Научная статья на тему 'Собрание Ю. Б. Шмарова: методические основы генеалогической коллекции'

Собрание Ю. Б. Шмарова: методические основы генеалогической коллекции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / БИОГРАФИКА / РОДОСЛОВИЕ / МУЗЕЙ / Ю. Б. ШМАРОВ / ИКОНОГРАФИЯ / ДВОРЯНСТВО / GENEALOGY / BIOGRAPHY / PEDIGREE / MUSEUM / Y. SHMAROV / ICONOGRAPHY / NOBILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александрова Наталья Алексеевна

Собрание Ю. Б. Шмарова является не просто коллекцией материалов по истории русского дворянства, а родословным справочником. Методика сбора и систематизации родословных материалов разработаны так, что возможно максимально быстро отыскать интересующую генеалогическую и биографическую информацию, изучить иконографический ряд, а также выявить опубликованные и неопубликованные источники.Y. B.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shmarov collection is nominally considered to accumulate data relating to the history of Russian nobility, but it is also a pedigree reference tool in itself. The very methods of gathering and systematization of genealogical materials enable fast and efficient search options for biographical information, iconographical details, as well as both published and unpublished sources.

Текст научной работы на тему «Собрание Ю. Б. Шмарова: методические основы генеалогической коллекции»

УДК 069.5:[929.52:323.31(=161.1)]

Н. А. Александрова

Собрание Ю. Б. Шмарова: методические основы генеалогической коллекции

Собрание Ю. Б. Шмарова является не просто коллекцией материалов по истории русского дворянства, а родословным справочником. Методика сбора и систематизации родословных материалов разработаны так, что возможно максимально быстро отыскать интересующую генеалогическую и биографическую информацию, изучить иконографический ряд, а также выявить опубликованные и неопубликованные источники.

Ключевые слова: генеалогия, биографика, родословие, музей, Ю. Б. Шмаров, иконография, дворянство

Natalia A. Aleksandrova

Methodological principles of Shmarov genealogical collection

Y. B. Shmarov collection is nominally considered to accumulate data relating to the history of Russian nobility, but it is also a pedigree reference tool in itself. The very methods of gathering and systematization of genealogical materials enable fast and efficient search options for biographical information, iconographical details, as well as both published and unpublished sources. Keywords: genealogy, biography, pedigree, museum, Y. Shmarov, iconography, nobility

Юрий Борисович Шмаров (1898-1989) в московских кругах был известен как генеалог, библиофил, коллекционер и один из лучших специалистов по истории российского дворянства, в то время когда генеалогическая наука, тем более связанная с «высшим» сословием, была не в чести. Он собрал одну из наиболее полных коллекций, посвященных родословию дворянства.

Родился Ю. Б. Шмаров в дворянской семье. Учился на юридическом факультете Московского университета. Будучи еще студентом, стал членом общества «Старая Москва», а с 1923 г. - Общества изучения русской усадьбы (далее - ОИРУ). В 1933 г. Шмаров был арестован и осужден по 58-й статье. По освобождении в 1937 г. он принимает решение остаться на поселении в г. Печоре. Только после получения справки о реабилитации в 1958 г. возвращается в Москву, где начинает вести историкокраеведческий кружок при библиотеке Московского университета и консультировать московские и провинциальные музеи1.

К сожалению, Юрий Борисович Шмаров не писал книг и воспоминаний, и известно только два опубликованных им текста. Один об истории дома, в котором он жил в Москве в Гагаринском переулке2. Другой же рассказывает о его коллекции3. Правда, есть небольшая публикация воспоминаний - это беседа с Ю. Б. Шмаровым, записанная на диктофон В. А. Понсовым и Н. В. Лопатиным в мае 1989 г.4

Но существуют многочисленные книги с благодарственными словами Ю. Б. Шмарову за неоценимую помощь в разных исследованиях: исторических, литературоведческих, краеведческих.. .5

В своей статье Ю. Б. Шмаров рассказывает:

Когда меня спрашивают, как я стал собирателем, почему начал коллекционировать старинные портреты. моя собирательская деятельность началась с поступления в гимназию. Как и большинство моих однокашников, я стал поначалу собирать перышки: авторучек в то время не было, и мы писали деревянными ручками с металлическим пером. Это увлечение было недолгим. С переходом в первый класс я начал собирать почтовые марки, великое множество которых, от самых дешевых до очень дорогих, продавались тогда в книжных магазинах и газетных киосках. Кто собирал марки только России, кто отдельных стран, кто всего мира. Благодаря маркам мы любили и хорошо знали географию. В третьем-четвертом классе появился интерес к книгам. Будучи уже в старших классах гимназии, я увлекся изучением русской истории, преимущественно военной, чему способствовали рассказы моего деда, отставного майора, участника обороны Севастополя.6 Слушая увлекательные рассказы деда, я невольно сперва заинтересовался историей своих предков. Это было начало моего и по сей день не ослабевшего интереса к прикладным историческим наукам, генеалогии и геральдике.. Будучи студентом Московского университета, я начал работать в библиотеках и архивах, начал собирать свою библиотеку, в основу которой положены справочные книги по русской истории, генеалогии и геральдике. Изучая биографии тех или иных лиц, я не мог, естественно, не заинтересоваться тем, как же эти люди выглядели, и я стал собирать их портреты, вырезки из газет и журналов, фотографии. На сегодняшней день количество таких портретов, расклеенных

по отдельным листам и подобранным в алфавитном порядке, превысило десять тысяч. Собрание это не раз служило подсобным материалом для определения «портретов неизвестных», которых так много в собраниях наших провинциальных музеев и картинных галерей7.

Первым приобретением Шмарова стал в 1918 г. живописный портрет князя Александра Михайловича Голицына. Через несколько лет в статье А. Н. Греча «Рисунки Тома де Томона» уже упоминается собрание Ю. Б. Шмарова8. Произведения живописи и графики из собрания Ю. Б. Шмарова выставлялись всего несколько раз. Впервые на выставке «Русский портрет из московских частных собраний», организованной коллекционерами предметов искусства и проводимой при поддержке Союза художников РСФСР. На этой выставке было показано более 300 портретов из 54 частных собраний. Выставка, проходившая в 1974 г., показывала значительную роль собирательской деятельности московских коллекционеров. В каталоге о портретах, принадлежавших Ю. Б. Шмарову, говорится, что «многие портреты, мало значительные по живописи, представляют для нас интерес с иконографической стороны, так как изображают исторически известных людей»9. На этой выставке было представлено около 20 портретов из собрания Ю. Б. Шмарова. Необходимо отметить, что это был первый выставочный проект, посвященный русскому портретному искусству.

Необходимо также сказать о выставке «100 дворянских портретов», проходившей в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва) в 1998 г. и приуроченной к 100-летию со дня рождения Ю. Б. Шмарова, где была предпринята попытка максимально полно отобразить все собрание. К сожалению, история ХХ в. не могла не отразиться на коллекции. Когда Юрий Борисович понял, что идет сознательное истребление целого сословия - дворянства и всего, что с ним соединено, он стал собирать все, что связано с историей этого сословия, судьбами и биографиями его представителей. Шмаров всегда отмечал: «Собрание мое представляет единый комплекс дополняющих друг друга частей: печатных изданий, рукописных родословных, картотек, портретов»10. И действительно, если попробовать разбить собрание на составные разделы, то получается: оригинальные произведения живописи и графики, библиотека, архивная и иконографическая части.

В конце жизни Юрия Борисовича очень заботила судьба коллекции, и незадолго до смерти он принял решение часть собрания передать в Государственный музей А. С. Пушкина. Библиотека и оригинальные произведения живописи и графики остались храниться в семье.

Благодаря тем знаниям, которые Ю. Б. Шмаров получил в университете, а в особенности от тех людей, с которыми он встречался на заседаниях обществ «Старая Москва» и ОИРУ, он собрал удивительную коллекцию. Главным достоинством собрания является возможность быстрого поиска генеалогической и биографической информации, а также перекрестные ссылки между материалами разных частей и указание источников.

Живописные и графические произведения -это галерея лиц, хотя среди авторов этих произведений есть знаменитые художники Европы и России. Но, как уже упоминалось выше, они несут минимальное количество генеалогической информации и Ю. Б. Шмаровым рассматривались исключительно как иллюстративный материал собрания.

Библиотека Ю. Б. Шмарова по генеалогии является одной из наиболее полных из известных библиотек такого рода. «Сохранение этой библиотеки в том виде, в каком она существует, было бы чрезвычайно важно для науки»11. Представление о книгах собрания можно получить по описанию, выполненному О. В. Рыковой12 еще при жизни Юрия Борисовича13. Она в своей работе, посвященной родословным справочникам с пометами генеалогов, отмечала основные особенности библиотеки Шмарова «как наиболее полный комплекс изданий родословных со систематическими пометами вплоть до настоящего времени»14. Наиболее характерными для книг из собрания Шмарова являются следующие пометы: пополнение росписей новыми именами и ссылки на архивные источники, во многом дополняющие родословные росписи. Например, в «Родословных записях» Л. М. Савелова к росписи рода Аносовых дана такая ссылка «ЦГАДА. Ф. 286. Кн. 498. Л. 35». В указанном издании значительная часть фамилий сопровождается подобными записями Ю. Б. Шмарова. Очень ценными являются и подключения к основному родословному древу отдельных ветвей, обозначенных отдельно в справочниках, например, подключение ветви рода Левашовых. В книгах Ю. Б. Шмарова можно также найти и подключения новообнаруженных ветвей к основному древу рода. Так, в росписи рода Языковых под № 131а вписан пропущенный В. В. Руммелем Василий Михайлович Языков и далее помещена поколенная роспись его потомства. В записях Ю. Б. Шмарова так же, как в записях других генеалогов, часть ссылок на литературу требует расшифровки, например, «ЛИРО» - «Летопись Историко-Родословного общества в Москве», «РГО» - «Известия Русского Генеалогического общества» и др.15

В Государственном музее А. С. Пушкина хранится архивная часть (родословные досье) и иконография, без оригинальных произведений живописи и графики. Но даже эта часть собрания дает возмож-

ность увидеть, как собиралась, фиксировалась и использовалась генеалогическая информация. В музейной коллекции хранится 2065 родословных досье, 16 128 портретов на паспарту, 163 досье, посвященных русским усадьбам.

Основой собрания является архивная часть. Она состоит из родословных досье, систематизированных в алфавитном порядке. Каждое досье посвящено одной фамилии, где имеются рукописные родословные схемы, составленные самим Ю. Б. Шмаровым или представителями фамилии. В схемах даны краткие биографические сведения о лицах (даты жизни, чины, звания, профессии). Родословные, в зависимости от разветвленности, для одних родов единые, а у других разделены по ветвям. Составлялись родословные схемы на основе материалов фондов Герольдмейстерской конторы, Департамента герольдии, Дворянских депутатских собраний Московской, Петербургской, Тамбовской и Рязанской губерний с обязательным указанием источника и места его хранения, обычно в левом верхнем углу.

Родословные схемы в досье дополняют разнообразные материалы, относящиеся к истории фамилии: выписки из архивных и опубликованных документов, подлинные документы XVII - начала XX в. Некоторые папки содержат воспоминания представителей семьи, где авторы сообщают известные им сведения о своих предках, а также есть генеалогические и биографические очерки о конкретных представителях рода. Постоянные контакты Ю. Б. Шмарова с представителями дворянских фамилий дали возможность не только поместить в родословные досье воспоминания, но и еще один вид источников личного происхождения, достаточно редко встречающийся в архивах генеалогов - письма, которые содержат множество генеалогических и биографических сведений, дополняющих опубликованные родословия.

В досье также имеются брошюры, оттиски, фотокопии изданий, страницы редких и серийных изданий, в которых есть генеалогические либо биографические сведения, как о самом роде, так и о его представителях.

При создании своей коллекции Ю. Б. Шмаров часто рассоединял издания, даже несмотря на их библиографическую редкость, как, например, произошло с каталогом великого князя Николая Михайловича «Русские портреты»16. Следовательно, если портрет из издания хранится в иконографической части, то его описание или биографический очерк хранится в родословном досье соответствующей фамилии.

О. В. Рыкова, когда собрание Ю. Б. Шмарова еще находилось в личном хранении, отмечала, что «такая система хранения обеспечивает наиболее полное выявление материалов по истории

данного рода и значительно облегчает разыскания: вместо обращения к большому количеству справочников имеется единый комплекс материалов, за исключением основных генеалогических изданий и монографических трудов по истории рода, которые указаны в библиографическом списке. Последние являются приложениями ко многим делам. Опубликованные материалы в них указаны наряду с архивными»17.

Правда, надо учитывать, что родословные досье неоднородны, что зависело от многих обстоятельств. В некоторых досье, например, присутствует только родословная схема и выписки из архивов. Такие папки насчитывают до 10 листов. Но есть досье, в которых хранится несколько сотен листов, как например дело «Оболенские» или «Суворовы», где более 300 листов.

Большое количество материалов собрания предопределило их разную степень изученности, но необходимо отметить, что многие родословные представлены достаточно полно, а кроме того многие документы, хранящиеся в собрании, являются уникальными, как например «Родословная с легендой о происхождении и сведениями о службе предков А. Е. Озерова в XVI-XVIII вв.», составленная в конце XVIII в.18 или Свидетельство о внесении в III часть родословной книги (1901) и послужной список (1918) В. В. Лемишевского19. В некоторых досье встречаются целые комплексы подлинных документов, так в деле «Артыновы» имеются свидетельства о пожаловании чинов (1834-1859), аттестаты о службе (1829), грамоты о пожаловании орденов (1832-1855), свидетельство о венчании (1854), грамоты и свидетельства о внесении в III часть родословной книги (1853-1854) и различные другие документы20.

Собрание имеет отдельную иконографическую часть, которая, как уже упоминалось, связана с родословными досье. В ней находятся портретные изображения представителей родов. Это важная часть собрания. Шмаров отмечал: «Я не стремлюсь собирать именно редкие портреты, гравюры и литографии - главное это найти изображение данного лица»21. В этой части можно встретить различные по технике изображения, а это фотографии XIX - начала XX в., вырезки из дореволюционных и советских изданий, а среди них как серийные периодические издания, так и редкие дореволюционные, а также огромное количество пересъемок с фотографий и изданий. Каждое изображение наклеено на паспарту из картона. На лицевой части указаны фамилия, имя и отчество изображенного лица и даты его жизни. На обороте - основные генеалогические и биографические сведения по возможности со ссылкой на издания, где можно найти сведения об этом лице. Интересно, что чем известнее личность, тем меньше сведений о ней на паспарту, а

чем менее известна, - тем подробнее. В некоторых случаях Ю. Б. Шмаров указывал, откуда получено изображение или из какого издания сделана пересъемка. Паспарту с портретами хранятся в папках, где они расположены в алфавитном порядке.

Изображения представительниц рода Юрий Борисович размещал на две фамилии - по рождению и в браке. Причем если у него имелась оригинальная фотография, то на одну фамилию он помещал оригинальное изображение, а на другую - пересъемку.

Еще раз хотелось бы отметить, что Шмаров редко обращал внимание на ценность издания как книжного памятника, а потому в этой части можно встретить портреты из таких редких изданий, как «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого с портретами их»22, «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»23, «Портретная галерея русских деятелей», изданная А. Э. Мюнстером24, «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» А. В. Морозова25 наравне с вырезками из периодических изданий, таких как «Искры» и «Новое время», относящихся к дореволюционному времени, и советского журнала «Огонек».

Есть в собрании и досье по русской усадьбе. Они были выделены уже при получении собрания в музейное хранение в связи с невозможностью хранения фотографий русской усадьбы и архивных документов в одном досье. Их описанию посвящена отдельная публикация26.

Из вышесказанного видно, что несмотря на то, что собрание Ю. Б. Шмарова состоит из разных самостоятельных частей, они взаимно дополняют друг друга, а ссылки на источники дают возможность быстрого поиска генеалогической и биографической информации. Кроме того, систематизация по алфавиту дает возможность быстрого поиска сведений по интересующей персоналии, а также выявление конкретного портрета или иконографии одной семьи.

В заключение необходимо подчеркнуть, что при изучении конкретных родословных надо обращаться к материалам из разных собраний. В отличие от опубликованных родословных, среди которых самым полным и исправным является последнее издание, материалы собраний генеалогов могут взаимно дополнять друг друга. Собрание же Ю. Б. Шмарова, благодаря верно разработанной методике систематизации, дает возможность быстрого нахождения необходимых сведений для дальнейшего использования, и, как говорил Ю. Б. Шмаров, оно «не раз служило подспорьем для тех, кто изучает жизнь и деятельность людей, вошедших в историю отечественной культуры»27.

Примечания

1 О Ю. Б. Шмарове см: Басманов А. В доме декабриста // Огонек. 1977. № 25. С. 23-24; Киселева Е. Г. Московские друзья книги. М., 1978. С. 135-141; ее же. Хранитель памяти // Альманах библиофила. М., 1981. Вып. 10. С. 90-97; Рыкова О. В. Московский генеалог Ю. Б. Шмаров: очерк-воспоминание // Рус. родословец. 2001. № 1. С. 93-105; Рыкова О. В. Дворянские портреты: собр. моск. генеалога Ю. Б. Шмарова // Наше наследие. 2002. № 62; и др.

2 Шмаров Ю. Б. Особняк в Гагаринском переулке // Памятники отечества. 1983. № 1 (7). С. 129-136.

3 Его же. Среди старинных портретов // Там же. 1986. № 1 (13). С. 116-125.

4 Его же. Воспоминания: беседа с Ю. Б. Шмаровым, записанная на диктофон В. А. Понсовым и Н. В. Лопатиным в мае 1989 г. // Летопись Историко-родословного общества в Москве. 1993. Вып. 1 (45). С. 52-55.

5 Гордеев Н., Пешков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. Воронеж, 1969; То же. 1978; Телетова Н. К. Забытые родственные связи А. С. Пушкина. СПб., 2007.

6 Шмаров Михаил Васильевич.

7 Шмаров Ю. Б. Среди старинных портретов. С. 117-119.

8 Греч А. Н. Рисунки Тома де Томона // Публичная библиотека СССР им. Ленина: сборник. М., 1928. Вып. 2. С. 135-152.

9 Русский портрет из московских частных собраний: каталог / ред. сост. Н. К. Комова; сост. Н. П. Пахомов, П. С. Романов, Ю. С. Торсуев. М., Совет. худож., 1975.

10 Шмаров Ю. Б. Среди старинных портретов. С. 119.

11 Петрова О. В. О работе с опубликованными генеалогическими справочниками // Археографический ежегодник за 1981 г. М., 1982. С. 173.

12 Рыкова Ольга Владимировна - историк, генеалог, хранитель собрания Ю. Б. Шмарова с 1989 г.

13 Рыкова О. В. Каталог библиотеки Ю. Б. Шмарова. Рукоп. Архив О. В. Рыковой.

14 Статья написана в 1970-е гг.

15 Петрова О. В. О родословных справочниках с рукописными дополнениями и исправлениями генеалогов // Археографический ежегодник за 1976 г. М., 1977. С. 219.

16 Русские портреты XVIII и XIX столетий. Т. 1-5. Изд. Вел. кн. Николая Михайловича Романова. СПб., 1905-1909.

17 Рыкова О. В. Генеалогия и фонды личного происхождения: развитие отеч. практ. генеалогии: дис. ... канд. ист. наук. М., 1985. С. 75.

18 Досье Озеровы Г-5043.

19 Досье Лемишевские Г-4111, Г-4112.

20 Досье Артыновы Г-930-Г-954.

21 Шмаров Ю. Б. Среди старинных портретов. С. 119.

22 Бантыш-Каменский Д. Н. Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого с портретами их. М., 1812. Ч. 1.

23 Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные. СПб., 1899.

24 Портретная галерея русских деятелей: Т. 1-2. Изд. А. Э. Мюнстера. СПб.: Тип. А. Мюнстера, 1865-1869.

25 Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. Т. 1-4. М., 1912-1913.

26 Александрова Н. А. «Материалы по истории русской дворянской усадьбы» в собрании Ю. Б. Шмарова // Русская усадьба XVIII - начала XXI в.: проблемы изучения, реставрации и музеефикации: материалы науч. конф., Ярославль, 3-4 июля 2014 г. / отв. ред. Е. В. Яновская. Ярославль, 2014. С. 5-16.

27 Шмаров Ю. Б. Среди старинных портретов. С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.