ФОТОБАНК ЛОРИ
Из Калифорнии с любовью
В 2012 году отмечается 200-летие прихода русских на земли Калифорнии и основание крепости Форт-Росс. Наш корреспондент побывал в США и пообщался с потомками эмигрантов первой волны.
Два столетия совместной жизни Сохранился
В нынешнем году, объявленном Годом истории в России, дом последнего
мы празднуем 200-летний юбилей со дня основания коменданта
Форт-Росса — первого и единственного русского посе- Форт-Росса
ления в Калифорнии. Его территория с сохранившейся Александра Рот-
исторической постройкой — домом последнего русского чева. Все осталь-
коменданта форта Александра Ротчева (1838-1841) — ное — искусная
является национальным историческим парком США. Все имитация.
остальные строения в форте — часовня Святой Троицы, дом Ивана Кускова, в котором жили все коменданты, кроме последнего, а также контора — искусные современные реконструкции. В пору расцвета форта внутри укреплений были казармы, склады, торговый дом.
А за стенами располагались жилые дома, ветряные мельницы, скотные дворы, бани, пекарня. До наших дней ничего из этого, к сожалению не дошло.
Праздничные мероприятия, которые собрали несколько тысяч человек — русских эмигрантов, американцев, Анастасия официальных лиц, — длились несколько дней подряд АСТАХОВА
вНиТТЕГвЮСК/РНОТАветОСК
не только в форте, но и в Сан-Франциско (в 80 км от форта), а также в ближайших городках. Юбилею были посвящены десятки выставок, фестивалей культуры, конференций, лекций, встреч этнографов и церковных деятелей.
Праздничный день в Форт-Россе — 27 июля — начался со служения литургии в часовне форта, которую совершил Управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Юстиниан (Овчинников). «Трудно себе представить, какой эта земля была 200 лет назад, когда русские промышленники избрали здесь место, чтобы создать деревянную крепость. Всюду, куда приезжали русские люди, они прежде всего строили храмы. Это было связано с тем, что у русского народа особое чувство близости к Богу и особое чувство своего исторического призвания распространять христианскую веру», — обратился к собравшимся митрополит Волоколамский Иларион, который принимал участие в праздновании.
У форта есть даже «свой» святой мученик — Петр Алеут — член экспедиции Российско-Американской Компании, схваченный и замученный испанскими солдатами за отказ принять католическую веру в 1815 году. Интересно, что этнически Петр Алеут не был русским. Он родился на островах Русской Америки, где большинство населения — алеуты, и при рождении ему было дано имя Чукагнак.
В рамках празднования 200-летия Форт-Росса было совершено освящение новых церковных колоколов для колокольни Форт-Росса — дара жителей вологодского городка Тотьма, родины основателя русского поселения в Америке Ивана Кускова. В Тотьме некогда находилась штаб-квартира Российско-Американской Компании, учрежденной по повелению Павла I. На старом кладбище недалеко от Форт-Росса архиепископ Юстиниан, сослужащее духовенство и верующие молитвенно помянули основателей, строителей и всех живших и трудившихся в Форт-Россе.
«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»
Первыми европейцами в Северной Калифорнии были испанцы, вторыми — русские. Мало кто знает, что как минимум дважды эта территория могла войти в состав Российской империи. Первый раз — благодаря усилиям
104
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (128) 2012
\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \
ФОТОБАНКЛОРИ
графа Николая Петровича Резанова, прибывшего с двумя кораблями «Юнона» и «Авось» в Калифорнию в 1806 году. Целью графа было достать продовольствие для Русской Аляски, где уже начинался голод, и установить торговые отношения с властями. Тогда Калифорния принадлежала Испании и была частью Мексиканской колонии. А Сан-Франциско представлял собой укрепленную крепость и носил имя Йерба-Буэна. Здесь и началась история любви Николая Резанова и дочери коменданта крепости Консепсьон (Кончиты) Аргуэльо, которая увековечила их имена. Русский граф покорил 15-летнюю «красу Калифорнии», предложил ей руку и сердце и, как он сам писал министру коммерции графу Румянцеву: «...поставя себя коменданту на вид близкого родственника, управлял я уже портом Католического Величества так, как того требовали и пользы мои, и губернатор крайне удивился-изумился, увидев, что весьма не в пору уверял он меня в искренних расположениях дома сего и что сам он, так сказать, в гостях у меня очутился.» Пробыв в Калифорнии всего несколько недель, Резанов отчалил к Аляске на кораблях, трюмы которых были заполнены продовольствием. Известен финал любовной истории: Резанов погиб на пути в Санкт-Петербург, куда отправился за разрешением на свадьбу, а Кончита, прождав его 35 лет, постриглась в монахини и дожила, соблюдая обет молчания, до 67 лет. Если
ФОТОБАНК ЛОРИ
вНиТТЕГвТООК/РНОТАввТСЮК
200-летие форта. На праздничные мероприятия в конце июляв бывшей крепости собралось несколько тысяч человек.
сомнений в искренности чувств Кончиты не возникает, то мотивы графа Резанова неоднозначны. В письмах к директорам Российско-Американской Компании граф отмечал, что «.в течение десяти лет можно до той степени усилиться, что и Калифорнийский берег всегда иметь в таком виду, чтоб при малейшем стечении обстоятельств можно его было б включить в число российских принадлежностей. Гишпанцы весьма слабы в краю сем».
И надо сказать, что усилия были предприняты — ровно 200 лет назад русские колонисты основали Форт-Росс, который должен был улучшить снабжение продовольствием Аляски. Крепость появилась на землях индейцев, формально нечетко закрепленных за испанцами. В 1821 году Мексика добилась независимости и стала предпринимать попытки различными методами вынудить русских уйти с этой территории, но безуспешно.
В 1835 году могла исполниться мечта графа Резанова — в Мехико для переговоров по поводу Форт-Росса прибыл барон Фердинанд Врангель. Он почувствовал, что Мексика готова уступить России Форт-Росс и долину реки Славянки (ныне Русской Речки) в обмен на официальное дипломатическое признание Республики Мексики Россией. Но царь Николай I, не желая портить отношения с Испанией, своего согласия на это не дал, и переговоры были сорваны. Форт-Росс был продан гражданину Мексики в 1841 году.
Современный исход из России
Калифорния — совершенно особое для наших соотечественников место. Здесь, в Сан-Франциско и его окрестностях, многое связано с русскими переселенцами разных эпох. Присутствие русских запечатлено в географических названиях — Форт-Росс, Русская речка, Русский Холм (один из красивейших районов города), городок Себастопол (на севере Калифорнии).
Среди современных русских калифорнийцев есть потомки дворянских родов: Шереметьевы, Кропоткины, Слу-чевские. Есть и русские китайцы, крещеные в православной церкви со славянскими именами, вывезенные канонизированным Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским Чудотворцем (1896-1966) из «красного» Китая после Второй мировой войны. Есть и высокообразованные эмигранты последней волны, работающие в американских университетах или в Силиконовой долине.
Русская диаспора в Калифорнии кажется очень неоднородной, однако большинство этих людей объединяет искренний интерес к далекой и огромной России, частые поездки на историческую родину к уцелевшим родственникам, прекрасное знание русского языка, приверженность православной традиции и активная благотворительная деятельность. Со времени первой волны эмиграции, прибывшей в Калифорнию, прошло почти столетие, но многие из потомков тех, кто бежал от революции в России, несут в себе идею возрождения далекой родины.
По преданию, на скалу, где сейчас стоит одна из опор моста «Золотые Ворота», Кончита Аргуэльо приходила каждый день 35 лет подряд, ожидая увидеть корабль своего русского возлюбленного.
«Как только над зданием бывшего советского посольства в Сан-Франциско был поднят трехцветный флаг, многие русские эмигранты первой волны и их дети полностью поменяли свое отношение к родине предков. Большинство эмигрантов, воспитанных в патриотических чувствах и любви к дореволюционной России, решили посетить ее, а некоторые хотели помочь не только материально, но и своим опытом и знаниями, предлагая их на пользу возрождающегося государства. Особой энергией обладали русские эмигранты, которые попали в Америку из Сербии после Второй мировой войны. В основном это были выпускники кадетских училищ, ставших за рубежом преемниками тех царских кадетских корпусов, которые существовали в Российской империи со времен Екатерины Великой», — поделился своими наблюдениями Андрей Забегалин, редактор газеты «Русская жизнь», газеты белой эмиграции, выпускаемой в Сан-Франциско с 1921 года.
Внимание к России в среде эмиграции непритворное — после падения железного занавеса многие стали подумывать о возвращении на родину, о переводе туда бизнеса. Однако неожиданно для себя репатрианты столкнулись с серьезными трудностями, заставившими их «бежать» во второй раз.
Андрей Забегалин рассказал историю успешного в Америке бизнесмена российского происхождения Владимира Ивановича Турского (1914-2004): «Как настоящий русский патриот, воспитание которого проходило в Донском кадетском корпусе в Сербии, он одним из первых поспешил на родину, желая, по его собственным словам, помочь демократическому возрождению России. Он создал корпорацию, которая имела свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и Владивостоке. В Омске он вложил около $2 млн в строительство пивного завода. Ежемесячная прибыль должна была составить десятки тысяч долларов. На заводе были установлены специальные фильтры, позволявшие сохранять пиво в течение шести месяцев, а не семь дней. Но кончилось тем, что директора завода убили, а основной пакет акций вынудили продать. Новые «компаньоны» заявили, что иметь такие фильтры невыгодно, и их просто выбросили. В других городах, где были отделения фирмы Турского, происходило нечто подобное.
Потеряв некоторое количество миллионов, он зарекся иметь дело с так называемым «российским бизнесом». В своих беседах со мной Владимир Иванович часто подчеркивал, что, не изжив обман, коррупцию, воровство и не сформировав культуру ведения бизнеса, возрождения исторической России не произойдет.
Таких людей, как Турский, было немало. Они многое могли бы сделать за минувшие 20 лет. Используя свой колоссальный опыт работы по всему миру, они способны стать связующим звеном между русскими и американскими предпринимателями».
Имя Владимира Турского носит Русский центр в Сан-Франциско, более полувека служивший домом приемов русской общине. Благодаря пожертвованиям Владимира Турского и его жены Ольги здание было отремонтировано и укреплено для защиты от разрушений во время землетрясений, которые в Калифорнии нередки. В 2001 году Владимир Турский был назван «деловым человеком года Калифорнии».
В современном мире, где все решают деньги, многим сложно понять мотивы, которые движут потомками русских эмигрантов, желающих помочь возродить свою историческую родину. Эти люди стремятся в Россию вовсе не потому, что не нашли себе места в США. Как раз наоборот. «Русские американцы работают в самых разнообразных сферах, начиная от области компьютерных технологий и заканчивая кинематографом. Но большинство — это все-таки техническая интеллигенция, ученые. Я даже затрудняюсь сказать, где наших соотечественников нет. Если мы говорим о Кремниевой долине, то в основном здесь трудятся программисты, ученые, биологи, врачи, физики, а также владельцы компьютерных компаний. И в Голливуде, как вы знаете, много русских. Исторически так сложилась, что школа Станиславского с 1920-х годов поставляла на «фабрику грез» лучшие кадры российской сцены. На киностудиях работают и русские инженеры, отвечающие за технические приспособления для трюков, и композиторы, пишущие музыку для фильмов», — объясняет Андрей Забегалин.
Потомки русских эмигрантов первой волны были воспитаны на патриотизме и истинной любви к своей далекой родине. И общая вера объединяла их на чужбине.
Святая Калифорния
«Русские эмигранты, оказавшиеся на Тихоокеанском побережье после революции 1917 года, очень удивляли калифорнийцев. Они приезжали сюда вместе с уцелевшими членами семей, не имея за душой лишнего доллара. И первое, что здесь делали, — собирали деньги на строительство церквей», — рассказала супруга генерального консула в Сан-Франциско Любовь Винокурова. Так, в 1927 году в Сан-Франциско был основан приход, который сейчас стал кафедральным собором во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».
В небольшом Сан-Франциско — менее 800 тыс. жителей: 20 тыс. русскоговорящих и 37 тыс. православных. В городе — шесть действующих храмов, среди которых церковь святителя Тихона Задонского. Это домовый храм, в котором располагается приют для сирот и детей нуждающихся родителей, основанный епископом Иоанном в Шанхае и затем переведенный в Сан-Франциско. В церкви находится келья святого Иоанна. Комнатка совсем небольшая, но в ней ощущается присутствие святителя. Сохранились вещи, которыми пользовался подвижник при жизни: стол и письменные принадлежности, небольшой портрет царя Николая II, духовные книги. Здесь нет кровати — святитель никогда не спал в комфорте, он отдыхал в кресле несколько часов по ночам. Есть одна вещь, которой при жизни святителя Иоанна точно в комнате не было. Это большой, в рост человека, портрет святителя, он с добротой взирает на людей, пришедших в бывшую келью для исповеди (которую в наши дни принимает Епископ Сиэтлийский Феодосий (Иващенко).
В Сан-Франциско хорошо помнят святителя Иоанна. На благотворительном обеде при кафедральном соборе мне посчастливилось встретить бывших воспитанников приюта святителя, которых он вывез из «красного» Китая в 1949 году. Среди них много русских китайцев — детей наших эмигрантов в Китае или тех, кто родился от смешанных браков. Меня потрясла история пожилой женщины с простым русским именем, которая не помнит
вНиТТЕГвТСЮК/РНОТАввТОСК
Родившийся в Китае и прибывший вместе с приютом святителя Иоанна в США, Николай Масенков называет себя русским басом и устраивает Русские народные фестивали.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Генеральному консулу РФ в Сан-Франциско Николаю Владимировичу Винокурову, его супруге Любови Владимировне, а также редактору газеты «Русская жизнь» Андрею Забегалину.
своих родителей, но уверена, что ее мать была русской, а отец — китайцем. Выжила она только благодаря святителю Иоанну, который забрал ее в свой приют еще младенцем, после того как мать продала ее китайским торговцам за бутылку водки. Бывшая воспитанница вспоминает о Францисском Чудотворце со слезами на глазах. Невысокая пожилая улыбчивая китаянка, в испещренной русскими узорами жилетке, она очень хорошо говорит по-русски.
Интересное наблюдение: представители русской эмиграции могут разговаривать между собой по-английски, обсуждая какие-то бытовые вопросы, но беседы о России, как правило, ведутся только на языке далекой исторической родины.
В семье русских эмигрантов в Китае родился и ныне известный в США «русский бас» Николай Масенков. В три года при неясных обстоятельствах он также попал в приют, организованный святителем Иоанном, тогдашним архиепископом, в Шанхае. Обучение в приюте шло по образцу русских кадетских училищ: Закон Божий, военное дело, русская литература, математика, география, история России. Позже, уже приехав вместе с приютом в США, Николай окончил общеобразовательную школу и занялся музыкой. Он играл на трубе, французском горне, скрипке и фортепиано, выступал с оркестром в «Опере Сан-Франциско». Затем увлекся пением и стал осваивать русский вокальный опыт, правда, обучаясь в Европе. Потратив много лет на изучение оперного искусства, Николай Масенков вернулся в США уже профессионалом. Он стал исполнять русские народные песни и арии из классических опер. А в 1975 году организовал свой Русский народный фестиваль, в котором участвуют танцевальные коллективы и оркестры русских народных инструментов.
Николай Масенков занимается и важным делом создания положительного образа России на американском континенте. Ведь массированная антирусская кампания в западных СМИ дает свои результаты: Россия по-прежнему кажется американцам весьма недружелюбной страной.
«Большинство эмигрантов хочет видеть благополучие и процветание России. Если у нас в газете появляется статья, критикующая российскую власть, некоторые читатели звонят и выражают свое недовольство. Мне понятны их чувства, так как многие прожили в странах, где к русским относились подозрительно. Вспомним времена сенатора Маккарти: тогда все наши соотечественники были объявлены «красными» или коммунистами по умолчанию. Я думаю, это оставило глубокий след в мировоззрении русской эмиграции», — отмечает Андрей Забегалин.
Те, кто близко знаком с представителями русских общин, в том числе и в Калифорнии, кто своими глазами видит, сколько эти люди тратят на благотворительность, с каким трепетом они относятся к стране, которая далеко не всегда была к ним справедлива, меняют свое отношение к России. Именно такие, пусть небольшие, шаги приближают два огромных народа — российский и американский — к взаимопониманию и доверию.