Научная статья на тему 'Освоение русскими Северной Америки: возникновение русско-американских культурных связей'

Освоение русскими Северной Америки: возникновение русско-американских культурных связей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1202
71
Поделиться
Ключевые слова
русско-американские культурные связи / русские поселения в Северной Америке / культура и история Русской Америки / Форт-Росс / культура коренных американцев / русское наследие в США / Russian-American cultural relations / Russian settlements in North America / Culture and history of Russian America / Fort Ross / Native American culture / Russian heritage in USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О. А. Фугина

Статья посвящена первому периоду появления русских подданных на территории Северной Америки (40-е годы XVIII века – 60-е годы XIX века), который рассмотрен через призму генезиса русско-американских культурных связей: открытие земель североамериканского континента, образование первых поселений, с последующим освоением территорий, налаживание дружественных отношений с туземцами, вклад в их образование и окультуривание быта. Исследование показало, что вековое русское господство на территориях Аляски, Алеутских островов, Калифорнии оказало значительное влияние как на культуру коренных американцев (итогом которого стала аккультурация), так и на собственную культуру США (сохранившееся русское наследие на сегодняшний день является неотъемлемой исторической частью страны). Автор заключает, что именно данные обстоятельства послужили прочной основой в установлении русско-американских культурных связей.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — О. А. Фугина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN NORTH AMERICA: THE EMERGENCE OF RUSSIAN-AMERICAN CULTURAL RELATIONS

This article is devoted to the first period of the appearance of Russian subjects in North America (from 1840s to 1960s), which was considered through the prism of the genesis of Russian-American cultural relations: the discovery of the North American continent, the formation of the first settlements, exploration of territories, establishment of friendly relations with the indigenes, contribution to their education and acculturation of life. The study showed that the centuries-old Russian domination in the territories of Alaska, the Aleutian Islands, California, had a significant impact on both the culture of Native Americans (acculturation, as result) and the USA own culture (the preserved Russian heritage today is an inalienable historical part of the country). The author concludes: it was these circumstances that served as a solid foundation in the establishment of RussianAmerican cultural relations.

Текст научной работы на тему «Освоение русскими Северной Америки: возникновение русско-американских культурных связей»

Освоение русскими северной Америки:

возникновение русско-американских

культурных связей

УДК 008(091) О. А. Фугина

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена первому периоду появления русских подданных на территории Северной Америки (40-е годы XVIII века - 60-е годы XIX века), который рассмотрен через призму генезиса русско-американских культурных связей: открытие земель североамериканского континента, образование первых поселений, с последующим освоением территорий, налаживание дружественных отношений с туземцами, вклад в их образование и окультуривание быта. Исследование показало, что вековое русское господство на территориях Аляски, Алеутских островов, Калифорнии оказало значительное влияние как на культуру коренных американцев (итогом которого стала аккультурация), так и на собственную культуру США (сохранившееся русское наследие на сегодняшний день является неотъемлемой исторической частью страны). Автор заключает, что именно данные обстоятельства послужили прочной основой в установлении русско-американских культурных связей.

Ключевые слова: русско-американские культурные связи, русские поселения в Северной Америке, культура и история Русской Америки, Форт-Росс, культура коренных американцев, русское наследие в США.

O. A. Fugina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN NORTH AMERICA:

THE EMERGENCE OF RUSSIAN-AMERICAN CULTURAL RELATIONS

This article is devoted to the first period of the appearance of Russian subjects in North America (from 1840s to 1960s), which was considered through the prism of the genesis of Russian-American cultural relations: the discovery of the North American continent, the formation of the first settlements, exploration of territories, establishment of friendly relations with the indigenes, contribution to their education and acculturation of life. The study showed that the centuries-old Russian domination in the territories of Alaska, the Aleutian Islands, California, had a significant impact on both the culture of Native Americans (acculturation, as result) and the USA own culture (the preserved Russian heritage today is an inalienable historical part of the country). The author con-

ФУГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры истории, истории культуры социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

FUGINA OLGA ALEKSANDROVNA - doctoral student of the Department of History and Cultural History, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: temple_dance@mail.ru © Фугина О. А., 2017

eludes: it was these circumstances that served as a solid foundation in the establishment of Russian-American cultural relations.

Keywords-. Russian-American cultural relations, Russian settlements in North America, Culture and history of Russian America, Fort Ross, Native American culture, Russian heritage in USA.

Для цитирования: Фугина О. А. Освоение русскими Северной Америки: возникновение русско-американских культурных связей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 86-95.

Отдавая должное европейским первопроходцам и основателям Америки, невозможно не отметить тот вклад, который внесли в её культурное и промышленное развитие выходцы из России. Периоды пребывания русских людей в Америке можно условно разделить на два этапа. Представители первого этапа - мореплаватели, охотники и промышленники - появились на североамериканском континенте в XVIII веке. Второй этап стал результатом революционных процессов России начала XX века. В этот период в Америку прибывает в основном творческая и научная русская интеллигенция. Целью данного исследования является рассмотрение первого периода появления русских подданных на территории Северной Америки и оценка их роли в освоении земель североамериканского побережья, последующего влияния на становление американской культуры в контексте установления русско-американских культурных связей.

Несмотря на то, что официально история русских на американском континенте рассматривается со Второй Камчатской экспедиции (или Великой Северной экспедиции, 1733-1743), предпосылкой к ней служит изданная в 1724 году Петром I инструкция «Об открытии соединения Азии с Америкой» [7, с. 413], согласно которой надлежало исследовать северо-западное американское по-

бережье, обнаружить ещё «неоткрытые» земли, нанести их на карту и освоить их. Таким образом, в 1725 году была организована Первая Камчатская экспедиция (1725-1730), которую возглавил офицер русского флота, капитан-командор В. И. Беринг (1681-1741). В ходе этой экспедиции материк не был достигнут, но удалось подтвердить наличие пролива между азиатским и североамериканским побережьем, который был обнаружен С. И. Дежневым (1605-1673) ещё в 1648 году во время Чукотской экспедиции. Далее последовала историческая Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743), которую возглавили В. И. Беринг (бот «Св. Петр») и А. И. Чириков (бот «Св. Павел»). В результате этой экспедиции удалось дойти до берегов Аляски и открыть многие из Алеутских островов. Н. Н. Болховитинов, историк, исследователь русско-американских отношений, отмечал о значении экспедиции Беринга и Чирикова следующее: «... какие бы иностранные суда ни появлялись в дальнейшем между Камчаткой и Америкой, это пространство рассматривалось как находящееся под русским влиянием [2, с. 22]».

Вторая Камчатская экспедиция Беринга - Чирикова послужила поводом регулярных исследовательских плаваний русских мореходов в эти края. За период с 1743 года по 1780 год было организованно 70 экспедиций [6, с. 19], благодаря

которым удалось открыть ещё ряд земель северо-западной части Америки (М. В. Неводчиков открыл некоторые из Алеутских островов: Атту, Агатту, Семичи (1745-1747); С. Г. Глотов и С. Т. Пономарев открыли острова, впоследствии названные Лисьи (1759-1762); А. Толстых - группу островов, обозначенных как Андреяновские (1761) и другие).

Результатом многочисленных экспедиций стала карта открытий в Тихом океане (1792), составленная русским адмиралом Г. А. Сарычевым, которой впоследствии иностранные мореплаватели давали высокую оценку за её точность.

Наряду с открытием земель, выявилось их богатство пушным зверем, что повлекло за собой торгово-промышленные плавания русских купцов и зверопромышленников, а также создание компаний пушного промысла, одной из которых была Северо-восточная компания, образованная купцами Г. И. Шелиховым (1747-1795) и И. Голиковым в 1781 году.

Г. Шелихов - «Колумб российский» (как его назвал поэт Г. Р. Державин) - сыграл особую роль в освоении, укреплении и расширении русских владений на североамериканском континенте. Он является основателем первых русских поселений на островах Кадьяк (гавань Трёх Святителей) и Афогнак, п-ове Кенай.

Шелихову принадлежит идея об учреждении на о. Кадьяк православной церкви, куда были посланы (по его прошению) указом императрицы Екатерины II архимандрит Иоасаф (в миру Иоанн Ильич Болотов) и семь монахов (иеромонахи Афанасий, Макарий - в миру Матвей Александров, Ювеналий - в миру Яков Говорухин, иеродиаконы Стефан и Нектарий - в миру Фёдор Панов, монахи

Герман и Иоасаф). Они прибыли на Кадьяк в 1794 году «... для проповеди слова Божия в Америке и просвещения тамошних народов в вере христианской. [2, с. 187]». Появление на острове духовной миссии Валаамского монастыря положило начало Американской Православной епархии.

Вклад русского духовенства в освоение новых территорий, налаживание мирных отношений с местными жителями посредством миссионерско-просве-тительской деятельности поистине огромен. За первый год пребывания на о. Кадьяк им удалось обернуть в лоно православной веры около 10 тысяч алеутов, а к 1817 году число крещённых достигло 27 тысяч. К 1800 году на Аляске из восьми прибывших остался только преподобный Герман (вероятное мирское имя Е. И. Попов; 1751 (или 1756/1757) - 1836), он и возглавил Кадьякскую духовную миссию Русской православной церкви. В письме к правителю русских поселений преподобный Герман так описывал своё нахождение: «. Творец как будто новорождённого младенца дать изволил; край сей, который ещё не имеет ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста - самого поддерживания . я, нижайший слуга здешних народов и нянька. [4, с. 145]». С пониманием и любовью относился он к местным жителям, был для них и защитником, и пастырем. Помогал алеутам во время эпидемии оспы, построил приют для сирот, где обучал их Закону Божию и церковному пению. Также преподобному Герману принадлежат первые шаги по внедрению и распространению земледелия на Аляске, до него незнако-

мого туземцам. В условиях холодного климата Аляски ему удавалось выращивать картофель, капусту, чеснок и репу (в качестве удобрения использовал морские водоросли). Преподобный Герман организовал первую агрономическую школу на Аляске, в которой обучал местных жителей огородничеству.

Несомненно, земледельческие разработки преподобного Германа послужили поводом к появлению первой американской опытной земледельческой станции на Аляске (г. Ситка) в 1898 году. В 1973 году на Аляске (г. Кадьяк) была открыта Свято-Германовская православная духовная семинария. Высокопреподобный Джон (декан семинарии) вспоминал: «На Аляске Святого Германа помнят как целителя и чудотворца. К примеру, известна история, как он с иконой в руках и молитвой остановил высокую волну по время сильного прилива. Но прежде всего его помнят и чтят как того, кто принёс сюда благую весть - православную веру [9]».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподобный Герман был первым причислен к лику святых (1969) как апостол Аляски. Мощи Святого Германа покоятся в Свято-Вознесенском храме (Аляска, о. Еловый).

В 1824 году на о. Уналашка прибывает монах Иоанн (Иннокентий) Вениаминов (при рождении И. Е. Попов (1797-1897)). За десять лет он обратил в православную веру всех жителей острова. Здесь он наладил функционирование стационарной больницы на восемь человек, приюта для сирот, трёх магазинов. Также он основал кафедральный собор Архистратига Михаила (1848) и духовную семинарию (1845), «где туземцы получали образование не только в качестве священно-

служителей для епархии, но и в качестве бухгалтеров, кладовщиков, матросов, художников, картографов и медицинского персонала [8]». В 1830 году он посадил на Уналашке рощу. Когда в 1974 году на остров прибыли советские учёные А. П. Окладников и Р. С. Васильевский, они с удивлением обнаружили сохранившуюся «... первую и единственную до сих пор на всём архипелаге рощу [6, с. 89]». Кроме того, Вениаминов внёс неоценимый вклад в образование местных жителей. По прибытии он освоил алеутский язык и на основе русской грамматики составил грамматику языка алеутов и индейцев, словарь, а также сделал перевод наставлений. Внимательно наблюдал он за нравом и бытом местных жителей, что описал в «Записках об островах Уна-лашкинского отдела», которые получили мировое признание как первая энциклопедия народа алеутов. В 1841 году его работы о колошском, кадьякском языках и русско-колошский словарь были изданы Петербургской академией наук. В 1977 году Иннокентий был канонизирован как апостол Америки и Сибири и причислен к лику святых.

Возвращаясь к деятельности русских купцов на территории Аляски и Алеутских островов, стоит отметить, что в результате активного освоения и благоустройства американских территорий Г. Шелиховым в 1799 году российское правительство приняло решение реорганизовать компанию Шелихова в монополизированную Российско-Американскую компанию (РАК, 1799-1867) под «высочайшим покровительством» императора Павла I.

РАК имела функции управления новыми территориями и исполнения пред-

ставительской роли от имени Российской Империи. С образования РАК берет своё начало история Русской Америки, территории которой являлись владениями Российской империи в течение семьдесяти лет и составляли её десятую часть. За это время сменилось четырнадцать правителей компании, в число которых входили купцы, а с 1816 года - морские офицеры. Первым правителем был назначен А. А. Баранов (1746-1819). Двадцативосьмилетним управлением Русской Америкой Баранов продолжил «курс» Шелихова. К 1819 году у компании было 15 постоянных укреплённых поселений, где выстраивались судостроительные верфи (так было положено начало местному судостроению), больницы, магазины, православные храмы. Русский мореплаватель Ю. Ф. Лисянский привёз на Аляску первую достаточно обширную библиотеку. Кроме того, осваивалось хлебопашество, изучались местные природные ресурсы (в частности, была организована добыча угля). Из-за сурового климата Аляски земледелие и скотоводство здесь было в упадке, поэтому поселения остро нуждались в продовольствии. Руководители видели необходимость в освоении для этих нужд более подходящих земель. Действительный камергер граф Н. П. Резанов (1764-1807), занимавший должность уполномоченного РАК в Петербурге, прибыл в Калифорнию в 1806 году, отметив, что «по благоприятству климата и почвы сие место даёт великие для компании выгоды от сеяния всяких хлебных и огородных семян и размножения домашнего скота [2, с. 195]». Ему удалось установить торговые связи с Сан-Франциско и дружественные отношения с комендантом крепости Аргуэльо.

Случившаяся история любви между сорокалетним Резановым и пятнадцатилетней Консепсьон (Кончитой, 17901857) - дочерью коменданта испанской крепости, считается старинным преданием Калифорнии. Резанов, направившись на корабле «Юнона» в Петербург, где рассчитывал получить разрешение на брак с Кончитой, скоропостижно умер в пути. Получив известие о смерти, донна Консепсьон посвятила себя духовной жизни и стала первой монахиней доминиканского ордена в Калифорнии. Она покоится на кладбище Ордена Святого Доминика, где Историческим обществом Калифорнии рядом с её могилой установлена стела в память о полувековой верности русскому жениху. Позже эта история любви нашла отражение в американской литературе: в романе «Резанов» (1906) Г. Этертон (1857-1948) и в поэме «Консепсьон де Аргуэльо» Ф. Брета Гарта (1836-1902).

Далее отметим, что в 1812 году в Калифорнию прибывает служащий компании И. А. Кусков (1765-1823), который и основал знаменитую крепость Росс (Форт-Росс). Несмотря на то, что Калифорния считалась испанским поселением, к северу от Сан-Франциско земли были свободными от испанцев. Кусков выкупил эти территории у индейцев «за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус [10, с. 18]» и заключил с ними мирный договор, который никогда не нарушался. За всё существование Форт-Росса (18121841, то есть 29 лет) им управляли пять руководителей. В течение этого времени на освоенных территориях размещались благоустроенные поселения с русским укладом: была выстроена первая в Кали-

форнии верфь (построенные суда даже продавали, в том числе испанским колонизаторам, до этого времени не имевшим судостроения), кожевенный завод, а также дома, бани, скотный двор, подсобные помещения для хозяйственных нужд (казармы, поварня, кладовые, мастерская с кузницей и слесарней), изготавливали мебель, двери, черепицу из секвойи, телеги, бочки, обрабатывали железо и медь. Отметим, что ветряные мельницы в Калифорнии впервые появились именно в Форт-Россе, как и первые оконные стекла. В Калифорнию впервые завезли и стали выращивать капусту, салат, редьку, морковь, репу, свёклу, лук, картофель, высаживали фруктовые сады персиковых деревьев, вишен, яблонь (сад сохранился до сих пор и возраст некоторых деревьев составляет более полутора веков). Были основаны три пшеничных факторий-ранчо. Агроном Е. Л. Черных посадил первый виноградник в Калифорнии (с тех пор это является главной агрокультурой региона), а также им была построена первая метеорологическая станция. Активно осваивалось животноводство, которое было даже более успешным, чем сельское хозяйство: «... в конце 1830-х годов здесь было 1 700 голов крупного рогатого скота, 940 лошадей и мулов и 900 овец. Ежегодно производилось более 800 кг шерсти, которая шла на экспорт. [10, с. 23]». Кроме того, русские поселенцы исследовали флору и фауну местности. Учёные И. Г. Вознесенский и А. Н. Черных изучали бассейн реки Славянки. Врач-натуралист И. Ф. фон Эшшольц (1793-1831) в 1824 году обнаружил цветок - «калифорнийский мак», который позже был назван его именем (Эшшольция калифорнийская). С 1903 года «золотой мак» офици-

ально является цветком-символом штата Калифорния. Также И. Ф. фон Эшшольц собрал большую коллекцию насекомых, подробно описал геологию этого района и некоторых млекопитающих (медведей, скунсов, оленей и «горных козлов»). В 1818 году капитан В. Н. Головнин посетил залив Бодега в Северной Калифорнии и составил навигационную карту района залива с точными глубинами воды, включая топографические характеристики. Императорская академия наук направила натуралиста И. Г. Вознесенского для изучения Русской Америки, и ему удалось собрать этнографически бесценную коллекцию индейских артефактов Калифорнии (украшения, оружие, одежда), которая в настоящее время находится в Музее этнографии Санкт-Петербурга (Россия). Многие из этих предметов сохранились в единственном числе. Русские первыми исследовали и картографировали Северную Калифорнию, они также были первыми европейцами, поднявшимися на гору Святой Елены. Русскими поселенцами было заложено и первое зерно образования. Жена Кускова занималась грамотой с алеутами и индейцами, которые впоследствии достаточно хорошо овладели русским языком. Благодаря жене последнего правителя Форт-Росса А. Г. Ротчева (1806-1873) - Е. П. Ротчевой (урожд. княжна Гагарина) - в Калифорнии появился первый рояль и библиотека.

В связи с сокращением пушного промысла, ослаблением влияния российского правительства на Тихом океане и трудностями в поддерживании регулярных межконтинентальных связей с Россией последовало банкротство РАК. В результате в январе 1841 года Форт-Росс был продан гражданину Мексики Дж. А. Сат-

теру, а в 1867 году - подписан договор о продаже Аляски Соединённым Штатам: «всю территорию с верховным на оную правом . на американском материке, а также прилегающие к ней острова [1, с. 413]».

С продажей Русской Америки русская история здесь не была окончена. Территории бывших русских поселений сейчас входят в состав Национальных исторических памятников США и охраняются государством. Благодаря деятельности Русско-Американского исторического общества в Сан-Франциско, содействию различных американских краеведческих организаций был организован заповедник Форт-Росс - «памятник русской предприимчивости и русской культуры» [6, с. 56]. Крепость восстановлена в том виде, какой она была. Сенатор от Калифорнии Джозеф Ноуланд провозгласил Форт-Росс историческим памятником штата Калифорнии, а сохранившийся дом последнего правителя селения Росс А. Г. Ротчева - объектом исторической ценности национального значения. Каждый год в Национальном историческом парке Форт-Росс в последнюю субботу июля традиционно проходит празднование Дня русского культурного наследия, во время которого устраиваются костюмированные инсценировки, передающие быт, обычаи и традиции русских поселений того времени [5]. Остров Ситка, как его назвал исследователь В. П. Петров - «бывший русский "Париж" Тихого океана» [6, с. 123], теперь носит имя А. А. Баранова (здесь в 1989 году был установлен бронзовый памятник в его честь). На месте высадки А. А. Баранова в 1804 году был организован Национальный исторический парк с музеем. Также

основан музей «Шелдон Джексон», в котором собраны материалы русского и индейского фольклора Ситки. Сохранился «Миссионерский дом» с предметами и мебелью времён Русской Америки. Здесь же находится старое русское кладбище, где покоятся княжна Максутова (жена первого правителя Аляски), Винокурова, дочь барона Врангеля (шестого правителя Русской Америки). На о. Кадьяк существует исторический музей имени Баранова, расположенный в здании, выстроенном ещё при Баранове, которое в его бытность использовалось в качестве мехового склада. В этом музее собраны материалы, посвящённые русскому периоду Аляски. Об истории Русской Америки напоминают топонимы, которыми изобилует северо-западное американское побережье. Острова, реки, озёра, горы, города, посёлки, улицы названы именами правителей Российско-Американской компании: именем Ф. П. Врангеля (шестого правителя) - город Врангеля, порт, пик, два острова на Аляске, мыс и горная цепь на Алеутских островах и т.д.; именем И. Куприянова (седьмого правителя) названа бухта на Алеутских островах, полуостров, прилив и гора на островах Александровского Архипелага, гора на о. Кадьяк и многое другое. Отметим, что английские и испанские колонизаторы воспринимали культуру коренных американских жителей (индейцев и алеутов) как варварскую и нецивилизованную, насаждали европейскую культуру, что нередко принимало характер насильственной ассимиляции. В отличие от них, русские поселенцы шли по пути межкультурной коммуникации, устав Российско-Американской компании гласил о непритеснении местных жителей, к ним

относились прежде всего как к помощникам и союзникам, стараясь наладить преимущественно дружеские контакты. Индейцы, в частности племени кошайя, часто искали в русских поселениях спасения от гнёта испанских колонизаторов. Здесь им предоставляли работу и жилье, обеспечивали продовольствием (мукой, мясом) и одеждой. Между русскими и алеутами, эскимосами, индейцами нередко заключались браки, потомков таких этнически смешенных союзов называли креолами, которые в некотором смысле являлись связующим звеном между русскими колонистами и местными жителями. Русские поселенцы способствовали улучшению социального положения креолов: их отправляли на обучение навигационному делу в Петербург, что впоследствии позволило им занимать административные должности. Английский мореплаватель Дж. Ванкувер, который посещал русские поселения, описывал отношения русских и американцев с «отличной похвалой», писал, что «приобрели они над дикими народами владычество не победами, но сыскав путь к сердцам их [2, с. 238]». Лишь такой путь взаимодействия позволил достигнуть наилучших результатов социокультурной коммуникации. Коренные американцы, находясь на протяжении более чем полувека под непосредственным воздействием русских традиций и быта, по сей день сохранили в своей культуре элементы русского. Исследователь А. Ф. Долгополов, посетивший племя индейцев живущих на бывших территориях Форт-Росса, обнаружил в их словаре русские слова: «молоко, порох, пшеница, ложка, чулки, кошка, яблоко, вино, табак, нос, хмель и другие, а также некоторые русские слова в искажённом

виде: корошо (хорошо), водки (водка), ого (огонь), чайо (чай), иичо (яйцо) . и много других [6, с. 50]». По свидетельствам представителя индейского племени динайна, после принятия православия они изменили свой традицию погребения, заменив кремацию на захоронение (соединив с собственным обычаем вместо памятников над могилами устанавливать разукрашенные разными цветами деревянные домики), на надгробных плитах встречаются русские фамилии [9]. Сегодня в посёлке Старая Гавань (на о. Кадьяк) всё население православное, сохранились русские фамилии, несмотря на то, что все говорят на английском языке.

Подводя итоги деятельности русских поселенцев в Америке, отметим, что наряду с открытием земель северо-западного побережья (начиная с 1741 года, то есть ещё до создания независимого государства США в 1776 году), их освоением (развитием земледелия, скотоводства, посадкой садов и рощ, разного рода исследованиями), им удалось окультурить быт коренного населения, обучить ремёслам, заложить зерно образования, что неизбежно привело к постепенной аккультурации. Также немаловажно отметить ту значимую лепту, которую внесли русские учёные в изучение и сохранение культуры коренных американцев.

Таким образом, есть основания установить, что вклад русских первопроходцев в период становления американской культуры достаточно весом и что сохранившееся русское наследие является неотъемлемой исторической частью многокультурных Соединённых Штатов Америки. Именно эти обстоятельства легли в основу возникновения русско-американских культурных связей.

Примечания

1. Аронов А. А. Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 18-22.

2. Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / глав. ред. А. М. Прохоров. 3-е издание. Москва : Советская Энциклопедия, 1969-. Т. 22 : Ремень - Сафи. 1975. 628 с.

3. Болховитинов Н. Н. Россия открывает Америку, 1732-1799. Москва : Международные отношения, 1991. 302 с.

4. Ведерникова М. А. Воспроизводство достижений русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (На примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 232-236.

5. Глазырин М. Ю. Русские землепроходцы. Слава и гордость Руси. Москва : Алгоритм, 2015. 640 с.

6. Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского : в 2 книгах. Т. 2 Июль-декабрь. Москва : Сибирская Благозвонница, 2011. 829 с.

7. Казакова А. Г. Интерактивные методы обучения в системе послевузовского профессионального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 184-190.

8. Национальный исторический парк Форт Росс [Электронный ресурс]. URL: http://www. fortross.org/

9. Петров В. Русские в истории Америки. Москва : Наука, 1991. 176 с.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е : в 45 томах Т. VII. № 4649. Санкт-Петербург, 1830. 933 с.

11. Православная духовная семинария Святого Германа [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sthermanseminary.org/history.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Русская Америка. Прощание с континентом [Электронный ресурс] : Фильм Е. Колыванова из цикла «НТВ-видение» // НТВ.га : [веб-сайт]. URL: http://www.ntv.ru/video/1414566/

13. Хисамутдинов А. А. Русский Сан-Франциско. Москва : Вече, 2010. 364 с.

14. Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 250-255.

References

1. Aronov A. A. The phenomenon of genius in the context of the correlation of biological and social factors. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 18-22. (In Russian)

2. Prokhorov A. M., ed. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya, v 30 tomakh. Tom 22 [Great Soviet Encyclopedia, in 30 volumes. Vol. 22]. 3nd edition. Moscow, State Scientific Publishing House "The Soviet Encyclopedia", 1975. 628 p.

3. Bolkhovitinov N. N. Rossiya otkryvayet Ameriku, 1732-1799 [Russia opens America, 17321799]. Moscow, Publishing House «International Relations», 1991. 302 p.

4. Vedernikova M. A. Vosproizvodstvo dostizheniy russkoy shkoly klassicheskogo tantsa za rubezhom, 1917-1939 gg. (Na primere deyatel'nosti russkikh tantsovshchikov i baletmeysterov) [Reproduction of the achievements of the Russian school of classical dance abroad, 1917-1939. (On the example of the activities of Russian dancers and choreographers)]. Vestnik Moskovskogo go-

^ Культурология ■ИТш 1

sudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 1 (45), pp. 232-236.

5. Glazyrin M. Yu. Russkiye zemleprokhodtsy. Slava i gordost' Rusi [Russian explorers. Glory and pride of Russia]. Moscow, Algoritm Publishing House, 2015. 640 p.

6. Izbrannyye zhitiya svyatykh na russkom yazyke, izlozhennyye po rukovodstvu Chet'ikh-Miney arkhiyepiskopa Filareta Chernigovskogo, v 2 knigakh. Tom 2 Iyul'-dekabr' [Selected lives of the saints in Russian, outlined in the direction of Chetyih-Mine Archbishop Philaret of Chernigov, in 2 books. Vol. 2 July-December]. Moscow, Publishing house "Siberian Blagozvonnica", 2011. 829 p.

7. Kazakova A. G. Interaktivnyye metody obucheniya v sisteme poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya [Interactive methods of teaching in the system of postgraduate professional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 2 (52), pp. 184-190.

8. Fort Ross State Historic Park. Available at: http://www.fortross.org/

9. Petrov V. Russkiye v istorii Ameriki [Russian in the history of America]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1991. 176 p.

10. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Sobraniye 1-ye, v 45 tomakh Tom VII. № 4649 [Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 1-e, in 45 volumes. Vol. VII. No. 4649]. St. Petersburg, 1830. 933 p.

11. St. Herman Theological Seminary. Available at: http://www.sthermanseminary.org/history.htm

12. Russkaya Amerika. Proshchaniye s kontinentom. Fil'm E. Kolyvanova iz tsikla "NTV-videniye" [Russian America. Farewell to the continent. The film of E. Kolyvanov from the cycle "NTV-Vision"]. Available at: http://www.ntv.ru/video/1414566/

13. Khisamutdinov A. A. Russkiy San-Frantsisko [Russian San Francisco]. Moscow, Publishing house «Veche», 2010. 364 p.

14. Yaroshenko N. N. Culture and Education: the trend of scientific comprehension. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 4 (60), pp. 250-255. (In Russian)