Научная статья на тему 'Собор и кладбище. ВысокоПетровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов. Часть вторая'

Собор и кладбище. ВысокоПетровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов. Часть вторая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Археология позднего Средневековья / история архитектуры / хронология / методика исследований и реставрации / кладбище / надгробия / эпиграфика / Late medieval archaeology / history ofarchitecture / chronology / methods ofthe research and restoration / cemetery / tombstones / epigraphy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляев Леонид Андреевич

Вторая половина статьи о проблемахдатирования архитектурных сооружений методами археологии и эпиграфики. Публикуются и анализируются надгробия XVI в., открытые при работах 2016 г. вокруг собора Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (Москва). Надписи надгробий позволили уточнитьдату начала строительства собора (не позднее лета 1512 г.). Для этого потребовалось доказать существование вторичных надгробий — повторений, реплик, несущих те же тексты, что и первоначальные камни. Приводятся характеристика плит XVI в., чтение их надписей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Catholicon and Cemetery. Vysoko-Petrovsky Monastery (Moscow): Finds, Losses, Methodological Errors ofthe 2010s. Part Two

The paper presents the second half ofthe article about the problems of dating architectural structures by methods of archeology and epigraphy. The article publishes and analyzes the tombstones ofthe 16th century, discovered in 2016 during the works around the Cathedral of Peter the Metropolitan in the Vysoko-Petrovsky Monastery (Moscow). The inscriptions on the gravestones made it possible to clarify the date when the construction of the cathedral began (no later than the summer of 1512). This required proving the existence of secondary tombstones — repetitions, replicas, bearing the same texts as the original stones. The characteristics ofthe 16th century slabs and the reading oftheir inscriptions are given.

Текст научной работы на тему «Собор и кладбище. ВысокоПетровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов. Часть вторая»

Л. А. Беляев

Собор и кладбище. ВысокоПетровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов Часть вторая1

© 2021

УДК 904:72(470-25) ББК 85.11(2)

Поступила в редакцию 24.11.2021

В первой части статьи была разобрана хронология периферийных частей собора Петра Митрополита на протяжении ХУ1-ХУ11 вв. [Беляев, 2021]. Материалом для анализа послужили десятки надгробных плит, глубоко проникших в структуру серии крылец и галереи. Теперь речь пойдет о дате первоначального ядра храма в его связи с прилегающим поврежденным кладбищем. Задача второй статьи — проверить, до какой степени археология в состоянии надежно датировать здание сама, без помощи летописных и архитектурных данных. К тем сведениям, которые были получены на рубеже 1970-1980-х гг. [Реставрация памятников архитектуры, 1988; Беляев, 1994; Беляев, 1996], добавлю результаты раскопок 1916 г. к юго-востоку от галереи, опубликованные пока частично [Савельев, Беляев, 2016. С. 188-191; Беляев, Григорян, Савельев, 2017. С. 20-25; Беляев, 2018. С. 2-6; Беляев, Савельев, Григорян, 2019. С. 228-231]. Они плотно соединяются с материалами работ 1980-х гг., что позволяет построить единую картину развития участка2[ил- 1].

Следует начать с того, что изначальная поверхность кладбища, от которого остались могилы и надгробия (из них многие лежат на своих местах), подстилает строительный уровень собора и фиксируется как внутри, так

1 Статья написана в рамках НИОКТР № 122011200385-1 «Эталонные памятники археологии Московской Руси и Российской империи: монастырь и город вландшафте Х1У-Х1Х вв.».

2 Архитектурные аргументы в основном выношу за скобки, это отдельная тема: реставрационные исследования Б.П. Дедушенкодо сих пор не опубликованы, затрудняюсь привести даже ссылку на реставрационный отчет.

ил. 1 Общий план собора Петра Митрополита и прилегающего кладбища по результатам работ конца XX в. и 2016 г. Треугольниками обозначены датированные надгробия: серым — найденные в 1970-1980-х гг., белым - найденные в 2016 г.

fig. 1 GeneralplanoftheCathe-dral of Metropolitan Peter and the adjacent cemetery based on the results of the work of the late 20th century and 2016. Triangles indicate dated tombstones: grey — found in the 1970s-1980s, white - found in 2016

и снаружи[ил-2]. Внутри собора раскопан небольшой участок [Беляев, 1994. Гл. 4. С. 157-168], однако и на нем удалось найти два надгробия in situ, одно из которых явно восходит к XV в. Один из переотложенных фрагментов, вероятно, еще более ранний, XIV — начала XV в. Первые годы XVI в. представлены группой плит с орнаментом и/или надписями, в том числе с датами. Среди них впервые встречены два надгробия 1510-х гг., которые следует представить, поскольку плиты ВПм № 58 и ВПм № 593 оказались во многих отношениях ключевой находкой[ил- 3].

Плита ВПм № 58 сохранилась почти целиком. Это обычное надгробие середины — второй половины XVI в., с очень характерными тонкими вытянутыми линиями вязи и орнаментом, широко использующим крупные треугольные «косынки» наряду со строчкой из мелких треугольников. Надпись в 3 строки (читается с трудом из-за мелких сколов и потертостей), с реконструированной датой, выглядит так:

[лета 1512 меся]ЦА ИЮЛЯ ЛА . ПРЕСТАВИС ИНОк 0ЕодоСЬЙ [Иса]КОВ СыН ОКУЛИНИН ВОЛОЧЕНИн НА ПАМЕть ПРаВедНАго ЕВдОКИМА

Плиту следовало бы отнести, учитывая тип эпиграфики и декора, к третьей четверти XVI в. Но на протографе, то есть надписи плиты ВПм № 59,

3 В полевой документации 2016 г. надгробия не маркировались. В статьях продолжена нумерация с последнего по списку фрагмента, опубликованного в 1996 г. с маркой ВПм № 56 [см.: Беляев, 1996]. О плите ВПм № 57 см. ниже.

лежавшей под камнем ВПм № 58, стоит гораздо более ранняя дата [ил.4]. И эта плита — иного типа: плоский (около 10 см) камень, по орнаменту ближе к плитам XV века, но более развитый (появились внутренние рамки в верхней части; заполнено центральное клеймо). Надпись уверенная, декоративным уставом, размещена непривычно: начало в нагрудном треугольнике, а продолжение — вдоль края доски, по левой от покойного стороне, в одну длинную строку. Читается легко:

ЛЪТ ЗК . МеСяЦА ИЮЛЯ ЛА ДеНЬ ПРЕСТАВИСЯ РАБЪ БоЖ1Й 1НОКЪ 0ЕДО СЕ1 ИСАКО ВЪ СыН Ъ

ПКУЛИНШЪ ВОЛОЧЕН1НЪ НА ПАМЯТь СТоГО . ПРАВЕДНАГО ЕВДОКИМА

Тексты верхней и нижней плит совпадают, обе явно положены над одним покойным. Второй камень, видимо, заменил первый, растрескавшийся. Плиты совмещены аккуратно и лежали на месте со второй половины XVI до начала XXI в. (около 450 лет), так что все их повреждения совпали. Оформление нижней плиты отвечает представлениям археологов об орнаменте и эпиграфике начала 1510-х гг., но отчетливо противоречит облику верхней плиты — между ними лет 50-70, что в пределах человеческой жизни или двух-трех поколений[ил- 5 а> б1

Это первый случай абсолютного, прямого доказательства существования намогильных плит-реплик. Тем самым подтверждаются и другие подобные случаи. Удается соединить даже фрагменты камней, найденные в разные годы.

Так, рядом с парой ВПм № 58/№ 59 над могилой Феодосия Окулинина найдена в том же 2016 г. нижняя половина плиты ВПм № 57 (два сочлененных фрагмента), возможно, лежащая на месте. Плита очень похожа на ВПм № 59: тот же орнамент «строчкой» из треугольников, надпись вдоль разделителя изножия, устав с выносными знаками. Три строки указывают день смерти, память святого и имя усопшего4[ил- 61 Читается: МеСяЦЬ . ИЮЛЬ . ЛА . ДеНЬ (на память святого) ЕВДОКИМА ПР(аведника)

(преставися раб) Б(о)ЖИЙ ЕПЮАН(ий?)

+

Год не сохранился, и тем не менее восстанавливается, поскольку, как оказалось, у этой плиты есть пара — фрагмент левого верхнего угла, опубликованный

4 Разделения на слова нет, но в дате слово «месяц», «июль» и «21» отделены с обоих концов

точками. Концы второй и третьей строк повреждены, но на следующий фрагмент они не

переходили, так что восстанавливается текстлегко. На четвертой строке помещен знак креста из четырех точек (крест в конце встречается в надгробных надписях как исключение).

ил. 2 Фрагмент некрополя XVI-XVII вв. с остатками отмостки и репликой XVII в. плиты Конана Клементьева 1562). Фото 1980-х

fig. 2 Fragment of the necropolis of the 16th-17th cc. with the remains of a pavement and a replica of Konan Klementyev's tombstone of 17th c. (f 1562). Photo, 1980s ил. 3 Раскоп 1/2016. Вид с севера на два надгробия инока Феодосия, волочанина 1512) fig. 3 Excavation site 1/2016. View from the north on two tombstones ofthe monk Theodosius, a Volochanin (f 1512)

ил. 4 Раскоп 1/2016. Виде востока на надгробия инока Феодосия, волочанина 1512)

fig. 4 Excavation 1/2016. View from the east on the tombstones ofthe monk Theodosius, a Volochanin (fl512)

ил. 5 Надгробия инока Феодосия, волочанина: а — реплика середины XVI в.; б — первоначальный камень 1512 г.

fig. 5 Tombstones ofthe monk Theodosius, a Volochanin: a — a replica ofthe mid-16th c.; б — the original stone of 1512

под шифром ВПм-5 [Беляев, 1996. Фото 52] 5 и несущий то же самое имя, Епи-фаний, и дату: 31 июля 1512 г. Трудно представить, что в один и тот же день в монастыре умерли два инока по имени Епифаний; очевидно, перед нами еще одна реплика.

Хронологические совпадения этим не ограничиваются: на четырех плитах двух монахов, Феодосия и Епифания (ВПм № 58/59 и ВПм № 5/ 57), указан один и тот же день смерти, 31 июля. Два инока умерли в один день, их похоронили рядом и под очень похожими, почти одинаково оформленными и надписанными плитами. Вряд ли они могли умереть в один и тот же день, но в разные годы — видимо, оба скончались в 1512 г. Более того, их плиты, сколько можно судить, и репликами заменили одновременно, в третьей четверти XVI в.

Внешнего объяснения событие единовременной смерти пока не находит — мне неизвестно в истории Москвы (и как города, и как княжества) крупных военных столкновений, пожаров или эпидемии в 1512 г. Надпись плиты Феодосия, более подробная, сообщает, что он волечанин, то есть, видимо, пришел в Высоко-Петровский из Волоцкого монастыря или одного из городов, в название которых входит слово «волок»6. Был ли Епифаний выходцем из того же монастыря — неизвестно.

Отметим, что манера располагать часть надписи не поперек камня, а по его длине, известна на кладбищах: Москвы (граффити с датой на участке церкви Николы Большой Крест и плита Ульяны «катуны» в Рождественском монастыре, см.: [Беркович, Егоров, 2017. С. 90-91 и 180-181]); Троице-Сергиева монастыря («старец Максим» [Вишневский, 2013. С. 186. Рис. 3]); монастырей Иосифо-Волоцкого (Нечаева жена Микулинская) и Возмищенского Рождества Богородицы (инок Сергей Омеленинов, см.: [Авдеев, 2020. С. 362, ил. 198 и 927-928, кат. 22]); Твери (церковь Алексея Человека Божия на Затьмацком посаде («поп Александр, священноинок Алексей»: [Новиков, 1999. С. 144-154]). Большинство плит, видимо, ранние, но ни одна не сохранила надежной даты7, и в этом отношении камни из Высоко-Петровского монастыря особенно ценны. Кроме того, теперь в Москве находок плит с подобным оформлением надписи

5 В публикации 1996 г. неверно прочтено ЗКН, то есть 1519 г. — даже на ретушированной для издания фотографии довольно ясно видно, что есть возможность отнести последний знак к началу слова «июля», см. об этом: [Беляев, 2021. С. 74-93].

6 «Волочане» — редкая форма, известная по Смоленской грамоте 1229 г. и договору Твери с Новгородом 1301/1302 г.) — возможно, вообще вХ111 в. говорила о жизни именно при волоках и работе на них. Из топонимов, кроме Иосифо-Волоцкого монастыря, подходят собственно — Волоколамск, Вышний Волочек, Волок Славенский. Но монастырская аффилиация Феодосия представляется предпочтительной.

7 При публикации в приложении кдиссертации А.Г. Авдеевдатирует плиту«жены Мику-линской» 1561/1562 г., не указывая, как он пришел к этому выводу. Эпиграфически она выглядит на полвека старше, а с учетом уникального обращения к прохожему («а хто чтет тому на здравие») — тем более.

больше, чем где-либо (половина из восьми перечисленных), причем среди них единственная целая8.

Отметим, что на кладбище встречены и другие, пускай переотложенные, реплики раннего времени. Надпись о смерти инока Сергия Абрамова в 1498 (более вероятно) или 1508 г.9 сделана на плите с «косынками» (явный признак середины — второй половины XVI в.)[ил- 7]. Можно не сомневаться в том, что перед нами реплика, и доверять нужно как сведениям надписи, так и дате орнамента, хотя между ними полвека или более. Гипотеза о плитах-репликах, доказанная в 2016 г., высказана мною еще в 1996 г., с указанием на плиты: ножевника Конана, сына Клементьева (верхняя нарезана в XVII в. и аккуратно уложена на изначальный камень, отвечающий стилю указанной даты: 1562 г. богато орнаментированный, но без надписи)[ил- 8], и Алексея Ергольского, XVI в.10[ил- 91 Ясно, что повторений довольно много: в монастыре учтено около 15 камней с надписями XVI в., и треть из них — реплики. Пары и одиночные реплики стали бросаться в глаза и на других некрополях11.

Этюд о репликах и плитах с продольным расположением надписи помещен здесь не случайно. Он характеризует кладбище, окружающее собор Петра Митрополита (в том числе хронологически) и вводит Высоко-Петровский монастырь в узкий круг обителей, где еще лежат на своих местах надписные надгробия 1490-1510-х гг., и гораздо более древние плиты без надписей, но с крайне архаичным орнаментом XIV-XV вв. [см.: Беляев, 1996. Фото 48. ВПм № 2]. Они древнее, чем плита, открытая внутри собора, с ее привычной для XV в. облегченной антропоморфной схемой (высокие плечи, незаполненные клейма), нанесенной на камень неправильной формы [Беляев, 1996. Табл. LXXI, 1][ил- 101

Отметим, что на плитах монастыря встречаются указания на выходцев из других обителей, практически не известные в других обителях. Кроме «во-лоченина» здесь упомянуты двое звенигородцев, причем с очень небольшой временной разницей: «инок Никандар звенигородский» (ВПм № 60,1582 г.,

8 Предложенное в той же диссертации выделение этой группы плит по размещению надписи (тем более — особой «волоцкой» группы) не имеет оснований. На один камень могли нанести половину надписи поперек, а половину — вдоль. Похоже, в большинстве случаев так и делали.

9 В надписи не указано число, поэтому уточнить год путем соотнесения с днями Великого поста не получится.

10 Об этих двух репликах см. в первой части статьи.

11 Примеры «реплик» были известны и ранее, но это были памятные камни, такие как плита Елены Девочкиной (| 1547 г.; изготовлена не ранее 1611 г., см.: [Беляев, Романов, Шли-онская, 2010. С. 156-165]); в Новодевичьем монастыре открыты лежащие одна на другой плиты княжны Ирины, дочери Василия Дмитриевича Друцкого, 1553 г.; возможно, иноки-схимницы Ульяны Говорухиной. Во второй половине XVII в. в соборе Богоявленского за Торгом монастыря оформили серию плит потомков Воронцовых-Вельяминовых (плиты Бм-30-Бм-36, изучены в 1980-е гг.: [Беляев, 1996. Фото 35-42]).

ил. 6 Остатки надгробия инока Епифания 1512): а — вид в раскопе 1/2016, с севера; б — фрагменты нижней половины плиты с надписью и орнаментом; в — верхний левый угол плиты-реплики. Фото 1980-х

fig. 6 Remains ofthe tombstone ofthe monk Epiphanius (f 1512): a — view ofthe excavation area 1/2016, from the north; б — fragments ofthe lower half ofthe slab with an inscription and ornamentation; в — upper left corner ofthe slab. Photo from the 1980s

ил. 7 Плита инока Сергия Абрамова. 1498. Реплика середины XVI в.

fig. 7 Tombstone ofthe monk Sergius Abramov. 1498. Replica ofthe mid-16th century ил. 8 Плита ножевника Конана Клементьева 1592): а — реплика середины XVII в.; б — первоначальный камень 1592 г. без надписи

fig. 8 Tombstone of Conan Klementyev, a cutler (f 1592): a — a replica of the mid-17th c.; б — the original stone of 1592 without an inscription ил. 9 Плита Алексея Ергольского: а — камень первой четверти XVI в.; б — камень-реплика с надписанным именем

fig. 9 Tombstone of Alexei Ergolsky: a — stone from the first quarter ofthe 16th c.; б — a replica stone with an inscribed name

ил. 10 Раскоп 2/2016. Плита начала — первой четверти XVI в. in situ. Вид сверху с востока

fig. 10 Excavation 2/2016 The tombstone ofthe beginning — the first quarter of the 16th c. in situ, top view from the east ил. 11 Архитектурная деталь под углом надгробия инока Феодосия, волочанина: а — вид in situ с севера; б — вид детали с угла; в — фронтальный вид одной из граней; г — полевой обмер

fig. 11 Anarchitecturaldetailatan angle of the tombstone of the monk Theodosius, Volochanin: а — in situ view from the north; б — view of the part from the corner; в — frontal view of one of the faces; г — field measurements

11 г

11б 11в

in situ)12 и «схимник Леонид звенигородец» (ВПм № 68,1583 г.)13. Вероятно, они жили в монастыре в одни и те же годы, в конце царствования Ивана Грозного. Несомненно, в будущем эти наблюдения будут включены в общую историю монастырей Руси XVI в. Предстоит задуматься и над особыми отношениями Высоко-Петровского монастыря с Иосифо-Волоцким и звенигородским Саввино-Сторожевским.

Итак, мы столкнулись с единственным пока в Москве большим фрагментом кладбища, которое последовательно развивалось по крайней мере с XV до конца XVII в. Многие плиты сохранились здесь на своих местах (уцелели даже элементы благоустройства), обнаружена серия плит-реплик. Причина такой сохранности — в истории кладбища. Древнейший уровень жизни перекрыло строительство каменного собора. По мере перестроек его крыльца, которые четко укладываются во вторую-третью четверть XVII в., кладки вобрали в себя часть надгробий с окружающего кладбища, что обеспечило нам устойчивость хронологии. При этом древнейшие надгробия, уже скрытые слоем, остались на месте.

В конце XVII в., при общей перестройке монастыря и возведении округлой открытой галереи, прилегавшая к собору часть кладбища оказалась внутри субструкции и, видимо, частично в ней сохраняется до сих пор. Прилегающая поверхность некрополя была перекрыта в ходе этих же работ, и в дальнейшем погребения на ближайших к собору участках не производили — кладбище сдвинулось на север, к Боголюбовской церкви-усыпальнице Нарышкиных.

12 Плита была доступна обзору с большим трудом. Удалось прочесть:

ЛЕТА 3 (клеймо) ЧГ МСЦА//МАРТА В В ПРЕСТАВИся//РАБ БОЖИЙ ИНОКЪ НИКА//НДРЪ ЗВЕНИГОРОДСКИЙ

13 См. подробнее об этой плите в предыдущей части статьи.

Эта довольно сложная конструкция основана на доказанных археологических и эпиграфических фактах и позволяет сделать вывод о дате собора Петра Митрополита. Вне зависимости от летописных свидетельств, она сдвигается в начало XVI в. Известно, что собор освящен в 1517 г., и при этом учтен в списке Алевиза Нового, помещенном под 1514 г. Дата на плите инока Феодосия конец июля 1512 г. — позволяет сдвинуть начало строительства на два года ранее.

«Вишенкой на торте» служит подставленная для поддержки под левый верхний угол плиты Феодосия белокаменная капитель (база?)[ил- 11]. Три другие угла не сохранились — возможно, там тоже были подставки. Она очень примитивна. Абака четырехсторонняя квадратная (сторона не более 18 см), сверху гладкая, как бы выхоженная; эхин и ствол без профилировки; узкая часть ствола — 10 см (у корня) — продолжалась с расширением (до 13 см, далее отбито). Грани абака (высотой 2 см) украшены выступающими деталями: по углам простые треугольные «акротирии», по центру граней и точка-клипё. Общая сохранность в высоту — 14 см. Капитель, видимо, тесали вместе с маленькой колонкой, но испортили и применили как подставку под плиту14.

Работа довольно грубая, но ясно, что это — изделие в романо-ренес-сансном стиле. В Москве оно аналогов пока не имеет, но заставляет вспомнить о европейце, построившем собор, а также о довольно простых базах портала, которые найдены нами при работах 1980-х гг. в забутовке крыльца XVII в. (одна из них поставлена в портал). Если камень под углом плиты с верхней датой до июля 1512 г. свидетельствует, что постройку собора уже вели и указывает на ее длительность, то храм задумали и заложили раньше, чем считалось согласно «списку 1514 года». По-видимому, этот список, действительно, не «программа» строительства — некоторые из храмов в 1514 г. строились, другие уже стояли.

14 Не решаюсь предположить какой-то связи между погребенными иноками Феодосием и Епифанием и процессом строительства собора.

Литература

Авдеев А.Г. Памятники лапидарной эпиграфики как источник по истории и культуре Московской Руси. Дис. ... док. ист. наук. М., 2019. 2216 с.

Баталов А.Л. Утрата историчности: полемика одате Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Искусствознание. 2020. № 4. С. 172-193.

Баталов А.Л., БеляевЛ.А. Архитектура Твери и Москвы//История русского искусства. Т.4: Искусство середины XIII — середины XIV века/Отв. ред. Э.С.Смирнова. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2019. С. 158-205.

БеляевЛ.А. Древние монастыри Москвы (конецХШ — начало XV века) поданнымархео-логии. М.: Мейкер, 1994. 458 с.

БеляевЛ.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и СевероВосточной Руси XIII-XVII вв. М.: Модус-граффити, 1996. 568 с.

БеляевЛ.А. Поминать и помнить: традиция обновления надгробий в Москве XVI-XVII вв.//Живая старина. 2018. № 3. С.2-6.

Беляев Л. А. 7000 лет и деловые пометки: к палеографии надгробий Москвы XVI — начала XVII века//3вучат лишь Письмена. К юбилею Альбины Александровны Медынцевой. М.: ИА РАН, 2019. С.76-88.

БеляевЛ.А., Гоигорян С.Б., Савельев Н.И. Высоко-Петровский монастырь//Города. Поселения. Некрополи. Раскопки 2016. Материалы спасательных археологических исследований. Т. 19. М.: ИА РАН, 2017. С.20-25.

БеляевЛ.А., Елкина И.И. О времени постройки первого каменного собора Алексеевского Зачатьевского монастыря: опыт автокоррекции // Вестник Сектора древнерусского искусства. 2020. № 2. С. 65-78.

БеляевЛ.А. Собор и кладбище. Высоко-Петровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов. Часть первая // Вестник Сектора древнерусского искусства. 2021. № 1. С. 74-93.

БеляевЛ.А., Савельев Н.И., Гоигорян С.Б. Новый этап исследований Высоко-Петровского монастыря в Москве//Новые археологические проекты: Воссоздавая прошлое/ Под ред. H.A. Макарова. М.: ИА РАН, 2019. С.228-231.

Беркович В.А., Егоров К.А. Московское белокаменное надгробие. Каталог. М.: ООО «ТМ Продакшн», 2017. 765 с.

Вишневский В.И. Некоторые особенности эпиграфики средневекового некрополя Троице-Сергиева монастыря // Вопросы эпиграфики. Вып. VII. 4.2. М., 2013. С. 184-198.

Малыгин П.Г. Несостоявшееся опровержение// Вестник Сектора древнерусского искусства. 2020. № 2. С. 229-241.

Новиков A.B. Надгробия конца XV-XVII вв. из раскопок некрополя у церкви Алексея — Человека Божия на Затьмацком посаде г. Твери//Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Материалы науч. семинара. Вып.З. Тверь, 1999. С. 144-154.

Савельев Н.И., БеляевЛ.А. «Возобновленные» надгробия в Высоко-Петровском монастыре (г. Москва) и восприятие личности в XV-XVII веках// Средневековая личность в письменных и археологических источниках: Московская Русь, Российская Империя и их соседи: материалы науч. конф. М.: ИА РАН; ИРИ РАН, 2016. С. 188-191.

Реставрация памятниковархитектуры: Учеб. пособиедля вузов/С.С. Подъяпольский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постникова. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.

Название статьи

Собор и кладбище. Высоко-Петровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010-х годов. Часть вторая

Сведения об авторе

Беляев Леонид Андреевич—доктор исторических наук, заведующий отделом, Институт археологии РАН, ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, Российская Федерация, 117292; ведущий научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. labeliaev@bk.ru

Аннотация

Вторая половина статьи о проблемахдатирования архитектурных сооружений методами археологии и эпиграфики. Публикуются и анализируются надгробия XVI в., открытые при работах 2016 г. вокруг собора Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре

(Москва). Надписи надгробий позволили уточнитьдату начала строительства собора (не позднее лета 1512 г.). Для этого потребовалось доказать существование вторичных надгробий — повторений, реплик, несущих те же тексты, что и первоначальные камни. Приводятся характеристика плит XVI в., чтение их надписей.

Ключевые слова

Археология позднего Средневековья, история архитектуры, хронология, методика исследований и реставрации, кладбище, надгробия, эпиграфика.

Title

Catholicon and Cemetery. Vysoko-Petrovsky Monastery (Moscow): Finds, Losses, Methodological Errors ofthe 2010s. Part Two

Author

Beliaev, Leonid Andreevich— Full Doctor, Head ofthe Department. Institute of Archeology, Russian Academy of Sciences, Dm. Ulyanova st., 19,117292, Moscow, Russian Federation; Leading Researcher, State Institute of Art Studies, Kozitsky pereulok, 5, Moscow, Russian Federation, 125009. labeliaev@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The paper presents the second half of the article about the problems of dating architectural structures by methods of archeology and epigraphy. The article publishes and analyzes the tombstones ofthe 16th century, discovered in 2016 during the works around the Cathedral of Peter the Metropolitan in the Vysoko-Petrovsky Monastery (Moscow). The inscriptions on the gravestones made it possible to clarify the date when the construction of the cathedral began (no later than the summer of 1512). This required proving the existence of secondary tombstones — repetitions, replicas, bearing the same texts as the original stones. The characteristics ofthe 16th century slabs and the reading oftheir inscriptions are given.

Keywords

Late medieval archaeology, history ofarchitecture, chronology, methods ofthe research and restoration, cemetery, tombstones, epigraphy.

References

Batalov A.L. Loss of Historicity: the Controversy about the Date of St. Nicholas Catholicon ofthe Antoniev Krasnokholmsky Monastery. Iskusstvoznanie (ArtStudies Magazine). 2020, № 4, pp. 172-193 (in Russian).

Batalov A. L., Beliaev L.A. Architecture of Tver and Moscow. Istoriia russkogo iskusstva. vol. 4. Iskusstvo serediny XIII — serediny XlVveka (Russian Art History. Vol. 4. Art ofthe middle ofthe 13th — middle ofthe 14th century). Moscow, Gosudarstvennii institut iskusst-voznaniia Publ., 2019. pp. 158-205 (in Russian).

Beliaev L.A. Drevnie monastyri Moskvy (kon. XIII — nach. XVvv.) po dannym arkheologii. (Medieval Monasteries ofMoscow (late 13th — early 15th centuries) according to Archeologi-cal Data). Moscow, Meiker Publ., 1994. 458 p. (in Russian).

Beliaev L.A. Russkoe srednevekovoe nadgrobie. Belokamennye plity Moskvy i Severo-Vostochnoi Rusi XIII-XVII vv. (Russian Medieval Tombstone. Limestone Slabs ofMoscow

and North-Eastern Russia ofthe 13th-17th centuries). Moscow, Modus-graffiti Publ., 1996. 568 p. (in Russian).

Beliaev L.A. Memory and Commemoration: the Secondary Tombstones in Moscow ofthe 16th-17th centuries. Zhivaya starina (Living Antiquity), 2018, № 3, pp. 2-6 (in Russian).

Beliaev L.A. 7000 Years and the Craftsmen Notes: to the Epigraphy ofthe Tombstones of Moscow ofthe 16th — Beginning ofthe 17th c. ZvuchatLish'Pis'mena. Kiubiteiu AL'biny ALeksandrovny Medyntsevoi (Only the Writing Sounds. To the Anniversary of Albina Alexan-drovna Medyntseva). Moscow, IA RAN Publ., 2019, pp.76-88 (in Russian).

Beliaev L.A., Grigorian S.B., Savel'ev N.I. Vysoko-Petrovsky Monastery. Goroda. Posele-niia. Nekropoli. Raskopki2016. Materialyspasatel'nykh arkheotogicheskikh issledovanii (Cities. Settlements. Necropolises. Excavations 2016. Results ofthe Rescue Archaeological Research). Vol.19. Moscow, IA RAN Publ., 2017, pp.20-25 (in Russian).

Beliaev L.A., Elkina I.I. To the Date of Construction ofthe First Stone Cathedral ofthe Alek-seevsky Zachatievsky Convent: Attempt of Autocorrection. Vestnik Sektora drevnerusskogo iskusstva (Bulletin ofthe Russian Medieval Department), 2020, № 2, pp. 65-78 (in Russian).

Beliaev L.A., Savel'ev N.I., Grigorian S.B. A New Stage of Research ofthe Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow. Novye arkheologicheskie proekty: Vossozdavaia proshloe (New Archaeological Projects. Recreating the Past). Moscow, IA RAN, Publ., 2019, pp.228-231 (in Russian).

Malygin P. G. Failed Rebuttal. VestnikSektora drevnerusskogo iskusstva (Bulletin ofthe Russian Medieval Department), 2020, № 2, pp.229-241 (in Russian).

Pod"iapol'skii S.S., Bessonov G.B., Beliaev L.A., Postnikova T.M. (eds.) Restavratsiia pami-atnikov arkhitekturi: Ucheb. posobie dlia vuzov (Restoration of Architectural Monuments. GuideforStudents). Moscow, Stroiizdat Publ., 1988. 264 p. (in Russian).

Savel'ev N.I., Beliaev L.A. "Renewed" Tombstones in the Vysoko-Petrovsky Monastery (Moscow) and the Perception of Personality in the 15th-17th centuries. Srednevekovaia lichnost' v pis'mennykh i arkheologicheskikh istochnikakh: Moskovskaia Rus', Rossiiskaia Imperiia i ikh sosedi: materialy nauch. konf. (Medieval Personality in Written and Archaeological Sources: Moscow Rus, the Russian Empire andtheir Neighbors: Materials ofthe Scientific Conference). Moscow, IA RAN, IRI RAN Publ., 2016, pp. 188-191 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.