечь в процесс краудсорсинга тысячи человек, но и создать коллективный интеллект национального масштаба», — уверен Герман Греф. «Это одна из первых попыток использовать технологии краудсорсинга для решения совершенно конкретных задач, в том числе организации самих краудсорсеров», — считает Александр
52 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (115) 2011
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
Компания Starbucks запустила сайт My Starbucks Idea, на котором пользователи могут делиться идеями, как можно улучшить сеть кофеен.
Ослон. В чем же состоит заявка Сбербанка на мировое технологическое первенство?
Отчасти в том, что в результате большой коллективной работы появятся сразу три мультимедийных продукта, три доклада, речь о которых шла чуть выше. Контентом для них послужат три источника. Первый — социальная сеть «Профессионалы.ру», на площадке которой будет организовано сообщество Сбербанка, и все его участники смогут озвучить и обсудить любые идеи, связанные с образом России и Сбербанка России в 2021 году.
Более заинтересованные посетители смогут стать соавторами всех трех докладов или какого-то одного. Для этой цели на базе платформы WikiVote! будет происходить коллективное создание и совершенствование текстов, а также отбор наиболее продуктивных идей и участников. На третьей площадке участники проходят специальное тестирование, благодаря чему отберут лучших, присвоив им звание эксперта. Из 12 тыс. желающих получить это звание выбрано 400 человек, они продолжат работу на платформе Witology. Именно там и будет происходить поиск и формулирование практических и нетривиальных решений сложных задач, поставленных Сбербанком. При этом вся работа будет построена на методе, который впервые применяется российской компанией, — синтеллектуаль-ного краудсорсинга. «В отличие от классического, технология синтеллектуального краудсорсинга включает в себя не только онлайн, но и офлайн составляющую, а также ор-
ганизует три дополняющих друг друга вида интеллектуальной деятельности: дискуссии, коллективное соавторство при создании текстов и поиск решений для сложных задач с нечеткой постановкой, — объяснил соучредитель Witology сергей Карелов».
За счет применения трех разных технологий будет реализована своего рода эволюция краудсорсинга: от низшего уровня (форум социальной сети «Профессио-налы.ру») до площадки WikiVote! и затем до сложнейшей платформы Witology. Точка входа на все три площадки — портал Сбербанка www.sberbank21.ru. Именно оттуда посетители перенаправляются по описанной выше цепочке. «Не только в России, но и впервые в мире будет реализована подобная модель, где участвуют и социальная сеть, и краудсорсинговые платформы разных типов. При этом результат будет получен в кратчайшие сроки», — говорит Александр ослон. Под результатами глава ФОМ понимает новые знания, которые будут получены в результате работы экспертов на всех площадках, а затем размещены в докладах. Сами доклады планируется презентовать 12 ноября на Конференции в рамках празднования 170-летнего юбилея Сбербанка России.
«Новые знания будут иметь стратегическое значение для Сбербанка России, — говорит александр ослон. — В них будут отражены представления россиян о желательном развитии банка в ближайшие 10 лет. К тому же сама технология краудсорсинга — знак того, что Сбербанк использует инновационные пионерные технологии для своей работы».
«Это первый эксперимент такого рода, но я уверен, что он даст Сбербанку нетривиальные результаты, — отмечает Герман Греф. — Краудсорсинг — это не только поиск идей, но и поиск людей. Лучшие идеи и лучшие люди — вот результат краудсорсинга».
Энергия масс
Как у любого процесса, у краудсорсинга есть целый ряд недостатков. Во-первых, отличные идеи, способные принести колоссальные выгоды компаниям, так и остаются погребенные под тысячами абсолютно бестолковых предложений. Стандартный механизм голосований мало чем может помочь — зачастую может выиграть не самая лучшая идея, а та, у которой лучше «презентация». Наиболее популярные и понятные большинству мысли будут всегда побеждать наиболее перспективные, но не столь тривиальные. Серьезно полагаться только на голосование для определения лучших идей нельзя. Для оценки предложений необходимо нанимать специалистов, а они стоят хороших денег. Во-вторых, искажает процесс выбора и так называемый «эффект Матфея». Идея, занявшая место в первой пятерке списка, отсортированного по популярности, с огромной вероятностью там и оста-
нется. Люди читают самое популярное, и потому до непопулярных идей, пусть они эффективные и гениальные, внимание не доходит. Третья проблема — низкий КПД коллективной интеллектуальной деятельности. Ведь интеллектуальный уровень большого собрания не превышает уровня самого глупого его участника. В России к вышеуказанным недостаткам добавляется еще пара «национальных». Во-первых, попав на российскую почву, краудсорсинг потерял главное преимущество — экономичность. Например, заказ на придумывание названия д ля компании в крупном московском агентстве обойдется в 500 тыс. руб. А локальные креативные агентства за подобные услуги берут 25-30 тыс. Примерно столько же для поддержки популярности краудсорсин-гового ресурса придется отдать лучшему «энтузиасту» за его идею. Во-вторых, в России практически нет платформ для обмена информацией. Чтобы за-
пустить серьезный проект, нужны усилия очень грамотных специалистов и большие вложения. Третья проблема — кадры внутри компании. У нас очень ограниченное количество специалистов способно эффективно справиться с масштабным проектом, использующим краудсорсинг. Сегодня вместо традиционного краудсорсинга все чаще используют его «продвинутую» версию — синтеллектуальный краудсорсинг, в основе которого — своя методология и широкий спектр сложных математических алгоритмов. С его помощью можно фильтровать «социальный шум» на уровне идей и предлагающих их людей. Он будет иметь механизмы повышения КПД коллективной работы, например за счет лучшей ее организации, позволит структурировать задачи и организовывать их выполнение. Пока это звучит как фантастика, но кто сказал, что наше завтра не может быть удивительным и фантастическим?
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (115) 2011 53