Научная статья на тему '\ собственники \ рыбе есть что сказать'

\ собственники \ рыбе есть что сказать Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ собственники \ рыбе есть что сказать»

Рыбе есть что сказать

Российский рыбный рынок сильно зависит от импорта. К2020 году российские рыбные компании намерены сократить сегодняшние 28% импортной рыбопродукции до 20%. Однако последствия аварии на японской АЭС «Фукусима-1» могут не позволить россиянам сделать это. Есть обратная опасность: в случае радиоактивного заражения рыбы и морепродуктов, вместе с японской рыбодобывающей промышленностью, крайне сильно пострадает и российская. Наш материал — о крупнейших отечественных компаниях по рыбопереработке.

Иван

якубов,

виктория

мусорина

По данным Росрыболовства, на Дальнем Востоке добывают 75% рыбы и морепродуктов, поступающих на рынки России.

Холдинг как конкурентное преимущество

В 2010 году, впервые за 10 лет, российские рыбаки выловили более 4 млн т рыбы и морепродуктов. На фоне роста вылова и производства сократился импорт некачественного филе минтая из стран Юго-Восточной Азии, который является основным продуктом рыбного импорта. Еще годом ранее российским рыбакам удалось сократить импорт с 37 до 28%.

По российским нормам продовольственной безопасности объем импорта не должен превышать 20%. К этому показателю рыбная отрасль намерена прийти еще не скоро — не ранее 2020 года.

Случившиеся в течение двух последних лет изменения в законодательстве стимулируют российских рыбаков развивать свой бизнес.

К примеру, были закреплены квоты на вылов рыбы с пяти до 10 лет, а рыбопромысловых участков —

50 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

Радиационный мониторинг воздуха, воды и уловов ведут на Дальнем Востоке суда Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйствен- у ного центра.

На продукцию из Японии приходится около 10% импорта рыбы в нашу страну — в основном угря, гребешков, кальмаров, осьминогов.

на 20 лет. А самое главное — созданы экономические рычаги: снижены ставки за пользование водными биоресурсами, для малых предприятий разрешен переход на единый сельскохозяйственный налог, разработано субсидирование процентных ставок на строительство судов, модернизацию и приобретение рыбоперерабатывающего и холодильного оборудования. Эти и другие меры сообщили мощный импульс к развитию рыбной отрасли.

Сегодня на российском рыбном рынке работают почти 1200 компаний, среди которых около 150 активных основных игроков, в частности производителей и ры-бопереработчиков. Остальные — средние и мелкие оптовики-трейдеры.

«Конкурентные преимущества у основных игроков на рыбном рынке состоят в выстраивании холдинга, включающего основные бизнес-процессы от вылова до переработки и дистрибуции», — говорит руководитель Аналитического центра союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «рыбный союз» Тимур Митупов.

Главное препятствие для роста отрасли — административные барьеры по продвижению продукции на внутренний рынок (излишний ветеринарно-санитарный контроль на этапах доставки рыбы). Председатель совета директоров оао «Меридиан» виктор Малахов говорит, что развитие отрасли сдерживает и отсутствие господдержки. «Рыбоперерабатывающие производства включены согласно ОКВЭД в раздел «Обрабатывающая промышленность», что не позволяет их отнести к предприятиям агропромышленного комплекса и, соответственно, исключает права на государственную финансовую поддержку, — говорит виктор Малахов. — Например, на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на закупку сырья для производства продуктов».

Шикотан — рыбное место

Единственное в мире береговое предприятие, расположенное в районе промысла сайры, — «Рыбокомбинат Островной». Его открыли в 1999 году на месте крупнейшего когда-то на Дальнем Востоке комплекса из шести рыбоперерабатывающих заводов. В 1993 году комплекс почти полностью погиб в результате землетрясения.

«Рыбокомбинат Островной» располагается на острове Шикотан, акватории которого — единственное в мире место, где с августа по октябрь добывают сайру. В целом рыболовной промысел комбината очень широк: здесь добывают минтай, треску, камбалу, навагу, корюшку, терпуг, палтус, горбушу, кету, осьминога, морскую капусту. «Рыбокомбинат Островной» — один из очень немногих примеров того, как переработка и производство рыбной продукции ведется рядом с местом добычи. Как правило, крупнейшие переработчики и производители готовы тратиться на покупку активов для переработки в Центральной России. Ничего странного, однако, в этом нет.

«Переработка и производство рыбной продукции осуществляется в местах концентрации потребления (80% основных потребителей проживает в Центральном федеральном округе, Приволжском и Северо-Западном), — объясняет Тимур Митупов. — С другой стороны, именно там есть квалифицированные специалисты, достойная оплата труда, инфраструктура». Как в случае с компанией «Русское море», открывающей список крупнейших игроков отрасли.

Братья в «русском море»

Компания «Русское море» была создана в 1997 году братьями Андреем и Максимом Воробьевыми. Оба — уроженцы Красноярска. Старший, 41-летний Андрей, окончил Государственный университет имени Хетагурова и Академию внешней торговли. Младший, 34-летний Максим, — выпускник факультета международных экономических отношений МГИМО. Рыбный бизнес братья начали в 1998 году с импорта сельди и скумбрии из Норвегии. Назвали фирму «Русская рыбная компания». Спустя пару лет компания открыла завод по переработке рыбы и морепродуктов и производству готовой продукции в подмосковном Ногинске. В 2008 году производственные мощности были модернизированы и расширены. Сегодня Ногинский завод считается на рынке одним из лучших по переработке рыбы в России и СНГ.

Андрей Воробьев — руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» и заместитель главы этой фракции в Госдуме РФ. Брат Максим является председателем правления ГК «Русское море».

Россия — главный рынок сбыта рыбной продукции и морепродуктов для «Русского моря». География экспорта довольно широкая: Австралия, Армения, Азербайджан, Сербия, Казахстан. Согласно данным AC Nielsen, в 2009 году на долю компании «Русское море» пришлось около 10,4% всей выручки на отечественном рынке готовой рыбной продукции и морепродуктов. Рыбу и морепродукты выпускают под зонтичным брендом «Русское море» и суббрендами «Семь узлов», «Исландка», «Медите-рана», «Флоттика».

По итогам 2010 года консолидированная выручка группы составила 17 млрд руб. Совокупный объем

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011 51

На предприятиях ОАО «РОК-1» работают более 2000 человек суммарная мощность холдинга позволяет ежегодно выпускать свыше 55 тыс. т рыбопродукции.

продаж снизился на 5,3% в 2010 году по сравнению с 2009 годом — с 189,6 до 179,6 тыс. т. Стоит добавить, что в апреле 2010 года компания «Русское море» первая и пока единственная среди участников рынка провела ТО на российских биржах. Размещение прошло по нижней границе ценового коридора, в его ходе было привлечено $90 млн.

роковая гавань

Холдинг «РОК-1» еще один удачный пример того, как переработка рыбы и морепродуктов находится в районе добычи. Еще во времена СССР, в порту Угольной гавани, что на берегу Финского залива, в 1974 году на Ленинградской базе океанического рыболовного флота заработало экспериментальное производственное предприятие «Рыбокомбинат №1».

Выбранное для возведения комбината место идеально подходило для организации рыбоперерабатывающего комплекса: рядом расположились и районы промысла, перерабатывающие мощности и необходимая транспортная инфраструктура.

В 1979 году комбинат приобрел статус самостоятельного лица, а четырьмя годами позже пережил приватизацию. В 1996 году в результате акционирования компания изменила название и получила нового собствен-

52 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

ника. «Рыбокомбинат №1» превратился в ОАО «РОК-1», контрольный пакет акций которого оказался в руках у нынешнего директора предприятия — 59-летнего Михаила Сошника. Окончив Ленинградский механический институт, он получил специальность инженера. Как только г-н Сошник возглавил предприятие, началась его модернизация, в результате которой продуктовая линейка компании существенно расширилась. Выросло и само предприятие: сегодня в составе холдинга — рыболовецкая база на Сахалине, где добывают лосось, и форелевая ферма в Ленинградской области. Помимо собственных рыбодобывающих активов, холдинг закупает импортное сырье у четырех ведущих мировых производителей, в числе которых, например, Leroy Seafood. Расширилось и производство: к основному комплексу в Угольной гавани добавилась производственная площадка в городке Волхов (Ленинградская область). Там расположилось производство продуктов из сельди. Суммарная мощность производства — свыше 55 тыс. т продукции.

Пять лет назад холдинг смог развернуть сеть дистрибьюторов в крупнейших российских городах и выйти на федеральный уровень. Сегодня компания реализует продукцию более чем 3 тыс. рознично-оптовых клиентов. Выручка компании в 2010 году составила 7 млрд рублей.

Политическая кухня «Меридиана»

Попасть на третью строчку нашего рейтинга компании «Меридиан» отчасти помогли конкуренты: незадолго до состоявшегося в апреле 2010 года IPo «Русского моря» оттуда ушел ряд менеджеров, большинство из которых и принял в свои ряды «Меридиан». Среди них — нынешний гендиректор ТД «Меридиан» Светлана Федосеева и коммерческий директор Виталий Ажнин.

Сам «Меридиан» был образован в 1978 году — советские чиновники предполагали, что это будет один из крупнейших перерабатывающих комплексов в центральной части СССР. В проекте участвовали ведущие отраслевые институты Советского Союза, благодаря чему сам комплекс, площадью более 80 тыс. кв. м, был построен с учетом передовых на то время технологий. Комплекс был рассчитан на ежемесячное производство более 2 тыс. т продукции. Первая продукция сошла с конвейера предприятия в 1984 году: пресервы из кильки, жареная и копченая ряпушка, рыбные масла, сельдь пряного посола.

В 2004 году предприятие купила инвестиционная компания «Союзпром», владельцем которой был Виктор Малахов. Сегодня он является основным владельцем и председателем совета директоров «Меридиана». Виктор Малахов родился в Первомайске Луганской области в 1966 году. Первое образова ние получил в 1989 году, окончив Московский физико-технический институт. Продолжил учиться и спустя четыре года окончил Московский государственный институт международных отношений. С 1989 по 1992 год — директор Малого научно-производственного предприятия «Наука», которое занималось научными разработками в области квантовой электроники. Как и совладельцу «Русского моря» Андрею Воробьеву, ему не чужда политика:

\ реальный сектор \

PHOTOXPRESS PHOTOXPRESS

Главные проблемы отрасли в России эксперты видят в неразвитой логистике, а также в изношенности производственных фондов.

Виктор Малахов является членом Генсовета «Деловой России». Оборот компании в 2010 году составил порядка 3,7 млрд руб., а объем реализации готовой продукции — 13,3 тыс. тонн.

На «Балтийском берегу»

Компания «Балтийский берег» Михаила Боброва занимает 4 место в списке крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий России.

Михаил Бобров родился в 1966 году в Ленинградской области. Предприниматель начал свою деятельность в 1994 году с поставок продукции и оказания услуг для железных дорог и предприятий химической, сталелитейной и целлюлозно-бумажной промышленности. Выросший из этих предприятий холдинг состоит ныне из 14 компаний и работает в четырех основных сферах: строительные материалы, производство рыбной продукции, управление недвижимостью и промышленная безопасность. Наиболее узнаваемый бренд, принадлежащий акционерам группы, — рыбоперерабатывающая компания «Балтийский берег». Крупнейшие активы компании — «Терминал «Балтийский берег» и «Лахтинский рыбоперерабатывающий комплекс».

«Балтийский берег» производит более 150 наименований рыбной продукции с длительными сроками реализации: пресервы, салаты из рыбы и морепродуктов, рыбные масла, икра мойвы и традиционный ассортимент соленой

и копченой рыбы. Продукцию выпускает под марками «Балтийский берег», «Баркас удачи» и «Сушенка».

В 2008 году «Балтийский берег» подписал соглашение с администрацией Мурманской области о намерении инвестировать 3 млрд руб. в развитие производства атлантического лосося. Цель — увеличить нынешние объемы товарного выращивания более чем в девять раз и довести производство до 12 тыс. т в год. Планируемый объем выпуска готовой продукции составляет более 35 тыс. т рыбной продукции на общую сумму 4,9 млрд руб. в год. По оценкам «Балтийского берега», объем потребления деликатесной продукции, в основном из лососевых видов рыб, составляет около 30% рынка (речь идет об атлантическом лососе, поставляемом из Норвегии, Шотландии, Чили). Компания в ближайшее время намерена потеснить эту импортную продукцию.

В 2010 году компания инвестировала 3 млрд руб. в разведение семги в Мурманской области. В «Балтийском береге» рассчитывают, что это позволит компании занять около трети рынка искусственно выращенной рыбы. В результате реализации проекта объем выращивания семги в регионе должен увеличиться за три года в девять раз — до 12 тыс. т в год.

«У нас сложились прекрасные отношения с акционерами и топ-менеджерами, — говорит глава «Балтийского берега» Михаил Бобров, — с некоторыми из них мы работаем вместе более 10 лет. Без таких отношений

Крупнейшие компании России по рыбопереработке

2 ^^^ 4

«Балтийский берег»

Михаил Бобров

«Морская политика»

Юрий Манилов, Сергей Самотин, Олег Васютинский

3

0,33

место

Компания

Владельцы

Выручка, млрд руб.

\ реальный сектор \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011 53

5

Сегодня на российских прилавках находится около 28% импортной рыбы и рыбопродуктов.

PHOTQXPRESS

не бывает успешного дела. Ты должен слушать людей, доверять им, в том числе давать им право на ошибку — правда, понимая при этом, что система имеет запас прочности, чтобы справиться с этими просчетами.

По экспертной оценке, выручка «Балтийского берега» в 2010 году составила около 3 млрд рублей.

Правильная «Морская политика»

Холдинг «Морская политика» начал формироваться в 2001 году с покупки парохода-краболова КРПС «Капитан Басов». А первым предприятием будущего холдинга стал Усть-Магаданский рыбный завод, построенный около 60 лет назад. К 2003 году в его состав входило несколько предприятий Магаданской области, включая крупнейшее в свое время ОАО «Усть-Магаданский рыбозавод» и целый флот добывающих и транспортирующих судов.

Чуть позже был куплен небольшой завод в подмосковной Балашихе. Предприятие перерабатывало 100 т готовой продукции в месяц, занималось засолкой и копчением сельди и скумбрии, лососевых, выпускало консервы из краба и красную икру. В единый холдинг «Морская политика» активы были объединены в 2008 году.

Собственники холдинга — владельцы «Парламент Групп» Юрий Манилов и Сергей Самотин, с 2001 года они вложили в рыбные активы около $25 млн. В марте

2008 года польский дистрибьютор и производитель алкоголя Central European Distribution Corporation (CEDC) купил 85% водочной компании за $180,3 млн наличными и 5,5% акций CEDC. Юрий Манилов и Сергей Самотин получили наличными около $82 млн, часть из которых вложили в покупку рыбоперерабатывающих активов.

В 2008 году холдинг приобрел торговую марку «КАМЧА». СМИ сообщали, что покупка марки могла обойтись холдингу примерно в $3 млн. «КАМЧА» стала его основным брендом, под которым производятся и реализуются рыбные снеки, икра лососевых и свежемороженое рыбное филе. В результате реорганизации, которая закончилась в конце

2009 года, холдинг перераспределил активы между двумя направлениями. Добыча, переработка и продажа сырья сосредоточились в Южно-Сахалинске, а производство и продажа продукции — в подмосковной Балашихе. Управление и определение стратегии каждое из направлений осуществляет самостоятельно, а оперативное управление подмосковного офиса — Управляющая компания «Морская политика» в лице вице-президента, уроженца Балашихи, юриста и экономиста по образованию, 40-летнего Олега

Васютинского. Вместе с Юрием Маниловым и Сергеем Са-мотиным он является собственником холдинга.

В 2010 году «Морская политика» запустила в эксплуатацию завод по изготовлению высокотехнологичных рыбных снеков с начальной производительностью по переработке рыбы 120 т в месяц.

Оборот (объем продаж готовой продукции) составил в 2010 году 330 млн руб. В 2009 году выручка компании составила 244 млн рублей.

катастрофа в Японии — не повод к снижению импорта

Экологические последствия аварии на японской АЭС «Фу-кусима-1» актуальны и для рыбной отрасли. 70% рыбы на российские прилавки приходит с Дальнего Востока. Лидеры среди импортеров — Китай, Норвегия и Чили. Япония в их ряду импортеров занимает одно из самых последних мест: в этой стране практически вся добытая рыба идет на внутреннее потребление. И в случае радиоактивного заражения рыбы и морепродуктов у берегов Камчатки и Курил российская рыбодобывающая промышленность не только не сможет занять на российском рынке ту долю, что ранее занимали японцы, но и сама окажется в кризисе. «Стоимость работы рыболовецкого траулера — $5 тыс. в день, — говорит совладелец «Морской политики» олег васютинский. — Если рыбодобывающие компании не смогут работать, бизнес понесет невосполнимые потери. Катастрофа в Японии не может быть стимулом к снижению импортозамещения». Впрочем, пока, по словам олега васютинского, подобной опасности для игроков российского рынка нет.

Успокаивают и эксперты: за опасностью радиоактивного заражения рыбы и морепродуктов тщательно следят различные государственные ведомства, научно-исследовательские институты. Так, Приморское территориальное управление Росрыболовства совместно с пограничниками наладило радиационный мониторинг рыбопродукции на судах, прибывающих в порты Приморья. Проверкой занимаются МЧС, Роспотребнадзор и другие контролирующие органы.

Кроме того, замеры радиационного фона воздуха, воды и уловов на Дальневосточном бассейне проводят семь судов Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра. Специалисты ведут работы по всем основным промысловым объектам — сельди, минтаю, донным видам, лососям, крабам.

«Полученные данные значительно ниже даже допустимого значения в 30 мкР/час», — говорит Тимур Митупов. Столь утешительная картина объясняется, прежде всего, высокой степенью изолированности Берингова и Охотского морей и, вследствие этого, невозможностью проникновения водных масс из открытого океана. Другая не менее веская причина носит географический характер. Дело в том, что уровень Японского моря выше, чем уровень Тихого океана, и поэтому загрязненные океанические воды в море попасть не могут. «В Дальневосточном бассейне в основном добывают минтай, сельдь, тихоокеанского лосося и сайру. Большую часть минтая и сельди постоянно вылавливают в Беринговом и Охотском морях. Исходя из особенностей гидрометеорологических условий в этих водоемах, вероятность заражения здесь стремится к нулю», — резюмирует Тимур Митупов.

54 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

\ реальный сектор \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.